Церковный календарь
Новости


2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 9-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 8-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). О путешествіи въ Космосѣ (1995)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Письмо студенту въ Россіи (1995)
2019-05-19 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 7-я (1986)
2019-05-19 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 6-я (1986)
2019-05-19 / russportal
Печерская Минея. Богородичны воскресны осми гласовъ (1855)
2019-05-19 / russportal
Печерская Минея. Служба обща преподобному единому (1855)
2019-05-18 / russportal
Печерская Минея. Служба собору препод. Дальнихъ пещеръ (1855)
2019-05-18 / russportal
Печерская Минея. Служба преп. Кукшѣ и Пимину Постнику (1855)
2019-05-18 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 5-я (1986)
2019-05-18 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 4-я (1986)
2019-05-17 / russportal
Печерская Минея. Служба пр. Алипію, иконописцу Печерскому (1855)
2019-05-17 / russportal
Печерская Минея. Служба пренесенію мощей преп. Ѳеодосія (1855)
2019-05-16 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 3-я (1986)
2019-05-16 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 2-я (1986)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 мая 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

Часть 2-я: Разсказы и размышленія на евангельскія чтенія во дни праздничныя.

НОЯБРЬ МѢСЯЦЪ, 21-ЫЙ ДЕНЬ.
ВВЕДЕНІЕ ВО ХРАМЪ ПРЕСВ. БОГОРОДИЦЫ.
Еванг. отъ Лук. зач. 54-е и 58-е, гл. X, 38-42; XI, 27-28 ст.
[1].

1. Исторія введенія во храмъ Пресв. Богородицы.

Пресвятая Дѣва Марія, какъ даръ Божій, данный праведнымъ Іоакиму и Аннѣ въ старости по ихъ усердной молитвѣ, была ими посвящена Богу, согласно данному ими обѣту, на особенное служеніе Ему въ храмѣ и воспитаніе при немъ въ святой его обстановкѣ. И вотъ, когда исполнилось богоданной отроковицѣ три года отъ рожденія, благочестивые родители Ея стали внушать Ей, что Она родилась вслѣдствіе пламенныхъ молитвъ ихъ, что Она посвящена ими Богу еще до рожденія и, какъ Божіе дитя, должна теперь разлучиться съ ними и быть у Бога въ храмѣ. Преблагословенная Дѣва, не смотря на ранній Свой возрастъ, постигла смыслъ такихъ внушеній и Сама просила Своихъ родителей о скорѣйшемъ исполненіи ихъ высокаго обѣта. По выраженію церковныхъ пѣснописцевъ, Святая Дѣва «младенчествовала плотію, но была совершенна душою, трилѣтствовала тѣломъ и многолѣтствовала духомъ» (Кан. 2, п. 3, тр. 5). Посему святые родители рѣшились разстаться съ юною своею дочерью и посвятить Ее Богу, безъ всякой скорби, даже «съ веселіемъ» (На лит. стих. 6). (См. «Полн. годичный кругъ краткихъ поученій», прот. Г. Дьяченко т. II. Москва, изд. 1895 г., стр. 517).

Къ торжеству посвященія собралось въ Назаретѣ много родныхъ и ближнихъ Іоакима и Анны, а также множество юныхъ дѣвъ, сверстницъ Маріи, для сопровожденія Ея во храмъ. Всѣ отправились въ Іерусалимъ, отстоявшій на три дня пути отъ Назарета. Послѣ вступленія въ святый городъ и семидневнаго очищенія постомъ и молитвою, по обычаю, предписанному приносящимъ жертву во храмъ, праведные Іоакимъ и Анна, со всѣми сопровождавшими ихъ, приблизились къ храму, ведя за руки свою трехлѣтнюю дочь, Благодатную Марію; ликъ непорочныхъ дѣвъ предшествовалъ имъ; сродники и знакомые шли за ними: всѣ спѣшили, съ зажженными свѣчами въ рукахъ, участвовать въ торжествѣ посвященія храму Дѣвы Маріи, единственной дочери престарѣлыхъ родителей, и пѣли священныя пѣснопѣнія. Навстрѣчу имъ вышли съ пѣніемъ изъ храма священники, имѣя во главѣ первосвященника Захарію. Они вышли съ торжественнымъ пѣніемъ священныхъ псалмовъ Давида.

Увидя это срѣтеніе, богоотцы, родители Преблагословенной, исполнились Духомъ Божіимъ, и праведная Анна стала говорить: «иди, дочь моя, къ Богу, иди къ Тому, Кто Тебя мнѣ даровалъ; иди, кивотъ освященія, къ благоутробному Владыкѣ. Дверь жизни, иди къ милостивому Подателю благъ! Ковчегъ Слова, иди ко храму Господню. Радость и веселіе міра, войди въ церковь Господню!»

Затѣмъ, обратившись съ Іоакимомъ къ родственнику своему Захаріи, она стала говорить: «прими, Захарія, сѣнь нескверную, прими, непорочный священникъ, ковчегъ; прими, пророкъ, кадильницу невещественнаго угля; прими, праведникъ, кадило духовное! Прими — заключила она рѣчь свою къ первосвященнику — пророкъ, дочь, что мнѣ Господь даровалъ, введи Ее на гору святыни и насади Ее на ней въ совершенномъ жилищѣ Божіемъ. Не допытывайся ничего, пока не угодно будетъ то Богу, Который сюда Ее призвалъ, пока надъ Нею не исполнится все до конца».

У входа во храмъ, какъ разсказывастъ блаженный Іеронимъ, было пятнадцать высокихъ ступеней. Тихо подымались обыкновенно священники по этимъ ступенямъ и на каждой пѣли извѣстныхъ въ церковныхъ книгахъ пятнадцать степенныхъ псаловъ.

На самой нижней ступени богоотцы поставили свою преблагословенную дочь, Она по всѣмъ этимъ ступенямъ пробѣжала и добѣжала до послѣдней безъ посторонней помощи и поддержки. Поднявшись на послѣднюю ступень, Она остановилась.

Всѣ не мало дивились такому явленію, когда увидѣли, что трехлѣтній ребенокъ скорѣе взошелъ по такимъ высокимъ ступенямъ, чѣмъ могъ бы взойти взрослый человѣкъ.

Особенно сталъ удивляться этому первосвященникъ Захарія. Онъ, какъ пророкъ, сталъ предусматривать по этому /с. 676/ поводу будущее и, будучи объятъ Духомъ Божіимъ и исполнившись Духа Святаго, какъ говоритъ святый Тарасій, воскликнулъ: «о, отроковице нескверная, о, Дѣва непорочная, Дѣва прекрасная, о, краса женъ и примѣръ дочерямъ, благословенна Ты въ женахъ, препрославлена по чистотѣ, запечатлѣна дѣвствомъ. Ты — разрѣшеніе клятвы Адамовой!» Это Захарія говорилъ, обратившись къ пречистой Дѣвѣ.

Затѣмъ, обратившись къ праведной Аннѣ, Захарія сталъ говорить: «благословенъ плодъ и преславно рожденіе твое, жена, болѣе другихъ почтенная, преславно дитя, которое ты привела, жена боголюбезная!»

Послѣ этихъ словъ, все еще продолжая быть въ состояніи вдохновенія отъ Святаго Духа, взявъ ребенка за руки, съ веселіемъ въ душѣ, ввелъ его во Святая, то-есть первую часть храма, говоря къ ней: «иди, на Тебѣ исполнится мое пророчество, — иди, въ Тебѣ совершится то, что Господь обѣщалъ... Иди, зеркало пророковъ, иди, обновленіе обветшавшихъ, свѣтъ во тьмѣ лежащихъ, войди въ радости въ церковь Господа Твоего, въ церковь пока дольнюю, для людей доступную, а скоро въ церковь и неприступную!»

Святой ребенокъ былъ полонъ благодатной радости, что вошелъ въ домъ Господень, потому что, не смотря на свой трехлѣтній возрастъ, былъ исполненъ благодати Божіей.

Водимый Духомъ Божіимъ, Захарія не остановился на Святая, куда могли еще входить священники и другіе служащіе церкви (левиты), но провелъ Ее далѣе, во Святая святыхъ, тотъ отдѣлъ храма, въ который не только лицамъ женскаго пола не позволено было входить, но куда и изъ священниковъ, по закону, никто не долженъ былъ входить, и только разъ въ годъ, для очищенія народа отъ грѣха, имѣлъ право входить одинъ архіерей.

Дивное то было дѣло — всѣ люди дивились такому отступленію отъ закона Моисеева въ храмѣ, который былъ и устроенъ, и содержался по этому закону. Но всѣ видѣли и знали, что Захарія это сдѣлалъ по внушенію Духа Божія, и ничего болѣе и не могли сдѣлать, какъ только теряться отъ удивленія. Сами ангели, какъ воспѣваетъ святая церковь наша, вхожденіе Пречистыя зряще, удивишася, како Дѣва вниде во святая святыхъ.

Но этого было какъ бы еще мало, — преданіе говоритъ, что Захарія, по внушенію Духа Божія, назначилъ Ей мѣсто для молитвы именно во Святая святыхъ.

Святые отцы (Кириллъ александрійскій и Григорій нисскій) разсказываютъ, что дѣвицамъ, посвящаемымъ Богу, — а посвящались онѣ обыкновенно не на всю жизнь, а до совершеннолѣтія, — мѣсто для молитвы назначалось между церковью и жертвенникомъ и никому изъ нихъ не дозволялось приступать къ жертвеннику: на это былъ строгій запретъ архіерея. Да и посвященнымъ Богу дѣвицамъ сказанное мѣсто предоставлялось только въ извѣстные часы дня. Пречистой же Дѣвѣ, со времени введенія во храмъ, во всякое время позволялось входить внутрь храма и при томъ за вторую завѣсу, значитъ во Святая святыхъ.

Блаженный Іеронимъ разсказываетъ, что праведные богоотцы Іоакимъ и Анна, по случаю посвященія пречистой своей дочери Богу, принесли вмѣстѣ съ нею дары Богу — жертвы и всесожженія. Архіерей, съ благословеніями и молитвою, отпустилъ ихъ домой.

Преданіе гласитъ, что святая Дѣва, въ началѣ жизни Своей при храмѣ Господнемъ, отдана была въ пріютъ для дѣвицъ, посвященныхъ Богу.

Чтобы имѣть болѣе ясное понятіе объ этомъ, хотимъ замѣтить кое-что о пристройкахъ при тогдашнемъ храмѣ іерусалимскомъ. — Іудейскій бытописатель Іосифъ Флавій говоритъ, что, когда Зоровавель обновилъ храмъ іерусалимскій, онъ сдѣлалъ при немъ много пристроекъ. Онѣ сдѣланы были вокругъ стѣнъ самаго храма. Было ихъ числомъ тридцать. Расположены онѣ были отдѣльно одна отъ другой. Онѣ были просторны и хорошо выстроены. И не низки были эти пристройки — въ три яруса возвышались онѣ. Всѣхъ комнатъ въ нихъ было до девяноста, со всѣми удобствами для жилья. Вся вышина этихъ зданій не была болѣе, чѣмъ вышина стѣнъ самого храма. Опираясь съ разныхъ сторонъ о стѣны храма, онѣ поддерживали эти стѣны вродѣ столбовъ. Постройки были каменныя.

Пристройки эти были предназначены для разнаго рода людей, посвящавшихъ себя Богу. Такъ, особо жили дѣвы, посвященныя до времени на службу Богу, особо жили вдовы, давшія обѣтъ до смерти въ чистотѣ и святости служить Богу, какова была и Анна, дочь Фануила; особо проживали назореи, которые были вродѣ нашихъ иноковъ. Всѣ /с. 677/ эти обитатели храмовыхъ пристроекъ несли особыя службы при храмѣ и кормились отъ имѣній храма. Были также комнаты для отдохновенія странниковъ и пристанища путешественниковъ изъ дальнихъ странъ.

Когда пресвятая Марія отдана была въ пріютъ для дѣвицъ, Ее поручили надзору дѣвицъ старшихъ, искусныхъ въ рукодѣліи и знающихъ писанія, чтобы они Ее учили всему этому.

Праведные родители Іоакимъ и Анна часто посѣщали пресвятую дочь свою Марію, особенно часто приходила для свиданія съ Нею и для наставленія праведная мать Ея.

Пресвятая Дѣва вскорѣ стала показывать замѣчательные успѣхи какъ въ изученіи священнаго писанія, такъ и въ рукодѣльныхъ работахъ. Древніе писатели (св. Амвросій, св. Епнфаній и Георгій историкъ) согласно свидѣтельствуютъ о свѣжемъ въ ихъ время священномъ преданіи насчетъ успѣховъ пресвятыя Дѣвы въ дѣтскомъ возрастѣ. Такъ, они передаютъ, что святая Дѣва была очень остроумна, любила изучать священное писаніе, занималась пряжею льну и шелку. Благоразумію ея, говорятъ, всѣ удивлялись. Работы Она больше изготовляла такія, которыя могли быть нужны священникамъ при ихъ служеніи Господу Богу въ церкви. Приготовившись и пріучившись такимъ образомъ, святая Дѣва и въ храмѣ выполняла долгъ Свой по Своему посвященію и, впослѣдствіи, честнымъ трудомъ Своихъ рукъ святыхъ могла питать Себя и божественнаго Сына Своего. Нешвенный, но весь искусно истканный хитонъ, изъ-за котораго воины при распятіи метали жребій, и который чуднымъ образомъ сохранился до нашихъ временъ, служитъ дивнымъ образомъ Ея святыхъ работъ.

Что касается того, какъ пресвятая Дѣва проживала при храмѣ іерусалимскомъ, то объ этомъ тоже дивныя дѣла разсказываются древними святыми писателями. Блаженный Іеронимъ разсказываетъ древнее преданіе о томъ, какъ пресвятая Дѣва проводила время при храмѣ: «Блаженная Дѣва», говоритъ онъ въ посланіи къ Иліодору, «живя при храмѣ съ прочими сверстницами Своими, будучи еще ребенкомъ, проводила время весьма чинно. Съ самаго утра и до третьяго часа дня стояла Она на молитвѣ, отъ третьяго часа до девятаго занималась рукодѣльемъ и читала (священное писаніе); отъ девятаго часа опять начинала Свою молитву и продолжала ее дотолѣ, пока не являлся къ ней ангелъ, изъ рукъ котораго Она обыкновенно принимала пищу. Такимъ образомъ Она все болѣе и болѣе возрастала въ любви Божіей».

Святой Епифаній тоже разсказываетъ, что Пречистой, какъ и дѣвицамъ, посвященнымъ Господу Богу, отпускалась пища обыкновенная отъ правленія храма, но пищу эту Она отдавала нищимъ и странникамъ, а сама питаема была хлѣбомъ небеснымъ, какъ и церковь воспѣваетъ это (въ стихирахъ на хвалитѣхъ).

Святой Георгій никомидійскій разсказываетъ, что святитель Захарія видѣлъ своими глазами, какъ являлся пречистой Дѣвѣ ангелъ и приносгглъ Ей пищу. Онъ разсказываетъ, что, когда Захарія по священническому обычаю, былъ въ храмѣ, онъ видѣлъ, что кто-то разговариваетъ съ Дѣвою и подаетъ ей пищу. Чудный видъ его былъ, потому что это былъ ангелъ. Удивился Захарія и сталъ помышлять въ себѣ: «что за новость, что за диво? — съ виду ангелъ, а говоритъ съ дѣвицей, съ виду безплотный, а приноситъ пищу, которая плоть питаетъ, — невещественный по природѣ подаетъ Дѣвѣ кошницу (корзинку) вещественную. Ангельское видѣніе, — все раздумывалъ въ себѣ святитель Захарія, здѣсь бываетъ только священникамъ и то не часто, а явленіе здѣсь ангела лицу женскаго пола, да еще и столь молодой дѣвицѣ, по правдѣ, дѣло невиданное»... Чѣмъ больше думалъ да раздумывалъ въ себѣ святитель Захарія, тѣмъ больше приходилъ въ удивленіе, въ недоумѣніе и въ большій ужасъ. Что это будетъ? съ какою вѣстію приходитъ ангелъ и какую пищу приноситъ?! Припоминая себѣ одно за другимъ явленія ангеловъ людямъ, Захарія не находилъ ничего подобнаго и пришелъ въ мысли къ сильному недоразумѣнію, какъ это пречистая Дѣва еще въ младенчествѣ сподобилась такихъ великихъ даровъ, что Ей служатъ сами безплотныя силы. Затѣмъ, мало-по-малу переходя къ любимой мысли о томъ, чего такъ пламенно ожидаютъ израильтяне, онъ сталъ въ себѣ помышлять: «ужъ не въ этой ли Дѣвѣ конецъ нашихъ ожиданій и надеждъ? ужъ не отъ Нея ли родится Тотъ, Который придетъ спасти родъ нашъ?! Тайна эта предсказана пророками уже прежде. Не это ли та Дѣва, что предызбрана послужить сей тайнѣ?»

/с. 678/ Болѣе и болѣе утверждаясь въ этой мысли, Захарія, конечно, силою Духа Божія воскликнулъ: «о, какъ счастливъ ты, домъ израилевъ, что отъ тебя произросла розга, отъ которой долженъ для міра прозябнуть цвѣтъ спасенія! Какъ славна память тѣхъ, что Ее родили! Какъ счастливъ и я, что вижу это и что славлю эту Дѣву!» Такъ все это разсказываетъ о чудномъ видѣніи первосвященника Захаріи святой Георгій никомидійскій [2].

День ото дня, возрастая тѣлесными силами, пресвятая Дѣва вмѣстѣ съ этимъ равно укрѣплялась и силами духовными. Чѣмъ болѣе пріучалась Она къ работамъ и упражнялась въ нихъ, тѣмъ болѣе и болѣе глубока, сердечна и свята была молитва Ея и возрастала въ силѣ Божіей, пока не осѣнила Ее въ совершенствѣ сила Вышняго.

Силы духа у пречистой Дѣвы образовывались, возрастали и укрѣплялись ангельскою бесѣдою, а тѣлесныя поддерживались небесною пищею, которую приносилъ Ей каждый день архангелъ. Особенно часто и горячо Она молилась. О чемъ же могла молиться и чего просить у Господа Бога пресвятая Дѣва, вполнѣ довольная Своимъ положеніемъ во храмѣ? Отлично зная священное писаніе, Она не могла не знать всѣхъ пророчествъ о пришествіи Помазанника Божія — Утѣхи Израилевой. Какъ истая дочь израильскаго народа, Она не могла не желать, чтобы это добро послано было народу Ея поскорѣе и было принято имъ, какъ слѣдуетъ.

Въ послѣдніе годы жизни Пречистой во храмѣ, скончались праведные ея родители, богоотцы Іоакимъ и Анна. Сначала почилъ въ глубокой старости (80 лѣтъ) праведный Іоакимъ, а затѣмъ и Анна.

Праведные Іоакимъ и Анна наречены церковью Богоотцами, и церковь ежедневно, по окончаніи Божественной службы, испрашиваетъ на отпустѣ выходящимъ изъ храма помилованіе и спасеніе отъ Господа молитвами Богородицы и святыхъ и праведныхъ Іоакима и Анны. Память ихъ празднуется ежегодно 9 сентября, на другой день праздника Рождества Богородицы.

Мѣсто погребенія ихъ и теперь указываютъ въ сторонѣ лѣстницы, по которой спускаются къ погребальной пещерѣ Пресвятой Богородицы въ Геѳсиманіи Лишившись любимыхъ родителей, Марія испытала горькое чувство сиротства и сознала, что ничто уже не привязываетъ Ее къ землѣ. Всѣмъ сердцемъ Она предалась Единому Богу и питала одно желаніе — оставаться до конца жизни рабою Господа, всегда покорною святой Его волѣ. Тогда же Она дала обѣтъ Богу сохранить дѣвство Свое. (Сост. по разн. источн. прот. Г. Дьяченко).

Примѣчанія:
[1] Евангельское чтеніе см. выше, подъ 8-мъ сентября.
[2] Слово по р. Богородицы.

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С.675-678.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.