Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Къ честнымъ сынамъ Россіи" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Житія святыхъ

Свт. Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей свт. Димитрія произошло 21 сентября 1752 г.; прославленіе — 22 апрѣля 1757 г.; перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ, НА РУССКОМЪ ЯЗЫКѢ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

МѢСЯЦЪ ІЮНЬ.

День четвертый.
Память святаго отца нашего Митрофана, патріарха Константинопольскаго.

Святый отецъ нашъ Митрофанъ жилъ во времена Константина Великаго — перваго императора христіанина [1]. Онъ былъ сынъ римлянина Дометія, происходившаго изъ царскаго рода. Этотъ Дометій, иначе называемый Дометіаномъ, былъ братомъ Прова, нѣкогда занимавшаго престолъ Римскаго императора [2]. Будучи человѣкомъ благоразумнымъ, Дометій скоро созналъ ложь идолопоклонства, отрекся отъ ложныхъ языческихъ боговъ и увѣровалъ въ истиннаго Бога — Господа нашего Іисуса Христа. А такъ какъ Римъ въ то время былъ исполненъ языческаго нечестія и христіане подвергались въ немъ жестокому преслѣдованію, то Дометій, покинувъ столицу имперіи, прибылъ съ двумя сыновьями своими, /с. 76/ Провомъ и Митрофаномъ, въ Византію. Тогда въ Византіи былъ епископомъ богугодный и святый мужъ Титъ (называемый иначе Тратомъ или Торатомъ) [3]; при немъ-то и стали проживать Дометій и его сыновья, обучаемые вѣрѣ Христовой и закону Господню и наставляемые въ добродѣтельной жизни. Видя, что Дометій всѣмъ сердцемъ и всею душею прилѣпился ко Христу и полонъ пламенной ревности потрудиться для Господа, — епископъ сопричислилъ его къ церковному причту, рукоположивши въ пресвитеры. Когда наставивъ Дометія — Титъ скончался, то Дометій принялъ послѣ него епископскій престолъ [4], а по кончинѣ блаженнаго епископа Дометія святительскій престолъ принялъ сынъ его Провъ [5]. Послѣ же преставленія Прова, на византійскую архіерейскую каѳедру возведенъ былъ сынъ Дометія и братъ Прова святый Митрофанъ [6], о которомъ предстоитъ намъ слово.

Въ это время императоръ Константинъ Великій прибылъ во Ѳракійскую область [7] и остановился въ Византіи. Увидавъ здѣсь святителя Митрофана, императоръ изъ бесѣдъ съ нимъ позналъ, что онъ великій угодникъ Божій, и много дивился добродѣтельной жизни святителя и его премудрости. Горячо полюбивъ его и желая наслаждаться богодухновенными его рѣчами, онъ взялъ его съ собою въ Римъ.

Вскорѣ послѣ того императоръ Константинъ пожелалъ перенести свою столицу изъ Рима въ Византію. Городъ этотъ ему очень понравился, какъ по своей красотѣ, такъ и по выгодному мѣстоположенію своему. Онъ находится въ юго-восточномъ углу Балканскаго полуострова на берегу Босфора, пролива, соединяющаго Черное море съ Средиземнымъ и Мраморнымъ морями. Прекраснѣйшія дороги съ суши и съ моря вели къ этому городу, и вся окружающая мѣстность изобиловала различными земными плодами. Все это такъ понравилось Константину, что онъ рѣшилъ перенести сюда столицу имперіи. Новую столицу императоръ украсилъ прекраснѣйшими зданіями и наименовалъ ее Новымъ Римомъ. /с. 77/ Но, по имени своего создателя, городъ чаще называли Константинополемъ, то есть городомъ Константина, а какъ резиденція императоровъ, онъ именовался еще Царьградомъ. Перенесши въ Византію столицу имперіи, Константинъ перевелъ сюда также изъ Стараго Рима святителя Митрофана, нарекъ его своимъ отцемъ и исходатайствовалъ ему у собравшихся въ Никеѣ на первый вселенскій соборъ епископовъ [8] титулъ патріарха. Митрофанъ былъ, такимъ образомъ, первымъ патріархомъ Константинопольскимъ.

По причинѣ глубокой старости и тѣлесной немощи, самъ Митрофанъ не былъ на соборѣ въ Никеѣ. Вмѣсто себя онъ послалъ сюда своего хорепископа [9] Александра — мужа почтеннаго, святаго и престарѣлаго, подъявшаго много трудовъ на пользу церковнаго мира во Ѳракіи и Иллиріи [10]. Онъ на соборѣ занималъ мѣсто своего патріарха Митрофана и противостоялъ Арію.

Послѣ окончанія сего вселенскаго собора благочестивый императоръ Константинъ Великій упросилъ всѣхъ святителей, бывшихъ на соборѣ, отправиться вмѣстѣ съ нимъ въ Константинополь, чтобы навѣстить тамъ больного патріарха Митрофана, лежавшаго на смертномъ одрѣ. Въ одно изъ воскресеній отцы вмѣстѣ съ царемъ пришли къ Митрофану, и долго бесѣдовали съ нимъ. При этомъ императоръ сказалъ святому:

/с. 78/

— «Честнѣйшій отче! Я вижу, что ты изнемогъ отъ старости и болѣзни. Итакъ, прошу тебя, скажи намъ, кто достоинъ стать твоимъ преемникомъ?»

На эти слова святый Митрофанъ съ радостію во взорѣ отвѣчалъ императору:

— «Поистинѣ твоими устами говоритъ нынѣ Святый Духъ. Дѣйствительно, когда я за семь дней до настоящаго времени размышлялъ объ этомъ, Господь открылъ мнѣ, что, по истеченіи десяти дней, я удаляюсь изъ этого міра. И когда я окончу жизнь свою, пусть послѣ меня вступитъ на престолъ сослужитель мой Александръ — поистинѣ достойный избранія и дара Духа Святаго. Послѣ же него имѣетъ быть наслѣдникомъ престола Павелъ, состоящій въ настоящее время чтецомъ» [11].

Затѣмъ, взглянувъ на блаженнаго Александра, патріарха Александрійскаго [12], онъ сказалъ ему:

— «Братъ! и ты оставишь послѣ себя превосходнаго наслѣдника».

И, взявши за руку архидіакона его, Аѳанасія, произнесъ:

— «Вотъ доблестный воинъ Христовъ; онъ будетъ наслѣдникомъ послѣ тебя [13], и не только твердо возстанетъ, вмѣстѣ съ моимъ братомъ Александромъ, противъ аріанскаго нечестія, но и преуспѣетъ въ великихъ подвигахъ, такъ что его, вмѣстѣ съ мужественнымъ Павломъ, — ожидаютъ многія страданія».

Такъ святый предсказалъ о будущемъ, и спустя десять дней послѣ откровенія Господня, въ мирѣ скончался въ четвертый день іюня мѣсяца, проживши со дня своего рожденія всего сто семнадцать лѣтъ. Нынѣ же святый пребываетъ въ безконечной жизни, предстоя престолу Великаго Архіерея, прошедшаго небеса, — Христа Спаса нашего; Ему слава во вѣки. Аминь.

/с. 79/



Конда́къ, гла́съ 2:

Вѣ́ру Христо́ву я́сно ты́ проповѣ́далъ еси́ и, сію́ соблюда́я, во мно́жество вои́стинну возрасти́лъ еси́ вѣ́рное твое́ ста́до. Тѣ́мже со а́нгелы, Митрофа́не, сра́дуешися, Христу́ моля́ся непреста́нно о всѣ́хъ на́съ.

Инъ конда́къ, гла́съ 4:

Отъ младе́нства яви́лся еси́ че́стенъ сосу́дъ, святи́тель бы́въ избра́нъ Бо́гу, Ему́же съ весе́ліемъ взыва́лъ еси́: ра́венъ еси́, Христе́, Отцу́ и Ду́ху.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Константинъ Великій царствовалъ съ 306 г. по 337 г.
[2] Провъ или Пробъ царствовалъ съ 276 г. по 282 г.
[3] Св. Титъ занималъ византійскій епископскій престолъ съ 242 г. по 272 г.
[4] Дометій былъ епископомъ Византіи съ 272 г. по 303 г.
[5] Провъ святительствовалъ съ 303 г. по 315 г.
[6] Св. Митрофанъ, первый патріархъ Константинопольскій, занималъ Константинопольскій престолъ съ 315 г. по 325 г.
[7] Ѳракія находилась въ восточной оконечности Балканскаго полуострова и примыкала къ морямъ Черному и Мраморному. Въ настоящее время — это восточная Румелія, Турецкая провинція.
[8] Соборъ происходилъ въ 325 г. и созванъ былъ для обличенія ереси Арія, учившаго, что Сынъ Божій не единосущенъ, а только подобосущенъ Отцу и есть тварное Сущеетво, стоявшее, однако, выше прочихъ тварей. На этомъ соборѣ присутствовало 318 епископовъ, съѣхавшихся изъ различныхъ странъ, находившихся въ предѣлахъ Римской имперіи.
[9] Хорепископъ — сельскій епископъ, бывшій въ подчиненіи у городского.
[10] Иллирія — провинція, обнимавшая все восточное прибережье Адріатическаго моря съ лежащими за нимъ мѣстностями. Теперь на мѣстѣ этой провинціи — Албанія, Далмація и Боснія.
[11] Послѣ св. Митрофана патріархомъ Константинополя, дѣйствительно, былъ святый Александръ (съ 325 г. по 340 г.), а послѣ него св. Павелъ, занимавшій патріаршій престолъ съ нѣкоторыми перерывами съ 341 г. по 350 г.
[12] Св. Александръ занималъ александрійскій престолъ съ 312 г. по 326 г.
[13] Послѣ св. Александра патріархомъ Александрійскимъ, дѣйствительно, сталъ святый Аѳанасій, занимавшій александрійскую каѳедру съ 326 г. по 373 г. На его долю выпало много преслѣдованій отъ аріанъ и аріанствующихъ императоровъ. Нѣсколько разъ онъ скрывался изъ города, спасаясь на Западѣ; иногда его изгоняли изъ Александріи аріане. Такую же участь раздѣлилъ съ нимъ и св. Павелъ, патріархъ Константинопольскій.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 75-79.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.