Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Къ честнымъ сынамъ Россіи" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Житія святыхъ

Свт. Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей свт. Димитрія произошло 21 сентября 1752 г.; прославленіе — 22 апрѣля 1757 г.; перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ, НА РУССКОМЪ ЯЗЫКѢ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

МѢСЯЦЪ ІЮНЬ.

День третій.
Житіе и страданіе священномученика Лукіана и дружины его.

Вспоминать побѣды преславныхъ мучениковъ надъ діаволомъ и слугами его и страдальческія дѣянія подвижниковъ Христовыхъ значитъ возвѣщать славу Христа Бога нашего и проповѣдывать силу Его, явленную въ добрыхъ подвигахъ мучениковъ, страдавшихъ во славу пресвятаго Его имени. Христосъ Самъ былъ побѣдителемъ во всемъ, по слову Своему: дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ (Іоан. 16, 33), и сначала Одинъ за всѣхъ боролся съ врагомъ. Святые мученики, послѣ Него страждущіе, будучи членами (Тѣла) Его (1 Кор. 12, 27), восполняютъ по слову апостольскому, лишеніе скорбей Христовыхъ во плоти своей (Кол. 1, 24); и поскольку они, подвизаясь за пресвятое имя Его, умираютъ непобѣжденными, постольку въ нихъ Христосъ является побѣдителемъ, ибо въ нихъ Онъ страдаетъ какъ въ членахъ тѣла Своего, въ нихъ являетъ торжество Свое надъ супостатомъ и, прославляясь, вмѣстѣ съ Собою прославляетъ и Свои члены, за Него страдавшіе, то есть святыхъ мучениковъ, которые настолько ближе всѣхъ къ Нему по славѣ, насколько были подражателями Его въ страданіяхъ. Поэтому подобаетъ и намъ славить и ублажать добрыхъ воиновъ Христовыхъ, ученіями которыхъ и примѣромъ мужественныхъ подвиговъ Церковь Христова сіяетъ по всей вселенной; сами же они подъ алтаремъ, одѣтые въ бѣлыя одежды, собственною ихъ кровью обагренные, Христовою же убѣленные почиваютъ въ блаженствѣ (ср. Апок. 6, 9).

Къ лику мученическому принадлежалъ и святый Лукіанъ; какъ только божественная благодать омыла его банею крещенія, тогда же можно было въ немъ видѣть, что онъ будетъ великимъ и преславнымъ среди людей. Родители по плоти назвали его Лукіемъ, въ честь великаго проконсула Лукія, отъ котораго онъ велъ родъ /с. 63/ свой; потомъ, благодатію Святаго Духа и по обычаю святоотеческому, имя его въ крещеніи было перемѣнено на лучшее. Наименованный родителями Лукіемъ, то, есть блестящимъ, съ умноженіемъ въ немъ Божіихъ дарованій пріобрѣлъ онъ совершеннѣйшее имя, нарекшись Лукіаномъ, что значитъ свѣтлоявленный. Это было указаніемъ, что въ свѣтѣ новой благодати онъ будетъ свѣтомъ міру (Матѳ. 5, 14) о Господѣ. Родомъ онъ былъ римлянинъ, благороднаго происхожденія, но еще болѣе облагородился вторичнымъ рожденіемъ христіанскимъ (Іоан. 3, 3 и слѣд.), удостоившись усыновленія вѣчному царю. Былъ онъ искусенъ въ премудрости, наученъ греческому и римскому языку, но совершенную премудрость пріобрѣлъ отъ ученія святого апостола Петра; ибо къ нему онъ прилѣпился, сдѣлался его ученикомъ, и имъ былъ напоенъ небесною премудростью. Навыкъ онъ отъ него также нравамъ и трудамъ апостольскимъ: послѣ страдальческой кончины его онъ посѣтилъ многія мѣста Италіи, разсѣвая сѣмена слова Божія.

Лукіанъ уже достигъ совершенства въ премудрости Божіей, когда пришелъ въ Римъ [1] наставляемый Богомъ святый Діонисій Ареопагитъ [2], желая посѣтить святыхъ узниковъ, апостоловъ Петра и Павла, но уже не нашелъ ихъ въ живыхъ. Правилъ въ то время престоломъ апостольскимъ папа Климентъ [3]. Дружественно и съ великою честью принялъ онъ Діонисія ради святости его и ради прежней долговременной между ними духовной любви о Христѣ, и Діонисій пробылъ у него немалое время; они утѣшались лицезрѣніемъ другъ друга, наслаждались душеполезными бесѣдами и укрѣпляли другъ друга не только словами, но и примѣрами добродѣтели. Однажды блаженный Климентъ, исполненный Духа Святаго, сказалъ:

— «О, возлюбленный братъ мой Діонисій! Видишь ли, какъ обильна жатва Господня посѣва въ язычникахъ и какъ мало дѣлателей въ словѣ проповѣди Божіей (Матѳ. 9, 37). А такъ какъ ты вполнѣ /с. 64/ наученъ православной вѣрѣ и достигъ совершенства въ добродѣтеляхъ христіанскаго закона, то, — прошу тебя, — иди въ Западныя страны для имени Господа нашего Іисуса Христа, какъ добрый воинъ Его ополчись противъ враговъ Господа нашего и побѣждай ихъ силою укрѣпляющаго тебя Бога».

Святый Діонисій отъ всего сердца согласился на это, и тогда блаженный Климентъ началъ ему искать и собирать друзей, помощниковъ и сослужителей, благочестивыхъ и премудрыхъ, сіяющихъ святой жизнью. Между ними избралъ онъ и святаго Лукіана, поставилъ его епископомъ и подружилъ съ святымъ Діонисіемъ, чтобы ему онъ былъ спутникомъ и сподвижникомъ въ проповѣданіи слова Божія, прочимъ же — отцемъ въ Духѣ Святомъ, учителемъ и наставникомъ. Устроивъ такъ, блаженный Климентъ привѣтливыми словами утверждалъ избранныхъ, говоря:

— «Идите, прелюбезные братія, идите, непобѣдимые воины Христовы, и какъ Господь пребывалъ со святыми отцами нашими апостолами и съ ихъ сподвижниками, такъ да пребудетъ и съ вами, проповѣдниками Его святаго имени: ибо (многое и) неисчетное число народа изъ язычниковъ будетъ вами пріобрѣтено для Господа и введено въ ограду Его».

Послѣ долгой бесѣды святый Климентъ сердечно простился съ ними, благословилъ и отпустилъ ихъ съ миромъ; они же пошли всѣ вмѣстѣ, и проповѣдывали Христа сначала по всей Италіи.

Когда они приближались къ городу Тицину [4], блаженный Лукіанъ на одномъ мѣстѣ, называемомъ Парма, благовѣствовалъ слово Божіе народу и отвращалъ его отъ суетнаго идолослуженія. Мѣстные жители, невѣрные и чрезмѣрно усердные идолослужители, не вынося обиды, причиняемой богамъ ихъ, и не внимая благовѣстію слова Божія, незамедлили схватить святаго Лукіана и, причинивъ ему много оскорбленій, ввергли его одного въ народную темницу. Входя въ нее, блаженный съ великимъ веселіемъ воспѣвалъ: настави мя, Господи, на путь Твой и пойду во истинѣ Твоей (Псал. 85, 11); и еще: соверши стопы моя во стезяхъ Твоихъ, да не подвижутся стопы моя (Псал. 16, 5). Такъ радуясь о Господѣ, святый мужъ пребывалъ въ темницѣ какъ подъ кровомъ крылъ Божіихъ и, въ полной надеждѣ /с. 65/ на защиту Христа, молился Ему такъ: изведи изъ темницы душу мою, исповѣдатися имени Твоему (ср. Псал. 141, 8); ибо меня ждутъ имѣющіе быть праведниками, — да чрезъ меня къ Тебѣ, Христе, Спаситель міра, обратятся тѣ изъ язычниковъ, которые предопредѣлены къ вѣчной жизни (Рим. 8, 29). Такія и подобныя моленія возносилъ святый отъ всего сердца, и молитва его, пройдя небо, была услышана Господомъ: ибо онъ просилъ, чтобы не остаться ему на пути, лишеннымъ сподвижниковъ своихъ, съ которыми онъ желалъ идти на страданія и достигнуть туда, куда былъ посланъ. Не потому объ этомъ молился доблестный Христовъ воинъ, что боялся умереть за Господа своего, но онъ желалъ сначала умножить Господу духовный плодъ, и потомъ, собравъ обильную и благополучную жатву, вмѣстѣ съ друзьями своими воспріять вѣнецъ мученическій и награду за труды свои. И вскорѣ получилъ онъ помощь Божію: нѣкіе христіане, узнавъ объ участи святаго мужа, пришли ночью къ темницѣ, движимые любовью ко Христу, и какимъ только могли способомъ извели Лукіана изъ узъ и доставили ему возможность отправиться вмѣстѣ со святыми друзьями его.

Святая дружина, наставляемая Господомъ, пришла благополучно въ славный городъ Италійской страны Тицинъ, иначе называемый Павія; отдохнувъ тамъ немного отъ трудовъ, они продолжали увеличивать славу Божію, неустанно и обильно въ различныхъ мѣстахъ проповѣдывая слово Христово, такъ что на нихъ можно было видѣть исполненіе словъ пророческихъ: коль красны ноги благовѣствующихъ миръ, благовѣствующихъ благая (Ис. 52, 7; Рим. 10, 15). Нельзя /с. 66/ описать, сколько тысячъ народа въ короткое время обратили они ко Христу, возвѣщая всѣмъ слово спасенія; и настолько споспѣшествовала имъ сила Божія, что смотрѣвшіе на нихъ думали, что взираютъ на небесныхъ гражданъ, ибо знаменіями и чудесами сіяли они посреди всѣхъ, просвѣщая души избранныхъ Божіихъ. Потомъ они оставили Италію; достигнувъ морского берега, сѣли на корабль и отправились въ плаваніе, куда Духъ Святый направлялъ ихъ. Радостно пристали они въ гавани города Арелата [5], высадились и были съ честью и дружественно приняты жителями этого города; здѣсь отдохнули и начали по примѣру святыхъ апостоловъ избирать себѣ страны для проповѣданія слова Божія. Чтобы проповѣдію Евангелія Христова распространить и умножить Церковь Божію всюду среди язычниковъ даже до океана Британскаго, святый Маркеллинъ съ небольшимъ числомъ братіи пошелъ въ Испанію, блаженный Сатурнинъ въ Галлію, а святый Діонисій съ блаженнымъ Лукіаномъ и съ прочими пришли въ предѣлы Парисскія. Отсюда святый Лукіанъ съ пресвитеромъ Максіаномъ и съ діакономъ Юліаномъ удалился на проповѣдь въ Бельгію [6]. Весь проникнутый благодатію Святаго Духа, онъ возвѣщалъ тамъ имя Господне, побѣждалъ силу вражію, насаждалъ Христову Церковь и наставлялъ народъ къ спасенію не меньше примѣромъ добродѣтельной жизни, чѣмъ словомъ. Кромѣ того, дана была ему отъ Бога сила творить чудеса и врачевать всякія болѣзни и недуги въ людяхъ; а надъ бѣсами онъ получилъ такую власть, что тѣ, едва услышавъ его повелѣніе, тотчасъ оставляли мучимыхъ ими людей. Днемъ и ночью непрестанно проповѣдуя о Христѣ, Лукіанъ пребывалъ въ молитвахъ и бдѣніи, въ ежедневномъ постѣ, въ воздержаніи и полномъ умерщвленіи плоти, и такъ изнурялъ себя постоянно, пока, по слову апостольскому, представи себе жертву живу, святу, благоугодну Богови (ср. Рим. 12, 1). Обычной его пищей были небольшой кусокъ хлѣба и зелень, питьемъ вода; но сила Божія питала его и благодать Господня укрѣпляла его утружденные члены. Блаженный съ такимъ желаніемъ стремился къ вѣнцу мученическому, что казался уже умершимъ для міра. /с. 67/ Такъ носилъ крестъ свой этотъ истинный послѣдователь Господа Христа. Онъ зналъ, что мученіе бываетъ двоякое: одно тайное, другое явное; и ранѣе чѣмъ подъять подвигъ явнаго мученичества и увѣнчаться неувядаемымъ вѣнцомъ отъ Господа, изнурялъ себя втайнѣ, хотя всѣмъ было извѣстно воздержаніе его. Умерщвленіемъ плоти онъ былъ изможденъ, терпѣніемъ украшенъ; обладая чуднымъ смиреніемъ, исполненный кротости, онъ достигъ такого совершенства въ добродѣтеляхъ, что, живя во плоти на землѣ, по духу казался уже живущимъ съ ангелами на небѣ. Поэтому лицо его всегда видѣли свѣтлымъ и привѣтливымъ, а умъ мирнымъ, и весь образъ сего старца, украшеннаго чудною сѣдиною, являлъ земного ангела, небеснаго человѣка.

Когда слава о Лукіанѣ распространилась по всей Бельгіи, сталъ приходить къ нему народъ, желая принять крещеніе, и крестился отъ него во имя Отца и Сына и Святаго Духа, сокрушая потомъ идоловъ, которыхъ ранѣе почиталъ. Древній же врагъ діаволъ, видя поруганіе отъ тѣхъ, которыхъ Христосъ привлекалъ къ Себѣ чрезъ Своихъ рабовъ, обратилъ всѣ свои хитрости и козни на разореніе святой Божіей Церкви; онъ возбудилъ гнѣвъ и ненависть противъ христіанъ въ Домиціанѣ [7], который послѣ Нерона, тогда уже погибшаго, воздвигъ второе гоненіе на христіанъ: онъ научилъ его принуждать христіанъ во всей державѣ римскаго царства приносить жертвы изваяннымъ богамъ, твердыхъ же въ вѣрѣ избивать послѣ различныхъ мученій. По всѣмъ городамъ и селеніямъ своего царства Домиціанъ разослалъ нечестивое повелѣніе, чтобы всѣ народоначальники, убѣждая христіанъ поклоняться идоламъ и приносить имъ жертвы, неповинующихся губили различными муками. Гонители Христова имени были посланы въ Галлію отыскивать воиновъ Христовыхъ и главнымъ образомъ пришедшихъ сюда изъ Рима, слава о которыхъ уже далеко распространилась; они хотѣли вмѣстѣ съ ними истребить и самое имя Христово. Сюда было послано три гонителя: Латринъ, Арій и Анторъ. Имъ было дано особое повелѣніе — найти святаго раба Божія Лукіана, взять его и представить на судъ кесаря или даже немедленно убить мечомъ, если онъ не захочетъ принести жертву идоламъ. Гонители прошли города и селенія Галліи, но нигдѣ не было того, кого они искали. Потомъ дошла до нихъ вѣсть, что /с. 68/ мужъ Божій Лукіанъ, проповѣдуя Евангеліе вѣчнаго царствія, просвѣщаетъ бельгійскій народъ. Услышавъ это, мучители, распаленные крайнею яростью и гнѣвомъ, быстро направились въ Бельгію. О томъ, что приходъ мучителей близокъ, святый Лукіанъ узналъ ранѣе, чѣмъ они дошли, по откровенію ему Святаго Духа. Онъ остался на мѣстѣ, гдѣ поучалъ народъ словамъ жизни, и съ нимъ было великое множество людей, уже обращенныхъ ко Христу его проповѣдью. Въ надеждѣ вѣчной славы и блаженнаго воздаянія, онъ увѣщавалъ ихъ отъ всего сердца, говоря:

— «Возлюбленные о Христѣ братія и чада! Господу моему Іисусу Христу благоугодно явить мнѣ плоды моихъ трудовъ и даровать ранѣе обѣщанную награду. О, любезнѣйшіе! пребывайте твердыми и непоколебимыми въ вѣрѣ Христовой. Я уже старъ и утружденъ, радуюсь вѣнцу мученическому, стремясь отойти отъ васъ ко Господу; вы же пребывайте неизмѣнно въ Божіей благодати, которую приняли. Страхъ передъ мучителями да не отвратитъ васъ отъ вѣры Христовой, да не устрашатъ васъ угрозы, да не уловитъ лесть, да не отторгнутъ обѣщанія какихъ-либо почестей и богатствъ, но да насладитесь вѣчной радости въ будущей жизни, гдѣ вамъ уготованы неизглаголанныя награды. Къ нимъ стремлюсь и я въ благой надеждѣ, и ради нихъ не ужасаюсь ярости гонителей».

Сказавъ это Лукіанъ возвелъ очи на небо и предъ всѣми благодарилъ Бога, что Онъ сподобляетъ его участи святыхъ мучениковъ и не разлучаетъ съ друзьями. Онъ сказалъ:

— «Благодарю Тебя, Господи Іисусе Христе, Сынъ Бога живаго, подружившій меня съ блаженнымъ Діонисіемъ и сподвижниками кончины его и уравнявшій меня съ ними въ трудахъ; молю Тебя, удостой меня быть вмѣстѣ съ ними и въ царствіи небесномъ».

Сказавъ это, онъ вышелъ изъ города Белловака [8] не потому, чтобы изъ страха избѣгалъ мученія, но чтобы, по заповѣди Господней, повелѣвающей уклоняться отъ гонителей (Матѳ. 10, 23), подать примѣръ стаду своему. Шествуя съ блаженными сострадальцами своими, пресвитеромъ Максіаномъ и діакономъ Юліаномъ, онъ впродолженіе всего пути не оставлялъ душеполезной бесѣды и молитвы; наконецъ онъ достигъ вершины горы, на которую шелъ и которая /с. 69/ находится близъ рѣки, называемой Ѳара, текущей съ запада на разстояніи трехъ поприщъ [9] отъ города. Когда онъ пришелъ туда, то подобно городу, стоящему на вершинѣ горы, не могъ укрыться (ср. Матѳ. 5, 14); ибо и самая та гора, живописно возвышавшаяся надъ рѣкою, была видима издалека. Тамъ блаженный, ставъ твердо, какъ на открытомъ для зрѣлища мѣстѣ, рѣшилъ ожидать вѣнца мученическаго.

Вышеупомянутые мучители, дошедши до города и не найдя въ немъ святаго Лукіана, начали достовѣрнѣе узнавать, куда ушелъ онъ. Имъ сказали, что онъ учитъ народъ недалеко отъ города: они тотчасъ на борзыхъ коняхъ устремились туда и достигли горы, гдѣ человѣкъ Божій пребывалъ съ народомъ и учениками. Сначала взяли святыхъ служителей Божіихъ, Максіана и Юліана, чтобы ихъ муками и смертью устрашить святаго Лукіана и привлечь къ почитанію идоловъ. Взятымъ мученикамъ грозно повелѣвали поклониться идоламъ и старались внушить имъ страхъ, говоря:

— «Если не принесете жертвы нашимъ безсмертнымъ богамъ, тотчасъ мы казнимъ васъ мечемъ».

Но твердые въ вѣрѣ мученики безбоязненно отвѣчали:

— «Никогда не поклонимся мы идоламъ, ибо они суетны и сотворены руками человѣческими: мы познали единаго истиннаго Господа Іисуса Христа, Сына Бога живаго, за вѣру въ Котораго готовы умереть».

Слыша это, злочестивые тотчасъ убили ихъ мечемъ на глазахъ святаго Лукіана. Такъ святые приняли обѣщанные имъ отъ Господа вѣнцы и сопричислились къ лику святыхъ мучениковъ. Святый Лукіанъ, радуясь и славя Бога о ихъ подвигѣ, предъ всѣми сказалъ:

— «Радуюсь и веселюсь о Тебѣ, Господи Боже мой, что вижу чадъ моихъ упредившихъ меня въ полученіи вѣнца славы Твоей».

Тогда Латринъ, Арій и Анторъ съ яростью и гнѣвомъ единогласно обратили къ блаженному жестокое слово:

— «Это ты волшебствомъ прельщаешь народъ не повиноваться повелѣнію могущественнаго кесаря и римскому сенату, и не приносить благопріятныхъ жертвъ безсмертнымъ богамъ?»

Блаженный Лукіанъ отвѣчалъ:

/с. 70/

— «Я не волхвъ, а рабъ Іисуса Христа, наученъ не чародѣйству, а божественной премудрости, силою ея показываю людямъ Божіимъ путь истины, и поучаю ихъ, какъ безъ препятствія могутъ они послѣдовать Господу моему Іисусу Христу. Онъ сошелъ съ небесъ на землю, чтобы кровію Своею искупить созданіе Свое отъ рабства врагу, отвратить отъ поклоненія идоламъ, лучше же сказать — демонамъ, и даровать спасеніе тѣмъ, которые изъ тьмы зловѣрія приводятся въ истинный свѣтъ: и справедливо, чтобы они одному Тому преклоняли выю сердецъ своихъ, Кто благоизволилъ претерпѣть распятіе и смерть за избавленіе всѣхъ».

Мучители возразили:

— «Какъ ты исповѣдуешь Богомъ Того, Кого называешь не только умершимъ, но и распятымъ?»

Святый Лукіанъ отвѣчалъ имъ:

— «Хотя вы по невѣрію своему и недостойны слышать тайны Небеснаго Царя, однако ради множества предстоящихъ здѣсь вѣрныхъ я повѣдаю нѣчто вкратцѣ: Богъ истинный, Сынъ Бога истиннаго, отъ вѣчности всегда пребывающій съ Отцемъ, въ концѣ вѣковъ, желая обновить родъ человѣческій, погибавшій вслѣдствіе преступленія Адама, благоизволилъ родиться нетлѣнно и несказанно отъ Пречистой Дѣвы, дабы быть истиннымъ Богомъ и истиннымъ человѣкомъ, въ одномъ лицѣ двоякаго естества Единымъ Христомъ, истиннымъ Сыномъ Божескимъ и Человѣческимъ. И Онъ, будучи безстрастенъ по Божеству и всегда пребывая съ Отцемъ, сталъ не только видимъ, но и подчиненъ, по естеству человѣческому, страданіямъ за насъ: ибо сдѣлался послушливымъ Богу Отцу даже до смерти, смерти же крестной, ради искупленія нашего (ср. Флп. 2, 8). Если бы Сынъ Божій не восхотѣлъ быть Сыномъ Человѣческимъ и не облекся бы въ образъ смертнаго, то ни родъ человѣческій не получилъ бы прощенія у Бога, ни смертные не облеклись бы въ безсмертіе».

Эти и многія иныя слова блаженнаго Лукіана исполнили мучителей еще бóльшей ярости, и они сказали:

— «Ты достигъ уже глубокой старости, и пора тебѣ оставить дѣтское празднословіе; потому и дерзаешь ты безъ колебанія идти на смерть, потому и не ужасаешься, что тебя прельщаетъ великая суета и отнимаетъ разсудокъ излишнее многорѣчіе. Истину гово/с. 71/римъ тебѣ: если вскорѣ не покаешься, не оставишь своего безумія и дерзновенія, и не принесешь безсмертнымъ богамъ благопріятной жертвы, то немедленно старость твою безъ пощады предадимъ лютымъ мученіямъ».

Потомъ мучители сѣли и начали грозно спрашивать его:

— «Скажи намъ скорѣе свое имя и рожденіе».

Воинъ Христовъ отвѣчалъ имъ:

— «Я былъ названъ родителями моими именемъ Лукія, во святомъ же крещеніи, которымъ возродился въ жизнь вѣчную о Христѣ, переименованъ Лукіаномъ. Родомъ я римлянинъ; это происхожденіе пользуется почетомъ во всемъ мірѣ. Но я не тѣмъ хвалюсь, что я римлянинъ, а тѣмъ, что есмь рабъ Господа моего Іисуса Христа, что и вы явно можете видѣть во мнѣ: ибо нѣтъ для меня иной жизни и славы, кромѣ Господа моего Іисуса Христа, и умереть за Него — пріобрѣтеніе» (ср. Флп. 1, 21).

Тогда мучители сказали:

— «Правду мы говорили: ты волхвъ и соблазнитель тѣхъ, которые тебя слушаютъ, главнымъ же образомъ являешься гордецомъ, ибо не перестаешь говорить безстыдно и даже не щадишь своей преклонной старости. Если же ты римлянинъ, то зачѣмъ безумно отступилъ отъ почитанія римскихъ боговъ, которымъ поклоняются кесарь со всѣмъ римскимъ сенатомъ и весь міръ?»

Святый Лукіанъ отвѣчалъ:

— «Благодатію Христа, въ Котораго я крестился, и Котораго позналъ какъ истиннаго Бога, отрекся я въ вѣрѣ моей не только діавола и идоловъ, но и всѣхъ дѣлъ его. Моихъ же словъ и проповѣди о Христѣ Господѣ вы не хотите ни слышать, ни держать въ памяти потому, что невѣріе ваше ослѣпило васъ и вашего кесаря вмѣстѣ съ сенатомъ его, отъ которыхъ вы получили такое повелѣніе, чтобы мы, люди, созданіе разумное, приносили жертву діаволамъ, и преклоняли выи наши предъ безчувственными идолами, сотвореннымъ руками человѣческими».

Латринъ, Арій и Анторъ, не вынося далѣе безчестія боговъ своихъ и кесарева, возложили на святаго руки свои, связали его и предали воинамъ, и тѣ, растянувъ мученика, долго безъ пощады били его жестокими бичами. Терпя мученія, Христовъ воинъ не побѣждался страданіями и не устрашался угрозъ, но пребывалъ /с. 72/ твердымъ въ вѣрѣ Христовой и бодростью духа укрѣплялъ изнемогшіе отъ старости и уязвляемые члены. Неизмѣнный и лицомъ и умомъ, онъ не переставалъ громкимъ голосомъ исповѣдывать имя Христово, говоря:

— «Никогда не перестану сердцемъ, вѣрою и устами хвалить Христа, Сына Божія».

Мучители, еще болѣе разъяренные, повелѣли лишить жизни святаго мученика мечемъ; тогда одинъ воинъ извлекъ мечъ, ударилъ въ уготованную уже къ усѣченію святую выю и отсѣкъ пречестную главу. Когда же святое тѣло лежало обезглавленнымъ и еще двигалось, всѣ были свидѣтелями, и сами убійцы, что надъ нимъ возсіялъ съ неба великій свѣтъ, вмѣстѣ же съ свѣтомъ былъ слышенъ голосъ свыше:

— «Радуйся, благій рабъ Лукіанъ, не устрашившійся пролить за Меня кровь свою. Приди и прими ранѣе обѣщанный тебѣ вѣнецъ, и водворись на небѣ со святыми: приди и наслѣдуй обитель вѣчной славы, уготованную тебѣ съ ангелами».

Этотъ голосъ былъ не ради святаго, который всегда твердо вѣрилъ въ обѣщанное ему Богомъ воздаяніе, но ради вокругъ стоящаго народа, чтобы послѣднему еще болѣе утвердиться въ вѣрѣ въ Господа нашего Іисуса Христа, насаждаемой святымъ Лукіаномъ въ теченіе столь продолжительнаго времени. Все это происходило въ день субботній, на вышеупомянутой горѣ, въ трехъ поприщахъ отъ города. Видя это и слыша, люди какъ вѣровавшіе, такъ и невѣровавшіе были объяты великимъ страхомъ. Иные бѣжали оттуда, иные удивлялись съ радостью, видя себя освобожденными отъ сѣтей діавольскихъ: впрочемъ, не будучи въ состояніи взирать на блистаніе явленнаго свѣта, немного отступили отъ того мѣста. Тогда святый Лукіанъ, хотя и мертвый тѣломъ, чудесно принялъ отъ Бога силу движенія, поднялся какъ живой съ земли и сталъ на ногахъ; потомъ, взявъ въ руки пречестнѣйшую свою главу, безпрепятственно пошелъ, ведóмый благодатію обитавшаго въ немъ Святаго Духа и помощью ангеловъ, и твердыми шагами какъ живой плотію началъ путешествіе, неся свою святую главу, какъ это сдѣлалъ и другъ его, святый Діонисій въ городѣ паризіевъ. Пройдя около трехъ поприщъ и перейдя по водамъ вышеназванной рѣки Ѳары, мужъ Божій достигъ мѣста, выбраннаго имъ себѣ для погребенія, тамъ возлегъ на землю и съ миромъ почилъ о Господѣ.

/с. 73/ Благочестивые люди, обращенные ко Христу проповѣдью мученика, пришли и помазали святое тѣло его ароматами, обвили чистымъ полотномъ и погребли со многими почестями, не безъ ангельскаго присутствія: ибо когда честнóе тѣло предавалось погребенію, можно было обонять кромѣ земныхъ ароматовъ еще и иное нѣкое дивное и неизреченное благовоніе. Всѣ бывшіе тамъ дивились и спрашивали другъ друга:

— «Что это?»

Потомъ сказали:

— «Слава Тебѣ, Господи Іисусе Христе, что сподобилъ насъ обонятъ такое благоуханіе, какого никогда не обоняли ноздри наши! Слава Тебѣ, Христе Спаситель: ибо такъ усладились мы этимъ благоуханіемъ, что затѣмъ уже, думаемъ, не будемъ лишены никакого блага!»

И пока они это говорили, дотолѣ имъ подавалось божественное благоуханіе. Отсюда несомнѣнно познавалось присутствіе святыхъ ангеловъ, которые отъ начала страданія мученика до самой смерти и погребенія его были при немъ неотступно. Совершивъ честное погребеніе, благочестивые погребатели поклонились до земли, съ сокрушеннымъ сердцемъ восклицая:

— «Вѣруемъ, Іисусе Христе, что Ты — истинный Сынъ Божій, съ Отцомъ и Святымъ Духомъ царствующій на небесахъ, какъ мы слышали ушами и научились вѣровать сердцемъ отъ святого мученика Твоего Лукіана».

Множество народа, собравшагося на погребеніе изъ окрестныхъ городовъ и селъ, видя это, а послѣдніе по времени изъ пришедшихъ слыша отъ видѣвшихъ, умилились сердцемъ, и въ тотъ же день увѣровало въ Господа нашего Іисуса Христа Сына Божія душъ около пятисотъ, а прежде ученіемъ святаго Лукіана въ той странѣ было обращено ко Христу до тридцати тысячъ обоего пола и всякаго возраста, которые, оставивъ идоловъ, исповѣдали Бога Отца нерожденнаго и Сына Его Единороднаго, вмѣстѣ со Святымъ Духомъ, въ Троицѣ истиннаго и единаго Бога. Потомъ нѣкоторые изъ обращенныхъ по усердію создали церковь надъ гробомъ мученика, во славу Божію и въ честь угодника Его, святаго Лукіана. Тѣла святыхъ мучениковъ Максіана и Юліана были погребены на горѣ, гдѣ они были убиты, но потомъ, когда число христіанъ увеличилось, были оттуда перенесены и положены вмѣстѣ съ тѣломъ блаженнаго Лукіана. И многія блага подавались тамъ отъ /с. 74/ Господа нашего Іисуса Христа по ходатайству святыхъ Его мучениковъ. Какъ у нихъ была одна вѣра, одна любовь, и одно исповѣданіе въ страданіяхъ, такъ, — вѣруемъ мы, — и въ вѣчномъ блаженствѣ одно имъ сожитіе и наслѣдіе вѣчнаго царства. Благодаримъ Создателя нашего за то, что трое свидѣтелей Его, исповѣдуя Троицу, достигли совершенства мученичествомъ; ихъ мы благоговѣйно почитаемъ, зная, что отъ нихъ подается слѣпымъ прозрѣніе, хромымъ хожденіе, отъ бѣсовъ освобожденіе, и многія исцѣленія отъ различныхъ недуговъ творятся ихъ святыми молитвами, благодатію же Господа нашего Іисуса Христа, Ему же съ Отцомъ и Святымъ Духомъ честь и слава во вѣки, аминь.



Въ тотъ же день перенесеніе мощей святаго благовѣрнаго князя Димитрія царевича Московскаго и всея Россіи чудотворца, изъ Углича въ Москву, въ 1606 году.

Примѣчанія:
[1] Римъ — главный городъ Римскаго государства, лежитъ въ средней части Италіи по обѣимъ сторонамъ рѣки Тибра, при впаденіи ея въ море.
[2] Св. Діонисій Ареопагитъ (членъ ареопага — высшаго правительственнаго мѣста въ Аѳинахъ) обратился къ христіанству подъ вліяніемъ проповѣди ап. Павла (Дѣян. 17, 34) и имъ же рукоположенъ во епископа Аѳинскаго; затѣмъ въ 90 г. посланъ былъ въ Галлію для проповѣди Евангельской вмѣстѣ съ пресвитеромъ Рустикомъ и діакономъ Елевѳеріемъ. Пострадалъ съ ними въ 96 г. при Домиціанѣ. Память его 3 октября.
[3] Св. Климентъ занималъ каѳедру съ 91 г. по 100 г. Память его 25 ноября.
[4] Тицинъ, нынѣшняя Павія, древній городъ въ Цизальпинской Галліи, на лѣвомъ берегу Тицина, недалеко отъ его впаденія въ Падъ.
[5] Арелатъ, нынѣ Арль, въ описываемое время цвѣтущій городъ, расположенный по обѣимъ берегамъ Родана въ Gallia Narbonensis.
[6] Самая сѣверная провинція Галліи (Belgica), получившая свое названіе со времени Августа († 14 г. по Р. Хр.).
[7] Домиціанъ царствовалъ съ 81 г. по 96 г.
[8] Нынѣ Бове во Франціи.
[9] Поприще приблизительно 690 саженъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 62-74.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.