Церковный календарь
Новости


2017-08-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (60-е) къ Юбаяну о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (59-е) къ папѣ Стефану о соборѣ (1879)
2017-08-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Какъ Правосл. Церковь чтила и чтитъ Божію Матерь (1992)
2017-08-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное богословіе свт. Іоанна (Максимовича) (1992)
2017-08-22 / russportal
Завѣщаніе блаженнѣйшаго митрополита Анастасія (Грибановскаго) (1985)
2017-08-22 / russportal
Рѣчь студента Грибановскаго (буд. митр. Анастасія) при погреб. проф. Смирнова (1897)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 2-я (1943)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 1-я (1943)
2017-08-21 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе свт. Григорія, архіеп. Неокесарійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила свт. Петра, архіеп. Александрійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (58-е) къ Квинту о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (57-е) къ Януарію о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Слово при закладкѣ Владимірскаго Храма-Памятника (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Правила благоповеденія молящимся въ св. храмѣ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Напомин. духовнаго отца говѣющимъ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Догматъ о Церкви Христовой (1973)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

ЧАСТЬ 1-Я. РАЗСКАЗЫ И РАЗМЫШЛЕНІЯ НА ЕВАНГЕЛЬСКІЯ ЧТЕНІЯ ВЪ ДНИ ВОСКРЕСНЫЕ.

НЕДѢЛЯ СВ. ПАСХИ.
Еванг. отъ Іоанн. зачал. I, гл. I, ст. 1-17.

6. Праздникъ Воскресенія Христова грѣшно проводить въ уныніи и печали.

Мы должны радоваться, вспоминая тотъ великій и славный день, когда Господь нашъ Іисусъ Христосъ воскресъ изъ гроба и Своимъ воскресеніемъ избавилъ и насъ отъ смерти. Самъ Богъ желаетъ, чтобы мы проводили праздникъ Воскресенія Христова въ радости и веселіи, и потому нерѣдко посылаетъ въ этотъ день неожиданную радость вѣрнымъ сынамъ Его, находящимся въ какихъ-нибудь затруднительныхъ обстоятельствахъ.

Въ одной книгѣ записано такое событіе. Предъ однимъ епископомъ оклеветалн невиннаго священника, вслѣдствіе чего незадолго до Пасхи этотъ священникъ взятъ былъ и содержался въ темницѣ. При наступленіи ночи съ великой субботы на Свѣтлое Воскресеніе, священнику является ангелъ Божій и говоритъ: «по волѣ Бога ты освобождаешься отъ сего заключенія; тебѣ дается свобода для того, чтобы ты въ твоемъ приходскомъ селѣ для перваго дня Пасхи отслужилъ литургію». Сказавъ это, ангелъ освободилъ священника отъ заключенія и, выведши изъ темницы, сопровождалъ его до села. Стражъ темничный донесъ объ отсутствіи священника изъ темницы епископу, сказавъ, что выходъ священника совершился чудесно, потому что ключъ отъ замка хранился у него. Епископъ послалъ нарочитаго въ село поразвѣдать: не служилъ ли тамъ священникъ литур/с. 14/гію? Оказалось, что служилъ. Епископъ разгнѣвался и вознамѣрился подвергнуть его снова заключенію. Но ангелъ Божій въ слѣдующую ночь опять явился священнику и, съ его согласія, посадилъ его въ ту же темницу. Епископъ призываетъ къ себѣ священника и слышитъ отъ него такое оправданіе: «я изъ темницы былъ освобожденъ и въ нее обратно заключенъ не своею волею, а на то была воля Самого Бога, посылавшаго двукратно ко мнѣ ангела». Епископъ навелъ справки, не былъ ли кто изъ служащихъ при темницѣ виноватъ въ тайномъ отлученіи и возвращеніи священника; но оказалось, что никто. Тогда епископъ убѣдился, что священникъ напрасно терпѣлъ темничное безчестіе, и что освобожденіе его на Пасху и обратное заключеніе было дѣломъ ангела Божія. Онъ простилъ священника и велѣлъ ему продолжать свое служеніе, а клеветавшихъ на него строго наказалъ. (Прол. 8 декабря). Такъ Самъ Богъ заботится, чтобы въ таковый праздникъ, какъ Свѣтлое Воскресеніе Христово, совершалась въ храмѣ Его святая служба.

Въ житіи преподобнаго Пафнутія Боровскаго разсказывается слѣдующее. Въ монастырѣ, гдѣ жилъ преподобный, однажды къ первому дню св. Пасхи, на печаль всей братіи, не было рыбы. Св. Пафнутій въ утѣшеніе имъ сказалъ: «не скорбите объ этомъ, братія, Господь утѣшитъ насъ». И, дѣйствительно, въ великую субботу пономарь, вышедшій къ разлившейся рѣкѣ почерпнуть воды для божественной службы, замѣтилъ въ водѣ такую густую стаю рыбы, что, по извлеченіи ее сѣтями, достало рыбы на всю пасхальную недѣлю для всей братін (Чет.-Мин. 1 мая). Замѣчательно при этомъ, что рыбы въ такомъ множествѣ ни прежде, ни послѣ той Пасхи никогда не было. Кто, какъ не Богъ, чудесно понудилъ эту рыбу собраться въ такую густую стаю и обрадовать братію, дабы ихъ радость не омрачилась недостаткомъ рыбы? Въ житіи же преподобнаго Венедикта разсказывается слѣдующее. Однажды, нѣкоему священнику, который по случаю праздника Пасхи приготовилъ себѣ обильныя кушанья, въ видѣніи явился Господь и сказалъ: «вотъ ты много приготовилъ всего себѣ, а Мой рабъ Венедиктъ, любя Меня, изнемогаетъ отъ голода». Священникъ всталъ и, взявъ кушаній, пошелъ искать св. Венедикта и нашелъ его въ пещерѣ. Они встрѣтились съ радостію и сѣли. «Отче! сказалъ священникъ св. Венедикту, — вкусимъ пищи съ благодарностію Богу, такъ какъ нынѣ Пасха». — «Мнѣ нынѣ Пасха, отвѣчалъ св. Венедиктъ, такъ какъ я сподобился видѣть тебя!» Преподобный, живя далеко отъ людей, не зналъ, что въ это время былъ праздникъ Пасхи. «Сегодня, сказалъ священникъ, поистинѣ праздникъ Воскресенія Господня, и тебѣ не должно поститься. Я на это посланъ къ тебѣ Господомъ». Вкусивъ пищи вмѣстѣ съ св. подвижникомъ, священникъ возвратился въ свое селеніе (Чет.-Мин. 14 марта).

Въ 1821 году въ Нижнемъ-Новгородѣ дѣвица Ирина Андреева до того была больна, что не могла ни слышать, ни говорить, ни ходить. Когда нужно было итти ей куда-либо, ее носили на рукахъ, пищу брала она изъ постороннихъ рукъ ощупью; если что нужно было ей попросить, то она или стучала рукой, или же просто мычала. Но въ первый день Свѣтлаго Воскресенія Христова несчастная страдалица вдругъ почувствовала силу въ ногахъ, облегченіе въ головѣ, свѣтъ въ глазахъ, свободу въ языкѣ и способность слышать. Потомъ она разсказывала, что за нѣсколько дней до Свѣтлаго Воскресенія Христова ей во снѣ было видѣніе. Въ нѣкоемъ прекрасномъ храмѣ она увидѣла двухъ мужей: Іоанна Крестителя и какого-то другого Мужа въ прекрасномъ архіерейскомъ облаченіи. Этотъ Мужъ повелѣлъ ей приблизиться къ Нему; со страхомъ пала она къ стопамъ Его, и замѣтила, на ногахъ и рукахъ Его по глубокой ранѣ. Онъ благословилъ ее и сказалъ: «страданія твои кончились; въ день Воскресенія Моего ты будешь здорова!» Въ день Пасхи Ирина Андреева опять во снѣ увидѣла прекрасную Дѣву, Которая, обратившись къ ней съ обыкновеннымъ пасхальнымъ привѣтствіемъ: «Христосъ воскресе!» тотчасъ же внезапно скрылась. Проснувшись послѣ этого послѣдняго видѣнія, больная почувствовала себя совершенно здоровою и на другой же день праздника Пасхи была уже въ церкви, гдѣ слушала божественную литургію и благодарный молебенъ за свое чудесное исцѣленіе (См. «Воскресн. чтеніе», за 1884 г. № 15).

1823 года 22 апрѣля, на первый день св. Пасхи, послѣ стоянія предъ заутреней, въ г. Кіевѣ совершилось слѣдующее чудо надъ глухонѣмымъ послушникомъ Максимомъ. Къ вечеру великой субботы, по исполненіи своихъ послушническихъ работъ, этотъ Максимъ пошелъ въ боль/с. 15/шую Лаврскую церковь. Его началъ одолѣвать сонъ, и онъ изъ церкви отправился въ просфорню съ тѣмъ, чтобы здѣсь нѣсколько поспать. Но лишь только онъ задремалъ, какъ предъ нимъ предстала Женщина въ бѣломъ одѣяніи и приказала ему снова итти въ церковь. Пробудившись, Максимъ отправился въ церковь, но опять не надолго: его одолѣлъ сонъ, и онъ вторично пошелъ въ просфорню для отдыха. Но едва онъ заснулъ, какъ опять былъ разбуженъ тою же Женщиною (вѣроятно, Богоматерью). Это повторилось и въ третій разъ. Въ послѣдній разъ, прійдя въ церковь и ставъ предъ иконою Пресвятой Богородицы, Максимъ услышалъ пѣніе пасхальнаго тропаря: «Христосъ воскресе» и при этомъ увидѣлъ Ту же, являвшуюся ему раньше въ просфорнѣ, Женщину въ свѣтломъ, бѣломъ одѣяніи. Она три раза повелѣла ему говорить: «воистину воскресе!» Наконецъ, на его молчаніе дунула ему въ лицо и скрылась, а Максимъ въ ту же минуту выговорилъ: «воистину воскресе!» По окончаніи утренняго пѣнія, Максимъ съ радостію разсказалъ всѣмъ о совершившемся надъ нимъ чудѣ!.. Замѣчательно, что у этого же послушника Максима, за годъ до этого чудеснаго сообщенія ему дара слова, силой Божіей чудесно открытъ былъ и слухъ и тоже предъ первымъ утреннимъ пасхальнымъ пѣніемъ. (Тамъ же).

Въ 1838 году съ понедѣльннка на вторникъ Свѣтлой недѣли вдова Анисія Степанова, бывшая до того глухою, что даже не слышала колокольнаго звона, пришла въ Московскую Неопалимовскую церковь помолиться предъ иконою Богоматери, именуемою «Нечаянная радость». И вотъ, во время служенія молебна предъ означенною иконою, она ясно услышала пѣніе пасхальнаго тропаря: «Христосъ воскресе!» и «къ Богородицѣ прилежно нынѣ притецемъ», — и съ того времени глухота болѣе уже не возвращалась къ ней. (Тамъ же).

Итакъ, Самъ Богъ желаетъ, чтобы въ день славнаго воскресенія Единороднаго Сына Его всѣ люди радовались и чтобы не было между ними печалей и скорбей. Нынѣ Христосъ воста — веселіе вѣчное! Христосъ воскресъ, и насъ воскреситъ для вѣчно-блаженной жизни съ Нимъ на небѣ. Онъ даровалъ намъ животъ вѣчный — вотъ причина радости и торжества нынѣшняго Свѣтлаго праздника! Обойдите всѣ города, селенія и деревни, населенные христіанами — и вы вездѣ увидите, что въ дни сего праздника радуются всѣ: знатные и незнатные, богатые и бѣдные, старые и малые, родные и чужіе, знакомые и незнакомые, друзья и враги — всѣ, всѣ привѣтствуютъ восторженно другъ друга съ радостію о воскресеніи Христа. Возрадуемся же и возвеселимся и мы чистою и святою радостію, искреннимъ, сердечнымъ веселіемъ. Радость наша отъ вѣры нашей и теперь неописанна; какова же будетъ радость наша, когда мы увидимъ въ будущей жизни Самого Господа? Это будетъ радость всѣхъ радостей!

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 13-15.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.