Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

Часть 2-я: Разсказы и размышленія на евангельскія чтенія во дни праздничныя.

Декабрь мѣсяцъ, 25-й день. Рождество Христово.
Еванг. отъ Матѳ. зач. 3-е, гл. II, 1-12.

2. Рождество Христово.

Рождество Спасителя міра, Господа нашего Іисуса Христа, было такъ (Матѳ. I, 18): «По обрученіи Матери его Маріи съ Іосифомъ, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имѣетъ во чревѣ отъ Духа Святаго».

Тайна воплощенія Сына Божія до времени была сокрыта отъ всѣхъ; не зналъ этого преславнаго таинства и обручникъ св. Дѣвы — старецъ Іосифъ, хранитель дѣвства Ея и попечитель обрученной ему Маріи. Между тѣмъ теченіе времени яснѣе и яснѣе стало открывать, что св. Дѣва Марія готовится быть матерью; особенно это ясно стало, когда Она послѣ трехъ мѣсяцевъ, которые пробыла въ домѣ родственницы Своей, праведной Елизаветы, возвратилась въ домъ обручника Своего. Видя это, Іосифъ былъ въ недоумѣніи, былъ пораженъ великою печалью. Смущенный старецъ размышлялъ: «откуда ей бысть сіе? азъ ея не познахъ, и ниже помысломъ на ню согрѣшихъ, и се непраздна зрится» (Четьи-Минеи 25 декабря). То же свидѣтельствуетъ и св. церковь: «бурю внутрь имѣяй помышленій сомнительныхъ цѣломудренный Іосифъ смятеся къ Тебѣ зря небрачнѣй, и бракоокрадованную помышляя, Неперочная!» (Конд. 4-й акаѳ. Б. М.).

Не таитъ Іосифъ своихъ сомнительныхъ помышленій, но начинаетъ обнаруживать ихъ, вопрошая св. Дѣву: «Маріе, что дѣло сіе, еже въ тебѣ зрю? Азъ недоумѣваю, удивляюсь и умомъ ужасаюсь. Маріе, что дѣло сіе, еже въ тебѣ вижу? Ты причинила мнѣ за честь срамоту, вмѣсто веселія — скорбь, вмѣсто похвалы — укоризну и поношеніе принесла мнѣ». (Послѣд. 1 часа 24 дек.). Св. Аѳанасій Александрійскій о томъ же повѣствуетъ такъ: «что съ тобою случилось, Маріе? Не ты ли, чистая дѣва, была воспитана въ притворахъ св. храма? Не ты ли, Маріе, не хотѣла смотрѣть и на лицо мужчины? Не ты ли обѣщалась сохранить неувядаемую розу дѣвства?.. Какъ стыдилась неповинная, нескверная Агница, непорочная Голубица — св. Дѣва Марія, слыша изъ устъ Іосифа эти и подобныя имъ слова!» (Четьи-Минеи).

Не смѣла св. Дѣва сказать Своему обручнику объ архангельскомъ благовѣстіи, о тѣхъ многознаменательныхъ и радостныхъ привѣтствіяхъ, которыми встрѣтила Ее праведная Елизавета, назвавъ Ее матерью Господа: «откуда это мнѣ, что пришла Матерь Господа моего ко мнѣ?» (Лук. I, 43). Она думала, — говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ (Бесѣда на Матѳ. IV), что не увѣритъ обручника, сказавши о необыкновенномъ дѣлѣ, а, напротивъ, огорчитъ его, подавъ мысль что прикрываетъ сдѣланное. Если сама Она, слыша о даруемой Ей толикой благодати, судитъ по человѣчески и говоритъ: «какъ будетъ это, когда Я мужа не знаю» (Лук. I, 34)? то еще болѣе усомнился бы Іосифъ, особенно услышавъ о семъ отъ дѣвы». Можетъ ли быть что затруднительнѣе такого положенія пречистой Дѣвы? Она предала Себя въ волю Всевышняго, прибѣгла къ молитвѣ, какъ единственному средству для засвидѣтельствованія ангельской чистоты Своей, и кротко отвѣчала Іосифу: «живъ Господь, хранящій Меня донынѣ въ дѣвствѣ, не познала Я грѣха, никтоже Мнѣ коснуся, а еже во Мнѣ — отъ Божія есть изволенія и дѣйства». (Аѳанасій Александрійскій).

Но Іосифъ судитъ по-человѣчески, не давая вѣры словамъ обрученной ему Дѣвы. Доброта же его сердца и знакомый нравъ Дѣвы, Ея благочестіе, Ея цѣломудренность расположили его отнестись къ Маріи какъ можно легче. Будучи праведенъ и не желая огласить Ее, хотѣлъ тайно отпустить, — намѣревался дать письмо разводное безъ тѣхъ формальностей, какія предписывалъ законъ (Второз. 24); рѣшился дать это письмо, не упоминая причинъ, по которымъ съ Нею разводится. Но лишь только помыслилъ онъ это, се (Матѳ. I, 20-23) ангелъ Господень явился ему во снѣ и сказалъ: Іосифъ, сынъ Давидовъ! не бойся принять Марію, жену твою, не сомнѣвайся въ чистотѣ и невинности Ея: ибо родившееся въ Ней отъ Духа Святаго. Устраняя сомнѣнія Іосифа и открывая ему смутившую его тайну, ангелъ увѣряетъ, что Марія родитъ именно Сына и предрекаетъ Ему имя: родитъ же Сына, и назоветъ Его Іисусомъ, ибо Онъ спасетъ людей Своихъ отъ грѣховъ ихъ. А все сіе произошло, замѣчаетъ св. евангелистъ Матѳей, — да сбудется реченное Господомъ чрезъ пророка (Исаію), который говоритъ: «се, дѣва во чревѣ пріиметъ, и родитъ сына, и нарекутъ имя ему Эмманунлъ, что значитъ: съ нами Богъ».

Вставъ отъ сна, Іосифъ поступаетъ, какъ повелѣлъ ему ангелъ Господень, и принялъ жену свою (Матѳ. I, 24) не съ боязнію уже, а съ радостію и благоговѣніемъ, чтобы быть свидѣтелемъ небесной чистоты Ея.

Приближалось время, опредѣленное естественнымъ закономъ чревоношенія, въ которое имѣлъ произойти на свѣтъ Творецъ естества. Святая Дѣва жила въ Назаретѣ, мѣстѣ жительства обрученнаго Ей мужа Іосифа. Между тѣмъ Мессія, Спаситель, какъ Сынъ (потомокъ) Давидовъ, долженъ былъ родиться въ городѣ Давидовомъ Виѳлеемѣ. (Виѳлеемъ — домъ хлѣба, такъ назвалъ его Іаковъ, вмѣсто прежняго имени Евфраѳа, провидя духомъ и предвозвѣщая, что на томъ мѣстѣ родится хлѣбъ, сшедый съ небесе, Христосъ Господь). Всѣмъ было извѣстно древнее предсказаніе пророка, данное еще до плѣненія вавилонскаго, что Виѳлеемъ долженъ быть отечествомъ славнаго Вождя Израилева: такъ предсказалъ пророкъ Михей: «и ты, Виѳлеемъ-Евфраѳа, малъ ли ты между тысячами Іудиными? изъ тебя произойдетъ Мнѣ Тотъ, Который долженъ быть Владыкою въ Израилѣ, и Котораго происхожденіе изъ начала, отъ дней вѣчныхъ» (Михея, V, 2). Этому славному пророчеству, опредѣленно указывающему на мѣсто рожденія Мессіи, нужно было исполниться, но какъ? Промыслъ Божій устрояетъ это.

Въ то время кесарь Августъ повелѣлъ сдѣлать перепись по всей землѣ, во всемъ римскомъ государствѣ, въ предѣлы котораго входила и Палестина. Сообразно законамъ іудейскимъ, каждый долженъ былъ записываться не въ томъ городѣ, въ которомъ живетъ, но въ томъ, откуда происходитъ его родъ. И пошли всѣ записываться каждый въ свой городъ. Пошелъ также и Іосифъ изъ Галилеи, изъ города Назарета, въ Іудею, въ городъ Давидовъ, называемый Виѳлеемъ, потому что онъ былъ изъ дома и рода Давидова; отправился въ путь старецъ, несмотря на то, что домашнія обстоятельства располагали его нѣсколько промедлить въ Назаретѣ, отправился немедленно вмѣстѣ съ Маріею, обрученною ему женою, которая была беременна.

«Ни законъ, ни обычай не требовали, чтобы женщины лично являлись съ мужьями для записи, тѣмъ не менѣе Марія сопутствуетъ Іосифу въ этомъ трудномъ путешествіи, по горнымъ высотамъ, въ Виѳлеемъ. Это объясняется тѣмъ, что Марія и Іосифъ уже знали, что отъ Нея долженъ родиться Мессія, а они, безъ сомнѣнія, знали также, что Онъ долженъ родиться въ градѣ Давидовомъ. Теперь, когда былъ имъ объявленъ указъ кесаря о переписи, не должно ли было благочестивое чувство подсказать имъ, что это повелѣніе кесаря въ рукахъ провидѣнія есть орудіе для того, чтобы въ исполненіе пророчества Сынъ Дѣвы родился именно въ Виѳлеемѣ, а не въ другомъ какомъ-либо мѣстѣ? И Марія, несмотря на то, что приближалось время разрѣшенія Ея, рѣшилась сопутствовать обручнику Своему, видя въ этомъ чудесные пути промышленія Божія о Ней и Младенцѣ Ея будущемъ» (Толков. еванг. еп. Михаила). Такимъ образомъ вмѣстѣ съ матерію «написался еси кесаревымъ повелѣніемъ, Всецарю, хотя написати въ книгѣ жизни человѣка». (Служба праздника).

Послѣ трехъ дней пути Іосифъ и Марія приблизились къ своему отечественному городу, и неискусобрачной невѣстѣ наступило время родить благословенный Плодъ чрева Своего. По обязанности хранителя Дѣвы, старецъ Іосифъ ищетъ мѣста для нея; обходитъ весь городъ и не находитъ ни одного незанятаго дома въ Виѳлеемѣ. Здѣсь было такъ тѣсно отъ множества народа, собравшагося для записи, что бѣднымъ пришельцамъ Назаретскимъ не оставалось мѣста и въ гостиницѣ, гдѣ было бы удобнѣе для Маріи въ послѣдніе часы Ея беременности. Гдѣ же найти мѣсто рожденія Сыну Божію? День склонялся уже къ вечеру. Внѣ города, среди каменистыхъ скалъ, у подошвы горы увидѣлъ Іосифъ пещеру, въ которую пастухи загоняли свой скотъ во время бури и въ дождливую пору года. Въ пещерной стѣнѣ было сдѣлано углубленіе, служившее вмѣсто яслей для животныхъ. Въ эту-то пещеру, и то послѣ долгихъ и многихъ исканій, зашелъ старецъ съ Богоматерью для пристанища. «Въ малый вертепъ внити тщится Царь великій, да возвеличитъ и обогатитъ человѣка безмѣрнымъ богатствомъ».

Здѣсь-то, въ маломъ вертепѣ, въ полночь пречистая и преблагословенная Дѣва Марія, теплѣ къ Богу молящися, и вся въ Бозѣ благомысліемъ пребывающи и любовію горящи (Четьи-Минеи 25 декаб.), родила Сына Своего первенца, въ 25 день декабря мѣсяца.

«Веліе и преславное чудо совершися днесь: Дѣва рождаетъ и утроба не истлѣваетъ: Слово воплощается и Отца не отлучается. Како изреку великое таинство? Безплотный начинается, невидимый видится, неосязаемый осязается, и безначальный начинается. Сынъ Божій Сынъ человѣчь бываетъ. (Служба празд.). Отецъ благоволи, Слово плоть бысть, и Дѣва днесь Пресущественнаго рождаетъ».

Сама пречистая Матерь спеленала рожденное Отроча и положила Его въ ясли (Лук. II, 7). Ясли стали яко престолъ херувимскій. — «Смотри, сколь таинственно рождаетъ Она, Сама рождаетъ, Сама повиваетъ: не допустила Она никого коснуться нечистыми руками до рожденнаго Ею пречистаго Младенца» (св. Аѳан. Александр. въ словѣ на рождество Христово). Сама нетлѣнному рождеству Своему послужи, не ждуще Саломіи старицы, сродницы своей, позвать которую пошелъ Іосифъ, но та пришла, когда рожденіе уже совершилось: яже бо роди, та и послужи, носящи, повивающи и полагающи (Четьи-Минеи). «Дѣвою зачала, Дѣвою носила, Дѣвою родила». (Св. Григ. Нисскій). Непорочная Родительница повила Свое сладчайшее Чадо льняными, чистыми, тонкими, бѣлыми пеленами, принесенными изъ Назарета, ранѣе тамъ приготовленными. Пеленами повивается Младенецъ, превѣчный Богъ, да разрѣшитъ плѣницы моихъ грѣхопаденій (служба предпраздн.). Положивъ Его въ ясляхъ, первая поклонилась Ему до земли, какъ Богу и Создателю Своему (Четьи-Мин.).

Но не одна Приснодѣва славила воплотившагося Господа-Спасителя: «окружаху, яко престолъ херувимскій, ангели ясли, вертепъ бо небо зряху, лежащу въ немъ Владыцѣ, и слава въ вышнихъ Богу вопіяху». (Пѣснь 9-я, 23 декабря).

Хотя въ великой тайнѣ совершилось рожденіе Спасителя, но небо всѣмъ Его проповѣдало.

Въ эту знаменательную ночь около Виѳлеема пастухи стерегли свое стадо. Вдругъ предсталъ имъ ангелъ Господень, по мнѣнію свят. Кипріана, Гавріилъ, и слава Господня осіяла ихъ. Очень естественно, что эти люди, одни среди ночи, при видѣ небеснаго вѣстника и при сильномъ, внезапномъ чудесномъ блескѣ, пришли въ великій страхъ. Но небожитель, успокоивая ихъ, говоритъ: «не бойтесь; я возвѣщаю вамъ великую радость, которая будетъ всѣмъ людямъ: ибо нынѣ родился вамъ въ городѣ Давидовомъ Спаситель, Который есть Христосъ Господь. И вотъ вамъ знакъ: вы найдете Младенца въ пеленахъ, лежащаго въ ясляхъ. И внезапно, неожиданно для пастырей, въ то время какъ они выслушивали рѣчь ангела о рожденіи Спасителя, явилось съ ангеломъ многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣкахъ благоволеніе» (Лук. II, 8-14). Давно на землѣ не было слышно такой пѣсни, съ тѣхъ поръ не оглашалась она ангельскимъ пѣніемъ, какъ палъ, согрѣшилъ первый человѣкъ. Величественна эта пѣснь: «она обнимаетъ собою и небо, и землю, и людей; она связываетъ съ бытіемъ, совершившимся въ Виѳлеемской пещерѣ, все, что есть на небѣ свѣтлѣйшаго, на землѣ вожделѣннѣйшаго, для людей благодатнѣйшаго: славу Божію, миръ или полное блаженство, благоволеніе Божіе» (Горскій). Такую пѣснь могли пѣть только ангелы Божіи! «Души праведныхъ вси радуйтеся: се бо избавленіе всѣхъ явися во градѣ Виѳлеемѣ!»

«Когда ангелы отошли отъ пастырей на небо, они сказали другъ другу: пойдемъ въ Виѳлеемъ и посмотримъ, что тамъ случилось, о чемъ возвѣстилъ намъ Господь. И, поспѣшивъ, пришли, и нашли Марію, и Іосифа, и Младенца, лежащаго въ ясляхъ. Увидѣвъ же, разсказали о томъ, что было возвѣщено имъ о Младенцѣ семъ. И всѣ слышавшіе дивились тому, что разсказывали имъ пастухи. А Марія сохраняла всѣ слова сіи, слагая въ сердцѣ Своемъ. И возвратились пастыри, славя и хваля Бога за все, что слышали и видѣли» (Лук. II, 15-20).

Когда же Іисусъ родился въ Виѳлеемѣ Іудейскомъ, во дни царя Ирода, пришли въ Іерусалимъ волхвы — мудрецы съ востока поклониться новорожденному Царю. Это были тогдашніе астрономы — звѣздамъ служащіе, и звѣздою были научены прійти на поклоненіе Солнцу правды, Христу Богу. — Древнее преданіе сохранило имена ихъ: Мелхіоръ, Гаспаръ и Валтасаръ. Нѣтъ прямого указанія, изъ какой именно страны пришли они — объ этомъ и въ древности были разныя мнѣнія; болѣе вѣроятное и принятое мнѣніе, что они были изъ Персіи или изъ Вавилона. «Боготечную звѣзду узрѣвше волсви, тоя послѣдоваша зари» (Конд. 5-й акаѳ. Б. М.). Видно, было имъ извѣстно предсказаніе Валаама: «возсіяетъ звѣзда отъ Іакова, и востанетъ человѣкъ отъ Израиля» (Числъ XXIV, 17); видно, знали они и о другихъ пророчествахъ о пришествіи Мессіи и времени Его пришествія и послѣдовали за указаніемъ чудной звѣзды. По мнѣнію свв. Златоуста и Ѳеофилакта — это была божественная, ангельская сила, вмѣсто звѣзды явившаяся. Всѣ звѣзды, по данному имъ Творцомъ закону, совершаютъ свое теченіе отъ востока къ западу, а эта звѣзда шла съ востока на югъ, къ Іерусалиму. Всѣ звѣзды постоянно движутся, а сія иногда шла, иногда стояла: шли волхвы, шла и звѣзда, останавливались они, стояла и она. — О времени явленія сей чудной звѣзды также различны мнѣнія: одни полагаютъ, что она явилась въ ту самую ночь, въ тотъ замый часъ, какъ радился Спаситель; но тогда будетъ мало времени, чтобы изъ восточныхъ странъ достигнуть Іерусалима и поклониться Спасителю, бывшему въ Виѳлеемѣ, хотя бы и послѣ дней очищенія. Другіе же время явленія звѣзды полагаютъ въ тотъ день и часъ, въ оньже благовѣщеніемъ архангеловымъ, Духа же Святаго нашествіемъ, Слово плоть бысть, заченшися въ пренепорочнѣй утробѣ дѣвичестѣй: за 9 мѣсяцевъ предъ Рождествомъ Христовымъ звѣзда явилась на востокѣ (Четьи-Минеи 25 декабря. Матѳ. II, 2).

Вспомнили, увидѣвъ чудную звѣзду, волхвы древнее Валаамово пророчество и двинулись въ путь и, подъ руководствомъ ея, достигли Іерусалима. Войдя въ него, они спрашиваютъ: «гдѣ родившіися Царь іудейскій? Ибо мы видѣли звѣзду Его на востокѣ и пришли поклониться Ему» (Чет.-Минеи 25 дек. Матѳ. II, 3-8). Вѣсть эта удивила народъ и смутила подозрительнаго Ирода. Онъ собираетъ всѣхъ первосвященниковъ и книжниковъ народныхъ и спрашиваетъ у нихъ: гдѣ должно родиться Христу, согласно пророчествамъ и обѣтованіямъ? Они сказали ему: въ Виѳлеемѣ іудейскомъ; ибо такъ написано чрезъ пророка: и ты, Виѳлеемъ, земля Іудина, ничѣмъ не меньше воеводствъ Іудиныхъ: ибо изъ тебя произойдетъ Вождь, Который упасетъ народъ Мой, Израиля. Тогда Иродъ тайно призвалъ къ себѣ волхвовъ и сталъ вывѣдывать у нихъ время появленія звѣзды. Потомъ послалъ ихъ въ Виѳлеемъ, говоря: пойдите, тщательно развѣдайте о Младенцѣ; когда найдете Его, извѣстите меня, чтобы и мнѣ пойти поклониться Ему».

Когда волхвы вышли изъ Іерусалима, то звѣзда опять явилась имъ и шла передъ ними, пока, наконецъ, пришла и остановилась надъ мѣстомъ, гдѣ былъ Младенецъ. Увидѣвъ звѣзду, волхвы возрадовались радостію великой. Войдя въ домъ, они увидѣли Младенца съ Маріею, Матерью Его, и пали, поклонились Ему не простымъ поклоненіемъ, но Богу должнымъ. Открывъ сокровища свои, принесли Ему дары — золото, ладанъ и смирну: золото какъ царю, ладанъ какъ Богу, смирну какъ человѣку смертну — (имѣющему вкусить смерть).

Получивъ откровеніе во снѣ не возвращаться къ Ироду, инымъ путемъ волхвы отошли въ страну свою, и тамъ были проповѣдниками пришествія въ міръ Христа, Сына Божія.

Ради насъ родившемуся Господу ангели приносятъ пѣніе, небеса — звѣзду, волсви — дары, пастыріе — чудо, земля — вертепъ, пустыня — ясли, люди — Матерь Дѣву. А мы что принесемъ? Вѣру вмѣсто злата, любовь же яко смирну, яко ливанъ дѣянія принесемъ Зиждителю, Емуже возопіимъ изъ глубины сердца: «Рождество Твое, Христе Боже нашъ, возсія мірови свѣтъ разума: въ немъ бо звѣздамъ служащіи звѣздою учахуся Тебѣ кланятися Солнцу правды и Тебе вѣдѣти съ высоты востока, Господи, слава Тебѣ». (См. Тоб. Еп. Вѣд.).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С.696-700.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.