Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Эразма Печерскаго (1967)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Ареѳы Печерскаго (1967)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность

СЛОВО ВЪ НЕДѢЛЮ СЫРОПУСТНУЮ,
сказанное Высокопреосвященнымъ Антоніемъ, Архіепископомъ Казанскимъ, 2 марта 1869 года.

На рѣкахъ вавилонскихъ, тамо сѣдохомъ и плакахомъ (Пс. 136, 1).

Господь милосердый, не хотяй смерти грѣшниковъ, но еже обратитися и живымъ быти имъ, паки вводитъ насъ, братіе, въ душеспасительные дни св. четыредесятницы, для очищенія грѣховъ нашихъ постомъ и покаяніемъ.

Заранѣе приготовляя насъ ко вступленію и достойному препровожденію сихъ дней, церковь въ предшествовавшіе недѣли и дни оглашала слухъ нашъ нѣкоторыми, нарочито избранными чтеніями и пѣснопѣніями. Между сими пѣснопѣніями, на утреннемъ богослуженіи трехъ послѣднихъ воскресныхъ дней, слышали мы, — если бывали въ церкви и внимали какъ должно тому, что читается и поется, — полный умиленія, писанный, можно сказать, не чернилами, а слезами,псаломъ: на рѣкахъ вавилонскихъ, тамо сѣдохомъ и плакахомъ.

Для чего это? Для того, что въ этомъ псалмѣ тотъ самый господствуетъ тонъ, на который должны быть настроены наши души въ предстоящіе дни; въ этомъ псалмѣ — наилучшее руководство къ тому, въ какомъ /с. 126/ расположеніи духа, съ какими мыслями и чувствами должны мы вступить и какъ должно провождать св. четыредесятницу, чтобы она была для насъ поистинѣ душеспасительна.

Какой смыслъ и содержаніе сего псалма? Въ немъ выражаются чувства іудеевъ, по раззореніи Іерусалима царемъ вавилонскимъ, уведенныхъ изъ отечества въ плѣнъ и поселенныхъ въ предѣлахъ вавилонскаго царства. Что общаго и сходнаго съ этимъ состояніемъ плѣнныхъ іудеевъ у насъ? Очень и очень много общаго и сходнаго у всякаго грѣшника, неочищеннаго покаяніемъ. Іудеи лишены были своего отечества: и грѣшникъ, коснѣющій въ грѣхахъ, лишается горняго своего отечества, наслѣдія царства небеснаго, куда не войдетъ никакая скверна грѣховная, гдѣ не пребудетъ предъ Богомъ ни единъ беззаконникъ. Іудеи лишены были вмѣстѣ съ отечествомъ великолѣпнаго храма своего и въ немъ отраднаго для душъ ихъ богослуженія, низводившаго на нихъ благословеніе отъ Бога и всѣ дары Его милости и щедротъ: и грѣшникъ нераскаянный лишается благоволенія и благодати Божіей, даруемыхъ только непорочнымъ и чистымъ, или же очистившимъ себя отъ грѣховъ. Іудеи были раззорены и ограблены плѣнившими ихъ: и у грѣшниковъ грѣхъ похищаетъ все богатство даровъ Божіихъ, и естественныхъ и благодатныхъ, — помрачаетъ умъ, растлѣваетъ сердце, развращаетъ волю, часто разстроиваетъ здоровье и самое внѣшнее благосостояніе; нѣтъ у грѣшника мира и утѣшенія въ совѣсти, нѣтъ покоя и радости въ душѣ. Іудеи были въ Вавилонѣ въ неволѣ и рабствѣ: и всякъ творяй грѣхъ рабъ есть грѣха, говоритъ Господь (Іоан. 8, 34), — рабъ, потому что, предавшись грѣховной привычкѣ, пріобрѣтши страстную наклонность къ пороку, человѣкъ часто и невольно, какъ говоритъ апостолъ, творитъ не то, чтó бы хотѣлъ, — доброе, но то, чего не хочетъ, — злое (Рим. 7, 15) и, по слову Премудраго (Прит. 7, 22), какъ волъ на заколеніе ведется въ бездну погибели силою грѣ/с. 127/ховной страсти. А какъ всякій грѣхъ отъ діавола, ибо онъ первый согрѣшилъ и ввелъ грѣхъ въ міръ: то грѣшникъ, связанный узами грѣха, находится въ рабствѣ и у діавола, принадлежитъ къ его темной области. У іудеевъ въ Вавилонѣ не оставалось ни собственныхъ силъ, ни надежды одолѣть когда-либо своихъ поработителей и возвратить себѣ свободу и отечество: и у грѣшника, оставленнаго самому себѣ, нѣтъ силъ освободиться отъ грѣха и спастись отъ погибели; нѣтъ и самой надежды на сіе безъ посторонней, высшей помощи. Оброцы бо грѣха смерть, сказано (Рим. 6, 23), и смерть вѣчная, духовная, не разрушеніе только тѣла, но отчужденіе души на вѣки отъ Бога, осужденіе на вѣчныя муки ада. Вотъ сколько общаго и сходнаго у всѣхъ насъ, грѣшниковъ, съ іудеями въ плѣну вавилонскомъ! Въ живое сознаніе всего этого и вводитъ насъ церковь, оглашая слухъ нашъ пѣніемъ псалма: на рѣкахъ вавилонскихъ. Войдемъ же въ это сознаніе, братіе, въ предстоящіе дни; живо вообразимъ себя въ плѣну у грѣховъ нашихъ; представимъ себѣ со всею силою и во всей ясности гибельное наше состояніе подъ бременемъ грѣховъ, содѣланныхъ нами въ мимошедшее время и въ отчужденіи отъ Бога. Въ этомъ — начало и первый шагъ истинннаго покаянія. За тѣмъ посмотримъ на то, что дѣлали іудеи, находясь въ плѣну вавилонскомъ. Они представляютъ прекрасный примѣръ для подражанія намъ въ дни нашего покаянія. Что же дѣлали они?

На рѣкахъ вавилонскихъ тамо сѣдохомъ и плакахомъ: вотъ первое, на что указываетъ псаломъ. Іудеи сидятъ и плачутъ безутѣшно о своемъ горѣ. О многомъ люди плачутъ, на землѣ, но изъ всего, о чемъ плачутъ, нѣтъ ничего достойнѣе слезъ, какъ грѣхи. Плачутъ о потерѣ богатства и достоянія, повергающей людей въ нищету и нужду. Грѣхи лишаютъ насъ не вещественнаго, а духовнаго богатства, лишаютъ образа и подобія Божія, по коему первоначально созданы мы, лишаютъ благодати Божіей, коею мы вновь возсозданы /с. 128/ во Христѣ Іисусѣ; лишаютъ мира душевнаго, покоя совѣсти, дерзновенія и усыновленія Богу; лишаютъ часто дарованій душевныхъ: свѣтлаго ума, благороднаго чувства, твердаго характера и под. Не достойно ли это слезъ? Плачутъ люди и о потерѣ родныхъ и близкихъ сердцу, дѣлающей людей одинокими и сирыми на землѣ. Грѣхи лишаютъ насъ общенія съ ангелами и святыми Божіими, расторгаютъ союзъ нашъ со Христомъ — Богомъ и Спасителемъ нашимъ, отгоняютъ отъ насъ Духа Божія, Коего мы предназначены быть храмами живыми, на вѣки отчуждаютъ насъ отъ жизни Божіей. Не достойно ли это горькихъ слезъ? Плачутъ о потерѣ чести и добраго имени, повергающей въ уничиженіе и безславіе. Грѣхи отнимаютъ у насъ самую высшую и ни съ чѣмъ несравнимую честь — быть чадами Божіими, наслѣдниками Христу, причастниками божественнаго естества, отнимаютъ у иныхъ и самое достоинство человѣческое, унижая и уподобляя ихъ скотамъ несмысленнымъ. Не достойно ли это великихъ слезъ? И — ничто такъ не сильно привлекать милость и благодать Господа Бога, Который единъ, яко Законоположникъ и Судія нашъ, можетъ отпущать грѣхи, ради заслугъ и безцѣнной крови Христа Спасителя, какъ слезы, проливаемыя отъ сердца сокрушеннаго и смиреннаго, живо сознающаго свои грѣхи. Слезами омывали свой грѣхъ и первые на землѣ грѣшники — прародители наши, когда сѣдя прямо рая, заключеннаго для нихъ, свою наготу рыдаша и плакаша. Слезами отвратили гнѣвъ Божій ниневитяне, обреченные уже на погибель за грѣхи свои съ своимъ великимъ городомъ. Слезами израильтяне многократно умилостивляли Бога, готоваго уже погубить ихъ за грѣхи. Слезами мытарь и блудница купили себѣ оправданіе во грѣхахъ, а ученикъ, отвергшійся трикраты Господа, испросилъ прощеніе. Слезами и другіе безчисленные грѣшники омывали свои беззаконія и паче снѣга убѣляли свои души. Слезы не переставали источать изъ очей и праведники, уже очистившіеся отъ грѣховъ, при одномъ /с. 129/ воспоминаніи объ нихъ, чтобы стяжать себѣ блаженство, обѣщанное въ Евангеліи плачущимъ: блажени бо плачущіи, сказано, яко тіи утѣшатся (Мат. 5, 4). Поищемъ, братіе, въ предстоящіе дни и мы у себя сколько можно больше слезъ и не пожалѣемъ ихъ для омытія грѣховъ нашихъ. Если не найдемъ, то будемъ просить Бога дать намъ ихъ, — дать намъ тучу слезъ, по выраженію церковной пѣсни. Ибо если не поплачемъ мы о грѣхахъ теперь, то придется горько плакать при смерти и по смерти; но уже, быть можетъ, безполезно. Безъ слезъ трудно погасить намъ пламень грѣховныхъ страстей нашихъ; безъ слезъ ненадежно покаяніе, какъ безъ росы небесной, безъ дождя благовременнаго неплодна земля.

На вербіихъ посредѣ его обѣсихомъ органы наши. Яко тамо вопросиша ны плѣнишіи насъ о словесѣхъ пѣсней, и ведшіи насъ о пѣніи: воспойте намъ отъ пѣсней сіонскихъ. Како воспоемъ пѣснь Господню на земли чуждей? Предавшись скорби, въ живомъ сознаніи своего плѣна, іудеи не хотятъ ничѣмъ утѣшить себя, лишаютъ себя всякаго удовольствія и развлеченія. Органы ихъ, на коихъ они бряцали дома боговдохновенные псалмы Давидовы во славу Божію, висятъ предъ ними праздны на вѣтвяхъ ивъ, и они отказываютъ себѣ даже въ отрадѣ пропѣть какой-либо изъ ихъ боголѣпныхъ псалмовъ, по требованію ихъ поработителей. Како воспоемъ, говорятъ они имъ, пѣснь Господню на земли чуждей? Такъ поступимъ и мы въ грядущіе дни поста. Откажемъ себѣ — не въ пѣніи или слушаніи пѣсней Господнихъ, — нѣтъ! Этого не требуется отъ насъ; напротивъ мы будемъ имѣть утѣшеніе слышать въ церкви въ эти дни самыя умилительныя и отрадныя пѣсни Господни; — а откажемъ себѣ и отложимъ въ сторону всѣ мірскія развлеченія, всѣ удовольствія плоти, всѣ утѣхи и забавы чувственныя, какимъ предавались въ прошедшіе дни. Ибо все это несовмѣстно съ сѣтованіемъ о грѣхахъ и слезами покаянія. Думать, что можно каяться и забавляться въ /с. 130/ одно время, значитъ горько и другихъ и себя обманывать и лицемѣрить. Да и довольно уже губить на забавы драгоцѣнное время; много и безъ того убито его въ сіи послѣдніе дни и — дѣловыми людьми отнято его у дѣлъ службы и долга, семейными — у попеченія о дѣтяхъ, у домашнихъ — полезныхъ занятій, всѣми вообще у дѣлъ христіанскаго благочестія, любви, благотворенія и служенія ближнимъ. Довольно тратить на это и безразсудныя издержки, которыя часто иные дѣлали отнюдь не отъ избытка своего, но при явной скудости и лишеніи въ нужномъ. Довольно опустошать душу свою, и безъ того небогатую духовнымъ сокровищемъ мыслей и чувствъ благихъ и богоугодныхъ, и наполнять сердце и воображеніе, и безъ того недовольно чистыя, тлетворными образами суеты земной и дѣлъ житейскихъ. Все это, повторяю, отложимъ теперь въ сторону, отложимъ совершенно, а не замѣнивъ лишь однѣ удовольствія другими, болѣе утонченными и болѣе, повидимому, невинными, — отложимъ дѣла темная и облечемся въ оружіе свѣта, какъ внушалось намъ въ нынѣшнемъ чтеніи апостольскомъ! Нынѣ бо ближайшее намъ спасеніе; нощь прейде, а день приближися. Яко во дни благообразно да ходимъ, не козлогласованіи и піанствы, ни любодѣяніи и студодѣяніи, но облецытеся Господемъ нашимъ Іисусъ Христомъ, и плоти угодія не творите въ похоти (Рим. 13, 11-14). Міру и его удовольствіямъ посвящали мы значительную часть — девять десятыхъ годоваго времени: посвятимъ остальную десятину онаго — св. четыредесятницу Господу всецѣло, безъ разсѣянія, безъ суеты, безъ забавъ и удовольствій, лишь сѣтуя и каясь во грѣхахъ.

Аще забуду тебе, Іерусалиме, забвена буди десница моя. Прилини языкъ мой къ гортани моему, аще не помяну тебе. Вотъ на что обрекаютъ себя плѣнники вавилонскіе! Разлученные и удаленные тѣломъ отъ своего отечества, они хотятъ быть съ нимъ неразлучны душею. Сознавая, что они за то и лишились своего роднаго города, возлюбленнаго Богу Сіона, что /с. 131/ худо цѣнили его, когда обладали имъ, нарушая законъ Бога своего и отвергаясь Его дѣлами своими, не уважая храма Его святаго и не чтя заповѣданныхъ въ немъ службъ во славу Его, — они теперь, взамѣнъ сего, хотятъ непрестанно помнить о своемъ возлюбленномъ Іерусалимѣ, его одного имѣть въ своихъ мысляхъ и сердцѣ, и не допускать чему бы то ни было изгладить или ослабить сію память. Пусть, говорятъ, скорѣе отнимется у насъ правая рука, скорѣе онѣмѣетъ языкъ, чѣмъ намъ забыть объ Іерусалимѣ. Будемъ подражать сему и мы, возлюбленные, въ предстоящіе дни покаянія. И наше порабощеніе грѣху, наша жизнь не истинно богоугодная, — христіанская, нечистая отъ растлѣнія и развращенія языческаго, отъ того происходятъ, что мы, предавшись всецѣло однимъ житейскимъ попеченіямъ, погрузившись въ суету земную, заботясь объ удовлетвореніи лишь чувственныхъ потребностей, увлекаясь удовольствіями плоти, очень мало и рѣдко помышляемъ о небесномъ, помнимъ о горнемъ своемъ отечествѣ, для котораго и создана душа наша и искуплена кровію Христовою, къ которому призываемся и ведемся мы благодатію Божіею и всѣ идемъ, быстрыми шагами приближаясь къ смерти, неизбѣжной ни для кого рано или поздно. Очень и очень мало поучаемся мы въ законѣ Господни, коему истинно благочестивыя души прилежатъ день и нощь. Празднуетъ у насъ Евангеліе, по выраженію одной церковной пѣсни, т. е. лежитъ праздно гдѣ либо въ пыли, безъ чтенія и употребленія. Мало читаемъ мы книгъ душеспасительныхъ, питающихъ нашу духовную жизнь, напоминающихъ и вразумляющихъ насъ о Богѣ, о душѣ, объ искупленіи, о царствіи небесномъ, вообще о всемъ духовномъ. А вмѣсто того остающееся отъ дѣлъ служебныхъ время проводимъ въ праздныхъ и пустыхъ бесѣдахъ, или въ чтеніи книгъ, питающихъ лишь праздное любопытство, или прямо вредныхъ, враждебныхъ истинѣ Христовой. Оттого и случается встрѣчать иногда, даже въ образованныхъ, повидимому, /с. 132/ людяхъ, самое жалкое невѣдѣніе простѣйшихъ и яснѣйшихъ истинъ христіанскихъ и поразительное непониманіе того, что извѣстно дѣтямъ, или же явно погрѣшительныя и неправыя мысли, прямое невѣріе и сомнѣніе въ основныхъ истинахъ евангельскихъ. Въ предстоящіе дни поста и покаянія исправимъ, возлюбленные, это зло. Посвятимъ преимущественно эти дни не плоти, а духу, не землѣ, а небу, памятованію и поученію о душѣ своей, о Богѣ-Творцѣ, Промыслителѣ и Искупителѣ нашемъ, о воплощеніи ради насъ единороднаго Сына Божія, Его жизни и ученіи, особенно Его страданіяхъ и крестной смерти ради насъ, для спасенія нашего отъ грѣха и вѣчной погибели, о смерти, а потомъ и о воскресеніи тѣла нашего въ концѣ временъ, о второмъ пришествіи Господа нашего и страшномъ судѣ Его, о вѣчныхъ мукахъ грѣшниковъ нераскаянныхъ во адѣ, и царствіи небесномъ, уготованномъ праведникамъ отъ сложенія міра. Въ этомъ будемъ поучаться и пребывать, въ знаніи всего этого возрастать и утверждаться и совершаться, вмѣстѣ съ чѣмъ будутъ преуспѣвать души наши и въ любви Божіей, и въ чувствахъ благоговѣнія, смиренія, преданности, упованія и дѣлаться истинно благоугодными Богу и чадами Божіими возлюбленными. Помня что за невоздержаніе изгнаны были мы древле изъ рая, свято будемъ теперь исполнять заповѣдь поста и воздержанія. Нелѣностно будемъ воздѣвать руки наши въ теплой молитвѣ къ Богу, и домашней, и церковной — въ храмѣ Божіемъ, въ который участимъ свое хожденіе паче обыкновеннаго и усугубимъ въ немъ вниманіе ко всему, что будемъ въ немъ читаться, пѣться и дѣйствоваться въ назиданіе и спасеніе душъ нашихъ.

Помяни, Господи, сыны едомскія въ день Іерусалимль, глаголющія: истощайте, истощайте до основаній его. Дщи Вавилона окаянная! Блаженъ, иже воздастъ тебѣ воздаяніе твое, иже воздала еси намъ! Блаженъ, иже иметъ и разбіетъ младенцы твоя о камень! Что выражаютъ плѣнники вавилонскіе въ сихъсловахъ? /с. 133/ Чувство глубокаго негодованія и отвращенія къ своимъ поработителямъ, желаніе, чтобы они сами скорѣе погибли, уничтожилась сила ихъ и истребилось самое потомство ихъ. Исполнимся и мы въ предстоящіе дни покаянія такихъ же чувствъ отвращенія и ненависти ко всему тому, что держитъ въ плѣну и губитъ души наши для Бога и лишаетъ ихъ благодати Божіей и горняго отечества нашего, — къ грѣхамъ нашимъ и духамъ злобы, уловляющимъ насъ въ сѣти грѣховъ и держащимъ въ рабствѣ у нихъ. Безъ сего невозможно истинное покаяніе. Доколѣ мы не вознавидимъ отъ всего сердца и будемъ любить губящіе насъ грѣхи и жалѣть съ ними разстаться, до тѣхъ поръ тщетно наше покаяніе въ нихъ. Рѣшимся же безъ всякой жалости сбросить съ себя гнетущее насъ иго грѣховъ, повѣдавъ ихъ со всею искренностію, безъ всякой скрытности, въ таинствѣ исповѣди служителю алтаря Господня и давши тамъ же твердый, нелицемѣрный обѣтъ не повторять уже прежнихъ грѣховъ, а замѣнить и загладить ихъ противоположными добродѣтелями. Не пожалѣемъ разстаться съ самыми прелестными для чувственности или самолюбія нашего грѣховными привычками, хотя бы онѣ казались дороги для насъ какъ правая рука или правый глазъ; не пощадимъ и самыхъ малыхъ и повидимому невинныхъ, какъ младенцы, порочныхъ склонностей и начатковъ грѣха: ибо эти младенцы Вавилона, эти, повидимому, малости, не важныя какъ будто слабости и невинныя наклонности, если не истребимъ ихъ въ самомъ началѣ, скоро возрастутъ въ настоящіе и тяжкіе грѣхи, поработятъ и погубятъ насъ. Въ глазѣ не можемъ мы терпѣть ни малѣйшей порошинки: такъ не будемъ терпѣть на совѣсти своей ни самыхъ малыхъ грѣховъ. Воспламенимся, вмѣстѣ съ симъ, крѣпкимъ желаніемъ, — силою благодати Божіей, споспѣшествующей намъ во всемъ благомъ, — одолѣть всякій грѣхъ и ходить впредь во обновленіи жизни, во всемъ благоугождать единому Богу. Такимъ образомъ изыдемъ изъ плѣна вражія въ /с. 134/ истинную свободу чадъ Божіихъ и получимъ несомнѣнную надежду достигнуть, по скончаніи сей временной жизни, горняго нашего отечества, небеснаго Іерусалима, вожделѣннаго царства Христова и уготованныхъ въ ономъ вѣчныхъ и нетлѣнныхъ благъ.

Такъ проведемъ, возлюбленные, предстоящіе дни св. четыредесятницы. Да дастъ же всѣмъ вамъ Господь, совершивъ ее богоугодно, очистивъ себя отъ всякой скверны плоти и духа, сподобившись причастія достойнаго святѣйшихъ таинъ тѣла и крови Спасителя Христа, здравыми достигнуть спасительныхъ дней страстей Христовыхъ, а за ними внити въ радость свѣтоноснаго и живоноснаго воскресенія Христова. Аминь.

Источникъ: Слово въ недѣлю сыропустную, сказанное Высокопреосвященнымъ Антоніемъ, Архіепископомъ Казанскимъ, 2 марта 1869 года. // «Православный Собесѣдникъ». Изданіе Казанской Духовной Академіи. 1874. Часть первая. — Казань: Въ Университетской Типографіи, 1874. — С. 125-134.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.