Церковный календарь
Новости


2017-08-19 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (6-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-19 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (5-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-19 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Плачъ Русскаго народа (1924)
2017-08-19 / russportal
Митр. Анастасій. Похв. слово новымъ священномученикамъ Русской Церкви (1973)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (3-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (2-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-19 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (1-е) въ день Преображенія Господня (1900)
2017-08-18 / russportal
Митр. Арсеній (Москвинъ). Слово (3-е) въ день Преображенія Господня (1874)
2017-08-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 14-я (1943)
2017-08-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 13-я (1943)
2017-08-18 / russportal
Мон. Варвара (Суханова). О чудотв. созданіи церкви въ Кіево-Печерской обители (1963)
2017-08-18 / russportal
Архим. Серафимъ (Вербинъ). Ко дню 90-лѣтняго юбилея митр. Анастасія (1963)
2017-08-18 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (4-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-18 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (3-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (56-е) къ клиру и народу испанскому (1879)
2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (55-е) къ Стефану о Макріанѣ Арелатскомъ (1879)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Церковная письменность

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)

Вл. Виссаріонъ (въ мірѣ Василій Петровичъ Нечаевъ) (1823-1905), епископъ Костромской и Галичскій, докторъ богословія, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 13 (26) марта 1822 г. въ Тульской губерніи въ семьѣ діакона. Въ 1848 г. окончилъ Московскую Духовную семинарію и учительствовалъ подъ Тулой. Въ 1849 г. за сочиненіе о свт. Димитріи, митр. Ростовскомъ получилъ степень магистра богословія и былъ переведенъ въ Виѳанскую семинарію, а въ 1852 г. — въ Московскую. Въ 1853 г. принялъ священническій санъ и въ 1854 г. оставилъ учебную службу, получивъ приходъ въ Никольскомъ храмѣ въ Толмачахъ въ Москвѣ. Его прихожанами были Самаринъ, Аксаковъ, Третьяковъ. Съ 1860 г. по 1889 г. — редакторъ-издатель журнала «Душеполезное Чтеніе». Въ 1874 г. — протоіерей. Послѣ смерти жены въ 1889 г. принялъ монашество съ именемъ Виссаріонъ и 30 іюля 1889 г. хиротонисанъ во епископа Дмитровскаго, викарія Московской митрополіи. Въ 1894 г. переведенъ въ Кострому. Въ томъ же году за заслуги по истолкованію Священнаго Писанія, раскрытію истинъ Православія, изъясненію богослуженій и молитвъ и обличенію раскола, МДА присудила ему степень доктора богословія. Скончался владыка Виссаріонъ 30 мая (12 іюня) 1905 г. Былъ погребенъ въ Богоявленскомъ каѳедральномъ соборѣ г. Костромы. Осн. труды: «Костромскія поученія» (1895-1902), въ восьми выпускахъ. «Толкованіе на пареміи». «О расколѣ и по поводу раскола». «Уроки покаянія» и мн. др.

Сочиненія еп. Виссаріона (Нечаева)

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
УРОКИ ПОКАЯНІЯ ВЪ ВЕЛИКОМЪ КАНОНѢ СВ. АНДРЕЯ КРИТСКАГО,
заимствованныя изъ библейскихъ сказаній.

ЧУДЕСА ХРИСТОВЫ.

Мене ради Богъ сый вообразился еси въ мя (принялъ мой образъ), показалъ еси чудеса, исцѣливъ прокаженныя, и разслабленнаго стягнувъ (разслабленныхъ укрѣплялъ), кровоточивыя токъ (теченіе крови) уставилъ еси, Спасе, прикосновеніемъ ризъ (Матѳ. 9, 10; Лук. 8, 44).

Разслабленнаго стягну Хрістосъ, одръ вземша, и юношу умерша воздвиже, вдовиче рожденіе, и сотнича отрока (исцѣлилъ), и Самарянынѣ явися, въ дусѣ службѣ тебѣ, душе, предживописа (изобразилъ) (Матѳ. 9, 6; 8, 13; Лук. 7, 14; Іоан. 4, 24).

Кровоточивую исцѣли прикосновеніемъ края ризы Господь, прокаженныя очисти, слѣпыя и хромыя просвѣтивъ исправи, глухія же и нѣмыя и ничащую низу (согбенную), исцѣли словомъ, да ты спасешися, окаянная душе (Матѳ. 9, 20; 11, 5; Лук. 13, 10).

Низу сничащую (согбенной) подражай, о душе моя, пріиди, припади къ ногамъ Іисуса, да тя исправитъ и да ходиши право стези Господни (Лук. 13, 11-13).

Недуги исцѣляя, нищымъ благовѣствоваше Хрістосъ Слово, вредныя (увѣчныхъ) уврачева, съ мытари ядяше, со грѣшники бесѣдоваше, Іаировы дщере душу предъумершую (уже исшедшую) возврати осязаніемъ руки (Матѳ. 4, 23; 9, 10. 11; Марк. 5, 14).

Да не горшая, о душе моя, явишися отчаяніемъ хананеи вѣру слышавшая, еяже дщи словомъ Божіимъ исцѣлися (не будь хуже хананеянки съ отчаянія. Ты слышала, какъ за вѣру ея получила исцѣленіе дочь ея словомъ Божіимъ). Сыне Давидовъ, спаси и мене, воззови изъ глубины сердца, якоже она Хрісту (Матѳ. 15, 22).

Хананею и азъ подражая, помилуй мя, вопію Сыну Давидову, касаюся края ризы Его, яко кровоточивая, плачу яко Марѳа и Марія надъ Лазаремъ (Матѳ. 15, 22; 9, 20; Іоан. 11, 33).

Умилосердися, спаси мя, Сыне Давидовъ, помилуй, бѣснующіяся словомъ исцѣливый.

Сілоамъ да будутъ ми слезы моя, Владыко Господи, да /с. 210/ умыю и азъ зѣницы сердца и вижду Тя умно Свѣта превѣчна (Іоан. 9, 7).

Бракъ убо честный (честенъ) и ложе нескверно, обоя бо Хрістосъ прежде благослови, плотію ядый и въ Канѣ же на брацѣ воду въ вино совершая, и показуя первое чудо, да ты измѣнишися, о душе (Евр. 13, 4; Іоан. 2, 2).

Буря мя злыхъ (золъ) обдержитъ, благоутробне Господи: но яко Петру, и мнѣ руку простри (Матѳ. 14, 31).

Яко спаслъ еси Петра возопивша, спаси предваривъ мя (поспѣши спасти и меня), Спасе, отъ звѣря мя избави, простеръ руку Твою, и возведи изъ глубины грѣховныя (Матѳ. 14, 31).



«Мене ради, Богъ сый, вообразился еси въ мя, показалъ еси чудеса». — Принявшій на себя образъ человѣческій, Единъ изъ лицъ Св. Троицы, единосущный Отцу и Духу, Сынъ Божій, во дни земной жизни своей сотворилъ множество чудесъ, проявлявшихъ власть Его надъ болѣзнями, надъ бѣсами, надъ смертію, надъ стихіями. Онъ чудеснымъ образомъ исцѣлялъ увѣчныхъ, прокаженныхъ, слѣпыхъ, хромыхъ, разслабленныхъ, бѣсноватыхъ, воскрешалъ мертвыхъ, укрощалъ бури, претворилъ воду въ вино.

Чудеса І. Христа прежде всего свидѣтельствовали о Его божественномъ посольствѣ въ міръ. Самъ Онъ говорилъ о нихъ: «Я имѣю свидѣтельство больше Іоаннова, ибо дѣла, которыя Отецъ далъ мнѣ совершить, самыя сіи дѣла, Мною творимыя, свидѣтельствуютъ о Мнѣ, что Отецъ послалъ Меня» (Іоан. 5, 36; 10, 37).

Вмѣстѣ съ симъ въ чудесахъ Христовыхъ замѣчательно то, что они носятъ человѣколюбивый и символическій характеръ. Ни одного чуда Христосъ не совершилъ съ единственною цѣлію прославленія Себя. Еще во время искушенія въ пустынѣ Онъ отрекся обратить камень въ хлѣбъ и броситься съ высокой кровли храма внизъ безъ малѣйшаго вреда для своей жизни. Эти чудеса, которыхъ требовалъ отъ Христа діаволъ, могли бы только послужить къ личной славѣ Христовой, но не имѣли бы спасительнаго значенія для людей.

Во время общественнаго служенія Своего /с. 211/ І. Христосъ по тойже причинѣ не согласился на предложеніе фарисеевъ и книжниковъ показать знаменіе съ неба (Матѳ. 12, 38; Лук. 11, 16), напримѣръ, произвесть громъ и молнію въ ясную погоду. Такое знаменіе можетъ быть увеличило бы славу Христа; но Онъ избѣгалъ славы человѣческой и свое Божеское всемогущество никогда не употреблялъ для прославленія только Себя. Всѣ дѣла Его всемогущества были вмѣстѣ дѣлами человѣколюбія и благости. По человѣколюбію и благости Онъ отказалъ также въ позволеніи двоимъ ученикамъ Своимъ, ревновавшимъ о Его славѣ, низвесть огонь съ неба на Самарянъ въ наказаніе за то, что они не приняли Его (Лук. 9, 55).

Чудо надъ смоковницею, изсохшею отъ проклятія Христова, повидимому свидѣтельствуетъ о безцѣльной строгости Его, на самомъ же дѣлѣ было символическимъ пророчествомъ объ отверженіи Іудеевъ.

Чудеса Христа Спасителя, проявляя человѣколюбіе Его, относились ближайшимъ образомъ къ тѣлеснымъ нуждамъ людскимъ. Правда, Христосъ приходилъ съ неба на землю не за тѣмъ собственно, чтобы освобождать человѣка отъ внѣшнихъ золъ и нуждъ, а за тѣмъ, чтобы, какъ самъ Онъ училъ, спасти человѣка отъ грѣха, отъ власти діавола и отъ вѣчнаго осужденія. Но нѣтъ сомнѣнія, что этой цѣли пришествія Христова соотвѣтствовали чудеса Христовы, состоявшія въ оказаніи людямъ тѣлесной помощи.

Такъ чудесно исцѣляя тѣлесные недуги, которые явились въ мірѣ вслѣдствіе грѣха, Христосъ давалъ понять, что Онъ есть врачъ и духовныхъ недуговъ, что имѣетъ власть разрѣшать отъ грѣховъ, какъ самъ Онъ ясно засвидѣтельствовалъ, когда предъ исцѣленіемъ одного разслабленнаго, сказалъ ему: «дерзай, чадо, прощаются грѣхи твои», и вслѣдъ за тѣмъ, чтобъ всѣ видѣли, что Онъ имѣетъ власть прощать грѣхи, изрекъ вслухъ: «встань, возьми одръ твой и иди въ домъ твой» (Матѳ. 9, 2-6).

Исцѣляя бѣсноватыхъ, Господь Іисусъ тѣмъ засвидѣтельствовалъ, что пришелъ затѣмъ, чтобы разрушить дѣла діавола, разорить царство его. Воскрешеніемъ мертвецовъ удостовѣрилъ, что Онъ есть воскрешеніе и животъ, побѣдитель смерти, пришедшей въ міръ съ грѣхомъ, такъ что вѣрующій въ Него умираетъ уже не съ /с. 212/ безотраднымъ чувствомъ утраты жизни, но съ надеждою блаженнаго безсмертія по самому тѣлу, имѣющему воскреснуть. Помогая людямъ въ ихъ физическихъ нуждахъ и опасностяхъ, Господь Іисусъ наводилъ ихъ на мысль о нуждахъ духовныхъ и располагалъ ихъ къ исканію Его всесильной помощи въ этихъ нуждахъ. Такъ, чудесно насытивъ пять тысячъ народа, Онъ говорилъ: «старайтесь не о пищѣ тлѣнной, но о пищѣ пребывающей въ жизнь вѣчную, которую дастъ вамъ Сынъ человѣческій. Я есмь хлѣбъ жизни: приходящій ко мнѣ не будетъ алкать никогда» (Іоан. 6. 27. 35). Онъ недоволенъ былъ тѣмъ, что народъ искалъ Его послѣ помянутаго чуда, и со скорбію говорилъ ему: «вы ищете меня не потому, что видѣли чудеса, но потому, что ѣли хлѣбъ и насытились» (ст. 26). Такимъ образомъ чудо насыщенія пятью хлѣбами не лишено было символическаго значенія, — оно возводило мысли чувственнаго народа отъ чувственныхъ потребностей къ духовнымъ, удовлетвореніе которыхъ было главною цѣлію пришествія Христа на землю.

Это же символическое значеніе, должно думать, имѣли и другія чудеса. Такъ, исцѣливъ слѣпорожденнаго, Онъ самъ изъяснилъ значеніе этого чуда: «на судъ пришелъ Я въ міръ сей, чтобы невидящіе (т.-е. смиренно сознающіе въ себѣ недостатокъ духовнаго просвѣщенія истиною) видѣли (духовно просвѣтились), и видящіе (гордившіеся своимъ вѣдѣніемъ) стали слѣпы» (Іоан. 9, 39), т.-е. не узрѣли божественной истины: она легко открывается младенцамъ, доступна младенческой вѣрѣ, и сокрывается отъ мудрыхъ и разумныхъ. — Эти соображенія о значеніи чудесъ Христовыхъ необходимо имѣть въ виду при размышленіи о тѣхъ стихахъ Великаго канона, въ которыхъ дѣлается указаніе на нихъ.

Источникъ: Епископъ Виссаріонъ. Уроки покаянія, въ Великомъ канонѣ св. Андрея Критскаго, заимствованныя изъ библейскихъ сказаній.. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1897. — С. 209-212.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.