Церковный календарь
Новости


2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 6-я (1874)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 5-я (1874)
2017-04-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Пять поученій въ недѣлю Ѳомину (1894)
2017-04-23 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Восемь поученій въ недѣлю Антипасхи (1900)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 16-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 15-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 14-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 13-е)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 69-е, въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (1910)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 68-е, въ недѣлю новую Антипасхи (1910)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-20 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 12-е)
2017-04-20 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 11-е)
2017-04-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ четвертокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ среду 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 45.
Житія святыхъ

Свт. Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей свт. Димитрія произошло 21 сентября 1752 г.; прославленіе — 22 апрѣля 1757 г.; перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ, НА РУССКОМЪ ЯЗЫКѢ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

МѢСЯЦЪ ІЮНЬ.

День четвертый.
Житіе преподобнаго отца нашего Зосимы, епископа Вавилонскаго.

Преподобный Зосима, прозванный Киликсомъ (такъ какъ былъ родомъ изъ Киликіи [1], отъ юности своей возлюбилъ Бога. Отвергшись міра, онъ пришелъ на Синайскую гору [2], облекся здѣсь въ иноческій чинъ и началъ подвизаться въ постѣ и молитвахъ. Однако онъ не долго пробылъ на Синаѣ. Стремясь къ тишинѣ и безмолвію, Зосима еще въ молодыхъ лѣтахъ отошелъ /с. 86/ съ Синайской горы въ пустыни Ливіи [3], и тамъ поселился въ одномъ пустынномъ мѣстѣ, называемомъ Аммоніакъ. Здѣсь онъ сталъ жить въ полномъ уединеніи, заботясь объ угожденіи единому Богу. Однажды онъ увидалъ въ пустынѣ той старца, одѣтаго въ колючую власяницу. Приблизившись къ нему, Зосима хотѣлъ поклониться старцу и по обычаю испросить у него благословенія. Но старецъ предупредилъ его, сказавъ:

— «Зачѣмъ ты пришелъ сюда, Зосима? Иди отсюда, ибо тебѣ не должно здѣсь оставаться».

Думая, что старецъ знаетъ его издавна, Зосима, поклонившись ему и испросивъ благословеніе, сказалъ:

— «Молю тебѣ, отче, окажи мнѣ благоволеніе! скажи мнѣ, какъ ты знаешь меня?»

Старецъ отвѣтилъ:

— «Раньше двухъ дней тому назадъ явился ко мнѣ мужъ, чудный видомъ, и сказалъ мнѣ: вотъ, придетъ къ тебѣ одинъ инокъ съ Синайской горы, по имени Зосима; не давай ему благословеніе на пребываніе въ этой пустынѣ. Я хочу поручить ему церковь Вавилонскую, что въ Египтѣ» [4].

Сказавъ это, пустынникъ отошелъ отъ Зосимы на разстояніе брошеннаго камня и сталъ на молитву, воздѣвъ руки свои къ Богу. Молился онъ около двухъ часовъ; потомъ, окончивъ молитву, старецъ снова подошелъ къ Зосимѣ и, отечески обнявъ его, облобызалъ его въ лице и сказалъ:

— «Чадо мое любезное, хорошо, что ты пришелъ сюда. Поистинѣ, тебя привелъ ко мнѣ Богъ, чтобы ты предалъ тѣло мое землѣ, такъ какъ я отхожу къ Господу».

Тогда Зосима спросилъ старца:

— «Много ли лѣтъ пребываешь ты, отче, на этомъ мѣстѣ?»

И старецъ отвѣтилъ:

— «Вотъ уже исполнилось сорокъ пять лѣтъ моего пребыванія здѣсь».

При этихъ словахъ подвижника, лице его просіяло, какъ огонь. Обратившись снова къ Зосимѣ, старецъ промолвилъ:

/с. 87/

— «Миръ тебѣ, чадо, помолись о мнѣ!»

И послѣ такихъ словъ легъ на землю и тихо отошелъ къ Господу Богу.

Блаженный Зосима, выкопавъ могилу, похоронилъ честное тѣло великаго подвижника и, пробывъ на мѣстѣ томъ два дня, возвратился на гору Синай, славя Бога.

Во время вторичнаго пребыванія его на Синаѣ къ нему пришелъ одинъ разбойникъ и умолялъ его такими словами:

— «Умилосердись ко мнѣ авва [5], сподобь меня иноческаго постриженія, чтобы мнѣ въ безмолвіи сокрушаться о грѣхахъ своихъ. Я сотворилъ много убійствъ, и вотъ теперь раскаялся въ своей преступной и многогрѣшной жизни, и хочу остатокъ дней своихъ провести въ плачѣ и сердечномъ сокрушеніи о безчисленныхъ моихъ злодѣяніяхъ».

Преподобный Зосима, наставивъ этого человѣка, облекъ его въ иноческій чинъ; но по прошествіи нѣкотораго времени, призвавъ къ себѣ раскаявшагося разбойника, сказалъ ему:

— «Чадо, повѣрь мнѣ, что тебѣ оставаться здѣсь невозможно. Если узнаетъ кто-нибудь изъ сановниковъ, что ты спасаешься у насъ, то онъ тебя схватитъ. Кромѣ того, тебя можетъ признать кто-нибудь изъ обиженныхъ тобою и донести на тебя. Посему послушай меня, и я отведу тебя въ болѣе отдаленный монастырь».

Инокъ согласился на увѣщаніе преподобнаго, и святый ста/с. 88/рецъ отвелъ его въ киновію аввы Дороѳея [6], находившуюся близъ Газы [7]. Помѣстивъ его въ этой обители, Зосима воротился на Синайскую гору.

Братъ же тотъ прожилъ въ киновіи аввы Дороѳея девять лѣтъ. Но потомъ, изучивъ псалтирь и искусившись въ трудахъ иноческихъ, онъ снова возвратился къ преподобному Зосимѣ и сказалъ ему:

— «Сотвори милость ко мнѣ, отче, — дай мнѣ назадъ мои мірскія одежды, а иноческія возьми отъ меня».

Преподобный спросилъ его съ печалію:

— «Зачѣмъ, чадо?»

Тогда инокъ сказалъ ему:

— «Въ продолженіи девяти лѣтъ пребывалъ я, отче, какъ ты самъ знаешь, въ киновіи, упражняясь въ постѣ и всякомъ воздержаніи, трудясь съ кротостію, молчаніемъ и страхомъ Божіимъ и повинуясь всѣмъ, въ надеждѣ на безконечное милосердіе Божіе и на прощеніе безчисленныхъ грѣховъ моихъ. И все же, не смотря на постоянные подвиги и труды мои, я всегда вижу предъ собою дитя, которое говоритъ мнѣ: «за что ты убилъ меня!» Это видѣніе я вижу не только во снѣ, но и на яву: и когда стою въ церкви, и когда приступаю къ Божественнымъ Тайнамъ, и когда вкушаю что-либо съ братіей на трапезѣ. Ни на одинъ часъ я не знаю покоя: даже когда я иду, и тогда я вижу предъ собою дитя, говорящее мнѣ всегда одно и тоже: «за что ты убилъ меня?» Вотъ я и рѣшилъ, отче, идти туда, гдѣ я совер/с. 89/шилъ свои разбои, чтобы меня схватили и предали суду. Мнѣ необходимо умереть за безразсудное убіеніе того дитяти».

Итакъ, взявши у преподобнаго отца мірскія одежды, инокъ тотъ ушелъ въ міръ. Когда онъ пришелъ въ городъ Діосполь [8], онъ былъ схваченъ, и на другой же день воспріялъ казнь, будучи усѣкнутъ мечемъ. Такъ отошелъ онъ къ Господу Богу, омывъ своею кровію грѣхи свои.

Вскорѣ послѣ этого событія, преподобный Зосима, томимый непреодолимымъ желаніемъ жить въ тишинѣ и безмолвіи пустыни, снова задумалъ оставить Синайскую гору. И вотъ, взявши съ собою ученика своего Іоанна, преподобный отправился съ нимъ въ пустыню, носившую названіе Порфиріонъ [9]. Проходя по этой пустыни, они встрѣтили двухъ отшельниковъ: одинъ изъ нихъ былъ родомъ изъ Галатіи [10] и носилъ имя Павла, а другой происходилъ изъ Мелетинской области [11] и назывался Ѳеодоромъ, иноческое же постриженіе принялъ въ монастырѣ аввы Евѳимія Великаго [12]. Тотъ и другой подвижникъ носили одежды изъ кожи буйвола. Преподобный Зосима поселился съ своимъ ученикомъ вблизи тѣхъ пустынниковъ, на разстояніе около двухъ поприщъ [13], и прожилъ тамъ два года.

Но потомъ ученика преподобнаго Зосимы, Іоанна, ужалила змія: все тѣло его пропиталось зміинымъ ядомъ, кровь хлынула изъ глазъ, ноздрей, ушей и изо всѣхъ кожныхъ отверстій и поръ, и Іоаннъ скончался.

/с. 90/ Блаженный Зосима сильно опечалился и пошелъ къ упомянутымъ выше двумъ пустынникамъ. Тѣ, увидавъ его въ сильной скорби, прежде чѣмъ Зосима что-нибудь сказалъ имъ, предупреждая его, промолвили:

— «Что, авва Зосима, умеръ братъ твой?»

Зосима, изумившись ихъ прозорливости, возвѣстилъ имъ объ обстоятельствахъ смерти своего ученика, которыя и безъ того были извѣстны старцамъ.

Тогда оба подвижника, возставши, пошли, вмѣстѣ съ Зосимою, къ брату Іоанну. Увидавъ умершаго лежащимъ на землѣ, они сказали:

— «Не скорби, авва Зосима, — Богъ поможетъ тебѣ».

И послѣ этихъ словъ громко возгласили, обратившись къ умершему:

— «Братъ Іоаннъ, встань, ибо тебя зоветъ твой авва».

Мертвый тотчасъ же ожилъ и всталъ съ земли. Тогда старцы отыскали змію и разорвали ее на двое; потомъ сказали преподобному Зосимѣ:

— «Авва, мы не ложно возвѣщаемъ тебѣ волю Божію: иди на Синайскую гору; потому что Богъ хочетъ поручить тебѣ епископство въ Вавилонской церкви, что въ Египтѣ».

Услышавъ это, преподобный Зосима принялъ благословеніе отъ святыхъ пустынниковъ и, взявъ съ собою ученика своего Іоанна, снова возвратился на Синай.

По прошествіи нѣкотораго времени авва Синайской горы [14] послалъ блаженнаго Зосиму, вмѣстѣ съ двумя другими иноками, изъ-за нуждъ Синайскихъ монастырей, въ Александрію [15]. Александрійскій патріархъ полюбилъ блаженныхъ старцевъ и, удержавъ въ городѣ, рукоположилъ ихъ въ епископа, одного въ Иліополь [16], /с. 91/ другого въ Леонтополь [17], а Зосиму въ Вавилонъ Египетскій. Ибо въ древности было два Вавилона: первый — знаменитѣйшій и древнѣйшій — находился въ Халдейской землѣ [18], и въ немъ царствовали Навуходоносоръ и всѣ халдейскіе цари, а другой — менѣе извѣстный и меньшій по объему и количеству жителей находился въ Египтѣ. Этотъ городъ основали на берегу рѣки Нила переселенцы изъ древняго Вавилона, назвавшіе новое мѣсто поселенія своего по имени своей оставленной родины.

Въ этомъ-то Вавилонѣ Египетскомъ преподобный Зосима, по изволенію Божію и согласно пророчеству пустынниковъ, принялъ престолъ архіерейскій и началъ пасти стадо Христово. Онъ добрѣ управлялъ святою Церковію, образъ бывая стаду словомъ, дѣйствіемъ и чистотою (1 Тим. 4, 12). Довольно долго пробылъ онъ во главѣ Вавилонской церкви и многихъ наставилъ на путь спасенія. Когда же святый достигъ глубокой старости, то, видя свою тѣлесную немощь и ожидая близкую смерть, оставилъ епископскій престолъ и снова возвратился на гору Синай, мѣсто своего прежняго жительства. Здѣсь, поживъ немного, святый скончался о Господѣ [19] и въ ликѣ святыхъ іерарховъ предстоитъ теперь предъ Владыкою нашимъ, Господомъ Іисусомъ Христомъ; Ему слава во вѣки. Аминь.



Въ тотъ же день память святаго священномученика Астія, епископа Диррахійскаго, въ Македоніи, распятаго на крестѣ, въ царствованіе Траяна, въ началѣ II вѣка.

Въ тотъ же день преставленіе преподобнаго Меѳодія, игумена Песношскаго, въ 1392 году.

Примѣчанія:
[1] Киликія — область Малой Азіи, расположенная въ юго-восточной части ея, на границахъ съ Сиріею и по южному берегу Средиземнаго моря.
[2] Гора Синай представляетъ собою, собственно, группу горъ, состоящихъ изъ гранитныхъ скалъ, прорѣзанныхъ и окруженныхъ крутыми и шероховатыми долинами. Лежитъ почти посрединѣ извѣстныхъ рукавовъ Чермнаго (Краснаго) моря, образующихъ собою Синайскій полуостровъ. Она состоитъ изъ трехъ горныхъ хребтовъ. Юго-восточная вершина средняго хребта и была мѣстомъ извѣстнаго Синайскаго законодательства. Съ IV в. по Р. Хр. Синайская гора стала излюбленнымъ мѣстомъ подвижниковъ и была вся усѣяна монастырями.
[3] Ливія — провинція въ сѣверной Африки, къ западу отъ Египта. Прилегающая къ Средиземному морю, часть Ливіи была обитаема, другая же, уходящая въ глубь материка, представляла пустыню съ нѣсколькими оазисами. Это самая восточная оконечность извѣстной пустыни Сахары, простирающейся отъ Египта почти до самыхъ береговъ Атлантическаго океана.
[4] О Вавилонѣ Египетскомъ см. ниже въ самомъ текстѣ житія.
[5] Авва — сирское слово, значитъ — отецъ. Это наименованіе давалось обыкновенно начальникамъ монастырей, а также и старшей братіи. Новоначальный инокъ, отданный для искуса подъ руководство какому-нибудь опытному старцу, также обращался къ нему съ этимъ словомъ — авва.
[6] Преп. Дороѳей жилъ и подвизался въ концѣ VI и началѣ VII вѣка. Прежде чѣмъ удалиться въ пустыню для иноческихъ подвиговъ, онъ въ молодыхъ лѣтахъ много занимался науками. Потомъ, сдѣлавшись инокомъ, онъ съ тою же любовію и неутомимостію предался упражненію въ добродѣтели. Обитель, въ которой онъ подвизался, была основана собственно Серидомъ, жившимъ въ VI в., но авва Дороѳей пользовался среди современнаго монашества такою извѣстностію, что эта обитель часто называлась его именемъ. Обитель эта представляла собою такой видъ общежительнаго монастыря, въ которомъ братія не только столъ, но и одежду и т. п. получаютъ отъ монастыря, по распоряженію настоятеля, а съ своей стороны весь своей трудъ и его плоды представляютъ обязательно на общую потребу монастыря. Такія обители и назывались киновіями (отъ греч. словъ — киносъ — общій, и віосъ — жизнь).
[7] Городъ Газа расположенъ на восточномъ берегу Средиземнаго моря, въ самой южной оконечности Палестины, недалеко отъ Египта; нѣкогда онъ былъ южнымъ предѣломъ Хананеевъ. Во время могущества Римлянъ Газа былъ значительный торговый городъ Палестины; это значеніе поддерживалось за нею нѣкоторое время и позднѣе во времена Византійской имперіи. Но съ теченіемъ времени этотъ цвѣтущій городъ потерялъ все свое значеніе, и теперь только песчанные холмы и жалкіе развалины служатъ свидѣтельствомъ, что здѣсь существовалъ великій городъ.
[8] Діосполь — палестинскій городъ, на сѣверной дорогѣ отъ Іерусалима къ Іоппіи (Яффѣ).
[9] Разумѣется, повидимому, пустыня, находившаяся около города Порфиріона, что въ Финикіи, близъ Кармильской горы (къ югу отъ Птолемаиды). Пустыня эта и въ особенности Кармильская гора были наполнены иноками.
[10] Галатія — небольшая гористая, но плодородная, провинція Малой Азіи, лежавшая между Виѳиніей, Понтомъ и Каппадокіей. Названіе получила отъ Галатовъ — воинственныхъ племенъ Гальскаго или Кельтическаго происхожденія.
[11] Мелетина — область въ сѣверной части Малой Арменіи, недалеко отъ р. Евфрата. При императорѣ Траянѣ (98-117 г.) здѣсь разрослось до размѣровъ значительнаго города селеніе того же имени, что и область.
[12] Преп. Евѳимій Великій былъ родомъ также изъ Мелетины. Подвизался онъ въ Палестинѣ, гдѣ основалъ двѣ обители: одну — въ предѣлахъ Іерихонскихъ, въ 14 верстахъ отъ Іерусалима на сѣверо-востокъ, а другую — въ 4-хъ верстахъ отъ первой, на горѣ. Онъ собралъ вокругъ себя много славныхъ подвижниковъ, изъ которыхъ нѣкоторые положили начало многимъ обителямъ. Скончался на 97 году отъ рожденія, въ 473 году. Память его — 20 января.
[13] Поприще — мѣра разстояній; оно равнялось нашимъ 690 саженямъ. Два поприща, такимъ образомъ, составляютъ 1,380 саженей или 2¾ версты.
[14] Монастыри Синайской горы находились подъ вѣдѣніемъ одного общаго начальника — аввы Синайской горы.
[15] Александрія была главнымъ городомъ Египта и сѣверо-африканскихъ провинцій. Основана была Александромъ Македонскимъ въ Нижнемъ (Сѣверномъ) Египтѣ, при устьѣ Нила. Послѣ Рима Александрія считалась первымъ городомъ въ мірѣ и служила центромъ торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а въ первые вѣка христіанства разсадникомъ христіанскаго просвѣщенія. Съ V в. епископъ Александріи пользовался титуломъ патріарха и ему были подчинены всѣ церкви Египта, Ливіи и Сѣверной Африки. Синайскій полуостровъ, съ его монастырями, также находился въ вѣдѣніи Александрійскаго патріарха. Въ настоящее время Александрія (по-турецки и арабски. Искандеры) принадлежитъ къ числу важнѣйшихъ торговыхъ пунктовъ при Средиземномъ морѣ, съ населеніемъ до 230,000 жителей.
[16] Иліополь — городъ въ Африкѣ; находится на правомъ берегу Нила, на одномъ изъ его восточныхъ рукавовъ, — на югѣ Нижняго Египта.
[17] Леонтополь — городъ въ среднемъ Египтѣ.
[18] Халдея находилась въ Месопотаміи, по рр. Тигрѣ и Евфрату.
[19] Скончался въ концѣ VI вѣка.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 85-91.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.