Церковный календарь
Новости


2018-04-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Метель (1921)
2018-04-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Выстрѣлъ (1921)
2018-04-23 / russportal
И. С. Тургеневъ. Пожаръ на морѣ (1921)
2018-04-23 / russportal
И. С. Тургеневъ. Бирюкъ (1921)
2018-04-23 / russportal
Н. В. Гоголь. Предисловіе ко 2-й части "Вечеровъ..." (1921)
2018-04-23 / russportal
Н. В. Гоголь. Пропавшая грамота (1921)
2018-04-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Въ храмѣ стояще славы Твоея..." (1975)
2018-04-22 / russportal
Архіеп. Аверкій. Совѣщаніе представит. епископата, клира и мірянъ (1975)
2018-04-22 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 26-я (1861)
2018-04-22 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 25-я (1861)
2018-04-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 26-я (1922)
2018-04-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 25-я (1922)
2018-04-21 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ свт. Іоанна Шанхайскаго (1939)
2018-04-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 27-е (19 октября 1917 г.)
2018-04-21 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 24-я (1861)
2018-04-21 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 23-я (1861)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 апрѣля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 2.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

Часть 2-я: Разсказы и размышленія на евангельскія чтенія во дни праздничныя.

Декабрь мѣсяцъ, 25-й день. Рождество Христово.
Еванг. отъ Матѳ. зач. 3-е, гл. II, 1-12.

4. О происхожденіи кондака въ день Рождества Христова.

Преподобный Романъ, именуемый Сладкопѣвецъ, съ молоду началъ угождать Богу, живя въ дѣвствѣ и цѣломудріи. Онъ былъ пономаремъ въ Софійской церкви г. Константинополя. Хотя св. Романъ и не зналъ книжнаго писанія, но былъ премудръ добрыми дѣлами, которыми превосходилъ премудрыхъ книжниковъ. Онъ былъ одинъ изъ тѣхъ, о которыхъ сказалъ апостолъ Павелъ: Богъ избралъ немудрое міра, чтобы посрамить мудрыхъ (1 Кор. I, 27). Патріархъ Евфимій полюбилъ Романа за его добродѣтельное житіе и, видя труды его по церкви, давалъ ему равную часть съ клириками. Между тѣмъ послѣдніе стали роптать на патріарха, говоря: «невѣжду сравнялъ съ нами!» Поэтому ненавидѣли св. Романа и причиняли ему всевозможныя огорченія. Однажды, въ навечеріе праздника Рождества Христова, когда былъ въ церкви самъ царь, а Романъ ставилъ въ церкви свѣчи, вдругъ клирики схватили Романа и потащили на амвонъ, со словами: «равной части ты съ нами удостоенъ, такъ, взошедши на амвонъ, воспой богохвальную пѣснь, подобно тому, какъ и мы». Это они сдѣлали изъ зависти, желая посрамить его, потому что знали, что Романъ, какъ необразованный, не можетъ сдѣлать того. Романъ, получивши такое оскорбленіе при царѣ и при всемъ народѣ, горько заплакалъ. По окончаніи пѣнія, когда всѣ вышли изъ церкви, св. Романъ упалъ на колѣни предъ образомъ Богоматери и съ плачемъ и рыданіемъ долго молился. Потомъ, когда, пришедши домой, онъ немного уснулъ, явилась ему во снѣ Пресвятая Владычица Богородица, Которая есть утѣшеніе всѣмъ скорбящимъ, и, держа въ рукѣ маленькій книжный свитокъ, сказала ему тихимъ голосомъ: «открой уста!» Когда онъ открылъ уста, Владычица вложила свитокъ и сказала: «проглоти его!» Романъ проглотилъ хартію (бумагу) и тотчасъ же проснулся и никого уже не видѣлъ. Сердце же его исполнилось неизреченной сладости и утѣшенія, а въ умѣ своемъ ощутилъ книжное разумѣніе, какое сообщила ему Дѣва Богородица. Св. Романъ, исполненный премудрости, сталъ со слезами воздавать благодареніе своей Учительницѣ за то, что Она въ малое время научила его болѣе, чѣмъ кто черезъ много лѣтъ разумѣетъ. Когда настало время всенощнаго бдѣнія (подъ Рождество Христово), то онъ съ радостію пошелъ въ церковь. Наступилъ часъ пѣнія кондака: св. Романъ взошелъ на амвонъ (тогда былъ обычай пѣть кондакъ одному клирику на амвонѣ) и сладкимъ голосомъ воспѣлъ кондакъ, который самъ составилъ: Дѣва днесь Пресущественнаго рождаетъ и земля вертепъ Неприступному приноситъ; ангели съ пастырьми славословятъ, волсви же со звѣздою путешествуютъ: насъ бо ради родися Отроча младо превѣчный Богъ. Всѣ, видѣвшіе и слышавшіе, удивились и въ сладость послушали пѣнія св. Романа. По окончаніи пѣнія патріархъ спросилъ: откуда у него такая премудрость? Онъ не скрылъ, но открыто исповѣдалъ силу Богородицы, вразумившей его. Послѣ этого устыдились клирики, оскорбившіе его, и съ раскаяніемъ припали къ ногамъ св. Романа, прося у него прощенія. Патріархъ поставилъ его тотчасъ діакономъ, и изъ устъ его, какъ рѣка, текла премудрость; тѣ, которые прежде смѣялись надъ его простотою и невѣжествомъ, потомъ стали учиться у него. Св. Романъ составилъ множество кондаковъ праздникамъ Господскимъ, Богородичнымъ и святымъ. За это онъ получилъ названіе «сладкопѣвецъ». Поживши на землѣ богоугодно и праведно, св. Романъ преставился въ вѣчныя селенія и нынѣ съ небеснымя ликами воспѣваетъ Богу трисвятую пѣснь. (Ч.-М.).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С.701.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.