Церковный календарь
Новости


2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 6-я (1874)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 5-я (1874)
2017-04-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Пять поученій въ недѣлю Ѳомину (1894)
2017-04-23 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Восемь поученій въ недѣлю Антипасхи (1900)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 16-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 15-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 14-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 13-е)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 69-е, въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (1910)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 68-е, въ недѣлю новую Антипасхи (1910)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-20 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 12-е)
2017-04-20 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 11-е)
2017-04-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ четвертокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ среду 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 46.
Житія святыхъ

Свт. Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей свт. Димитрія произошло 21 сентября 1752 г.; прославленіе — 22 апрѣля 1757 г.; перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ, НА РУССКОМЪ ЯЗЫКѢ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

МѢСЯЦЪ ІЮНЬ.

День второй.
Страданіе святаго великомученика Іоанна Новаго.

Много святыхъ мужей, своею богоугодною, добродѣтельною жизнію давшихъ намъ примѣръ для подражанія; въ числѣихъ находится и настоящій угодникъ Божій, не меньшій первыхъ, хотя и послѣдній по времени. Владыка Христосъ почтилъ вѣнцами не только мучениковъ первыхъ вѣковъ, но и нынѣ, въ послѣднія времена, открываетъ дверь (Царствія Своего) тѣмъ, кто сего ищетъ, удостоивая ихъ той же славы и дарованій. Итакъ начнемъ повѣ/с. 49/ствованіе о святомъ Іоаннѣ, доблестномъ воинѣ Христовомъ, исполненномъ благодати Святаго Духа, — кто онъ былъ, откуда родомъ и какъ сподобился лика и вѣнца мученическаго.

Родиной этого мужа былъ Трапезонтъ, славный и великій городъ, лежащій въ странахъ восточныхъ, близъ Ассиріи и границы великой Арменіи. Изобилуя всѣмъ необходимымъ, этотъ городъ служитъ удобнымъ пристанищемъ для кораблей, отовсюду приплывающихъ къ нему; жители же его, имѣя пребываніе свое при морѣ, занимаются торговлею и мореплаваніемъ, откуда и пріобрѣтаютъ себѣ средства къ существованію. Такъ точно и блаженный Іоаннъ занимался торговлей, совершая частыя путешествія по морю къ разнымъ городамъ. Однажды пришлось ему съ значительнымъ запасомъ товаровъ войти на корабль иноземнаго мужа, который родомъ былъ фрягъ [1], вѣрою не восточнаго исповѣданія, нравомъ грубъ, не милостивъ и безчеловѣченъ. Во время плаванія святаго съ тѣмъ мужемъ, началъ врагъ діаволъ завидовать непорочной жизни Іоанна: онъ едва переносилъ добродѣтельную жизнь блаженнаго, часто видя его въ молитвѣ и постѣ, благонравнымъ и для всякаго доступнымъ, милосердымъ къ терпѣвшимъ нужду на кораблѣ и къ тѣмъ, кому приходилось болѣть. Рабъ Христовъ утѣшалъ такихъ людей, подавая имъ необходимое отъ своего достатка, простирая имъ щедрую руку съ помощью; съ глазами, полными слезъ, говорилъ онъ въ себѣ:

— «Если окажешь милость страждущему брату, будешь и самъ помилованъ; и если утѣшишь скорбящаго, и самъ сподобишься утѣшенія отъ Бога».

/с. 50/ Невидимый врагъ видѣлъ это, завидовалъ и шытался оказать препятствіе святому на пути ко спасенію. Прежде всего онъ умыслилъ отторгнуть его отъ благочестивой вѣры и вооружилъ на него врага видимаго, начальника корабля, державшагося другого исповѣданія вѣры, который началъ досаждать правовѣрному рабу Христову спорами о восточномъ (православномъ) благочестіи. Въ многочисленныхъ словесныхъ преніяхъ о вѣрѣ, которыя были между ними во время морского пути, святый Іоаннъ, какъ человѣкъ весьма мудрый и искусный въ книжномъ ученіи. всегда одолѣвалъ фряга и обличалъ его неправомысліе; а тотъ гнѣвался на неодолимаго воина Христова, раздражался, досаждалъ ему многими укоризнами и изъ чувства вражды замыслилъ на него зло. Когда возгорѣлась въ немъ такая вражда, корабль присталъ къ берегу у Бѣлграда, близъ Босфора [2]. Тамъ злой корабельщикъ пошелъ къ мѣстному градоначальнику, родомъ и вѣрою персу [3], усердному хранителю своихъ отеческихъ преданій, и взвелъ предъ нимъ такую клевету на святаго Іоанна:

— «Начальникъ! Со мною на кораблѣ прибылъ сюда мужъ, который желаетъ, отказавшись отъ христіанской вѣры, преданной отцами, приступить къ вашей вѣрѣ и быть общникомъ вашихъ преданій; во время морского пути онъ извѣстилъ меня объ этомъ и многими клятвами подтверждалъ, что не перемѣнитъ своего намѣренія. Если ты позаботишься скорѣе привести его къ единовѣрію съ вами, то тебѣ будетъ великая похвала отъ твоего народа, ибо этотъ мужъ весьма искусенъ въ словѣ и среди знатнѣйшихъ вельможъ города Трапезонта не послѣдній».

Услышавъ это, нечестивый начальникъ исполнился радости; сѣвъ на обычномъ судебномъ мѣстѣ, онъ повелѣлъ съ почетомъ привести къ себѣ блаженнаго Іоанна и сказалъ ему:

— «Я много слышалъ о тебѣ, почтенный мужъ, — слышалъ, что ты возлюбилъ нашу вѣру и хочешь приступить къ ней. Наша /с. 51/ вѣра имѣетъ предметомъ размышленія честнóе и зажигаетъ любовью къ себѣ сердца тѣхъ, которые разумѣютъ ее; принимающимъ ее съ радостью, она подаетъ благополучную жизнь и долголѣтіе; христіанская же вѣра достойна осмѣянія. Почтенный другъ! Не медли отложить ее далѣе отъ себя и во всеуслышаніе предъ этимъ всенароднымъ собраніемъ похули христіанскіе преданія и законы; потому и сошлись сюда всѣ вмѣстѣ, не исключая женъ и дѣтей, что слышали о твоемъ желаніи исповѣдать нашу свѣтлую и преславную вѣру. Иди же, о чудный мужъ, стань вмѣстѣ съ нами, яснѣйшимъ голосомъ прославь свѣтозарное солнце, воздай честь звѣздѣ, предшествующей солнцу, и принеси жертвы небеснымъ свѣтиламъ, озаряющимъ вселенную; тогда ты удостоишься многихъ почестей и великаго сана отъ царя нашего, намъ же будешь искреннимъ братомъ и насладишься жизнью, пріятной всѣмъ людямъ».

Пока правитель со смѣсью злобы и коварства говорилъ эти льстивыя слова, святый Іоаннъ, возведя вверхъ мысленныя очи, призывалъ на помощь Владыку, сказавшаго: когда поведутъ васъ предъ царей и князей ради имени Моего, не заботьтесь напередъ, что говорить, или что отвѣчать въ тотъ часъ: ибо дастся вамъ слово, которому не будутъ въ состояніи противиться всѣ противящіеся вамъ (ср. Марк. 13, 11). Потомъ, воззрѣвъ на мучителя чувственными очами и протянувъ безбоязненно руку, сказалъ въ отвѣтъ:

— «Мнѣ думается, что ты явно лжешь, о, начальникъ! Не говорилъ я, что хочу отречься отъ Христа моего; да не будетъ со мною сего, да не попуститъ Господь мой Іисусъ Христосъ когда-либо даже мысли о семъ во мнѣ; это умышленія врага истины, твоего отца, сатаны. Войдя въ тебя, какъ въ свой истинный сосудъ, онъ чрезъ тебя бесѣдуетъ со мною, надѣясь привлечь меня къ погибели, и принуждаетъ меня отступить отъ истиннаго Бога, Создателя какъ иныхъ всѣхъ видимыхъ и невидимыхъ тварей, такъ и самого этого солнца, которое ты чтишь какъ Бога, прельщенный властью тьмы, и въ безуміи воздаешь твари ту честь, которую подобаетъ воздавать Самому Богу. Не прельщай же меня склониться ко лжи, а, напротивъ, узнавъ самъ отъ меня таинство истины. отложи, прошу тебя, лежащую на душѣ твоей мглу нечестія и сподобись быть сыномъ свѣта, возсіявъ ярче солнца зарею /с. 52/ божественнаго крещенія. И не считай Богомъ солнце, видимое на небѣ, но знай, что это — свѣтило огненнаго свойства, поставленное Создателемъ для служенія людямъ и сотворенное въ четвертый день. А созданіе развѣ можетъ быть Богомъ!»

Сказавъ это, святый Іоаннъ воздѣлъ руки и возвелъ очи къ небу, и во всеуслышаніе воскликнулъ:

— «Да не отрекусь отъ Тебя, Христа Спасителя моего, съ безначальнымъ Твоимъ Отцемъ и съ Пресвятымъ Духомъ славимаго Бога! Не поклонюсь солнцу, не послужу огню, не принесу жертвы звѣздѣ, которую языческое баснословіе называетъ Венерою, одноименно съ блудной страстью!»

Такъ говорилъ мученикъ твердымъ голосомъ и съ радостнымъ лицомъ. Распаляемый огнемъ внутренняго гнѣва мучитель часто мѣнялся въ лицѣ и не могъ слишкомъ долго терпѣть словъ мужа, говорящаго противное ему, ибо святый Іоаннъ среди многочисленнаго народа прославлялъ того Христа, Котораго начальникъ хулилъ, исповѣдывалъ Его истиннымъ Богомъ, и до конца уничижалъ и низлагалъ нечестивую вѣру или, вѣрнѣе сказать, обольщеніе правителя. Тогда мучитель повелѣлъ воинамъ сорвать съ мученика одежды, что воины исполнили тотчасъ же скорѣе слова: и стоялъ святый нагимъ, — во Христа облеченнымъ. Потомъ повелѣлъ начальникъ положить предъ мученикомъ множество палокъ и сказалъ ему:

— «Ты обѣщался не басни повѣствовать, а отречься отъ твоей неполезной вѣры, и усердно желалъ присоединиться къ нашей свѣтлой вѣрѣ и украситься нашими законами. Оставь же свое продолжительное злорѣчіе и исполни, что обѣщалъ, — присоединись къ преславной нашей вѣрѣ и поклонись свѣтозарному солнцу: если же этого не сдѣлаешь, то за нашу выдающуюся своей благостью вѣру не только этими жезлами раздроблю твое тѣло, но и иными лютѣйшими муками, невыносимыми для человѣка, буду тебя мучить и, наконецъ, предамъ тебя горчайшей смерти».

Святый мученикъ сказалъ въ отвѣтъ:

— «О, мучитель, исполненный всякой скверны! Я не баснословецъ, а рабъ и проповѣдникъ истиннаго, въ Троицѣ славимаго, Бога, въ Котораго научился вѣровать отъ прародителей и родителей моихъ; нынѣ Ему Одному покланяюсь, Ему приношу жертву хвалы, Его признаю и исповѣдую Создателемъ всего, Его ожидаю какъ Судію живымъ и мертвымъ; Онъ придетъ воздать /с. 53/ каждому по дѣламъ въ то время, когда повелѣніемъ Его померкнетъ это видимое солнце, поставленное на служеніе людямъ. Поэтому не надѣйся слышать отъ меня что-либо иное, — что сначала сказалъ я, то и нынѣ говорю: доколѣ обладаю умомъ и управляю моимъ разсудкомъ, дотолѣ не буду почитать твари вмѣсто Творца и не поклонюсь созданію вмѣсто Создателя. А затѣмъ не медли, дѣлатель неправды, явно обнаружить скрытый въ тебѣ песій и безчеловѣчный нравъ, и освободи себя отъ заботъ объ изобрѣтеніи на меня мукъ, — какимъ угодно способомъ мучительства и смерти посылай меня къ Владыкѣ Богу, къ Которому я самъ стремлюсь. Что хочешь дѣлать, дѣлай скорѣе, чтобы слуху моему не слишкомъ долго оглашаться твоими нечестивыми рѣчами, о которыхъ сказалъ пророкъ: ядъ аспидовъ подъ устнами ихъ (Псал. 139, 3), и — очамъ моимъ не смотрѣть долѣе на твое всескверное лицо. Вотъ обнаженная плоть моя готова къ мучительству твоему. Бей жезлами, сожигай огнемъ, утопи въ водѣ или разсѣки мечемъ, и если у тебя есть иныя, болѣе лютыя, муки, не лѣнись причинить ихъ мнѣ: все готовъ радостно принять ради любви ко Христу моему».

Эти рѣчи мученика воспламенили гнѣвомъ свирѣпаго мучителя; онъ тотчасъ повелѣлъ растянуть блаженнаго на землѣ и немилостиво бить суковатыми палками. Слуги били страстотерпца Христова столь жестоко, что многія части раздробляемой плоти его вмѣстѣ съ палками поднимались въ воздухъ, и все мѣсто, гдѣ мучили святаго, обагрилось кровью. Доблестный же страдалецъ мужественно переносилъ это мученіе и, возводя умныя очи свои на небо, говорилъ:

— «Благодарю Тебя, Владыко Боже, что сподобилъ меня кровью моею очиститься отъ грѣховъ моихъ, въ которые, по немощи человѣческой, впалъ я послѣ святаго крещенія».

Сыны погибели, слыша молитву мученика къ Богу, исполнились еще бóльшей ярости и жестоко били его до тѣхъ поръ, пока не умолкъ его голосъ. При наступленіи вечера правитель повелѣлъ едва дышавшаго мученика связать двумя цѣпями, бросить въ темницу и стеречь до утра для сильнѣйшаго мученія. А такъ какъ мученикъ отъ лютыхъ ранъ не могъ идти самъ, то его повлекли какъ нѣкій трупъ и ввергли въ узилище.

На утро ввѣроподобный мучитель, сѣвши на обычномъ судебномъ мѣстѣ, повелѣлъ привести святаго мученика Іоанна. Стра/с. 54/стотерпецъ Христовъ предсталъ со свѣтлымъ лицемъ и радостною душою. Взглянувъ на мученика и увидѣвъ свѣтлое и обрадованное лице его, нечестивый судья весьма удивился, какъ послѣ столь лютаго мученія обрѣтается въ немъ душа, и онъ веселится, — точно не потерпѣлъ никакихъ страданій.

— «Видишь ли, Іоаннъ, — сказалъ онъ, — до какого безчестія довело тебя твое непокорство? Едва не лишился ты сладкой и всѣмъ людямъ болѣе всего существующаго любезной жизни. Впрочемъ, если ты окажешь повиновеніе моимъ разумнымъ увѣщаніямъ, то готово тебѣ и здравіе: втеченіе немногихъ дней будетъ уврачевана твоя израненная плоть, ибо есть у насъ весьма искусные врачи, пришедшіе изъ Индіи и Персіи; если же и далѣе хочешь пребывать въ христіанствѣ, то знай, что еще бóльшее зло ожидаетъ тебя».

Святый мученикъ отвѣчалъ:

— «Объ израненной плоти моей я нимало не забочусь, о судія! Поскольку внѣшній нашъ человѣкъ тлѣетъ, постольку обновляется внутренній, какъ говоритъ великій апостолъ Господень (2 Кор. 4, 16). Объ одномъ имѣю я попеченіе: претерпѣть до конца причиняемыя мнѣ отъ тебя муки, о укрѣпляющемъ меня Христѣ, Который сказалъ: претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ (Марк. 13, 13). Если ты изобрѣлъ на меня еще какія-либо муки, причиняй ихъ мнѣ: ибо первыя, наложенныя тобою на меня, раны вмѣнились мнѣ въ ничто».

Посрамленный этими мудрыми словами святаго, безумный мучитель затрясся отъ гнѣва и, испустивъ рыканіе, какъ звѣрь, повелѣлъ снова простереть мученика на землѣ и бить еще болѣе жестоко, и долго слуги безпощадно били страстотерпца, смѣняя другъ друга, такъ что и внутренности мученика были изранены; онъ же, шепча устами, творилъ молитву къ Богу. Когда изнемогли воины, бившіе члены тѣла, облекавшаго адамантовую [4] душу, и люди всѣхъ возрастовъ, собравшіеся смотрѣть мученія, стали кричать на сквернаго судію, осуждая его немилостивый и суровый нравъ, тогда мучитель повелѣлъ привести дикаго и свирѣшаго коня, крѣпко привязать къ его хвосту ноги мученика, а одному изъ воиновъ, сѣвши на коня, гнать его по городскимъ улицамъ и влачить Христова страдальца, пока конь будетъ въ си/с. 55/лахъ бѣжать. Такъ влачили святаго по всему городу, и было горестно благочестивымъ очамъ видѣть это. Когда же всадникъ, влачившій святаго, достигъ жилищъ іудейскихъ и скакалъ по улицамъ ихъ, то тóлпы іудеевъ ругались надъ влачимымъ мученикомъ; эти злобные люди, видоизмѣняя лица свои, съ криками бросали въ него, кто что имѣлъ въ рукахъ, творя безчинный и нелѣпый смѣхъ. Наконецъ одинъ изъ іудеевъ вбѣжалъ въ домъ, схватилъ обнаженный мечъ, настигъ влачимаго святаго и отсѣкъ ему честную главу. Такъ доблестный воинъ Іисуса Христа окончилъ свой страдальческій подвигъ, предавъ святую свою душу въ руки Господа своего [5]. Честное тѣло его воинъ отвязалъ отъ конскаго хвоста и бросилъ на томъ же мѣстѣ, и лежало оно съ отсѣченною главою безъ погребенія и призора, и никто изъ христіанъ не рѣшался прикоснуться къ нему, боясь ярости нечестивыхъ.

Когда настала ночь, можно было явно видѣть дивное чудо надъ тѣломъ мученика: ярко горѣло множество лампадъ, и три свѣтоносныхъ мужа воспѣвали неизреченныя священныя пѣснопѣнія, и творили кажденіе, и столпъ огненный утверждался надъ тѣломъ святаго: это чудо видѣли многіе. Одинъ іудей, домъ котораго былъ близъ того мѣста, гдѣ лежало многострадальное тѣло, думалъ, что это священники христіанскіе пришли поднять его и предать обычному погребенію; онъ взялъ лукъ и стрѣлу, приблизился туда и, желая застрѣлить одного изъ видимыхъ тѣхъ (мнимыхъ) священниковъ, положилъ стрѣлу, затѣмъ съ усиліемъ, насколько могъ, натянулъ лукъ. Когда же онъ хотѣлъ пустить стрѣлу, то стрѣла съ тетивою прильнула къ пальцамъ его правой руки, а лукъ къ лѣвой рукѣ, и онъ не могъ ни пустить стрѣлы, ни освободить рукъ отъ лука и стрѣлы; и такъ страдалъ этотъ еврей, змѣиное исчадіе, всю ночь. На разсвѣтѣ стали невидимы чудные мужи, скрылись и столпъ огненный, и лампады, и люди всѣхъ возрастовъ, сходясь на это мѣсто, видѣли окаяннаго стрѣлка пребывающимъ въ томъ же положеніи, — какъ натянулъ онъ лукъ со стрѣлой, такъ и остался связанный невидимою силою Божіею, будто желѣзными оковами. Противъ воли вынужденъ былъ этотъ іудеянинъ повѣдать подробно, какъ о всемъ видѣнномъ имъ надъ тѣломъ мученика, такъ и о возмездіи, полученномъ имъ отъ Бога /с. 56/ за дерзновенную попытку къ злобному дѣлу. Послѣ достаточнаго оглашенія этого чуда, руки его разогнулись, и онъ освободился отъ наказанія. Правитель, узнавъ объ этомъ, весьма устрашился и повелѣлъ христіанамъ предать погребенію тѣло мученика: христіане взяли его и съ честью похоронили при своей церкви.

Немного дней спустя фрягъ, который предалъ святаго на мученіе. захотѣлъ украсть честное его тѣло и отнести къ себѣ (на родину): онъ уже раскаялся въ злобѣ своей. Однажды ночью, выбравъ удобное время, онъ пришелъ съ товарищами ко гробу мученика, раскопалъ мѣсто, открылъ гробъ и хотѣлъ взять честные останки. Но Христовъ воинъ въ это время явился во снѣ пресвитеру той церкви и сказалъ:

— «Встань и скорѣе иди къ церкви, ибо хотятъ меня украсть».

Пресвитеръ тотчасъ всталъ, поспѣшно отправился на мѣсто, нашелъ гробъ раскопаннымъ и открытымъ, тѣло же святаго едва не было унесено. Созвавъ благочестивыхъ людей, онъ разсказалъ имъ о происшедшемъ, и всѣ прославили Бога, прославляющаго святыхъ Своихъ; взявъ честныя мощи святого мученика, внесли ихъ въ церковь и положили въ алтарѣ близъ святаго престола. Тамъ святыя мощи находились болѣе семидесяти лѣтъ, и бывали надъ ними часто ночью и днемъ различныя чудесныя явленія: иногда показывался нѣкій чудный свѣтъ, иногда огненный столпъ, иногда неизреченное благоуханіе исходило отъ гроба, проявлялись и силы цѣлебныя. Слухъ о томъ дошелъ до правившаго въ то время Молдовлахіею и поморіемъ благочестиваго и христолюбиваго великаго воеводы Александра, мужа украсившаго себя многими добродѣтелями и любившаго мучениковъ; и весьма пожелалъ онъ имѣть у себя пребогатое сокровище — честныя мощи святаго мученика Христова Іоанна. По совѣту съ священнѣйшимъ архіепископомъ Іосифомъ [6], онъ послалъ въ Бѣлградъ нѣсколькихъ вельможъ своихъ съ достаточнымъ числомъ войска, и они не замедлили принести оттуда мощи мученика. На встрѣчу вышелъ великій воевода со всѣми вельможами, священнѣйшій архіепископъ съ духовнымъ чиномъ и весь народъ, радостно привѣтствуя приходъ мученика со свѣчами, кадилами и благовоннымъ мѵромъ. Великій воевода, припадая къ ракѣ святаго, обнималъ многострадальныя мощи его, прикасался очами и устами /с. 57/ къ честнымъ рукамъ мученика и, проливая радостныя и обильныя слезы, молилъ святаго быть хранителемъ его державы. Съ великою честью положили честныя мощи мученика въ святѣйшей митрополіи, въ стольномъ городѣ молдовлахійскаго государства Сочавѣ [7]. О бывшихъ же тогда и впослѣдствіи исцѣленіяхъ, которыя подавались и подаются отъ мощей мученика одержимымъ различными недугами, оставляемъ, — замѣчаетъ описатель, — говорить самимъ тѣмъ облагодѣтельствованнымъ, да проповѣдуютъ о полученныхъ отъ него благодѣяніяхъ. Здѣсь же достаточно было сообщить, какія мученія претерпѣлъ святый Іоаннъ, какъ посрамилъ нечестиваго градоначальника, какой поднялъ подвигъ и получилъ вѣнецъ отъ руки подвигоположника Христа. Таково было доброе пріобрѣтеніе святаго Іоанна: мало далъ, но много пріобрѣлъ, оставивъ, какъ бремя, коварному мучителю тѣло свое, устремился не въ Трапезонтъ, а въ вышній Іерусалимъ, — въ мученическій ликъ какъ мученикъ, въ лоно Авраамово, въ селенія святыхъ, въ благія пристанища, въ нетлѣнные чертоги, гдѣ предсталъ Трисвятой и Пребожественнѣйшей Троицѣ, Которой слава, держава, честь, прославленіе и поклоненіе нынѣ и въ безконечные вѣки, аминь.



Тропа́рь, гла́съ 4:

Житіе́ на земли́ до́брѣ окормля́я, страда́льче, ми́лостынями, и ча́стыми моли́твами, и слеза́ми, па́ки же ко страда́нію му́жески устреми́вся, пе́рсское обличи́лъ еси́ нече́стіе. Тѣ́мже Це́ркве бы́лъ еси́ утвержде́ніе и христіа́нъ похвало́, Іоа́нне приснопа́мятне.

Конда́къ, гла́съ 4:

Морску́ю пла́вая пучи́ну ку́плею, отъ восто́ка тща́лся еси́ къ сѣ́веру, но Бо́гу призва́вшу тя́, я́коже Матѳе́й мы́тницу, ты́ же ку́плю оста́вль, и Тому́ послѣ́довалъ еси́ кро́вію муче́нія, вре́менными искупи́въ непроходи́мая, и вѣне́цъ прія́лъ еси́ непобѣди́мый.

Примѣчанія:
[1] Фрягами назывались встарину на Руси преимущественно генуезцы, потомъ западные европейцы вообще.
[2] По мнѣнію извѣстнаго историка церкви Е. Е. Голубинскаго указываемый здѣсь Бѣлградъ есть нынѣшнія Бессарабскія Бѣльцы. Другіе подъ Бѣлградомъ разумѣютъ Аккерманъ.
[3] По житію св. Іоанна, составленному пресвитеромъ молдовлахійской церкви (съ 1416 г. кожнорусскій митрополитъ † 1419), а такъ же и по службѣ мученикъ пострадалъ отъ огнепоклонниковъ, а по греческому мартирологу отъ магометанъ. Но изъ исторіи не видимъ, чтобы эти огнепоклонники были персы или магометане: въ половинѣ 14 вѣка, когда приблизительно скончался великомученикъ Іоаннъ, Аккерманомъ (см. выше, примѣч. 2) владѣли Половцы, у которыхъ, какъ и у татаръ во время Батыя, могло быть поклоненіе огню.
[4] Греч. ἀδάμας — алмазъ, — камень, отличающійся твердостію.
[5] Св. мученикъ скончался, вѣроятно, не позднѣе 1340 г.
[6] Сдѣланъ митрополитомъ молдовлахійскимъ въ 1401 г. или 1402 г.
[7] Нынѣшняя, какъ нѣкоторые полагаютъ, Журжа — городъ Румыніи, на лѣвомъ берегу Дуная, противъ Рущука.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 48-57.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.