Церковный календарь
Новости


2017-05-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 8-ю. День Святой Троицы. Пятидесятница (1864)
2017-05-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 7-й седмицы. Троицкая поминальная суббота (1864)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (4-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (3-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (2-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (1-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Рождественское привѣтствіе (1975)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Духовный большевизмъ (1975)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. О признаніи революціи (1925)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. Отрицателямъ меча (1925)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Миръ и непримиримость (1975)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Къ 40-лѣтію паденія русскаго народа (1975)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Подвигъ патріотическаго единенія (1925)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Самообладаніе и самообузданіе (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Идея Корнилова (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Кто мы? (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Житія святыхъ

Свт. Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей свт. Димитрія произошло 21 сентября 1752 г.; прославленіе — 22 апрѣля 1757 г.; перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ, НА РУССКОМЪ ЯЗЫКѢ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

МѢСЯЦЪ ІЮНЬ.

День четвертый.
Страданіе святаго мученика Конкордія.

Въ царствованіе императора Антонина [1] въ городѣ Римѣ было возбуждено столь жестокое гоненіе противъ христіанъ, что никому, — если онъ не принесетъ жертвы богамъ, — ничего нельзя было ни купить, ни продать. Тогда въ городѣ Римѣ проживалъ нѣкій мужъ по имени Конкордій. Онъ происходилъ изъ благороднаго дома. Отецъ Конкордія Гордіанъ, состоялъ въ священномъ санѣ и былъ пресвитеромъ. Имѣя сына Конкордія, Гордіанъ научилъ его разумѣнію Священнаго Писанія и вѣры Христовой. Поэтому епископомъ римскимъ Піемъ, — который претерпѣлъ мученія за Христа въ царствованіе императора Марка Аврелія [2], Конкордій былъ поставленъ въ иподіаконы. Сей блаженный мужъ, вмѣстѣ съ отцемъ своимъ, день и ночь упражнялся въ постѣ и молитвѣ; сверхъ того они щедрою рукою подавали милостыню убогимъ и всѣмъ нуждающимся. Съ своей стороны они просили у Господа даровать имъ возможность избѣгнуть жестокостей воздвигнутаго на христіанъ гоненія.

/с. 80/ Однажды блаженный Конкордій сказалъ своему отцу:

— «Господинъ мой! если ты не будешь имѣть ничего противъ моего намѣренія, то дай мнѣ благословеніе отправиться къ святому Евтихію и поселиться съ нимъ на короткое время, пока прекратится свирѣпство врага нашего императора Антонина».

— «Пробудемъ лучше здѣсь чадо, — сказалъ на эту просьбу Конкордія отецъ, — дабы и намъ получить отъ Господа вѣнцы мученическіе».

Блаженный отвѣтилъ:

— «Мученическій вѣнецъ я могу получить вездѣ, гдѣ благоволитъ Христосъ Богъ, — посему позволь мнѣ исполнить мое намѣреніе».

Послѣ этихъ словъ отецъ отпустилъ его, и Конкордій удалился къ родственнику своему Евтихію, который тогда находился въ своемъ имѣніи на Саларійской дорогѣ, близъ города Требула [3].

Принявши Конкордія съ большою радостію, блаженный Евтихій сталъ воздавать благодареніе Богу, и они вмѣстѣ пребывали на томъ мѣстѣ, упражняясь въ постѣ и молитвахъ. Сюда приходили къ нимъ многіе, одержимые различными недугами. Они же, молясь во имя Господа Іисуса Христа, подавали имъ исцѣленія, — и чрезъ это слава о нихъ распространялась среди народа на далекое разстояніе. Услышалъ о нихъ Тусскій епархъ, Торкватъ [4], который проживалъ тогда въ городѣ Сполетѣ [5]. Призвавъ къ себѣ блаженнаго Конкордія, онъ прежде всего спросилъ святаго объ имени его.

— «Я христіанинъ», — отвѣчалъ Конкордій.

— «Я спрашиваю тебя о твоемъ имени, — снова сказалъ епархъ, — а не о Христѣ твоемъ».

— «Я уже сказалъ тебѣ, — отвѣчалъ святый Конкордій, — что я христіанинъ и исповѣдую Христа».

/с. 81/

— «Принеси жертву безсмертнымъ богамъ, — сказалъ епархъ, — и будешь намъ другомъ, — я буду считать тебя вмѣсто отца и попрошу императора Антонина — господина моего, чтобы онъ назначилъ тебя жрецомъ боговъ».

— «Пусть твои боги останутся лучше при тебѣ», — сказалъ на это святый Конкордій.

— «Послушай меня и принеси безсмертнымъ богамъ жертву», — продолжалъ уговаривать его епархъ.

— «Лучше ты меня послушай, — отвѣчалъ святый Конкордій, — и принеси жертву Господу Іисусу Христу, дабы избѣгнуть тебѣ вѣчныхъ мученій. Если ты сего не сдѣлаешь, то получишь наказаніе въ вѣчной жизни и воспримешь мученія въ неугасаемомъ огнѣ».

Тогда епархъ повелѣлъ бить мученика палками и бросить въ общую темницу.

Ночью къ Конкордію пришелъ блаженный Евтихій со святымъ епископомъ Анѳимомъ. Анѳимъ, былъ другомъ Торквата и упросилъ его отпустить къ нему узника на короткое время. И вотъ Конкордій ночью былъ выпущенъ изъ темницы и прожилъ вмѣстѣ съ Анѳимомъ не мало времени. При этомъ Анѳимъ посвятилъ Конкордія во іереи, и они, живя вмѣстѣ, упражнялись въ постѣ и молитвахъ.

По прошествіи нѣкотораго времени, Торкватъ послалъ за Конкордіемъ и спросилъ его:

— «Что ты придумалъ относительно своей жизни?»

— «Моя жизнь — Христосъ, Которому я ежедневно приношу жертву хваленія, а ты будешь горѣть въ гееннѣ», — сказалъ епарху Конкордій.

Тогда Торкватъ повелѣлъ привязать святаго къ позорному столбу. Но святый съ радостію говорилъ:

— «Слава Тебѣ, Господи Іисусе Христе!»

/с. 82/

— «Принеси жертву великому Зевсу» [6], — настаивалъ епархъ.

— «Я не стану приносить жертву глухому и нѣмому камню, — отвѣчалъ блаженный Конкордій, — такъ какъ со мною Господь мой Іисусъ Христосъ, Которому служитъ душа моя!»

Послѣ этого епархъ, разгнѣвавшись, отправилъ Конкордія на заключеніе въ тѣсную темницу, а на руки и на шею его повелѣлъ наложить желѣзо и запретилъ кому-либо входить къ нему, — онъ желалъ уморить святаго голодомъ.

Но блаженный Конкордій, заключенный въ темницѣ, не палъ духомъ, но съ веселіемъ началъ приносить благодарность всесильному Богу:

— «Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе», — воспѣвалъ онъ.

Въ полночь явился ему ангелъ Господень и сказалъ:

— «Не бойся, но мужественно стой въ вѣрѣ, потому что я съ тобою».

По прошествіи трехъ дней, епархъ послалъ къ нему ночью двухъ оруженосцевъ своихъ и повелѣлъ имъ:

— «Пойдите и сообщите узнику, чтобы онъ принесъ жертву нашимъ богамъ, или же, въ противномъ случаѣ, ему будетъ отсѣчена голова».

Оруженосцы пришли къ Конкордію съ идоломъ бога Зевса и спросили его:

— «Слышалъ ли ты, что приказалъ епархъ?»

— «Я не знаю этого», — отвѣчалъ святый.

— «Принеси жертву богу Зевсу, — продолжали оруженосцы, — въ противномъ же случаѣ будешь обезглавленъ!»

Тогда блаженный Конкордій, благодаря Бога, сказалъ:

— «Слава Тебѣ, Господи Іисусе Христе».

И плюнулъ въ лицо Зевса.

Видя это, одинъ изъ воиновъ извлекъ мечъ и отсѣкъ святому голову и, такимъ образомъ, блаженный Конкордій, исповѣдуя Господа, испустилъ духъ [7].

Послѣ того пришли въ темницу два клирика и нѣкоторые благочестивые мужи; взявъ тѣло святаго, они положили его недалеко отъ города Сполеты, въ мѣстѣ, орошенномъ обильными /с. 83/ источниками. Здѣсь, у гробницы мученика, одержимые демонами и страждущіе отъ различныхъ болѣзней стали получать исцѣленія, по молитвамъ святаго Конкордія, предстоящаго Господу нашему Іисусу Христу, Который со Отцемъ и Духомъ Святымъ царствуетъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Римскій императоръ Антонинъ, прозванъ язычниками Піемъ, т. е. Благочестивымъ, царствовалъ съ 138 г. по 161 г.
[2] Маркъ Аврелій занималъ римскій императорскій престолъ съ 161 г. по 180 г.
[3] Именемъ Требула назывались 3 городка въ Сабинской землѣ, расположенной въ средней Италіи, на востокъ отъ Рима. Вслѣдствіе того, что въ дальнѣйшемъ говорится о томъ, какъ св. Конкордія призвалъ къ себѣ Тусскій епархъ, обитавшій въ Сполетѣ, въ провинціи Умбріи, нужно думать, что городъ, обозначенный здѣсь подъ именемъ Требула, находился въ сѣверной части Сабинской земли, недалеко отъ Умбріи — провинціи расположенной къ сѣверо-востоку отъ Рима.
[4] Тусками римляне называли жителей Этруріи — провинціи, находящейся на западѣ Средней Италія, къ сѣверу отъ Рима. Такимъ образомъ Тусскій епархъ былъ правителемъ Этруріи.
[5] Сполета, нынѣ Сполето, городъ въ Средней Италіи, въ древней Умбріи, на границѣ съ Этруріей. Вѣроятно Умбрія и Этрурія находились подъ властію одного правителя.
[6] Зевсъ, по-римски Юпитеръ, почитался главнымъ божествомъ, отцомъ богомъ и людей, повелителемъ неба и земли, грома и молніи, вѣтровъ и дождей.
[7] Это было около 175 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 79-83.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.