Церковный календарь
Новости


2017-09-26 / russportal
Прот. Георгій Спасскій. Крестъ Христовъ и страданія Россіи (1917)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ отвѣтъ на рѣчь еп. Графтона (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе (6-е) духовенству Алеутской епархіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложенія (4-5) Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ Ситхинскомъ соборѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю по Воздвиженіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ недѣлю 14-ю по Пятидесятницѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю о слѣпомъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Антипасхи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Сыропустную (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на новый [1901] годъ и новый вѣкъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-25 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Василія Великаго къ Григорію пресвитеру (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

ЧАСТЬ 2-Я: РАЗСКАЗЫ И РАЗМЫШЛЕНІЯ НА ЕВАНГЕЛЬСКІЯ ЧТЕНІЯ ВО ДНИ ПРАЗДНИЧНЫЯ.

Августъ мѣсяцъ. 29-й день.

УСѢКНОВЕНІЕ ГЛАВЫ ІОАННА ПРЕДТЕЧИ.
(Еванг. отъ Марк., зач. 24, гл. VI, 14-30 ст.).

2. Противъ прелюбодѣянія.

Глаголаше Іоаннъ Иродови: не достоитъ тебѣ имѣти жену (Филиппа) брата твоего.

Тяжекъ грѣхъ блудный, оскверняющій душу и тѣло, лишающій человѣка царства небеснаго; по слову священнаго писанія, никакой блудникъ или нечистый не имѣетъ наслѣдія въ царствіи Христа и Бога (Еф. V, 5). Еще болѣе тяжекъ грѣхъ этотъ, когда сквернятся имъ люди, живущіе въ законномъ супружествѣ. Св. апостолъ говоритъ, что ни мужъ, ни жена надъ своимъ тѣломъ не имѣютъ власти (1 Кор. VII, 4): поэтому прелюбодѣяніе не только сквернитъ человѣка блудомъ, но и хулитъ Законоположника Бога: Богъ изначала сотворилъ мужескій полъ и женскій и сказалъ: сего ради оставитъ человѣкъ отца своего и матерь, и прилѣпится къ женѣ своей и будутъ оба въ плоть едину, такъ что они уже не два, говоритъ Христосъ Спаситель, но едина плоть: и еже Богъ сочеталъ, человѣкъ да не разлучаетъ (Матѳ. XIX, 5-8). А прелюбодѣй именно разлучаетъ то, что Богъ сочеталъ, оскорбляетъ святость таинства, изображающаго соединеніе Христа съ церковью. Прелюбодѣяніе касается четырехъ лицъ; два оскверняютъ себя, /с. 867/ а два терпятъ обиду — это законный мужъ и законная жена прелюбодѣйствующихъ. Вотъ почему св. Василій Великій налагаетъ на прелюбодѣя сугубую эпитимію: блудника отлучаетъ отъ св. причащенія на 7 лѣтъ, а прелюбодѣя на 15.

Прелюбодѣяніе подобно кражѣ: прелюбодѣй, по слову праведнаго Іова, въ нощи будетъ яко тать, и око прелюбодѣя сохрани тьму, глаголя: не узритъ мя око: и покрывало лицу наложи (Іов. XXIV, 15-14). Но вина прелюбодѣя несравненно больше вины вора: тать крадетъ вещи бездушныя, а прелюбодѣй похищаетъ жену ближняго, крадетъ чистоту супружескую, дражайшую паче тысячъ злата и сребра. Скуденъ умъ у прелюбодѣя: имѣя возможность жить безъ грѣха со своею законною женою, онъ хочетъ владѣть чужою, съ душепагубнымъ грѣхомъ. Прелюбодѣй губитъ и свою душу, и душу той, съ которою грѣшитъ: оба идутъ въ погибель вѣчную. Прелюбодѣяніе, — разсуждаетъ св. Златоустъ, — хуже разбоя, потому что не такъ обидно человѣку лишеніе имущества, какъ лишеніе чести супружеской. Плотская любовь есть вражда противъ Бога: она противится закону Божію, преступаетъ положенные отъ Него предѣлы и ставитъ какъ бы ни во что Самого Бога, установившаго для людей жизнь супружескую. Прелюбодѣй недостоинъ помилованія: какъ кормчій, потопившій свой корабль въ пристани, не заслуживаетъ помилованія, такъ и человѣкъ, вступившій въ бракъ и оскверняющій чужое ложе, или даже только взирающій на чужую жену съ грѣховнымъ вожделѣніемъ, отвѣтственъ и предъ людьми. Прелюбодѣямъ и въ ветхомъ завѣтѣ не было помилованія и прощенія: человѣкъ, сказано было въ законѣ Моисеевомъ, иже аще прелюбодѣетъ съ мужнею женою, смертію да умретъ прелюбодѣй и прелюбодѣйца (Лев. XX, 10). А если въ новомъ завѣтѣ и назначается прелюбодѣямъ церковное покаяніе, то это дѣлается только по неизреченному благоутробію Божію.

Много бѣдъ влечетъ за собою грѣхъ прелюбодѣянія! Прелюбодѣю кажется, что всѣ знаютъ о его грѣхѣ, всѣ о немъ шепчутся между собою, всѣ его осуждаютъ; прелюбодѣй, хотя и нѣтъ у него обличителя, постоянно чувствуетъ въ самомъ себѣ обличеніе, лежитъ ли на постели, сидитъ ли за столомъ, находится ли на торжищѣ, и днемъ, и ночью, и наяву, и во снѣ, онъ проводитъ жизнь Каина, который ходилъ стеняй и трясыйся на земли (Быт. IV, 12). Тайно согрѣшилъ царь Давидъ, только одинъ пророкъ Наѳанъ обличилъ его наединѣ, однакоже, Давидъ стыдился всего Іерусалима и говорилъ: весь день срамъ мой предо мною есть и студъ лица моего покры мя (Пс. XLIII, 16). А сколько срама бываетъ, когда человѣка обличаютъ въ грѣхѣ прелюбодѣянія. Лучше бы такому человѣку не родиться на свѣтъ, чѣмъ терпѣть это безчестіе! И каково бываетъ озлобленіе оскорбленнаго мужа, который готовъ бываетъ, если бы можно было, самъ растерзать на части своего оскорбителя. И бываетъ тогда прелюбодѣй несчастнѣе пойманнаго вора: сей, сказано, аще ятъ будетъ, воздастъ седмерицею и, всяи мѣнія своя давъ, избавитъ себе (Притч. VI, 31) а прелюбодѣй ничѣмъ не можетъ утолить гнѣвъ оскорбленнаго мужа. Развѣ можетъ онъ чѣмъ-нибудь отплатить мужу за то, что соблазнитъ его жену? А что бываетъ съ законною женою, когда она узнаетъ, что мужъ измѣнилъ ей? Она плачетъ, рыдаетъ, терзается отъ ревности и нерѣдко сама вдается въ грѣхъ прелюбодѣянія или же убиваетъ мужа. Поэтому и сказано въ Писаніи: ввяжетъ ли кто огнь въ нѣдра, ризъ же своихъ не сожжетъ ли? Или ходити кто будетъ на угліяхъ огненныхъ, ногъ же не сожжетъ ли? Тако вшедый къ женѣ мужатѣй не безъ вины будетъ (Притч. VI, 27-29). Древле прелюбодѣевъ побивали камнями, предавали сожженію, заставляли самихъ вѣшать себя, а если оставляли въ живыхъ, то отрѣзывали имъ носы и уши, наказывали тысячами ударовъ, продавали въ рабство. И между нами, христіанами, не мало такихъ грѣшниковъ, но нѣтъ для нихъ казни смертной, развѣ Самъ Праведный Судія казнитъ ихъ въ жизни будущей. Но не казнитъ ли ихъ, однако, Господь и въ настоящей жизни, посѣщая многими бѣдствіями? Только грѣшники не хотятъ познать вины своей и покаяться...

Кто не можетъ вынести борьбы съ похотію плотской, тотъ женись, какъ св. апостолъ завѣщаетъ: во избѣжаніе блуда кійждо свою жену да имать, и каяждо жена своего мужа да имать (1 Кор. VII, 2). (Изъ твореній св. Димитрія Ростовскаго).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 866-867.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.