Церковный календарь
Новости


2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 6-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 5-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. №100 (Къ юбилею "Часового") (1933)
2017-11-17 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Подъ какимъ лозунгомъ? (1933)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 36-е (1882)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 35-е (1882)
2017-11-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Казаки. (Изъ стараго разсказа) (1933)
2017-11-15 / russportal
Основатель и Верх. Руководитель Добров. Арміи Ген. М. В. Алексѣевъ (1919)
2017-11-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 4-я (1932)
2017-11-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 3-я (1932)
2017-11-15 / russportal
Приказъ №900 Верх. Главнокоманд. генерала Корнилова (29 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Приказъ №897 Верх. Главнокоманд. генерала Корнилова (28 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Воззваніе генерала Корнилова къ казакамъ (28 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Обращеніе генерала Корнилова къ народу (28 августа 1917 года)
2017-11-14 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 11-я (1903)
2017-11-14 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 10-я (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

ЧАСТЬ 1-Я. РАЗСКАЗЫ И РАЗМЫШЛЕНІЯ НА ЕВАНГЕЛЬСКІЯ ЧТЕНІЯ ВЪ ДНИ ВОСКРЕСНЫЕ.

НЕДѢЛЯ СВ. ПАСХИ.
Еванг. отъ Іоанн. зачал. I, гл. I, ст. 1-17.

12. Храмъ св. Гроба въ старомъ Іерусалимѣ.

Никакой храмъ въ мірѣ не привлекаетъ къ себѣ столько богомольцевъ со всѣхъ странъ свѣта, какъ Іерусалимскій храмъ св. Гроба Господня. Построенный равноапостольнымъ царемъ Константиномъ и его святою матерію, равноапостольною Еленою, этотъ храмъ много разъ подвергался опустошенію, особенно пострадалъ онъ отъ страшнаго пожара въ 1808 году, когда обрушились его главные своды, и погибли въ пламени всѣ украшенія, но основаніе и большая часть стѣнъ уцѣлѣли отъ временъ царя Константина донынѣ.

Въ храмъ ведутъ двойныя входныя врата. Изъ нихъ одни закладены, а другія запираются на ночь турками, которые и въ теченіе дня неотлучно сидятъ въ церкви, у самыхъ дверей, для охраненія порядка. Первая святыня, которую видятъ поклонники при входѣ во храмъ, прямо противъ дверей, въ нѣсколькихъ шагахъ отъ нихъ, — это камень помазанія, на которомъ Іосифъ и Никодимъ повили пеленами и умастили ароматами пречистое тѣло Господа Іисуса, по снятіи Его со Креста. Камень этотъ покрытъ нынѣ мраморною плитою розоваго цвѣта; надъ нимъ балдахинъ на четырехъ столбахъ, подъ сѣнію котораго виситъ много неугасимыхъ лампадъ, а по угламъ стоятъ большіе подсвѣчники. Отсюда поклонниковъ ведутъ налѣво, въ западную часть храма, которая представляетъ величественную ротонду, то-есть кругъ, изъ 18 пилястръ (или четыреугольныхъ столбовъ), соединенныхъ арками, въ два этажа. На этихъ пилястрахъ покоится огромный куполъ, а посреди ротонды стоитъ небольшая часовня изъ желтаго мрамора, называемая кувуклія. Эта часовня и вмѣщаетъ въ себѣ неоцѣненное сокровище — Гробъ Господень, или ту пещеру, въ которой былъ погребенъ Спаситель нашъ, Іисусъ Христосъ. Отъ живоноснаго Гроба проходятъ мимо камня помазанія на Голгоѳу, на которой Единородный Сынъ Божій пострадалъ и умеръ, яко человѣкъ, за всѣхъ насъ, грѣшныхъ сыновъ Адамовыхъ, — закланъ былъ на крестѣ, яко Агнецъ непорочный, взявшій на Себя грѣхи всего міра...

Св. гора Голгоѳа занимаетъ юго-восточную часть храма Гроба Господня. Эта священная скала во времена Спасителя находилась за стѣною городскою, о чемъ говоритъ и апостолъ: внѣ вратъ пострадати изволилъ Господь. Около скалы Голгоѳской расположенъ былъ и садъ Іосифа аримаѳейскаго: бѣ же на мѣстѣ, идѣже распятся, вертоградъ, какъ сказано въ евангеліи отъ Іоанна, и въ вертоградѣ гробъ новъ; посему теперь и Гробъ Господень, и скала Голгоѳская находятся /с. 23/ въ одномъ и томъ же храмѣ Воскресенія. Скала обложена камнемъ, на нее восходятъ по 28 ступенямъ. На верху Голгоѳы — церковь, раздѣленная на двѣ половины, какъ бы двѣ церкви. Первая отъ входа половина, сѣверная, покрываетъ мѣсто, гдѣ былъ водруженъ Крестъ Господень, свѣтъ проникаетъ сюда съ запада, извнутри храма; эта часть принадлежитъ грекамъ. Другая половина, южная, есть мѣсто, гдѣ Господь нашъ Іисусъ Христосъ былъ пригвожденъ ко кресту; здѣсь служатъ латины. Престолъ греческій изъ бѣлаго мрамора; онъ стоитъ открыто; въ передней сторонѣ сдѣлана выемка, такъ что человѣкъ, ставъ на колѣни, можетъ легко наклониться подъ престолъ, гдѣ и находится то самое отверстіе, въ которое утвержденъ былъ животворящій Крестъ Господень. При пѣніи священныхъ пѣсней: пріидите, вѣрніи, животворящему древу поклонимся, на немъ же Христосъ, Царь славы, волею руцѣ распростеръ... Днесь пророческое исполнися слово, се бо поклоняемся на мѣстѣ, идѣже стоястѣ нози Твои, Господи..., благочестивые поклонники восходятъ на Голгоѳу, со страхомъ и любовію припадаютъ къ сему священному отверстію, и съ горячими слезами сокрушенія сердечнаго лобызаютъ края священной скалы, обложенные серебромъ, съ чеканнымъ изображеніемъ страстей Господнихъ...

За престоломъ, на возвышенномъ мраморномъ помостѣ, стоитъ величественное, во весь ростъ, Распятіе Господне; животворящая кровь какъ бы струится изъ пречистыхъ язвъ Господа на Голгоѳу; кресту предстоятъ, пораженные глубокою скорбію, Пречистая Матерь Его и возлюбленный ученикъ Іоаннъ... За крестомъ, къ стѣнѣ прислоненъ иконостасъ, съ изображеніемъ страстей Господнихъ, а сверху виситъ множество неугасимыхъ лампадъ, возженныхъ отъ усердія благочестивыхъ христіанъ изъ всѣхъ странъ и народовъ земныхъ... А вотъ, направо и налѣво отъ креста Господня, немного позади его, на мраморѣ видны два черныхъ круга: это мѣста, гдѣ были водружены кресты распятыхъ со Христомъ разбойниковъ. По преданію, распятый Спаситель былъ обращенъ лицомъ на западъ, такъ что крестъ распятаго одесную Его благоразумнаго разбойника находился на сѣверной сторонѣ, а между нимъ и крестомъ Господнимъ стояла наша заступница и ходатаица за всѣхъ грѣшниковъ, Пресвятая Богородица. Въ правой сторонѣ отъ престола Голгоѳскаго видна глубокая трещина, образовавшаяся во время землетрясенія, когда Господь испустилъ духъ Свой на крестѣ. Эта трещина проходитъ сквозь всю скалу Голгоѳскую и замѣчательна тѣмъ, что камень разсѣлся не по слоямъ скалы, а поперекъ ихъ, чего никогда не бываетъ при обычномъ землетрясеніи. Ясно, что землетрясеніе во время смерти Спасителя не было обыкновеннымъ дѣйствіемъ природы, но особеннымъ чудомъ Божіимъ для вразумленія жестокосердыхъ іудеевъ.

Подъ Голгоѳою есть небольшой пещерный храмъ; здѣсь, по преданію, былъ погребенъ іерусалимскій царь — Мельхиседекъ, ветхозавѣтный священникъ Бога Вышняго. Во глубинѣ сей пещеры стоитъ престолъ во имя Предтечи Господня и нашего праотца Адама; за престоломъ, сквозь желѣзную рѣшетку, при свѣтѣ неугасимой лампады, видна все та же разсѣлина скалы; тутъ, по древнему преданію, сохранившемуся въ писаніяхъ многихъ св. отцевъ, была погребена глава Адамова; отчего и самая скала получила названіе Голгоѳа, что значитъ: лобное мѣсто. И вотъ, говоритъ преданіе, когда воинъ ударилъ копьемъ въ пречистое ребро второго Адама — Господа нашего, то святая кровь и вода, истекшія изъ ребра, прошли сквозь трещину Голгоѳской скалы и омыли главу первозданнаго Адама. Согласно съ этимъ преданіемъ, въ нашей православной церкви, при изображеніи Распятія Господня, всегда подъ крестомъ изображается и черепъ человѣческій, лежащій на двухъ крестообразно-сложенныхъ костяхъ. Съ Голгоѳы паломники сходять внизъ, за алтарь главнаго храма Воскресенія. Тутъ, въ темной полукруглой галлереѣ находится нѣсколько малыхъ придѣловъ и сходъ въ подземныя церкви. Первый отъ Голгоѳы придѣлъ принадлежитъ грекамъ; онъ называется придѣломъ поруганія и терноваго вѣнца. Въ этомъ алтарѣ, подъ престоломъ, находится часть столпа изъ сѣраго мрамора, на которомъ сидѣлъ Господь нашъ, когда воины ругались надъ Нимъ въ преторіи Пилата. Тутъ же въ стѣнѣ, за стекломъ и за рѣшеткой, сохраняется часть терноваго вѣнца; двѣ неугасимыя лампады освѣщаютъ таинственный мракъ этого придѣла.

Рядомъ съ этимъ придѣломъ — дверь въ подземную церковь св. Константина и Елены, куда спускаются по 33 ступенямъ. Эта церковь ископана въ природной скалѣ въ то время, когда царица /с. 24/ Елена искала здѣсь животворящій Крестъ Господень; мѣсто обширное, шаговъ 30 въ длину и столько же въ ширину; куполъ поддерживаютъ четыре толстыхъ колонны. Владѣютъ этою церковію армяне. По правую сторону алтаря есть каменное сѣдалище, гдѣ, по преданію, находилась св. царица въ то время, когда отыскивали Крестъ; тутъ же сходятъ еще 13-ю ступенями въ пещеру, гдѣ закопанъ былъ св. Крестъ въ продолженіе 300 лѣтъ, здѣсь-то и найдены были три креста: одинъ — Господень, а два — разбойниковъ, распятыхъ со Христомъ. Самое мѣсто обрѣтенія Креста принадлежитъ православнымъ; оно выложено разноцвѣтнымъ мраморомъ; посрединѣ — изображеніе креста. По выходѣ отсюда опять въ галлерею, окружающую алтарь Воскресенія, поклонники вступаютъ въ придѣлъ Раздѣленія ризъ, принадлежащій православнымъ. Далѣе — придѣлъ Логгина сотника, принадлежащій армянамъ. По армянскому преданію, Логгинъ былъ родомъ изъ Арменіи; онъ пронзилъ копіемъ пречистыя ребра распятаго Спасителя, но потомъ увѣровалъ въ Него и приходилъ сюда оплакивать свой поступокъ; онъ умеръ мученически въ Каппадокіи. Еще далѣе подъ престоломъ, за рѣшеткою, видны узы Христовы, или двѣ пробоины въ камнѣ, въ которыя были забиты ноги Божественнаго Страдальца, когда Онъ заключенъ былъ въ темницѣ до утра, предъ отведеніемъ Его къ Пилату. Не далеко отъ узъ, влѣво, находится мѣсто, называемое Темница Христова, гдѣ, по преданію, Господь былъ удержанъ, пока были окончены приготовленія къ Его распятію, и гдѣ потомъ Матерь Божія, когда повели на Голгоѳу Ея Божественнаго Сына, рыдая отъ скорби, опустилась на землю, поддерживаемая благочестивыми женами. Это трогательное событіе изображено на запрестольномъ образѣ. Престолъ во имя Успенія Богоматери, а по лѣвую сторону престолъ въ память того, когда Господа нашего били привязаннаго у столба, по повелѣнію Пилата. Обойдя такимъ образомъ главный алтарь, поклонники идутъ сѣверною стороною храма къ западу; тутъ, противъ сѣверной стороны часовни Гроба Господня — латинская церковь, на мѣстѣ, гдѣ, по преданію, Спаситель явился по воскресеніи Своей Пречистой Матери; по сторонамъ главнаго престола — два меньшіе: справа — придѣлъ св. Креста, Слѣва — бичеванія, гдѣ на престолѣ, за желѣзною рѣшеткою, часть столба, къ коему былъ привязанъ Господь во время бичеванія. Между церковью явленія и часовнею св. Гроба на полу два мраморные круга означаютъ мѣста, гдѣ, по преданію, Спаситель явился Маріи Магдалинѣ во образѣ Вертоградаря. Тутъ же не подалеку, латинскій престолъ въ память сего явленія, а за престоломъ картина изображаетъ и самое событіе. Въ самой западной части храма, въ галлереѣ, позади Гроба Господня, находится погребальная пещера праведнаго Іосифа Аримаѳейскаго, который уступилъ свой новый гробъ для Спасителя; здѣсь же погребенъ былъ и его другъ, праведный Никодимъ. Отсюда, обойдя часовню Гроба Господня, поклонники вступаютъ въ главную церковь Воскресенія Христова, принадлежщую грекамъ; она занимаетъ всю средину храма св. Гроба, и имѣетъ въ длину до царскихъ вратъ 40, а въ ширину 20 шаговъ. Главный иконостасъ мраморный, въ 4 яруса. Мѣстныя иконы — хорошаго русскаго письма. Царскія двери рѣзныя, вызолоченныя, увѣнчаны двуглавымъ орломъ; позади иконостаса — въ алтарѣ — хоры въ нѣсколько рядовъ; надъ престоломъ мраморный балдахинъ. Посреди храма висятъ 3 большія паникадила, по 50 свѣчей — всѣ даръ нашихъ православныхъ царей. Кромѣ того, повсюду множество лампадъ, такъ что въ праздники зажигается ихъ болѣе 400 и до 150 свѣчей. Кто видѣлъ этотъ храмъ и часовню Гроба Господня въ ночь Свѣтлаго Воскресенія, тотъ никогда не забудетъ этого дивнаго зрѣлища. — Таковъ храмъ св. Гроба въ Старомъ Іерусалимѣ. Утѣшительно напомнить, что для тѣхъ, кто не имѣетъ возможности посѣтить Старый Іерусалимъ, есть у насъ въ Россіи, въ 57 верстахъ отъ Москвы, точное подобіе сего храма въ монастырѣ, именуемомъ Новый Іерусалимъ. Сей храмъ построенъ приснопамятнымъ святителемъ нашимъ, патріархомъ Никономъ. Обходя св. мѣста въ этомъ храмѣ, невольно переносишься мыслію и сердцемъ къ завѣтнымъ святынямъ Стараго Іерусалима. (См. №№ 414 и 415 Троицк. лист.).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 22-24.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.