Церковный календарь
Новости


2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 6-я (1874)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 5-я (1874)
2017-04-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Пять поученій въ недѣлю Ѳомину (1894)
2017-04-23 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Восемь поученій въ недѣлю Антипасхи (1900)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 16-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 15-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 14-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 13-е)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 69-е, въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (1910)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 68-е, въ недѣлю новую Антипасхи (1910)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-20 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 12-е)
2017-04-20 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 11-е)
2017-04-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ четвертокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ среду 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

ЧАСТЬ 1-Я. РАЗСКАЗЫ И РАЗМЫШЛЕНІЯ НА ЕВАНГЕЛЬСКІЯ ЧТЕНІЯ ВЪ ДНИ ВОСКРЕСНЫЕ.

НЕДѢЛЯ СВ. ПАСХИ.
Еванг. отъ Іоанн. зачал. I, гл. I, ст. 1-17.

10. Что есть воскресеніе мертвыхъ?
(Бесѣд. Михаила, митрополита новгородск. и с.-петербургскаго, СПБ. 1818 г. Т. II, стр. 74 и дал.).

Какъ ежегодно по окончаніи жестокой зимы, и при наступленіи пріятной весны, ежегодно при возвращеніи и приближеніи солнца къ нашей поверхности земного шара всегда великая бываетъ перемѣна; именно, силою сего приблизившагося къ землѣ великаго свѣтила, вся низшая натура воскресаетъ, всѣ земныя вещи, и растенія, и нѣкоторыя животныя, какъ бы полумертвыя, а иногда и мертвыя оживаютъ, и къ дѣйствованію новыя силы получаютъ, и при этихъ новыхъ силахъ новое растеніе, новое цвѣтеніе и новое плодотвореніе произносятъ: такимъ точно образомъ, и по прошествіи жестокой зимы послѣднихъ антихристовыхъ скорбей, и при вторичномъ пришествіи Господа нашего Іисуса Христа, истиннаго Богочеловѣка въ міръ сей, при возвращеніи великаго духовнаго Свѣтила, Солнца правды въ полномъ сіяніи и свѣтѣ, въ неизреченномъ великолѣпіи и славѣ, — при возвращеніи, говорю, сего Свѣтила къ нашему земному кругу, всѣ разумныхъ тварей низшія части, всѣ человѣческія мертвыя тѣла сокровенною силою Его оживутъ, воскреснутъ, возстанутъ, новый видъ, новую жизнь и новыя дѣйствія получатъ.

Но что такое есть воскресеніе мертвыхъ, въ чемъ будетъ состоять существенность его, на это мы не можемъ дать лучшаго разсужденія, и имѣть яснѣйшаго свидѣтельства и достовѣрнѣйшаго доказательства, кромѣ примѣра воскресенія Самого же Спасителя нашего Іисуса Христа. Онъ воскресеніемъ Своимъ доказалъ, что и наше воскресеніе возможно, и безъ сомнѣнія будетъ; Онъ ученіемъ Своимъ изъявилъ, когда оно будетъ; Его же Самого примѣръ можетъ научить насъ, что оно такое будетъ.

/с. 20/ Итакъ, чтобы намъ узнать, въ чемъ будетъ состоять наше воскресеніе, разсмотримъ, въ чемъ состояло славное воскресеніе Христово.

Воскресеніе Христово въ томъ состояло, что Онъ, яко совершенный человѣкъ, будучи преданъ отъ Іуды, мученъ и распятъ отъ іудеевъ, умерши на крестѣ, снятъ со древа, и положенъ во гробъ, — что Онъ, послѣ Своей смерти бывши по Божеству со Отцемъ на небеси, человѣческою душою во адѣ, а мертвымъ тѣломъ во гробѣ, явилъ Свою Божественную силу, — что Онъ, паки вышедши душою изъ ада и выведши съ Собою бывшихъ во адѣ и съ вѣрою ожидавшихъ Его, соединилъ душу Свою съ тѣломъ Своимъ, по трехъ дняхъ оживилъ оное, возставилъ, воскресилъ силою Божества Своего, — Онъ, воскресивъ плоть Свою и соединивъ съ Божествомъ, паки явилъ Себя истиннымъ Богочеловѣкомъ.

Возставилъ же Онъ изъ гроба плоть Свою уже не такою, какова она была прежде, но гораздо благороднѣйшею и величественнѣйшею, возставилъ совсѣмъ въ отмѣнномъ видѣ. Плоть Его прежде, какъ и прочихъ человѣковъ, была подвержена земной чувственности и земнымъ склонностямъ, хотя Онъ и не послѣдовалъ чувственности, но владѣлъ ею; послѣ же смерти и послѣ воскресенія чувственность эта отпала, и земныя склонности существовать въ ней перестали и уничтожились. Плоть Его прежде была видима, осязаема, груба; въ воскресеніи же учинилась невидимою, тончайшею, изъ земной и плотской — тѣломъ небеснымъ, духовнымъ; кратко, такою, что могла и видима и осязаема быть отъ учениковъ, и невидима, неосязаема, грубыми тѣлами неодержима, всюду проходна; она имѣла видъ плоти и костей, когда Ѳома осязалъ, имѣла видъ и духа, когда пришелъ Господь ко ученикамъ дверемъ затвореннымъ (Іоан. 20, 27. 19). Плоть Его прежде была тлѣнна, немощна, душевна, страданіямъ и смерти подвержена: въ воскресеніи же возстала нетлѣнною, сильною, безсмертною, славною, духовною (1 Кор. 15, 42. 43. 44), прославленною, въ божественный свѣтъ облеченною, словомъ, такою, которая совершенно способна была вознестись съ Божествомъ Сына на небеса, вступить въ ангельскія, безплотнымъ духамъ приличныя мѣста, и сѣсть одесную Самого небеснаго Отца.

Вотъ въ чемъ состояло воскресеніе Господа нашего Іисуса Христа! А когда Его воскресеніе въ такихъ состояло дѣйствіяхъ, то весьма правильное можно сдѣлать изъ того заключеніе, что и наше воскресеніе будетъ состоять въ подобной перемѣнѣ и въ подобныхъ дѣйствіяхъ. И именно:

Когда паки возсіяетъ Солнце правды на горизонтѣ сего видимаго міра, когда паки пріидетъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ на землю сдѣлать послѣднее, въ разсужденіи человѣческаго состоянія рѣшеніе, пріидетъ или наградить, или наказать каждаго по дѣламъ его, — пріидетъ и повелитъ святымъ ангеламъ трубнымъ гласомъ воззвати мертвыхъ; тогда такъ, какъ при началѣ міра, по произнесеніи устами Божіими вседѣйствующаго слова сего: да будетъ, да будетъ свѣтъ, и всѣ вещи, и все, и — бысть (Быт. 1, 3), всѣ вещи явились, всѣ изъ небытія въ бытіе произошли и существованіе получили, — тогда, говорю, послѣ ангельскаго трубнаго гласа силою всемогущаго Бога всѣ отъ начала міра умершихъ человѣковъ тѣла, землѣ преданныя, согнившія, на стихіи свои раздѣлившіяся, въ огонь, въ воду, въ воздухъ и въ землю преобратившіяся, тѣла въ водѣ потонувшія, и въ огнѣ сгорѣвшія, всѣ мертвыя тѣла малыя и великія, мужскія и женскія снова составятся изъ тѣхъ частей, которыя прежде имѣли и на которыя раздѣлились; ибо отдадутъ стихіи взятыя отъ нихъ части, и огонь, и море, и смерть, и адъ отдадутъ мертвецы своя, всѣ сухія кости получатъ жилы, облекутся плотію, оживотворятся духомъ, соединятся паки съ душами своими, съ которыми разлучились при смерти, соединятся и возстанутъ изъ гробовъ, воскреснутъ мертвые, и изыдутъ, и станутъ предъ престоломъ нелицепріемнаго Судіи, воскреснутъ и судъ пріимутъ отъ написанныхъ въ книгахъ по дѣломъ своимъ (Апок. 20, 13).

Воскреснутъ мертвые, возстанутъ умершихъ тѣла; но возстанутъ не въ такомъ видѣ, въ какомъ они находятся нынѣ отъ паденія. Нынѣ они грубы, тверды, тяжестны, тлѣнны, немощны, смертны, видимы, земны; но возстанутъ въ общее всѣхъ воскресеніе совсѣмъ въ другомъ видѣ, въ видѣ отмѣнномъ отъ сего. Они вмѣсто грубыхъ будутъ утонченными, вмѣсто твердыхъ прозрачными и всюду проходными, вмѣсто тяжелыхъ легкими, скоро парящими, такъ что въ единое мгновеніе ока они отъ всѣхъ странъ вселенныя, яко же орли, соберутся предъ престолъ Божій. Они вмѣсто тлѣнныхъ /с. 21/ будутъ нетлѣнными, вмѣсто немощныхъ сильными, вмѣсто смертныхъ безсмертными, вмѣсто видимыхъ тѣлеснымъ очамъ невидимыми, вмѣсто земныхъ и плотскихъ точно небесными и духовными.

Однакожъ, при всей такой перемѣнѣ своей они будутъ не привидѣніями какими, и не духами, но будутъ истинными тѣлами, виды тѣхъ же человѣковъ имѣющими; а только будутъ они истинными тѣлами духовными. Ибо апостолъ Павелъ, свидѣтельствуя о воскресеніи мертвыхъ, говоритъ: сѣется теперь тѣло въ тлѣніе, востанетъ въ нетлѣніи, сѣется въ немощи, востанетъ въ силѣ, сѣется не въ честь, востанетъ въ славѣ, сѣется тѣло душевное, плотское, востанетъ тѣло духовное. Есть бо тѣло душевное, и есть тѣло духовное (1 Кор. 15, 42. 43. 44).

Въ этомъ-то будетъ состоять воскресеніе наше! Въ той перемѣнѣ будетъ состоять, что тѣла наши изъ мертвыхъ воскреснутъ, оживутъ, возстанутъ изъ гробовъ, изыдутъ изъ земли; — что они изъ грубыхъ, земныхъ, тлѣнныхъ, смертныхъ, плотскихъ сдѣлаются тончайшими, какъ бы совершенно небесными, нетлѣнными, безсмертными, духовными.

И въ этой перемѣнѣ будутъ участвовать не только мертвые, отъ начала міра и до того времени умершіе люди, но и самые живые, тѣ, которые живыми останутся въ сей послѣдній часъ, тѣ, которыхъ въ живыхъ постигнетъ страшный день Господень. Ибо живые, имѣющіе дожить и дождаться второго славнаго пришествія Христова, уже не умрутъ въ то время: смерти бо наружной не будетъ къ тому. Но такъ какъ невозможно имъ будетъ съ грубою плотію своею вступить въ духовное царство; то для сего вмѣсто наружной смерти воспослѣдуетъ въ наружномъ человѣкѣ ихъ слѣдующая всеобщаго воскресенія перемѣна: когда живые такъ же, какъ и мертвые, услышатъ трубный ангельскій гласъ, услышатъ громогласную послѣдняго часа вѣсть, тогда, какъ мертвые яко отъ сна возстанутъ и увидятъ себя совсѣмъ въ другомъ видѣ, во образѣ духовныхъ существъ, такъ и живые, яко бы отъ малаго сна воспрянувъ, увидятъ себя совершенно въ другомъ образѣ, въ другомъ положеніи и въ другихъ чувствованіяхъ. Всѣ живые, хотя въ то время уже и не умрутъ, однакожъ измѣнятся; вси таковые не успнутъ, вси же измѣнятся (1 Кор. 15, 51).

Это грубое тѣло, какъ толстая одежда, тогда какъ бы спадетъ, и плоть сдѣлается утонченною, чувственность вся отойдетъ, плотскія похоти уничтожатся, страстныя склонности дѣйствовать перестанутъ; и такимъ образомъ, живые безъ смерти увидятъ на себѣ смерть, не умерши узрятъ себя и по наружной части своей, по самому тѣлу новыми человѣками, духовными тварями. Ибо ихъ тѣла, отложивъ плотскія склонности, скинувъ съ себя чувственность и тлѣніе, облекутся въ нетлѣніе; оставивъ мертвенность, воспріимутъ безсмертіе и такъ же, какъ и мертвыхъ тѣлеса, сдѣлаются духовными, всюду проходными и способными къ вѣчному пребыванію въ духовномъ царствѣ.

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 19-21.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.