Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

Часть 2-я: Разсказы и размышленія на евангельскія чтенія во дни праздничныя.

Декабрь мѣсяцъ, 25-й день. Рождество Христово.
Еванг. отъ Матѳ. зач. 3-е, гл. II, 1-12.

9. О томъ, какъ св. Константинъ Философъ объяснялъ сарацинамъ тайну воплощенія Бога Слова.

Тайну воплощенія Бога Слова отъ Пречистыя Дѣвы Маріи изъяснялъ св. Константинъ въ состязаніяхъ съ іудеями и сарацинами. Сарацины возражали: «вы, христіане, говорите, что Богъ отъ жены родился; можетъ ли Богъ родиться отъ жены?» — Св. Константинъ отвѣчалъ: не отъ простой жены родился Богъ, но отъ безбрачной Пресвятой Дѣвы наитіемъ Святаго Духа, Который въ Пресвятой и дѣвственной Ея утробѣ основалъ плоть Христу Богу и устроилъ Отчему Слову воплощеніе и рожденіе, Богъ такъ восхотѣлъ, а Его волѣ и хотѣнію повинуется всякое созданное естество. Идѣже бо восхощетъ Богъ, тамо побѣждается естества чинъ. «Какъ же это женскій полъ можетъ вмѣстить во чревѣ Бога, на Котораго и зрѣть невозможно, не то что родить Его?» — Св. философъ, указавъ на бывшихъ тутъ кагана (князя хозарскаго) и совѣтника его, сказалъ: если бы кто сказалъ, что сей первый совѣтникъ не можетъ принять въ свой домъ кагана и угостить его, а послѣдній подданный можетъ это сдѣлать, то какъ назвать такого человѣка — безумнымъ или разумнымъ? Очень безумнымъ. — Скажите теперь: что въ поднебесной есть лучшаго изъ всѣхъ тварей? — Человѣкъ, ибо онъ почтенъ разумною душою, созданною по образу Божію. Неразумны, слѣдовательно, тѣ, которые почитаютъ невозможнымъ, дабы Богъ вмѣстился во утробѣ человѣческаго естества, когда знаютъ, что Онъ могъ вмѣститься въ купинѣ. Ужели купина, бездушная тварь, лучше чувствующей и разумной твари, почтенной Богоподобною душою? Когда Богъ являлся Іову, то вмѣщался въ облакѣ, Моисею — въ дымѣ, Иліи — въ легкомъ вѣяніи прохлады; что жъ удивительнаго и несообразнаго, если Онъ вмѣстился въ честнѣйшей, одушевленной твари?

Затѣмъ, объясняя причины и цѣль воплощенія Бога Слова, св. Константинъ говорилъ: если бы Слово Отчее, подобно пластырю, не приложилось къ человѣку воплощеніемъ, то какъ бы Оно исцѣлило человѣка? Врачъ, желая оказать помощь человѣку, прикладываетъ пластырь не къ дереву или къ камню, а къ больному человѣку, такъ и Богъ приложилъ Единородное Слово Свое, какъ цѣлебный пластырь, не къ дереву, какъ въ неопалимой купинѣ, не къ камню, какъ это было на каменныхъ горахъ Синая и Хорива, но приложилъ къ человѣку, смертно зараженному грѣховною болѣзнію, приложилъ сей цѣлебный пластырь крѣпко, благоволивъ вселиться Тому, дѣйствіемъ Св. Духа, въ чистой, дѣвственной утробѣ, а не просто женской, воплотиться и родиться, какъ предсказалъ о томъ пророкъ Исаія: се, Дѣва во чревѣ зачнетъ и родитъ Сына и нарекутъ имя Ему Еммануилъ (Ис. VII, 14). Пророкъ здѣсь ясно указываетъ на Бога Сына, имѣющаго родиться на землѣ отъ чистой и безбрачной Дѣвы (Ч.-М. мая 11 д.).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 706-707.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.