Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

Часть 2-я: Разсказы и размышленія на евангельскія чтенія во дни праздничныя.

Декабрь мѣсяцъ, 25-й день. Рождество Христово.
Еванг. отъ Матѳ. зач. 3-е, гл. II, 1-12.

6. Богослуженіе въ Виѳлеемскомъ храмѣ въ день Рождества Христова.

Во всѣхъ странахъ міра, куда только проникъ свѣтъ христіанства, день Рождества Христова воспоминается особеннымъ торжественнымъ богослуженіемъ. На родинѣ Спасителя — въ Виѳлеемѣ іудейскомъ рождественское богослуженіе, помимо своей торжественности, отличается еще нѣкоторыми своеобразными чертами, живо приводящими на память дорогія для сердца христіанина подробности приснославнаго событія.

Наканунѣ Рождества Христова, подъ вечеръ, изъ Іерусалима выѣзжаетъ въ Виѳлеемъ патріаршій намѣстникъ, въ сопровожденіи двухъ архіереевъ и многихъ духовныхъ лицъ. Имъ предшествуетъ конная стража съ литаврщикомъ и отрядомъ музыкантовъ. На половинѣ пути, около обители св. Иліи, къ архіерейскому поѣзду присоединяются толпы богомольцевъ съ радостными возгласами и пѣніемъ. Въ виду стѣнъ виѳлеемскаго храма шумъ смолкаетъ, уступая мѣсто церковной церемоніи. Митрополитъ и его свита на площади сходятся въ одно мѣсто; навстрѣчу митрополита выходятъ: настоятели виѳлеемскаго монастыря съ крестами и хоругвями, священники и діаконы въ облаченіяхъ, съ кадильницами въ рукахъ; крестный ходъ вступаетъ, наконецъ, внутрь великолѣпнаго храма. Патріаршій намѣстникъ восходитъ на свое мѣсто. Начинается вечерня, а за нею и утреня. Во время поліелея архіереи, облачившись, идутъ, предшествуемые крестами и хоругвями, изъ главнаго алтаря въ вертепъ Рождества, для чтенія Евангелія на мѣстѣ самаго событія. Хоръ пѣвчихъ поетъ: «пріидите, вѣрніи, да видимъ мѣсто, идѣже Христосъ рождается, и путеводимые звѣздой волхвовъ со ангелами и съ пастырьми возгласимъ: "слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ"». Послѣ благоговѣйнаго поклоненія мѣсту, «идѣже родися Христосъ», намѣстникъ читаетъ на престолѣ Рождества Евангеліе объ ангелахъ и пастыряхъ, какъ болѣе знаменательное. Вся пещера въ это время горитъ огнями безчисленныхъ свѣчъ и блескомъ священной утвари невольно напоминаетъ внимательному поклоннику величественную пѣснь: «Таинство странное вижу и преславное: небо — вертепъ, престолъ херувимскій — Дѣву, ясли — вмѣстилище, въ нихже возлеже невмѣстимый Христосъ Богъ». За престоломъ въ этотъ день поставляется великолѣпная икона, изображающая празднуемое событіе — Рождество Христово. Послѣ окончанія поліелея, при громкомъ пѣніи перваго ирмоса рождественскаго канона: «Христосъ рождается — славите, Христосъ съ небесъ — срящите, Христосъ на земли — возноситеся», духовенство выходитъ изъ св. вертепа, чтобы итти крестнымъ ходомъ вокругъ храма. Послѣ троекратнаго обхожденія вокругъ церкви по великолѣпной колоннадѣ, крестный ходъ возвращается въ алтарь оканчивать служеніе.

Въ св. вертепѣ, на самомъ мѣстѣ празднуемаго событія, совершается ранняя литургія, — и очень часто на славянскомъ языкѣ, въ утѣшеніе русскихъ поклонниковъ. Предъ обѣдней по мѣстному обычаю, покуда совершается проскомидія, пѣвчіе поютъ ирмосы рождественскаго канона и потомъ: «слава въ вышнихъ Богу». Едва оканчивается ранняя литургія въ вертепѣ, поверхъ его (въ храмѣ) начинается служеніе поздней литургіи, на которой, вмѣсто причастнаго, воспѣвается та же знаменательная пѣснь: «слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе». Эта послѣдняя литургія совершается обычнымъ порядкомъ, Апостолъ и Евангеліе читаются на трехъ языкахъ: греческомъ, славянскомъ и арабскомъ.

Послѣ литургіи въ греческомъ монастырѣ бываетъ обычное угощеніе для поклонниковъ, которые послѣ краткаго отдыха возвращаются въ Іерусалимъ. (См. «Кормчій» 1894 г., № 51).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 703-704.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.