Церковный календарь
Новости


2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 6-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 5-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. №100 (Къ юбилею "Часового") (1933)
2017-11-17 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Подъ какимъ лозунгомъ? (1933)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 36-е (1882)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 35-е (1882)
2017-11-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Казаки. (Изъ стараго разсказа) (1933)
2017-11-15 / russportal
Основатель и Верх. Руководитель Добров. Арміи Ген. М. В. Алексѣевъ (1919)
2017-11-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 4-я (1932)
2017-11-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 3-я (1932)
2017-11-15 / russportal
Приказъ №900 Верх. Главнокоманд. генерала Корнилова (29 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Приказъ №897 Верх. Главнокоманд. генерала Корнилова (28 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Воззваніе генерала Корнилова къ казакамъ (28 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Обращеніе генерала Корнилова къ народу (28 августа 1917 года)
2017-11-14 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 11-я (1903)
2017-11-14 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 10-я (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

ЧАСТЬ 2-Я: РАЗСКАЗЫ И РАЗМЫШЛЕНІЯ НА ЕВАНГЕЛЬСКІЯ ЧТЕНІЯ ВО ДНИ ПРАЗДНИЧНЫЯ.

Августъ мѣсяцъ. 29-й день.

УСѢКНОВЕНІЕ ГЛАВЫ ІОАННА ПРЕДТЕЧИ [1].
(Еванг. отъ Марк., зач. 24, гл. VI, 14-30 ст.).

1. Повѣствованіе объ убіеніи Іоанна Крестителя и судьбѣ его честной главы.

Св. Іоаннъ Предтеча, предваривъ Господа рождествомъ своимъ, предварилъ Его и смертію. Какъ на землѣ Онъ проповѣдывалъ о Его спасительномъ пришествіи, такъ въ странѣ мертвыхъ предвозвѣстилъ о Его побѣдоносномъ сошествіи во адъ. Денница, предвѣстница солнца, скрывается, когда восходитъ великое свѣтило. Такъ и св. Іоаннъ, приготовивъ людей къ принятію Искупителя и крестивъ Его Самого, кончилъ земное теченіе свое, и кончилъ притомъ мученически. Посему, вмѣстѣ съ славою величайшаго пророка. Крестителя Господня, пустынника и дѣвственника, онъ соединилъ славу и вѣнецъ мученика за истину.

Обстоятельства мученической кончины Іоанна Крестителя были слѣдующія.

Царемъ Галилеи и Переи и заіорданской области при концѣ жизни св. Іоанна былъ Иродъ Антипа, сынъ Ирода Великаго.

Иродъ былъ человѣкъ сколько суевѣрный, столько же и невѣрующій, слабый и преданный чувственности, непостоянный и пустой. Саддукейское невѣріе при его дворѣ господствовало въ полной силѣ. Преданный распутству и безнравственности, Иродъ жиль въ прелюбодѣ/с. 864/яніи и кровосмѣшеніи. Онъ отнялъ жену у своего, еще живого, брата Филиппа, знаменитую Иродіаду [2], и женился на ней, разведшись для этого съ своею законною женою, дочерью Ареѳы, царя аравійскаго, за что тотъ велъ съ нимъ войну. Іоаннъ Креститель не молчалъ, видя такое безстыдное поведеніе нечестиваго царя, и смѣло въ лицо сказалъ ему: «не должно тебѣ имѣть жену брата твоего» (Марк. VI, 18). Слова эти затронули было совѣсть Ирода, но придворные своими коварными рѣчами разжигали его гнѣвъ. Иродіада, поклявшаяся погубить Іоанна, не жалѣла ни лицемѣрныхъ слезъ ни ласкательныхъ просьбъ, чтобъ убѣдить Ирода заключить Іоанна въ темницу и умертвить его. Слабый и малодушный царь долго противился этому. Онъ боялся народа, который любилъ Іоанна, наконецъ поддался своему гнѣву и просьбамъ Иродіады. Онъ послалъ своихъ воиновъ, которые схватили Крестителя и заключили въ темницу. Крѣпость Махера на хребтѣ Аттара въ прежней моавитской землѣ (теперь называется Мкацеръ) заключила въ стѣнахъ своихъ мужественнаго и смиреннаго проповѣдника покаянія до дня его смерти.

Отсюда, изъ печальнаго уединенія, мужъ Божій посылалъ своихъ учениковъ къ Іисусу съ вопросомъ: «Ты ли грядущій, или намъ ждать другого?» Отвѣтъ Іисуса освободилъ его отъ искусительныхъ вопросовъ учениковъ его, и Креститель съ покойнымъ терпѣніемъ ожидалъ, что будетъ. Скоро должны были отвориться для него двери темницы. По свидѣтельству евангелиста Матѳея, Иродъ ввергнулъ Іоанна въ темницу, чтобъ удовлетворить своему мщенію; по свидѣтельству св. Марка, онъ это сдѣлалъ, чтобъ предохранить его отъ Иродіады, злоумышлявшей на жизнь Іоанна. По свидѣтельству св. Матѳея, Иродъ охотно умертвилъ бы Іоанна, но боялся народа, который считалъ его пророкомъ; по свидѣтельству св. Марка, самъ Иродъ считалъ его пророкомъ, «многое дѣлалъ, слушаясь его, и съ удовольствіемъ слушалъ его». Странное противорѣчіе! Но такое противорѣчіе было въ сердцѣ Ирода. Онъ вѣрилъ и не вѣрилъ, ненавидѣлъ и почиталъ, составлялъ убійственные планы и мѣшалъ злоумышленіямъ Иродіады, ввергнулъ пророка въ темницу и многое дѣлалъ по его совѣту.

Наконецъ наступилъ назначенный часъ. У Ирода былъ праздникъ. Онъ праздновалъ день своего рожденія. Устроенъ былъ большой пиръ, придворные и вельможи обѣдали за царскимъ столомъ. Въ заключеніе пира начались танцы, изъ Греціи и Рима перешедшіе къ двору израильскихъ царей. Саломія, дочь Иродіады, танцовала предъ царемъ. Танецъ понравился пьяному развратнику. Съ безсмысленнымъ хвастовствомъ онъ поклялся, что дастъ танцовщицѣ все, чего она попроситъ, хотя бы это была половина царства. Дѣвица не знала, чего просить ей, и пошла къ матери посовѣтоваться съ нею. Какой неожиданный и прекрасный для Иродіады представлялся случай — уничтожить своего врага. Царь пьянъ и далъ клятвенное обѣщаніе. Она сказала своей дочери: иди и проси голову Іоанна Крестителя. Дочь такъ и сдѣлала. Она тотчасъ пошла съ поспѣшностью къ царю и просила, говоря: «хочу, чтобы ты далъ мнѣ теперь же на блюдѣ голову Іоанна Крестителя». Царь опечалился, услышавъ эти слова. Совѣсть его заговорила, чувство его возмутилось. Но дана была клятва. Онъ считаетъ постыднымъ для себя взять назадъ свое царское слово, данное въ присутствіи многихъ гостей; но онъ не подумалъ о томъ, что несравненно большее безчестіе запятнать кровію царскую багряницу. Онъ боится обидѣть своимъ отказомъ легкомысленную дѣвочку, наущенную своею нечестивою матерью, а не думаетъ о томъ, что совершаетъ вопіюшую къ небу несправедливость, предавая на смерть невиннаго, святого человѣка.

Иродъ послалъ въ темницу палача и повелѣлъ отсѣчь главу Іоанна и дать преступной дѣвочкѣ, которая отнесла ее на блюдѣ къ своей матери. Никому не доставила пріятности эта картина. Самъ Иродъ опечалился, присутствовавшіе на пиру также смотрѣли невесело: на веселомъ пиру рѣдкій спокойно можетъ смотрѣть на ужасы смерти. Только Иродіада радовалась случившемуся, такъ какъ ей удалось удовлетворить своей страсти мщенія. Вѣрный же свидѣтель съ миромъ и радостію отошелъ къ своему Господу.

Повѣствуютъ, что когда принесена была глава, еще источающая кровь, то, къ ужасу всѣхъ присутствующихъ на пирѣ, /с. 865/ она произнесла прежнія обвинительныя слова свои: «не должно тебѣ имѣть жену брата твоего!» Но безстыдница небоязненно приняла св. главу, отнесла ее къ матери своей, а Иродіада не устыдилась еще поругаться главѣ Предтечи: колола языкъ ея иглою и, боясь, чтобъ обличитель ея не воскресъ, когда бы приложили главу его къ трупу, закопала ее во дворцѣ, на нѣкоторомъ безчестномъ мѣстѣ. Обезглавленное тѣло въ ту же ночь взято было учениками изъ темницы и погребено въ Севастіи. За это беззаконное убійство, къ которому послѣ приложилъ Иродъ и поруганіе Самому Господу во время страданій Его, когда, укоривъ Его съ вои своими и поругався, оболкъ Его въ ризу свѣтлу, возврати Его къ Пилату (Лук. XXIII, 11), наказаніе Божіе не умедлило постигнуть беззаконниковъ. Царь аравійскій Ареѳа, мстя за безчестіе, нанесенное его дочери, возсталъ войною на Ирода, побѣдилъ его и поразилъ войско его такъ, что самъ Иродъ едва спасся. Потомъ императоръ римскій лишилъ Ирода всей власти и всѣхъ богатствъ и вмѣстѣ съ прелюбодѣйцею и ея дочерью послалъ въ заточеніе, сперва въ Ліонъ галльскій, потомъ въ Илерду, городъ испанскій, гдѣ они бѣдственно кончили жизнь свою. Прежде всѣхъ погибла плясавица. При переходѣ ея въ зимнее время по льду чрезъ рѣку Сикорисъ, проломился подъ нею ледъ, и она погрузилась въ воду по шею такъ, что ледъ стиснулъ ее, и она повисла въ водѣ, вися головою на льду. Итакъ, та, которая плясала нѣкогда на землѣ, не досягая дна рѣки, должна была какъ бы плясать въ водѣ. Наконецъ, острымъ льдомъ совсѣмъ перерѣзало ей шею: обезглавленный трупъ унесенъ былъ водою, а къ Ироду и Иродіадѣ принесена была одна голова погибшей. Объ Иродѣ же и Иродіадѣ повѣствуютъ, что оба они пожерты были землею живые.

Желаніе Иродіады обезчестить и скрыть навсегда главу Крестителя не осуществилось. Усѣченная глава была скрываема неоднократно и послѣ Иродіады; но самому Крестителю неугодно было оставлять ее въ неизвѣстности, и она снова была обрѣтаема по его же откровенію. Благочестивая жена Хузы, домоправителя Иродова (Лук. VIII, 3), именемъ Іоанна, не перенося того великаго униженія, которому подвергла святого пророка Иродіада, взяла тайно ночью честную главу его и, положивъ въ сосудъ, погребла на горѣ Елеонской, въ помѣстьи Ирода. Спустя много времени послѣ того, нѣкто Иннокентій, благочестивый подвижникъ, купилъ помѣстье Иродово и началъ строить здѣсь церковь. Копая ровъ для основанія, онъ обрѣлъ въ землѣ глиняный сосудъ и въ немъ главу Предтечи, узнавъ ее по благодатнымъ знаменіямъ, бывшимъ отъ нея, и хранилъ ее у себя съ великимъ благоговѣніемъ. Это — первое обрѣтеніе, бывшее въ IV вѣкѣ. Передъ своею смертію, желая сохранить честную главу Крестителя отъ поруганія, которому она могла подвергнуться отъ невѣрующихъ, Иннокентій скрылъ ее опять въ землю — въ томъ же мѣстѣ, гдѣ и нашелъ. Впослѣдствіи церковь, построенная Иннокентіемъ, запустѣла и развалилась, и, такимъ образомъ, мѣстонахожденіе честной главы Предтечи сдѣлалось опять неизвѣстнымъ. Въ царствованіе Константина Великаго, когда вѣра христіанская водворилась въ мірѣ, благочестивые христіане стали отовсюду ходить ко святымъ мѣстамъ на поклоненіе. Двое иноковъ, пришедшіе во Іерусалимъ на поклоненіе животворящему кресту и гробу Господню, по откровенію и повелѣнію самого Предтечи, явившагося имъ во снѣ, обрѣли на Елеонской горѣ честную главу его и взяли ее съ собою. Возвращаясь съ нею во свое жилище, они встрѣтились на пути съ однимъ бѣднымъ скудельникомъ (горшечникомъ), жителемъ сирійскаго города Емесы, шедшимъ изъ своего отечества во иную страну, и пошли съ нимъ вмѣстѣ. Иноки дали своему спутнику понести вретище (мѣшокъ), въ которомъ была глава Крестителя. Скудельникъ не зналъ, что хранилось во вретищѣ, которое онъ несъ. Ему явился Предтеча и велѣлъ удалиться отъ спутниковъ его съ вретищемъ, бывшимъ у него въ рукахъ. Удалясь отъ иноковъ, скудельникъ, по повелѣнію Крестителя, пришелъ съ главою въ свой домъ; узнавъ, какимъ сокровищемъ надѣлилъ его Богъ, онъ хранилъ его съ великимъ благоговѣніемъ. Предъ смертію онъ открылъ о находящейся у него святынѣ и завѣщалъ сестрѣ своей блюсти ее съ особеннымъ уваженіемъ, а потомъ передать ее достойнѣйшему изъ христіанъ. Такъ долгое время честная глава Крестителя хранима была среди благочестивыхъ христіанъ. Наконецъ, это сокровище перешло къ нѣкоему Евстаѳію, зараженному ересью Арія, нечестиво учившаго о Сынѣ Божіемъ, что Онъ не рожденъ, а сотворенъ. Тогда Промыслу /с. 866/ угодно было отнять святыню у недостойнаго и его же рукою скрыть ее надолго въ невѣдомой для православныхъ пещерѣ. Евстаѳій, избѣгая правосудія закона за свое зловѣріе и принужденный оставить свое жилище и скрываться, скрылъ главу Предтечи въ пещерѣ, чтобы послѣ тайно взять ее оттуда. Но, выгнанный изъ своего жилища, онъ не могъ уже послѣ возвратиться и снова овладѣть неоцѣненною святынею. На мѣстѣ пещеры, въ которой скрывалась глава Крестителя, поселились благочестивые иноки; они жили здѣсь, не подозрѣвая, какое сокровище таится въ ихъ мирномъ пристанищѣ благочестія. Прошло много лѣтъ. Глава Крестителя была забыта. Изъ пристанища иноковъ въ пещерѣ образовался впослѣдствіи монастырь. Благочестивый архимандритъ этого монастыря, Маркеллъ, сподобился явленія Крестителя и извѣщенія отъ него о честной главѣ его, скрытой въ пещерѣ монастыря, — и она вторично была обрѣтена въ 452 г., 24 февраля. По повелѣнію греческаго царя Маркіана, она была перенесена изъ Емесы въ Халкидонъ, а потомъ въ Константинополь. Около 810-820 года честная глава Крестителя перенесена была въ городъ Команы, гдѣ скончался св. Іоаннъ Златоустъ, и, по случаю гоненія на св. мощи со стороны иконоборцевъ, она снова сокрыта была здѣсь въ потаенномъ мѣстѣ. По возстановленіи иконопочитанія, при императрицѣ Ѳеодорѣ и сынѣ ея Михаилѣ, св. патріарху Игнатію во время ночной молитвы было видѣніе о мѣстѣ, гдѣ сокрыта глава Іоанна Крестителя. Патріархъ сообщилъ объ этомъ царю, и оба они послали посольство въ Команы, гдѣ св. глава и найдена въ указанномъ патріархомъ мѣстѣ, потомъ перенесена въ Константинополь и положена въ придворной церкви 25 мая. Третье обрѣтеніе честной главы Крестителя совершилось около 850 г.

Какую мрачную, возмутительную картину представляетъ усѣкновеніе главы Іоанна Крестителя! Среди пира усѣченная глава послѣдняго и величайшаго изъ пророковъ, удостоившагося быть крестителемъ Богочеловѣка! За что же подвергся такой насильственной смерти мужъ, котораго не было выше между рожденными отъ женъ? За то, что обличалъ неправду и нечестіе въ царѣ и обличеніемъ хотѣлъ спасти достоинство и честь царя. А что довело царя до такого низкаго, позорнаго злодѣйства? Что сковало языкъ всѣхъ этихъ вельможъ, при видѣ этого злодѣйства? Страсти. Страсть властолюбія заставила Иродіаду бросить законнаго мужа, жить въ незаконномъ супружествѣ съ деверемъ и добиваться смерти мѣшавшаго ей Іоанна. Страсть сластолюбія заставила царя вступить въ преступную связь съ невѣсткой, запереть обличителя въ темницу и, наконецъ, отдать его въ жертву Иродіадѣ. Страсть мелкаго честолюбія сдѣлала изъ царскаго синклита низкую челядь, молча выслушавшую беззаконный приговоръ. Слѣпымъ орудіемъ этихъ пророкоубійственныхъ страстей сдѣлалась дѣвица, въ которой страсть блистать и прельщать убила всѣ благородныя чувства. А страсть къ наслажденіямъ, къ пресыщенію, къ пьянству разожгла всѣ эти страсти.

Такъ вотъ до чего доводятъ страсти: изъ человѣка, созданнаго по образу Божію, дѣлаютъ чудовище, исчадіе ада. Вотъ почему слово Божіе повелѣваетъ: «распинать плоть со страстями и похотями». (Сост. по кн. «Земная жизнь Господа І. Христа», перев. Орды, и «Воскр. д.» № 33, 1896 г.).

Примѣчанія:
[1] Дополнительныя статьи см. выше подъ 24 іюня.
[2] Иродіада была внука Ирода Великаго и дочь умерщвленнаго своимъ отцомъ Аристовула. Сначала она была замужемъ за своимъ дядей Филиппомъ, отъ котораго имѣла дочь Саломію, потомъ, бросивши перваго мужа, она стала жить съ другимъ своимъ дядей, Иродомъ Антипой.

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 863-866.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.