Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Анатолій (Мартыновскій) († 1872 г.)
СЛОВО ВЪ ДЕНЬ СВЯТЫЯ ПАСХИ.

Христосъ воскресе!

Явилъ Господь спасеніе свое, облекся величіемъ божества своего, препоясался всемогуществомъ! Тщетно собирались сильные земли, волновались, совѣщались на погубленіе Іисуса Христа. Поправъ смерть своею смертію, Господь сокрушилъ врата адовы, поразилъ имущаго державу смерти, низшелъ во адъ, плѣнилъ его плѣнъ, воскресъ изъ мертвыхъ, изшелъ изъ гроба, яко изъ чертога! Да веселятся о семъ небеса, да торжествуетъ земля, да радуется вселенная и всё живущее на ней, да плещутъ моря, да взыграють поля и горы! Пріидите, братіе, поклонимся Христу, Царю и Богу нашему! Пріидите, воспоемъ Господу, воскликнемъ Богу спасенія нашего, предстанемъ предъ лицемъ Его съ славословіемъ! Пріидите, воспоемъ новую пѣснь Богу, Спасителю нашему! Благовѣствуйте со дня на день спасеніе Его, возвѣщанте славу Его, превозносите чудеса Его: яко той есть Богъ нашъ!

Въ чемъ же открылось и проявляется царствованіе Іисуса Христа на землѣ?

Чрезъ воскресеніе изъ мертвыхъ Іисусъ Христосъ во всей силѣ показалъ, что Онъ есть единосущный Сынъ Отца небеснаго! Основавъ на землѣ благодатное царство, или Церковь свою, низпославъ ей Духа Святаго и вознесшись въ очахъ своихъ послѣдователей на небо, Господь нашъ возсѣлъ одесную Отца своего, т. е. воспріялъ и по человѣческому естеству своему всемощную власть къ распространенію, храненію и преспѣянію царства своего на землѣ. Съ /с. 198/ сею цѣлію Онъ управляетъ всѣми событіями, происходящими въ мірѣ, такъ что, не нарушая человѣческой свободы, Господь защищаетъ промысломъ своимъ Церковь свою отъ всѣхъ тайныхъ и явныхъ вражескихъ навѣтовъ, а для непрерывнаго созиданія св. Церкви не престаетъ поставлять Духомъ Святымъ пастырей и учителей, къ совершенію святыхъ!

Изъ какихъ же гражданъ состоитъ на землѣ царство Христово? — Не отмѣняя ни коренныхъ народныхъ уставовъ, ни гражданскихъ правительствъ, напротивъ заповѣдавъ воздавать кесарева кесареви, Іисусъ Христосъ призвалъ въ царство свое всѣ народы міра сего, всѣхъ людей всякаго состоянія и званія. Посему въ царствѣ Іисуса Христа нѣтъ различія, обозначаемаго народностію, званіемъ, поломъ, возрастомъ, нѣтъ ни іудея, ни еллина, ни самарянина, ни скиѳа, ни раба, ни свободнаго, ни мужчины, ни женщины. Богатые не имѣютъ преимущества предъ бѣдными и нищими, низшія общественныя состоянія не унижаются высшими; первенствующіе въ царствѣ Христовомъ отличаются усерднѣйшимъ только служеніемъ общественному благу и пользѣ, такъ что всѣ истинные граждане царства Христова составляютъ какбы одно одушевленное тѣло о Христѣ Іисусѣ, всѣ вошедшіе въ Церковь Его суть только братія по вѣрѣ въ Него; вслѣдствіе сего, если бы весь родъ человѣческій озарился свѣтомъ Евангелія, покорился вѣрѣ во Іисуса Христа, то весь родъ человѣческій составлялъ бы только одно нераздѣльное семейство, всѣ люди обращались бы одни съ другими какъ единокровные, родные: потому что въ царствѣ Христовомъ всѣ удостоившіеся его гражданства вкушаютъ отъ единаго божественнаго, сшедшаго съ небесе, хлѣба, и отъ единой и той же чаши спасенія пріобщаются, всѣ племена земныя призываются къ наслѣдію одного и того же царства небеснаго, отъ всѣхъ требуется любить другъ друга, взаимно помогать себѣ въ нуждахъ, принимать искреннее участіе въ судьбѣ ближняго, хотя бы требовалось положить за него свою душу, и, такимъ образомъ, поступать /с. 199/ съ тою цѣлію, чтобы между исповѣдующими имя Христово не было неутѣшно плачущихъ, не было безъ облегченія страждущихъ болѣзнями, не было ни несчастныхъ, ни бѣдныхъ; чтобы начальствующіе поступали съ подчиненными какъ съ дѣтьми своими, а подчиненные любили и покорялись начальствующимъ какъ отцамъ своимъ; чтобы всѣ пребывали между собою въ союзѣ мира и любви: потому что самъ Царь благодатнаго царства Іисусъ Христосъ не требуетъ отъ гражданъ его другой дани, кромѣ одного сердца нашего, кромѣ любви къ Нему и ближнему нашему!

Изъ сказаннаго легко усмотрѣть уже, каковъ духъ законовъ царства Христова. Это законы любви и милости, начертанные не на каменныхъ скрижаляхъ, не на свиткахъ и хартіяхъ, подверженныхъ тлѣнію, но на скрижаляхъ сердца послѣдователей Христовыхъ. Указывая на такіе законы и уставы царства своего, Господь еще во времена ветхозавѣтныя предвозвѣстилъ устами пророковъ, что Онъ вложитъ законы свои въ мысли людей своихъ, напишетъ свои уставы въ сердцахъ преданныхъ Ему, чтобы никому изъ нихъ не было нужды учиться законамъ Его у ближняго, или у брата своего: потому что всѣ отъ малаго до большаго будутъ имѣть истинное познаніе Бога, — такъ какъ на всѣхъ исповѣдующихъ имя Господне изліется Духъ Святый и, пребывая съ ними до скончанія міра, будетъ управлять ихъ мыслями, желаніями и чувствами (Іерем. 31, 31. 34), указывая имъ пути въ блаженную вѣчность. А сколько милостей въ царствѣ Христовомъ, — можно заключать изъ того, что въ немъ даже нѣтъ смертныхъ казней, и только тотъ не удостоивается помилованія, кто самъ отъ него отказывается. Ибо человѣколюбивый Владыка, никому не желая смерти, хочетъ, чтобы всѣ люди спаслися и достигли познанія божественной истины, чтобы даже грѣшники, преступники вѣчныхъ божественныхъ законовъ царства Христова, обратились на путь покаянія и всеусильно стремились къ блаженной вѣчности въ царство немерцающей божественной славы. Для побуж/с. 200/денія къ такому стремленію, Іисусъ Христосъ еще во время земной жизни своей призвалъ слѣдовать за Собою покаявшихся мытарей, грѣшниковъ и блудницъ, омывшихся слезами покаянія, а прежде воскресенія своего ввелъ въ рай разбойника, исповѣдовавшаго Его Спасителя на крестѣ своимъ Господомъ!

Имѣетъ ли враговъ благодатное царство Христово и какимъ оружіемъ побѣждаетъ? — Враги царства Христова безчисленны, неусыпны, непримиримы; брань съ ними тѣмъ тягостнѣе, изнурительнѣе, что они рѣдко открыто нападаютъ на цѣлое въ совокупности благодатное царство, а почти всегда воюютъ врозь противъ каждаго въ частности послѣдователя Христова. Посему для одержанія побѣды надъ врагами Христовыми и нашего спасенія почти нѣтъ другаго вида брани, кромѣ единоборства, и притомъ безпрерывнаго, неусыпнаго. Враги благодатнаго царства Христова суть: наша плоть, міръ и діаволъ со всѣми своими адскими силами. Всего опаснѣе борьба съ нашею плотію, или точнѣе съ ея похотію, съ превратными желаніями нашего сердца и вожделѣніями чувственности: потому что она неразлучна съ нами, доколѣ живемъ въ этомъ мірѣ; а горе человѣку, увлеченному ея вожделѣніями. Міръ ратоборствуетъ противу подвизающихся подъ знаменемъ креста Христова своими соблазнами, растлѣнными обычаями, превратными мудрованіями и преслѣдованіемъ рабовъ Христовыхъ, а вѣчный губитель душъ человѣческихъ съ своими клевретами, невидимо, повсюду рыщетъ, какъ томимый голодомъ левъ, и, высмотрѣвъ случай къ погубленію безпечныхъ, увлекаетъ ихъ въ плѣнъ свой грѣховными, обольстительными и даже богохульными помыслами, которые безпрестанно нашептываетъ Христовымъ ратоборцамъ. Но, при содѣйствіи благодати Божіей, враги нашего спасенія побѣждаются молитвою, постомъ, бодрствованіемъ надъ собою, терпѣніемъ; непрестанная молитва вѣры, т. е. постоянное возношеніе ума и сердца къ Богу, также обузданіе чувствснности нашей строгимъ воздержаніемъ до самоотверженія, обез/с. 201/силивая искушенія плоти, отражаютъ невидимыхъ враговъ нашего спасенія; растлѣнные обычаи и соблазны міра безвредны для придерживающихся неуклонно путей Господнихъ, отрекшихся искренно гордыни и прелестей міра, а терпѣніе и вѣра превозмогаютъ не только злословіе, преслѣдованіе, насмѣшки, но даже мученія и самую смерть, причиняемыя злобою міра истиннымъ послѣдователямъ Іисуса Христа, который не только не оставляетъ, но невидимо руководствуетъ, подкрѣпляетъ и утѣшаетъ ихъ, содѣйствуя имъ своею благодатію къ одержанію побѣды надъ врагами своего царства.

Какіе же плоды принесетъ послѣдователямъ Христовымъ окончательная побѣда надъ его и нашими врагами? — Наслѣдіе вѣчнаго блаженства въ царствѣ небесномъ, уготованнаго любящимъ Іисуса Христа. Это блаженство столь велико, что въ настоящей жизни мы и вообразить не въ состояніи, въ чемъ оно состоять будетъ; потому что для изображенія его нѣтъ красокъ во всей видимой природѣ, нѣтъ словъ во всѣхъ человѣческихъ языкахъ и нарѣчіяхъ. Кромѣ того, можно ли описать блага небесныя, когда ихъ не видѣло ни одно бренное око, когда восхитительныхъ глаголовъ и пѣснопѣній царства небеснаго не слышало ни одно ухо, сотканное изъ плоти и крови, когда ясное понятіе о вѣчномъ блаженствѣ никому изъ земнородныхъ не приходило на сердце? Удобнѣе сказать, чего нѣтъ въ царствѣ небесномъ, нежели изобразить то, чтó въ немъ есть. Такъ въ немъ нѣтъ ни унынія, ни скорби, ни печали, ни стоновъ, ни воздыханій, ни искушеній: нѣтъ въ немъ ни зноя, ни морозовъ, ни бурь, ни непогодъ, ни глада, ни жажды; нѣтъ ни страха, ни опасеній, ни разлуки съ ближними, ни смерти. Однако же, утверждаясь на словѣ Божіемъ, естественно заключать, что всѣ блага царства небеснаго превосходятъ всякое земное желаніе, вожделѣннѣе всего того, къ чему только можетъ прилѣпиться на землѣ сердце человѣческое; потому что въ нѣдрахъ вѣчнаго блаженства, гдѣ праведники, по свидѣтельству священнаго писанія, просвѣтятся подобно солнцу, облачатся въ тѣла прославлен/с. 202/ныя, уподобятся свѣтлости тверди небесной, — разумъ человѣческій, не подвергаясь ни ошибкамъ, ни заблужденіямъ, ясно будетъ созерцать вѣчныя истины и восхищаться познаніемъ ихъ; воля, не уклоняясь на стропотные пути порока, будетъ ощущать высочайшее наслажденіе въ совершенной покорности волѣ Божіей, желанія сердца совершенно будутъ удовлетворены созерцаніемъ славы божественной, взоръ — восхищаться видѣніемъ лицемъ къ лицу Спасителя нашего Іисуса Христа, какъ Онъ есть (1 Іоан. 3, 2. 1 Кор. 13, 12), — слухъ не престанетъ услаждаться пѣснопѣніями ликовъ ангельскихъ, обоняніе упояться неизреченно пріятнымъ благоуханіемъ, вкусъ — полнымъ наслажденіемъ, такъ что всякій удостоившійся наслѣдовать царство небесное постоянно будетъ ощущать въ себѣ такое довольство своимъ состояніемъ во всѣхъ отношеніяхъ, какбы погруженный въ пучину безпрерывныхъ радостей и восхитительнѣйшихъ наслажденій!

Когда же настанетъ это царство вѣчнаго блаженства и открытой славы Господа и Бога нашего Іисуса Христа? — Когда Онъ покоритъ подъ ноги свои всѣхъ враговъ своихъ, истребитъ смерть, послѣдняго врага своего, и предастъ царство свое Отцу небесному (1 Кор. 15, 24-28). Посему гражданамъ благодатнаго царства Христова необходимо, доколѣ живутъ на землѣ, неутомимо подвизаться, до всемірнаго явленія славы великаго Бога и Спасителя нашего, противу враговъ Его: потому что кто не съ Іисусомъ Христомъ, тотъ врагъ Его! Блюдемся же, братіе, да не обрящемся въ числѣ противниковъ нашего Спасителя, а во избѣжаніе страшной участи, ожидающей ихъ въ вѣчности, да послѣдуемъ неуклонно ученію Евангелія, да соблюдаемъ ревностно законы и уставы благодатнаго царства Христова; да пребываемъ въ союзѣ мира и братской любви между собою, и, не обращая вниманія на суету міра сего, да ожидаемъ, съ полнымъ упованіемъ на милосердіе Божіе, торжественнаго пришествія для всемірнаго суда Царя, Господа Бога, и Спаса нашего Іисуса Христа. Аминь.

Архіепископъ Анатолій.       

Источникъ: Архіепископъ Анатолій. Слово въ день Святыя Пасхи. // «Странникъ». Духовный учено-литературный журналъ, издаваемый священникомъ м. б. Василіемъ Гречулевичемъ. 1862. Апрѣль. — СПб., 1862. — С. 197-202.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.