Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВѢДЬ

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.)
Въ недѣлю по Богоявленіи. Поученіе о покаяніи (1-ое).

Покайтеся, приближися бо царствіе небесное (Матѳ. 4, 17).

Съ этихъ глубокихъ и священныхъ словъ началась проповѣдь вочеловѣчившагося Слова къ падшему человѣчеству. Простое, по наружности, ученіе! Но надо понять его самою жизнію: тогда откроется, что въ этихъ краткихъ и невитіеватыхъ словахъ заключается все Евангеліе. Такъ и святый апостолъ Павелъ, бесѣдуя о благовѣстіи, которое онъ проповѣдалъ почти всей тогда извѣстной вселенной, сказалъ, что онъ засвидѣтельствовалъ и Іудеямъ и Еллинамъ еже къ Богу покаяніе, и вѣру, яже въ Господа нашего Іисуса Христа (Дѣян. 20, 21).

Братія! Чтобы увѣровать въ Господа нашего Іисуса Христа, нужно покаяніе; чтобъ пребывать въ этой спасительной вѣрѣ, нужно покаяніе; чтобъ преуспѣть въ ней, нужно покаяніе; чтобъ наслѣдовать царство небесное, нужно покаяніе.

Все это со всею ясностію излагается въ Священномъ Писаніи. Священное Писаніе научаетъ насъ, что посла Богъ Сына Своего въ міръ, да спасется Имъ міръ, что вѣруяй въ Онь, не будетъ осужденъ, а невѣруяй уже осужденъ есть. Свѣтъ — Христосъ — пріиде въ міръ, и возлюбиша человѣцы паче тму, неже Свѣтъ: бѣша бо ихъ дѣла зла. Всякъ бо дѣлаяй злая ненавидитъ Свѣта; и не приходитъ къ Свѣту, да не обличатся дѣла его, яко лукава суть (Іоан. 3, 17. 20). Одержимымъ страстію тщеславія Писаніе засвидѣтельствовало: Како вы можете вѣровати, славу другъ отъ друга пріемлюще, и славы, яже отъ отъ единаго Бога, не ищете! (Іоан. 5, 44). Объятые страстію сребролюбія не только не увѣровали въ Господа, но и насмѣхались надъ Господомъ, когда Онъ преподавалъ имъ нужнѣйшее и святѣйшее ученіе о памятованіи вѣчности и о устроеніи земныхъ дѣлъ сообразно назначенію человѣка для вѣчности (Лук. 16, 9. 14). Увлеченные страстію лютой зависти не только не увѣровали въ Господа, но и составили заговоръ богоубійственный, и исполнили его. Всѣ, зараженные суетными и грѣховными пристрастіями, по неложному свидѣтельству Евангелія, отрекаются отъ участія въ духовномъ бракѣ Сына Божія, содѣлываютъ сами себя недостойными блаженнаго соединенія съ Нимъ (Матѳ. 22, 5). Не можете Богу работати и мамонѣ! (Лук. 16, 14) не можете служить вмѣстѣ двумъ владыкамъ, Богу и грѣху! Покайтеся: приближися бо царствіе небесное! Покайтеся, и вѣруйте во Евангеліе (Марк. 1, 15).

Но и увѣровавшій во Христа, рѣшившійся постоянно доказывать вѣру поступками, поведеніемъ, опять нуждается въ покаяніи. Какъ вы думаете, братія, какой первый плодъ живой вѣры? какой первый плодъ исполненія Христовыхъ заповѣдей? Отвѣтъ заимствую у святаго Симеона, Новаго Богослова, который почерпнулъ познаніе произнесенной истины изъ собственныхъ святыхъ опытовъ. Онъ сказалъ: «Тщательное исполненіе заповѣдей Христовыхъ научаетъ человѣка его немощи» [1]. Точно! только-что начнетъ увѣровавшій во Христа исполнять всесвятыя евангельскія заповѣди, или, что то же, творить дѣла естества обновленнаго, какъ, внезапно, открывается предъ нимъ его падшее естество, доселѣ скрывавшееся отъ взоровъ, и вступаетъ въ упорную борьбу съ Евангеліемъ. Жизнь подвижника Христова преисполняется невидимыхъ паденій. Онъ невольно исповѣдуетъ съ апостоломъ: Соуслаждаюся закону Божію по внутреннему человѣку: вижду же инъ законъ во удѣхъ моихъ, противу воюющъ закону ума моего, и плѣняющъ мя закономъ грѣховнымъ, сущимъ во удѣхъ моихъ. Окаяненъ азъ человѣкъ (Рим. 7, 22. 24) Отъ такого воззрѣнія на самого себя зарождается въ христіанинѣ блаженная нищета духа, является разумный духовный плачъ, зиждется сердце сокрушенное и смиренное, которое Богъ не уничижитъ (Псал. 50, 20). Въ человѣкѣ отъ жительства по Евангелію является какъ-бы естественно заповѣданное Евангеліемъ покаяніе. И такъ покаяніе необходимо не только для того, чтобъ увѣровать во Христа: оно необходимо для пребыванія въ вѣрѣ, для преуспѣянія о Христѣ; оно необходимо для живой вѣры во Христа. Покайтеся, приближися бо царствіе небесное.

Остается объяснить: почему въ нынѣ разсматриваемыхъ нами словахъ Господа нашего завѣщаніе покаянія и возвѣщеніе о близости царства небеснаго такъ тѣсно соединены между собою? Почему не выставлено между ними никакого промежуточнаго подвига, никакого промежуточнаго обстоятельства? Причина заключается въ томъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ — Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29) — сдѣлалъ все для нашего спасенія: Онъ примирилъ насъ съ Богомъ, уготовалъ и пріобрѣлъ для насъ царство небесное. Намъ, человѣкамъ, предоставленъ въ дѣлѣ спасенія нашего одинъ трудъ: трудъ принять спасеніе, дарованное намъ Богомъ туне и всецѣло, трудъ покаянія. Царство небесное и Царь небесный несказанно близки къ намъ — несравненно ближе, нежели какъ мы полагаемъ. Се стою при дверехъ сердца человѣческаго, возвѣщаетъ этотъ Царь, и стучусь въ нихъ Моимъ всесвятымъ и всесильнымъ Словомъ: аще кто услышитъ гласъ Мой, и отверзетъ двери, вниду къ нему, и вечеряю съ нимъ и той со Мною (Апок. 3, 20). Совершается отверзеніе дверей сердца для небеснаго Царя — покаяніемъ. Покайтеся, приближися бо царствіе небесное. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Главы Дѣятельныя и Богословскія. Добротолюбіе, ч. I, гл. 4.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ четвертый: Аскетическая проповѣдь и письма къ мірянамъ. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 8-10.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.