Церковный календарь
Новости


2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Подвигъ патріотическаго единенія (1925)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Самообладаніе и самообузданіе (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Идея Корнилова (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Кто мы? (1925)
2017-05-25 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 75-е, въ недѣлю 7-ю по Пасхѣ, свв. отецъ, иже въ Никеи (1910)
2017-05-25 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 74-е, въ четвертокъ 6-й седмицы, на Вознесеніе Господне (1910)
2017-05-24 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе въ день свт. Германа Константинопольского (1965)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (3-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (2-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (1-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 7-я (1925)
2017-05-24 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 6-я (1925)
2017-05-23 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Два слова на память свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1965)
2017-05-23 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе на память св. ап. Симона Зилота (1965)
2017-05-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Что есть истина? (1975)
2017-05-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Въ чемъ значеніе Русской Зарубежной Церкви? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

ЧАСТЬ 1-Я. РАЗСКАЗЫ И РАЗМЫШЛЕНІЯ НА ЕВАНГЕЛЬСКІЯ ЧТЕНІЯ ВЪ ДНИ ВОСКРЕСНЫЕ.

НЕДѢЛЯ СВ. ПАСХИ.
Еванг. отъ Іоанн. зачал. I, гл. I, ст. 1-17.

11. Свѣтлое Воскресенье въ Іерусалимѣ.

Русскій игуменъ Даніилъ, путешествовавшій въ XII вѣкѣ во св. землю, такъ описываетъ встрѣчу свѣтлаго праздника предъ гробомъ Господнимъ, при чемъ самъ Даніилъ былъ самовидцемъ.

«Въ великую субботу, въ шестомъ часѣ дня, собирается безчисленное множество людей къ церкви Воскресенія Христова. Приходятъ туземцы и пришельцы изъ другихъ странъ, изъ Вавилона, изъ Египта, изъ Антіохіи, собираются туда въ тотъ день въ несказанномъ множествѣ и наполняютъ все мѣсто около храма Гроба Господня. Большая тѣснота бываетъ тогда въ церкви и около церкви; многіе и задыхаются отъ тѣсноты. — И всѣ эти поклонники стоятъ съ невозженными свѣчами и ждутъ, когда отворятся двери церкви. — Вотъ онѣ отворяются, и всѣ входятъ въ церковь, пробиваясь съ усиліемъ и тѣсня другъ друга, наполняютъ всю церковь и притворы. Вездѣ бываетъ полно народомъ — и въ церкви, и внѣ церкви, и около Голгоѳы и лобнаго мѣста — вплоть до того мѣста, гдѣ найденъ крестъ Господень. И весь народъ молится одною только молитвою, всѣ взываютъ непрестанно: «Господи, помилуй». Такъ громки бываютъ эти возгласы, что земля стонетъ и колеблется на всемъ этомъ пространствѣ отъ вопля народнаго. Люди, истинно вѣрующіе, плачутъ въ то время отъ умиленія, и даже тотъ, у кого сердце окаменѣло, и тотъ чувствуетъ стыдъ, припоминаетъ грѣхи свои и говоритъ самъ себѣ: «неужели по грѣхамъ моимъ не снидетъ нынѣ свѣтъ святой?» Такъ стояли всѣ вѣрные со слезами и въ сердечномъ сокрушеніи. Вдругъ, послѣ девятаго часа нашла небольшая туча съ /с. 22/ востока и стала надъ церковью (а церковь не покрыта крышею), и дождь прошелъ надъ Гробомъ святымъ и сильно смочилъ тѣхъ, которые стояли близъ Гроба. Тогда внезапно возсіялъ свѣтъ во святомъ Гробѣ, и распространилось изъ святого Гроба Господня свѣтлое сіяніе, на которое всѣ смотрѣли со страхомъ.

Епископъ съ четырьмя діаконами приступили и отворили двери Гроба. И, взявъ свѣчу, епископъ вошелъ во Гробъ, зажегъ ее отъ этого святого свѣта и вынесъ изъ Гроба; отъ этой свѣчи мы всѣ зажгли свои свѣчи. Свѣтъ же святый не похожъ на земной, но какъ-то иначе, удивительно свѣтло сіяетъ; и пламя его красно, какъ киноварь. Такъ всѣ люди стоятъ съ горящими свѣщами, и неумолчно молятся: «Господи, помилуй», въ великой радости и восхищеніи смотря на свѣтъ Божій.

Кто никогда не былъ свидѣтелемъ этой радости свѣтлаго дня, тотъ, можетъ-быть, и не повѣритъ разсказу, но тотъ, кто вѣритъ малому, повѣритъ и великому чуду; а для злого человѣка и истина показывается несправедливою. Потомъ пошли всѣ изъ церкви въ великой радости, съ горящими свѣчами, и всякій наблюдалъ за своею свѣчею, чтобы вѣтеръ не потушилъ ее. Этимъ святымъ свѣтомъ зажигаютъ богомольцы свѣчи въ своихъ церквахъ и кончаютъ вечернее пѣніе каждый въ своей церкви; и мы съ игуменомъ и съ братіею возвратились въ свой монастырь, неся горящія свѣчи, и тамъ, кончивъ вечернее пѣніе, разошлись по келліямъ, вознося хвалы Богу, сподобившему насъ видѣть такую благодать. А на утро, въ день Свѣтлаго Воскресенія, отслуживъ заутреню, обыкновеннымъ образомъ, послѣ цѣлованія съ игуменомъ и съ братіею и послѣ отпуска — въ первый часъ дня — пошли ко Гробу Господню при пѣніи кондака: «Аще и во гробъ снизшелъ еси безсмертне», и, войдя въ самый Гробъ, облобызали его съ искреннею любовію и слезами». (Изъ паломническаго сказанія иг. Даніила: см. «Воскр. чт.» за 1869-70 гг., кн. I, стр. 14-16).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 21-22.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.