Церковный календарь
Новости


2017-07-26 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 13-е (1855)
2017-07-26 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 12-е (1855)
2017-07-25 / russportal
"Добротолюбіе". Объясненіе нѣкоторыхъ изреченій св. Антонія Великаго (1963)
2017-07-25 / russportal
"Добротолюбіе". Изреченія св. Антонія Великаго и сказанія о немъ (1963)
2017-07-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово при открытіи общества "Правосл. Дѣло" (1994)
2017-07-24 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматика о. Архимандрита Іустина (Поповича) (1964)
2017-07-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (48-е), увѣщаніе къ мученичеству (1879)
2017-07-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (47-е), противъ еретиковъ (1879)
2017-07-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 28-е (1882)
2017-07-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 27-е (1882)
2017-07-22 / russportal
А. И. Купринъ. «Разсказы для дѣтей». Фіалки (1921)
2017-07-22 / russportal
А. И. Купринъ. «Разсказы для дѣтей». Скворцы (1921)
2017-07-22 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Барышня-крестьянка (1921)
2017-07-22 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Станціонный смотритель (1921)
2017-07-22 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 5-я (1903)
2017-07-22 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 4-я (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Житія святыхъ

Свт. Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей свт. Димитрія произошло 21 сентября 1752 г.; прославленіе — 22 апрѣля 1757 г.; перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ, НА РУССКОМЪ ЯЗЫКѢ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

МѢСЯЦЪ ІЮНЬ.

День третій.
Память святаго мученика Лукилліана, и съ нимъ четырехъ отроковъ: Клавдія, Ипатія, Павла и Діонисія, и святой дѣвы Павлы.

Святый мученикъ Лукилліанъ, пострадавшій во времена римскаго царя Авреліана [1], сначала пребывалъ въ языческомъ многобожіи и даже былъ идольскій жрецъ, уже достигшій маститой старости, украшенный сѣдиною и почтенный видомъ. Жилъ онъ недалеко отъ Никомидіи [2], служа въ капищахъ сквернымъ богамъ. Потомъ благодатію Христа Бога нашего, желающаго всѣмъ спастись и никому не погибнуть (ср. 1 Тим. 2, 4), убѣдился онъ въ обманѣ бѣсовскомъ и языческомъ заблужденіи, достигъ познанія истины, увѣровалъ въ единаго истиннаго Бога, Господа нашего Іисуса Христа, отвергъ и презрѣлъ идоловъ, и обновилась въ старости, /с. 59/ какъ у орла, юность его (ср. Псал. 102, 5). Тогда возродился онъ святымъ крещеніемъ и всею мыслью и душею вполнѣ предался любви ко Христу. Выяснялъ онъ и прочимъ язычникамъ суету и пагубу ихъ нечестія, наставлялъ на спасеніе и своимъ ученіемъ приводилъ ко Христу, такъ что для многихъ былъ онъ примѣромъ обращенія къ Богу. Мѣстные іудеи, видя, что Лукилліанъ перешелъ изъ идолопоклонства въ христіанскую вѣру, и что многіе, по примѣру и ученію его, оставляя кумирослуженіе, присоединяются къ христіанамъ и принимаютъ святое крещеніе, исполнились гнѣва и ненависти. Люди, богоубійственные и лютые, они изъ зависти оклеветали его и предали суду нечестивыхъ; и былъ представленъ рабъ Христовъ для допроса правителю Никомидіи Силвану. Правитель сильно принуждалъ старца отречься Христа и возвратиться къ идолослуженію, но тотъ отказался повиноваться ему. Тогда правитель исполнился ярости и повелѣлъ предать Лукилліана различнымъ мукамъ: ему сокрушили челюсти, били нещадно палками, повѣсили внизъ головой, и потомъ, послѣ долгаго и лютаго мученія, ввергли въ темницу. Тамъ святый Лукилліанъ нашелъ четырехъ отроковъ, заключенныхъ за Христову вѣру: Клавдія, Ипатія, Павла и Діонисія. Радостно бесѣдовалъ онъ съ ними о Христѣ Богѣ и укрѣплялъ ихъ къ подвигу мученическому, чтобы, помня вѣчное воздаяніе на небесахъ, они не боялись временныхъ мукъ, не устрашались смерти для будущей жизни и не жалѣли цвѣтущей юности своей для Христа, уготовляющаго имъ въ Царствіи Своемъ неувядающее блаженство. Всѣ вмѣстѣ они молились Богу дни и ночи и утѣшали себя надеждою на Христа. По прошествіи довольно многихъ дней, святый Лукилліанъ снова былъ /с. 60/ подверженъ мученіямъ уже вмѣстѣ съ отроками, и съ ними былъ брошенъ въ раскаленную печь. Но всемогущій Богъ проявилъ надъ ними чудесную Свою милость, какъ нѣкогда надъ еврейскими отроками, ввергнутыми въ печь вавилонскую (Дан. гл. 3): огонь обратился въ холодъ, пламя — въ росу, и обильный дождь, пролившись свыше, окончательно охладилъ всю печь, и вышли святый Лукилліанъ и отроки невредимыми. Язычники, ослѣпленные невѣріемъ и злобою, приписывали это преславное чудо Божіе не Божіей силѣ, но волшебству христіанъ. Тогда неправедный судія осудилъ святыхъ мучениковъ на смерть и отослалъ ихъ въ Византію [3], чтобы они тамъ приняли казнь. Когда они достигли Византіи, четыре святыхъ отрока, Клавдій, Ипатій, Павелъ и Діонисій были усѣчены мечомъ, а святый Лукилліанъ повѣшенъ на крестѣ, по всему тѣлу пригвожденный къ нему гвоздями, и такъ предалъ духъ Богу. Онъ былъ распятъ на крестѣ іудеями, какъ это видно изъ третьей пѣсни посвященнаго ему канона, гдѣ объ этомъ говорится такимъ образомъ: Іуда предаде Избавителя Христа древле богоубійцамъ, ты же нынѣ беззаконнымъ іудеемъ преданъ былъ еси.

Къ ихъ страдальческому вѣнцу присоединились и святая дѣва Павла. Рожденная отъ христіанскихъ родителей, она съ юности питала въ сердцѣ горячую любовь ко Христу, соблюдала дѣвство свое безсмертному Жениху и старалась быть достойной небеснаго чертога. Осиротѣвъ послѣ смерти родителей и обладая достаткомъ, она обходила темницы и, покупая себѣ у стражи золотомъ право входа, посѣщала узниковъ, страдающихъ за Христа. Она служила рабамъ Христовымъ, подавая имъ все необходимое отъ имѣнія своего: томимымъ голодомъ и жаждою приносила пищу и питіе, нагимъ подавала одѣянія, исцѣляла уязвленныя и гніющія струпами тѣла мучениковъ, омывая, отирая, прикладывая врачебные пластыри и обвязывая чистымъ полотномъ. Лобзая ихъ раны, принятыя за Христа, она со слезами просила ихъ молиться о ней Христу Богу, да не лишитъ Онъ ее Своей милости. Эта избранная невѣста Христова приходила и къ святому Лукилліану, заключенному въ Нико/с. 61/мидіи съ отроками въ темницѣ, и наслаждалась полезными наставленіями его. Когда мучили святаго и отроковъ, она была свидѣтельницей подвига ихъ, и въ тайнѣ сердца своего прилежно молилась о нихъ Христу, да укрѣпитъ Онъ рабовъ Своихъ и да подастъ имъ мужество и помощь, чтобы претерпѣть имъ муки до конца, ради славы святаго Его имени. Когда народъ, по окончаніи казней, расходился, она приходила на мѣсто мученій святыхъ, собирала по землѣ пролившуюся кровь ихъ и хранила у себя, какъ святыню; когда вели старца и четырехъ отроковъ въ Византію на смерть, она послѣдовала за ними и служила имъ; когда же святые отроки были усѣчены, святая дѣва взяла честныя тѣла ихъ и съ благоговѣніемъ предала погребенію. По кончинѣ святаго Лукилліана и святыхъ отроковъ, она возвратилась въ Никомидію и продолжала поступать такъ же. Нечестивые узнали, что она христіанка, взяли и привели на судъ къ тому же правителю Силвану, который, видя, что она остается непокорной послѣ многихъ льстивыхъ и грозныхъ увѣщаній, повелѣлъ долго и немилостиво бить ее по обнаженному тѣлу прутьями и палками; когда же она отъ многихъ ранъ изнемогла тѣломъ, но не духомъ, ангелъ Господень явился и исцѣлилъ ее; и возвратилось къ мученицѣ тѣлесное здравіе, и она явила себя еще болѣе смѣлой и мужественной въ мукахъ. Потомъ ее жестоко били по устамъ за то, что она досадила мучителю укорительными словами. Затѣмъ ее ввергли въ темницу, а потомъ снова вывели на пытку и бросили въ сильно раскаленную печь. Но она вышла изъ печи безъ вреда, ибо для нея, какъ и для прежнихъ святыхъ мучениковъ, сила Божія уничтожила силу огня, да не коснется невѣсты Христовой жгучее пламя. Послѣ же всего этого мучитель осудилъ ее на смерть чрезъ усѣкновеніе мечемъ и отослалъ въ Византію, чтобы она приняла казнь тамъ же, гдѣ скончался и святый Лукилліанъ съ отроками. Отведенная на то мѣсто, гдѣ Лукилліанъ принялъ за Христа крестную смерть, мученица Христова усердно благодарила Бога, сподобляющаго ее вѣнца мученическаго и общенія со святыми. Помолившись прилежно Господу, она радостно преклонила подъ мечъ свою дѣвическую главу и приняла усѣченіе. Такъ она перешла изъ дольнихъ въ горнія, и вошла въ небесный чертогъ, въ радость Господа своего, увѣнчанная отъ прелюбезнѣйшаго Жениха своего, Христа, Господа нашего, двойнымъ вѣнцомъ — дѣвства и мученичества.

Примѣчанія:
[1] Авреліанъ царствовалъ съ 270 г. по 275 г.
[2] Никомидія — городъ малоазійской области Виѳиніи на берегу Пропонтиды (Мраморнаго моря).
[3] Византія — мегарская колонія, основанная въ 658 г. до Р. Хр. на европейской сторонѣ Босфора, занимала господствующе положеніе на узкомъ проливѣ, соединяющемъ Черное море съ Мраморнымъ. Въ 330 г. Константинъ Великій, послѣ побѣды надъ Ликиніемъ, перенесъ сюда столицу Римской имперіи, и Византія стала называться Константинополемъ, Новымъ Римомъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 58-61.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.