Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Эразма Печерскаго (1967)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Ареѳы Печерскаго (1967)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 16-я (1939)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 15-я (1939)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 2-я (1991)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 1-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

ЧАСТЬ 1-Я. РАЗСКАЗЫ И РАЗМЫШЛЕНІЯ НА ЕВАНГЕЛЬСКІЯ ЧТЕНІЯ ВЪ ДНИ ВОСКРЕСНЫЕ.

НЕДѢЛЯ СВ. ПАСХИ.
Еванг. отъ Іоанн. зачал. I, гл. I, ст. 1-17.

3. Слово св. Іоанна Златоуста, читаемое на утренѣ въ праздникъ Пасхи, въ переложеніи Платона, митрополита Кіевскаго.

Христосъ воскресе!

«Аще кто благочестивъ и боголюбивъ», — кто истинно чтитъ Бога и лю/с. 9/битъ Его искренно, «да насладится сего добраго и свѣтлаго торжества», — преславнаго воскресенія Христова, которое мы нынѣ празднуемъ и въ коемъ Господь такъ дивно показалъ — и благость Свою къ роду человѣческому, и премудрость въ искупленіи его отъ вѣчной погибели, и силу свою надъ врагами спасенія нашего. «Кто рабъ благоразумный», кто данные ему отъ Бога таланты — время, силы и способности — не скрываетъ напрасно въ землю, не иждиваетъ на земныя только дѣла и удовольствія, но мудро употребляетъ на служеніе Господу и стяжаніе вѣчнаго блаженства, «да внидетъ радуяся въ радость Господа своего», да будетъ участникомъ той духовной радости, которую Господь уготовалъ вѣрнымъ рабамъ Его, искупленнымъ кровію Спасителя (Матѳ. 25, 21). «Кто потрудился постяся», — кто во время прошедшаго поста не оставался въ праздности, но усердно трудился надъ дѣломъ спасенія своего, «да пріиметъ нынѣ динарій», — получитъ въ благодатныхъ плодахъ воскресенія Христова ту награду, какую обѣщалъ Богъ добрымъ дѣлателямъ (Матѳ. 10, 10; 20, 1-8). «Кто работалъ съ перваго часа», — исполнялъ волю Божію съ дѣтства, или того времени, какъ Господь призвалъ его въ вертоградъ Свой, т.-е. церковь Христову, «пусть получитъ нынѣ плату, слѣдующую ему по справедливости». «Кто пришелъ послѣ третьяго часа», приступилъ къ дѣлу Божію не вдругъ, но опустилъ нѣсколько времени, «да празднуетъ благодаря» Бога за снисхожденіе къ нему. Кто успѣлъ притти «по шестомъ часѣ», пришелъ на зовъ Божій еще позже, когда протекла уже половина его жизни, «пусть нимало не безпокоится; ибо онъ ничего не лишится» изъ тѣхъ благъ, которыя воскресшій Господь даруетъ всѣмъ, желающимъ вкушать оныя. «Кто пропустилъ и девятый часъ», замедлилъ еще болѣе и началъ трудиться надъ дѣломъ Божіимъ тогда, какъ день жизни его склонился уже къ вечеру, «пусть приступнтъ безъ всякаго сомнѣнія и боязни»: ибо нынѣ явилась благодать Божія, спасительная всѣмъ человѣкамъ (Тит. 2, 11). «Если кто успѣлъ притти только въ одиннадцатый часъ», — даже и тотъ, кто вышелъ на дѣло Божіе очень поздно, сталъ пещись о спасеніи души своей уже въ старости, «и тотъ да не страшится замедленія: ибо Домовладыка, любя честь» и будучи щедръ, «пріемлетъ и послѣдняго, какъ перваго, успокоиваетъ и пришедшаго въ одиннадцатый часъ, какъ трудившагося съ перваго часа», воздавая всѣмъ должное. «И первому удовлетворяетъ», награждая его по справедливости, «и послѣдняго милуетъ» по снисхожденію, «и оному даетъ» заслуженное, «и сему даритъ» по благости Своей; «и добрыя дѣла пріемлетъ» съ радостію, «и благое намѣреніе лобызаетъ» съ любовію; «и дѣяніе чтитъ» какъ должно, «и доброе расположеніе хвалитъ».

«И такъ, всѣ войдите въ радость Господа своего! И первые и послѣдніе пріимите мзду» отъ милосердаго Владыки! «Богатые и бѣдные, ликуйте другъ со другомъ», какъ дѣти одного Отца небеснаго! «Трудящіеся и лѣнивые» въ дѣлѣ спасенія своего, «почтите настоящій день» всемірнаго торжества! «Постившіеся и не постившіеся, возвеселитесь нынѣ», когда небо и земля радуются, празднуетъ вся тварь! «Трапеза обильна: насыщайтесь ею всѣ». «Телецъ», закланный ради насъ, «великъ и упитанъ»: никто не уходи голоднымъ! «Всѣ насладитесь пиршествомъ вѣры, всѣ пользуйтесь богатствомъ благости» Божіей! «Никто не жалуйся на бѣдность: ибо для всѣхъ открылось царство» небесное, въ которомъ уготовано вѣрующимъ богатое наслѣдіе. «Никто не плачь о грѣхахъ своихъ: ибо изъ гроба» Спасителя «возсіяло прощеніе» всѣмъ грѣшникамъ, желающимъ получить оное. «Никто не страшись смерти: ибо отъ нея освободила насъ Спасова смерть», если только мы снова не поработимся ей грѣхами. «Ее истребилъ объятый ею» Жизнодавецъ. «Сошедшій во адъ» Сынъ Божій «плѣнилъ адъ и огорчилъ его». Давно предузнавъ это, пророкъ Исаія воскликнулъ: адъ огорчился, срѣтивъ Тебя въ преисподнихъ своихъ (Исаіи 14, 9). «Огорчился: ибо упразднился», — опустѣлъ; «огорчился: ибо посрамленъ» исходомъ борьбы своей съ Спасителемъ; «огорчился: ибо умерщвленъ», — лишился того, что составляло его жизнь и силу; «огорчился, ибо низложенъ» съ престола своего и лишенъ власти надъ родомъ человѣческимъ; «огорчился, ибо связанъ» и не можетъ теперь дѣйствовать съ тою свободою и силою, какъ прежде. «Онъ взялъ плоть, а принялъ въ ней Бога: взялъ землю, а нашелъ въ ней небо; взялъ то, что видѣлъ, и подвергся тому, чего не ожидалъ». Такъ Богъ уловилъ его Своею премудростію!

Гдѣ твое, смерте, жало? Гдѣ твоя, аде, побѣда (1 Кор. 15, 55)? — Гдѣ грѣхъ, /с. 10/ которымъ ты, смерть, уязвляла людей? Гдѣ, адъ, торжество надъ человѣчествомъ? — «Воскресъ Христосъ, и ты низвергся», какъ безсильный врагъ! — «Воскресъ Христосъ, и пали демоны» — твои слуги, чрезъ коихъ ты уловлялъ людей! — «Воскресъ Христосъ, и радуются ангелы», взирая на дивное торжество Сына Божія и спасеніе человѣковъ! — «Воскресъ Христосъ, и жизнь водворяется» всюду, даже и тамъ, гдѣ прежде была область смерти и тлѣнія! — «Воскресъ Христосъ, и нѣтъ ни одного мертваго во гробѣ»; «ибо Христосъ, воскресшій изъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть» (1 Кор. 15, 20)! — Онъ первый воскресъ, какъ Глава, а потомъ возстанутъ и всѣ члены Его, — вѣрующіе въ Него и имѣющіе въ себѣ животворный Духъ Его (1 Кор. 15, 21-23. Римл. 8, 11). Да будетъ же «Ему слава и держава, во вѣки вѣковъ»! Аминь.

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 8-10.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.