Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

Часть 2-я: Разсказы и размышленія на евангельскія чтенія во дни праздничныя.

Декабрь мѣсяцъ, 25-й день. Рождество Христово.
Еванг. отъ Матѳ. зач. 3-е, гл. II, 1-12.

11. Святки.

Величайшее, всемірное событіе Рождества Христова воспоминается и прославляется торжественно святою Церковію въ теченіе двѣнадцати дней, называемыхъ святками, или святыми днями. Первые три дня этого великаго торжества, въ богослужебныхъ нашихъ книгахъ, называются св. Пасхою и праздникомъ тридневнымъ. Въ эти три дня, по древнему обычаю, христіане оставляли всѣ дѣла мірскія и житейскія, не только частныя, но и гражданскія или общественныя, что отчасти соблюдается и доселѣ.

Въ эту тридневную Пасху у древнихъ христіанъ рабамъ давалась свобода отъ трудовъ, — а должникамъ и узникамъ являлось помилованіе, и всѣмъ — всеобщее прощеніе. Всѣ спѣшили въ храмы Божіи къ общественному богослуженію, во время котораго христіане, во взаимномъ примиреніи другъ съ другомъ, причащались святыхъ Христовыхъ таинъ и слушали пастырскія поученія. «Нынѣ возсіялъ день милости, — говорилъ нѣкогда св. Ефремъ Сиріянинъ на праздникъ Рождества Христова, — днесь ликуютъ ангелы на небеси и радуются человѣцы на земли. Да не преслѣдуетъ же никто ближняго своего мщеніемъ за нанесенную ему обиду. Насталъ день радости всеобщей; да не будетъ никто виною печали и скорби для другихъ, да обуздается злорѣчивый языкъ и гнѣвъ, возмутитель мира и спокойствія. Это день, въ который Богъ снисшелъ на землю къ грѣшникамъ; да устыдится же мнимый праведннкъ превозноситься предъ грѣшникомъ. Это день, въ который Господь твари сошелъ къ рабамъ; да не стыдится же и господинъ, съ такою же любовію, снизойти къ слугамъ своимъ. Это день, въ который Божій Сынъ обнищалъ насъ ради; да не устыдятся же богатые раздѣлить свою трапезу съ бѣдными». — Такія наставленія добраго пастыря, безъ сомнѣнія, въ свое время, свято соблюдались его пасомыми и во всѣ великіе, святые дни, а тѣмъ болѣе, въ эту тридневную Пасху!

Въ остальные девять дней святокъ не запрещались обычныя занятія мірянамъ, за исключеніемъ, конечно, праздниковъ, какіе приходились въ это время; но всѣ вечера этихъ дней назывались святыми вечерами, потому что христіанамъ вмѣнялось въ обязанность проводить ихъ въ чтеніи священныхъ книгъ и душеспасительныхъ семейныхъ бесѣдахъ, особенно о той великой милости, какая намъ дарована свыше воплощеніемъ для насъ Сына Божія.

Быть-можетъ, у насъ доселѣ, на Руси, кое-гдѣ обрящутся такія добрыя, благочестивыя семейства, въ которыхъ и этотъ древній обычай сохраняется свято. Но болѣе извѣстно, что въ эти дни святые, и особенно въ святые вечера, многіе, именующіе себя христіанами и при томъ православными, предаются празднествамъ языческимъ, — и такимъ занятіямъ, которыя противны чести и достоинству природы человѣческой. Таковы-то, именно: почти повсюдныя, суевѣрныя гаданія, особенно у дѣвъ юродливыхъ и особенно подъ Новый годъ и, вмѣстѣ съ тѣмъ, на праздникъ Обрѣзанія Господня и день памяти Великаго святителя Василія, а также переряживанія изъ мужской одежды въ женскую и наоборотъ, съ надѣваніемъ при этомъ масокъ или личинъ.

Въ желаніи предостеречь отъ такого поруганія святыхъ, великихъ дней, отчасти и дѣтей, а болѣе — родителей, которые не смотрятъ за дѣтьми, или смотрятъ на такое безобразіе довольно снисходительно и даже одобрительно, повторимъ тѣ правила вселенской Церкви, въ которыхъ строго запрещаются подобныя занятія и во всякую пору года, а тѣмъ болѣе, конечно, въ дни и вечера святые, или, что то же, святки.

Въ правилахъ (61 и 62) [6-го] вселенскаго собора говорится слѣдующее: Прибѣгающіе къ волшебникамъ, или другимъ гадателямъ, или гаданіямъ, чтобы узнать отъ нихъ что-либо сокровенное, согласно съ прежними отеческими о нихъ постановленіями, да подлежатъ правилу шестилѣтней епитиміи (т.-е. шесть лѣтъ не должны быть допускаемы до св. причащенія). Той же епитиміи надлежитъ подвергать и тѣхъ, кои производятъ гаданія о счастіи — судьбѣ (или, какъ выражаются безумныя дѣвицы, о своемъ суженомъ ряженомъ). А тѣхъ, которые не будутъ слушать и исполнять этого постановленія и продолжать таковые пагубные и языческіе вымыслы, опредѣляемъ совсѣмъ извергать изъ Церкви. Ибо кое общеніе свѣту ко тьмѣ, говоритъ апостолъ (2 Кор. VI, 14), или кое смѣшеніе Церкви Божіей съ идолами, соучастіе вѣрнаго съ невѣрнымъ; какое же согласіе Христа съ веліаромъ, или сочетаніе Его съ діаволомъ?

Также, — продолжаютъ св. отцы, — и всенародныя пляски, могущія причинить великій вредъ и пагубу, и другіе скверные обряды, по старинному и чуждому христіанскаго житія обычаю совершаемые, отвергаемъ и опредѣляемъ: никому изъ мужей не одѣваться въ женскую одежду, не свойственную мужу; а равно и тѣмъ болѣе, конечно, ни женщинамъ, ни дѣвицамъ мужской одежды не надѣвать, и масокъ отнюдь не носить. Посему тѣхъ, кои отнынѣ, зная это, дерзнутъ дѣлать что-либо изъ вышесказаннаго, если они клирики (т.-е. лица, принадлежащія къ духовному званію), повелѣваемъ извергать изъ священнаго чина, а если міряне, то отлучать отъ общенія церковнаго.

Это соборное постановленіе сдѣлано, согласно со св. писаніемъ, въ которомъ говорится: да не будетъ утварь мужеска на женѣ, ни да облачится мужъ въ ризу женску, яко мерзость есть Господеви Богу твоему всякъ творяй сія (Второз. II, 2-5).

На этомъ основаніи, и законами нашего правительства (какъ и значится о томъ въ XIV томѣ свода законовъ, ч. 18, ст. 35, 34) запрещено: «въ навечеріе Рождества Христова и въ продолженіе святокъ заводить, по старинномъ идолопоклонническимъ преданіямъ, игрища и, наряжаясь въ кумирскія одѣянія, производить по улицамъ пляски и соблазнительныя пѣсни». (Изъ проповѣди протоіерея I. Полисадова).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 710-711.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.