Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

Часть 2-я: Разсказы и размышленія на евангельскія чтенія во дни праздничныя.

Декабрь мѣсяцъ, 25-й день. Рождество Христово.
Еванг. отъ Матѳ. зач. 3-е, гл. II, 1-12.

7. Благодарственное молебствіе въ день Рождества Христова въ С.-Петербургѣ.

Праздникъ Рождества Христова соединенъ, въ Россійской Церкви, съ воспоминаніемъ избавленія отечества нашего отъ нашествія галловъ (французовъ) и съ ними двадесяти языковъ въ 1812 году. И радостнымъ трепетомъ бьется православное русское сердце, внимая послѣ торжественной литургіи благодарственной молитвѣ, которую во всѣхъ нашихъ храмахъ на колѣнахъ возсылаютъ сыны Россіи за спасеніе ихъ отчизны. Съ особливою торжественностію, съ поражающимъ величіемъ отправляется это благодарственное молебствіе въ нашихъ столицахъ — въ С.-Петербургѣ и въ Москвѣ.

Въ каѳедральномъ Исаакіевскомъ соборѣ столичнаго города, С.-Петербурга, — одинъ изъ самыхъ торжественныхъ моментовъ — обѣдня въ день Рождества Христова, и послѣ нея извѣстное, родное каждой православной русской душѣ благодарственное молебствіе, по случаю нашествія на Москву и на Россію галловъ и съ ними двадесяти языкъ.

Какое торжество изъ всѣхъ общественныхъ собраній можетъ сравниться съ этимъ торжествомъ въ величіи, въ истинѣ и сосредоточенности чувства, проникающаго всѣхъ и каждаго, объединяющаго въ себѣ два великія, два господственныя ощущенія человѣческой природы — религіозное и національное? Поистинѣ міръ самыхъ возвышенныхъ явленій искусства и науки не можетъ представить ничего подобнаго. Вся эта сплошная, громадная масса головъ — слилась какъ будто воедино, и живетъ одною жизнью праздничнаго, торжественнаго настроенія, и изъ груди ея льется единая пѣснь Родившемуся Христу, Спасителю человѣчества, Спасителю вѣрующей Россіи.

Идетъ литургія — гремитъ съ клироса могущественное, гармоническое пѣніе — старый и малый, самый знатный и самый простой человѣкъ стоятъ рядомъ — въ простомъ, безсознательномъ, и тѣмъ болѣе драгоцѣнномъ состояніи общаго равенства передъ Богомъ, и празднуютъ Богу въ молитвѣ.

Но, вотъ, кончилась литургія.

Изъ алтаря выходитъ процессія, направляясь къ возвышенію посреди храма. На помостъ становится весь соборъ пребывающихъ въ столицѣ іерарховъ. Начинается служба, великая служба, составленная художникомъ церковной рѣчи, коей каждое слово отдается въ русскомъ сердцѣ, начиная съ громогласнаго «съ нами Богъ». Русскіе люди съ трепетомъ ждутъ, послѣ Рождественскихъ пѣсенъ, когда загремитъ «Всемірная слава» съ ея могучимъ «Дерзайте, людіе Божіи», — когда раздадутся знакомыя слова пророчества о гордомъ завоевателѣ, раздражавшемъ землю, потрясавшемъ царей, положившемъ вселенную всю пусту, — слова апостола Павла о герояхъ народной брани, побѣдившихъ враговъ вѣрою, — слова Евангелія о тяжкихъ временахъ, когда возстанетъ языкъ на языкъ и царство на царство. Діаконъ возглашаетъ умилительныя прошенія сугубой ектеніи, съ благодареніемъ и исповѣданіемъ Богу, что не по беззаконіямъ нашимъ сотворилъ намъ, но въ годину искушенія, пришедшую на всю вселенную, избавилъ насъ и, внегда обышедше обыдоша насъ враги наши, явилъ намъ Свое спасеніе, съ молитвою о упокоеніи душъ вождей и воиновъ и всѣхъ ревнителей вѣры и правды, въ годину искушенія душу свою за братію положившихъ.

Наконецъ настаетъ самая торжественная минута богослуженія, когда, вслѣдъ за митрополитомъ, вся громада народа, наполняющая храмъ, какъ бы вся Церковь Россійская, преклоняетъ колѣна и слушаетъ въ глубокомъ молчаніи великую, подлинно великую заключительную молитву.

«Ты глаголалъ сынамъ Израилевымъ, — возглашаетъ святитель, — если не послушаютъ гласа Твоего хранить и творить всѣ заповѣди Твои, наведешь на нихъ языкъ безстуденъ лицомъ, да сокрушитъ ихъ во грѣхахъ ихъ... И мы вѣдали, что страшный глаголъ сей наступалъ на насъ и на отцовъ нашихъ! Но, не убоявшись прещенія Твоего и вознерадивъ о Твоемъ милосердіи, оставили мы путь правды Твоей и ходили въ воляхъ сердецъ нашихъ, и не научились имѣть въ разумѣ и сердцѣ Тебя, Бога разумовъ и сердецъ! И еще, — вмѣнивъ ни во что отеческое преданіе, прогнѣвали мы Тебя ради чужихъ. И вотъ за то насъ, какъ древле сыновъ Израилевыхъ, объяло лютое обстояніе, и тѣ самые, кого мы желали имѣть учителями себѣ и наставниками, явились намъ буйными и звѣронравными врагами... Но ты, Господи Боже, щедрый и милостивый... на малое время оставивъ насъ, помиловалъ насъ веліею милостію!... Ты призрѣлъ на скорбь нашу и на потребленіе царствующаго града, въ коемъ отъ лѣтъ древнихъ призываемо было имя Твое, и на моленія наши... и далъ намъ хребетъ нечестивыхъ супостатовъ... Даруй намъ, Господи, имѣть въ себѣ тверду и непрестанну память сего славнаго посѣщенія Твоего»...

Кто изъ отцовъ и дѣдовъ нашихъ, свидѣтелей незабвеннаго 1812 года, не проливалъ горячихъ слезъ при чтеніи этой великой, потрясающей русскую душу молитвы! Но можемъ ли и мы, сыны людей того вѣка, слышать ее равнодушно? Въ ней вопіетъ къ намъ вся исторія русской земли, исторія бѣдствій и внезапныхъ радостей, тяжкихъ паденій и возстаній отъ нападенія, безначалія и внезапнаго воскрешенія власти, исторія, проникнутая непоколебимою вѣрою добраго народа въ промыслъ Божій надъ нашимъ отечествомъ... (См. кн. «Праздники Господни». Москва, 1898 г. Изд. 3-е).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 704-705.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.