Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

Часть 2-я: Разсказы и размышленія на евангельскія чтенія во дни праздничныя.

Декабрь мѣсяцъ, 25-й день. Рождество Христово.
Еванг. отъ Матѳ. зач. 3-е, гл. II, 1-12.

1. Приготовленіе вѣрующихъ св. церковію къ празднику Рождества Христова.

Задолго до праздника Рождества Христова св. церковь начинаетъ приготовлять вѣрующихъ къ нему.

Болѣе чѣмъ за мѣсяцъ до него, она учредила постъ, который называется Филипповскимъ, потому что онъ начинается на другой день послѣ дня, въ который празднуется память св. ап. Филиппа (14 ноября), но который, по церковному, называется Рождественскимъ, такъ какъ цѣлію его учрежденія служитъ достойное приготовленіе вѣрующихъ къ празднику Рождества Христова. Начало этого поста, несомнѣнно, восходитъ къ временамъ глубокой древности христіанской, потому что древніе христіане вообще имѣли обычай предъ великими праздниками проводить время въ постѣ, молитвѣ и духовномъ бодрствованіи. Съ IV вѣка встрѣчаются уже многочисленныя и ясныя указанія на Рождественскій постъ. Первоначально не у всѣхъ христіанъ онъ имѣлъ одинаковую продолжительность; но на соборѣ, бывшемъ при патріархѣ Лукѣ и императорѣ Мануилѣ, въ 1166 году, опредѣлено было хранить всѣмъ христіанамъ постъ предъ великимъ праздникомъ Рождества Христова 40 дней.

Этотъ-то постъ, учрежденный св. церковію предъ Рождествомъ Христовымъ, какъ толкуетъ св. Сѵмеонъ Солунскій, «изображаетъ постъ Моѵсея, который, постившись 40 дней и 40 ночей, получилъ на каменныхъ скрижаляхъ начертаніе слевесъ Божіихъ». «А мы», говоритъ тотъ же св. отецъ, «постясь 40 дней, созерцаемъ и пріемлемъ живое Слово отъ Дѣвы, начертанное не на камняхъ, но воплотившееся и родившееся, и пріобщаемся Его Божественной плоти».

21 ноября св. церковь воспоминаетъ введеніе во храмъ Пресвятыя Богородицы. Съ этого дня св. церковь полагаетъ пѣть торжественно-величественный канонъ въ честь Рождества Христова, составленный св. Космою Маіумскимъ. Начинается онъ призываніемъ всѣхъ вѣрующихъ къ славословію и какъ бы срѣтенію родившагося Христа словами св. Григорія Богослова: Христосъ рождается — славите! Христосъ съ небесъ — срящите, а заканчивается словами св. Іоанна Златоустаго, указывающими на таинство воплощенія Христа отъ Дѣвы Маріи: Таинство странное вижу и преславное... Съ благоговѣйнымъ восторгомъ прославляя снисшедшаго на землю Богочеловѣка, св. пѣснописецъ, наконецъ, въ недоумѣніи останавливается на самомъ событіи Рождества Христова и поражается тайною воплощенія Сына Божія, непостижимою и для ангеловъ: «таинство странное вижу и преславное: небо — вертепъ; престолъ херувимскій — Дѣву, ясли — вмѣстилище, въ нихъ же возлеже невмѣстимый Христосъ Богъ».

Предпослѣднее воскресенье предъ праздникомъ Рождества Христова называется недѣлею св. праотецъ. Въ богослуженіи въ это время воспоминаются всѣ святые праведники, ветхозавѣтные патріархи и пророки. Въ старину на утренѣ этой недѣли въ знатнѣйшихъ храмахъ совершалось у насъ такъ называемое пещное дѣйство, т.-е. обрядъ, который представлялъ въ лицахъ исторію изъ ветхаго завѣта о вверженіи трехъ отроковъ въ огненную печь при Навуходоносорѣ, царѣ вавилонскомъ. Эти три отрока, какъ извѣстно, не захотѣли исполнить повелѣніе царя поклониться золотому истукану, поставленному царемъ, и за это ввержены были въ сильно разженную печь. Но среди пламени они остались невредимыми и съ веселіемъ воспѣвали пѣснь истинному Богу. Съ ними видимо пребывалъ ангелъ, который прелагалъ огонь въ росу и сохранялъ ихъ невредимыми. Въ этомъ ангелѣ церковь внушаетъ намъ видѣть Слово Божіе, Второе Лицо Пресвятыя Троицы, І. Христа, вѣрою въ пришествіе Котораго спасались всѣ ветхозавѣтные праведники. Древняя русская церковь не напрасно изъ всей ветхозавѣтной исторіи такъ наглядно показывала вѣрующимъ именно эту исторію трехъ отроковъ, вверженныхъ въ пещь огненную за вѣру: въ этой исторіи мы видимъ наиболѣе выразительный образецъ всей ветхозавѣтной вѣры и наиболѣе ясный прообразъ христіанскаго мученичества.

Послѣднее воскресенье предъ праздникомъ Рождества Христова называется недѣлею св. отецъ. Въ богослуженіи этой недѣли воспоминаются только тѣ ветхозавѣтные праведники, отъ племени которыхъ родился Христосъ. Поэтому въ воскресенье этой недѣли на литургіи читается евангеліе, повѣствующее о родѣ и предкахъ І. Христа по плоти, начиная съ Авраама, отца вѣрующихъ, до праведнаго Іосифа, которому обручена была Св. Дѣва Марія, Матерь Божія; а изъ апостольскихъ посланій читается 11 и 12 главы изъ посланія св. Павла къ евреямъ, гдѣ свят. апостолъ повѣствуетъ о вѣрѣ ветхозавѣтныхъ праведниковъ и о дѣлахъ, въ которыхъ они выражали свою вѣру. Заканчивается это чтеніе урокомъ, необходимымъ для всѣхъ насъ: тѣмже убо и мы, толикъ имуще облежащъ насъ облакъ свидѣтелей (т.-е. образцовъ твердой вѣры, которые въ такомъ множествѣ представляетъ намъ исторія ветхозавѣтныхъ праведниковъ), гордость всякую отложше и удобь обстоятельный грѣхъ, терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ, взирающе на начальника вѣры, и совершителя Іисуса, Иже вмѣсто предлежащія Ему радости претерпѣ крестъ, о срамотѣ нерадивъ, одесную же престола Божія сѣде (Евр. XII, 1-2).

Такимъ образомъ весь періодъ предшествующаго празднику поста съ церковными службами напоминаетъ собою тотъ до-христіанскій періодъ, когда люди зрѣли грядущаго Христа въ образахъ, обѣтованіяхъ, пророчествахъ, ожидали Его пришествія и готовились къ достойному срѣтенію Его. Чѣмъ ближе къ празднику, тѣмъ болѣе увеличиваются пѣснопѣнія, относящіяся къ нему. За пять дней до праздника начинается такъ называемое предпразднество его, — какъ бы преддверіе наступающаго торжества. Предпразднуимъ людіе, Христово рождество, — поется въ этотъ день, — и умъ вознесше къ Виѳлеему, вознесемся мыслію и узримъ въ вертепѣ веліе таинство: отверзеся бо Эдемъ, отъ Дѣвы чистыя Богу происходящу, совершенъ сый тойжде въ божествѣ и человѣчествѣ (стихира на вечернѣ).

Самый канунъ праздника называется въ богослужебныхъ книгахъ на́вечеріемъ, на обычномъ языкѣ сочельникомъ, а правильнѣе сочевникомъ, отъ слова сочиво, потому что въ этотъ день предписывается особенно строгій постъ и по церковному уставу полагается сочиво обварено, или кутія съ медомъ. Это — кушанье изъ пшеницы, гороха, чечевицы, ячменя, что, размочивъ водою, ѣдятъ съ медомъ или безъ меду. Но усердные православные христіане въ сочельникъ не вкушаютъ ничего «до звѣзды», т.-е. до наступленія вечера, когда появятся звѣзды. Въ на́вечеріе праздника, если только оно не случится въ субботу или воскресенье (дни свободные отъ поста), отправляется особое богослуженіе — царскіе часы. Богослуженіе это совершается при открытыхъ царскихъ дверяхъ, среди храма, предъ евангеліемъ, положеннымъ на аналоѣ, какъ бы въ знаменіе того, что Спаситель уже сіяетъ всѣмъ языкамъ. Предъ евангеліемъ воскуряется ладанъ, въ воспоминаніе ладана и смирны, принесенвыхъ волхвами родившемуся Царю іудейскому. На часахъ этихъ обыкновенные псалмы и стихиры замѣняются псалмами, тропарями и стихирами, приличными празднику. На нихъ всѣ важнѣйшіе пророки, предвозвѣстившіе явленіе Бога во плоти, соединены церковію въ одно, и какъ бы привѣтствуютъ съ хорами ангеловъ сошествіе на землю Того, Котораго они такъ пламенно желали узрѣть. Здѣсь мы слышимъ вдохновенныя слова пророка и Богоотца Давида, который сквозь сумракъ вѣковъ отдаленныхъ ясно созерцалъ величіе своего Божественнаго Потомка (Псал. XLIV); онъ же воспѣваетъ предвѣчное рожденіе Христа: изъ чрева прежде денницы родихъ Тя (Псал. CIX); видитъ, какъ иноземные цари привѣтствуютъ рожденнаго Царя царей, и народы спѣшатъ укрыться въ Его благодатномъ царствѣ: царіи Ѳарсійстіи и острови дары принесутъ, царіи Аравстіи и Сава дары приведутъ; и поклонятся Ему вси царіе земстіи, вси языцы поработаютъ Ему (Псал. LXXI); воспѣваетъ, наконецъ, миръ и благоденствіе Его славнаго царства: возсіяетъ во днехъ Его правда и множество мира (Псал. LXXI и LXXVII). Здѣсь же мы слышимъ гласы древнихъ пророковъ: Михея, предвозвѣстившаго рожденіе Христа въ Виѳлеемѣ, какъ великаго вождя Израилева, — Іереміи, предузрѣвшаго Востокъ, свыше грядущій озарить вселенную новымъ свѣтомъ, и особенно — Исаіи, за семь вѣковъ съ особенною ясностію предсказавшаго безсѣменное зачатіе Христа отъ Дѣвы: се Дѣва во чревѣ зачнетъ и родитъ Сына и нарекутъ Ему имя Еммануилъ... съ нами Богъ! Эти свѣтлыя видѣнія пророковъ смѣняются трогательнымъ повѣствованіемъ евангелистовъ о первыхъ минутахъ земной жизни Господа — Младенца и словами боговдохновеннаго апостола, раскрывающими догматическую и нравственную мысль праздника. Въ промежуткахъ между этими чтеніями пѣснь церковная, живая и торжественная болѣе, нежели въ обыкновенныхъ церковныхъ службахъ, то изумляется, славитъ, призываетъ небо и землю къ хвалѣ Всевышнему, то изливается въ святыхъ чувствахъ благодаренія и покорности Создателю вселенной, то представляетъ лицъ изъ временъ самаго событія дѣйствующими и трогательно бесѣдующими. Бо́льшая часть этихъ пѣснопѣній принадлежитъ славному христіанскому пѣснотворцу Софронію. Установленіемъ такого богослуженія и даже самымъ названіемъ его царскими часами церковь выражаетъ ту мысль, что съ возстановленіемъ и обновленіемъ падшаго рода человѣческаго, для чего и родился Сынъ Божій І. Христосъ, начинается благодатное царство Божіе на землѣ, и что потому день Рождества Христова есть для нея великая и вѣчная годовщина начала этого благодатнаго царства. Въ древности, въ Царьградѣ царскіе часы совершались въ царской палатѣ, въ присутствіи царей, и имъ возглашалось тогда, какъ и нынѣ возглашается въ знатнѣйшихъ храмахъ, многолѣтіе съ произнесеніемъ полнаго царскаго титула. Въ древности царь, вошедши въ церковь, прежде всего преклонялся предъ св. евангеліемъ, по подобію восточныхъ царей или мудрецовъ, которые, отложивъ земное свое величіе, нѣкогда смиренно поверглись предъ убогою колыбелью Богомладенца.

Если навечеріе Рождества Христова придется не въ субботу или воскресенье, то совершается въ этотъ день и литургія Василія Великаго въ соединеніи съ вечернею. Въ этомъ установленіи нельзя не видѣть желанія церкви сблизить, по возможности, время празднованія съ временемъ, въ которое совершалось самое празднуемое событіе, такъ какъ Рождество Христово совершилось ночью, что́ видно изъ словъ евангелиста: и пастыри бяху стрегуще стражу нощную. (См. Наставленія и утѣшенія св. вѣры христіанской, № 27, 1890 г.).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С.694-696.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.