Церковный календарь
Новости


2017-02-21 / russportal
И. С. Шмелевъ. «Лѣто Господне». Кругъ царя Соломона (1948)
2017-02-21 / russportal
И. С. Шмелевъ. «Лѣто Господне». Обѣдъ "для разныхъ" (1948)
2017-02-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (26-е) къ исповѣдникамъ (1879)
2017-02-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (25-е) о молитвахъ къ Богу (1879)
2017-02-20 / russportal
С. М. Соловьевъ. «Учебная книга Русской исторіи». Глава 16-я (1880)
2017-02-20 / russportal
С. М. Соловьевъ. «Учебная книга Русской исторіи». Глава 15-я (1880)
2017-02-20 / russportal
Архим. Константинъ (Зайцевъ). Минувшій вѣкъ (1970)
2017-02-20 / russportal
Архим. Константинъ (Зайцевъ). Живъ-ли Пушкинъ? (1970)
2017-02-20 / russportal
Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ). «Уроки покаянія». Исцѣленіе слѣпыхъ (1897)
2017-02-20 / russportal
Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ). «Уроки покаянія». Исцѣленіе глухонѣмыхъ (1897)
2017-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 4-я (1898)
2017-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 3-я (1898)
2017-02-20 / russportal
Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ). «Уроки покаянія». Исцѣленіе скорченной (1897)
2017-02-20 / russportal
Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ). «Уроки покаянія». Исцѣленіе кровоточивой (1897)
2017-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 2-я (1898)
2017-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 1-я (1898)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)

Вл. Виссаріонъ (въ мірѣ Василій Петровичъ Нечаевъ) (1823-1905), епископъ Костромской и Галичскій, докторъ богословія, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 13 (26) марта 1822 г. въ Тульской губерніи въ семьѣ діакона. Въ 1848 г. окончилъ Московскую Духовную семинарію и учительствовалъ подъ Тулой. Въ 1849 г. за сочиненіе о свт. Димитріи, митр. Ростовскомъ получилъ степень магистра богословія и былъ переведенъ въ Виѳанскую семинарію, а въ 1852 г. — въ Московскую. Въ 1853 г. принялъ священническій санъ и въ 1854 г. оставилъ учебную службу, получивъ приходъ въ Никольскомъ храмѣ въ Толмачахъ въ Москвѣ. Его прихожанами были Самаринъ, Аксаковъ, Третьяковъ. Съ 1860 г. по 1889 г. — редакторъ-издатель журнала «Душеполезное Чтеніе». Въ 1874 г. — протоіерей. Послѣ смерти жены въ 1889 г. принялъ монашество съ именемъ Виссаріонъ и 30 іюля 1889 г. хиротонисанъ во епископа Дмитровскаго, викарія Московской митрополіи. Въ 1894 г. переведенъ въ Кострому. Въ томъ же году за заслуги по истолкованію Священнаго Писанія, раскрытію истинъ Православія, изъясненію богослуженій и молитвъ и обличенію раскола, МДА присудила ему степень доктора богословія. Скончался владыка Виссаріонъ 30 мая (12 іюня) 1905 г. Былъ погребенъ въ Богоявленскомъ каѳедральномъ соборѣ г. Костромы. Осн. труды: «Костромскія поученія» (1895-1902), въ восьми выпускахъ. «Толкованіе на пареміи». «О расколѣ и по поводу раскола». «Уроки покаянія» и мн. др.

Сочиненія еп. Виссаріона (Нечаева)

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
УРОКИ ПОКАЯНІЯ ВЪ ВЕЛИКОМЪ КАНОНѢ СВ. АНДРЕЯ КРИТСКАГО,
заимствованныя изъ библейскихъ сказаній.

ЧУДЕСА ХРИСТОВЫ.
Бракъ въ Канѣ Галилейской.

Въ первые дни общественнаго своего служенія Господь Іисусъ приглашенъ былъ на брачное торжество въ небольшомъ галилейскомъ городѣ Канѣ, не въ дальнемъ разстояніи отъ Назарета. Приглашеніе принято. Господу угодно было /с. 213/ присутствіемъ Своимъ на брачномъ торжествѣ освятить и благословить супружескій союзъ, засвидѣтельствовать, что бракъ самъ по себѣ честенъ, достоинъ почтенія, и брачное ложе нескверно (Евр. 13, 14), и тѣмъ заранѣе заградить уста имѣющимъ явиться въ средѣ христіанства лжеучителямъ, запрещающимъ вступать въ бракъ по гнушенію (1 Тим. 4, 3). Благословенно безбрачіе, когда люди, могущіе вмѣстить безбрачную жизнь, добровольно принимаютъ обѣтъ дѣвства, для большей свободы въ служеніи Богу, для вящшаго преуспѣянія въ духовныхъ подвигахъ. Самъ Господь Іисусъ освятилъ этотъ родъ жизни Своимъ примѣромъ, но не въ предосужденіе брачной жизни, — иначе Онъ не удостоилъ бы Своимъ посѣщеніемъ брака въ Галилейской Канѣ. Какъ первымъ дѣломъ Творца по сотвореніи человѣка было благословеніе ему плодиться и размножаться, такъ однимъ изъ первыхъ дѣлъ Обновителя человѣчества было благословеніе брачнаго сожитія и чадородія, съ тѣмъ, чтобы члены семьи были вмѣстѣ членами Его Церкви, чтобы дѣти естественныхъ родителей были вмѣстѣ чадами Божіими по благодати.

Но чѣмъ святѣе Господне благословеніе брачной жизни, тѣмъ преступнѣе жизнь распутная, съ презрѣніемъ къ этому благословенію. Люди могутъ снисходительно смотрѣть на нее, но не таковъ судъ Божій. «Блудниковъ и прелюбодѣевъ судитъ Богъ» (Евр. 13, 4), тѣмъ строже, чѣмъ безстрашнѣе они грѣшатъ. Бойся, душа, этого суда и симъ страхомъ воздерживай себя даже отъ мыслей нецѣломудренныхъ.

Свое участіе къ брачному празднику въ Канѣ Христосъ выразилъ не однимъ Своимъ присутствіемъ на немъ, но вмѣстѣ тѣмъ, что раздѣлилъ съ прочими гостями трапезу (плотію ядый) и силою своего всемогущества претворилъ для ихъ угощенія воду въ вино, веселящее сердце человѣка.

Таковъ вообще духъ Евангелія: оно возстаетъ противъ пристрастія къ земнымъ удовольствіямъ, доходящаго до забвенія Бога, противъ жизни разсѣянной и грубо-чувственной, но отнюдь не противъ невинныхъ тихихъ земныхъ радостей, — не противъ веселія, подобнаго тому, какое было на бракѣ въ Канѣ. Что присутствующіе на этомъ бракѣ веселились скромно и невинно, это несомнѣнно. Они не могли забываться въ при/с. 214/сутствіи Христа: присутствіе Его среди ихъ удерживало ихъ отъ неумѣренности въ пищѣ и питіи, отъ нескромныхъ словъ и движеній. Самое обиліе вина, чудесно произведеннаго изъ воды, могло располагать ихъ только къ благоговѣйному душевному настроенію предъ лицемъ Чудотворца. Подобно сему и наши земныя радости будутъ чисты и невинны, если мы будемъ освящать ихъ памятью о Христѣ, если среди нихъ будемъ мысленно поставлять себя въ Его присутствіе и этимъ удерживать себя отъ грѣховной разсѣянности.

Чудомъ претворенія воды въ вино Іисусъ, по слову св. Іоанна, положилъ начало чудесамъ, и явилъ славу свою (какъ славу Божественнаго посланника), и увѣровали въНего, т.-е. утвердились въ вѣрѣ, ученики Его (2, 11). Но какъ и другія чудеса, это первое чудо имѣло символическое значеніе. Вода претворена въ вино, да ты измѣнишися, душе, — такъ сказано о семъ чудѣ въ Великомъ канонѣ. Т.-е. Христосъ въ этомъ чудѣ наглядно выразилъ ту истину, что Онъ пришелъ обновить человѣка, возродить насъ къ жизни человѣка новаго, совершенно отличной отъ жизни человѣка ветхаго, получаемой нами путемъ естественнаго рожденія съ наслѣдственною грѣховною порчею, переходящею отъ Адама на все его потомство. Человѣкъ ветхій и человѣкъ новый по природѣ ничѣмъ не отличаются: у того и у другаго тоже физическое устройство, тѣже внѣшнія чувства, таже душа, одаренная разумомъ, свободною волею и способностію къ чувствованію пріятнаго и непріятнаго, къ любви и ненависти. Но въ свойствахъ и дѣйствіяхъ того и другаго человѣка открывается поразительное различіе. Человѣкъ ветхій живетъ только для земли и для себя. Человѣкъ новый, живя на землѣ воздыхаетъ о небѣ, помышляетъ о предметахъ духовныхъ; радость общенія съ Богомъ въ святомъ словѣ Его, въ молитвѣ, въ таинствахъ, предпочитаетъ всему на свѣтѣ; волю свою старается привести въ согласіе съ волею Божіею и въ своихъ поступкахъ руководствуется не самолюбіемъ, а ревностію о славѣ Божіей и любовію къ ближнимъ. Вотъ къ этой-то жизни новаго человѣка призвалъ насъ, это-то измѣненіе въ нашей духовной жизни по всѣмъ сторонамъ ея пришелъ произвесть въ насъ Господь Іисусъ; а для сего потреб/с. 215/но совершить надъ нами чудо благодати Божіей, подобное чуду претворенія воды въ вино.

Обновленіе человѣка совершается благодатію таинства крещенія, въ которомъ погребается ветхій человѣкъ и раждается новый. О крещеныхъ, сравнивая ихъ съ тѣмъ, чѣмъ они были до крещенія, Апостолъ говоритъ: «вы омылись, освятились, оправдались именемъ Господа нашего І. Христа и Духомъ Бога нашего» (1 Кор. 6, 11). Такое духовное обновленіе явственно испытываютъ крещенные въ зрѣломъ возрастѣ. Но полученную въ крещеніи новую жизнь надобно поддерживать, какъ поддерживается и охраняется жизнь растенія и ребенка. Безъ ухода за новорожденнымъ человѣкомъ жизнь его чахнетъ, и надобно снова начинать обновленіе ея чрезъ покаяніе. Душа, сознающая утрату въ себѣ благодатной жизни, дарованной тебѣ въ крещеніи, благодари Господа, дарующаго въ покаяніи средство возвратить утраченную жизнь, и непремѣнно воспользуйся этою милостью Его, готовою излиться на тебя, да ты измѣнишися. Ею можно воспользоваться только въ настоящей жизни, въ жизни загробной будетъ поздно.

Источникъ: Епископъ Виссаріонъ. Уроки покаянія, въ Великомъ канонѣ св. Андрея Критскаго, заимствованныя изъ библейскихъ сказаній.. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1897. — С. 212-215.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.