Церковный календарь
Новости


2017-09-26 / russportal
Прот. Георгій Спасскій. Крестъ Христовъ и страданія Россіи (1917)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ отвѣтъ на рѣчь еп. Графтона (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе (6-е) духовенству Алеутской епархіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложенія (4-5) Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ Ситхинскомъ соборѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю по Воздвиженіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ недѣлю 14-ю по Пятидесятницѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю о слѣпомъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Антипасхи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Сыропустную (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на новый [1901] годъ и новый вѣкъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-25 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Василія Великаго къ Григорію пресвитеру (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

ЧАСТЬ 2-Я: РАЗСКАЗЫ И РАЗМЫШЛЕНІЯ НА ЕВАНГЕЛЬСКІЯ ЧТЕНІЯ ВО ДНИ ПРАЗДНИЧНЫЯ.

Августъ мѣсяцъ. 29-й день.

УСѢКНОВЕНІЕ ГЛАВЫ ІОАННА ПРЕДТЕЧИ.
(Еванг. отъ Марк., зач. 24, гл. VI, 14-30 ст.).

3. Возмездіе за грѣхъ [1].

«Русск. листокъ» вспоминаетъ забытую, но очень поучительную исторію.

/с. 868/ Давнымъ давно въ Москвѣ, на Смоленскомъ рынкѣ, бойко торговалъ въ своей лавкѣ мясной провизіей одинъ купецъ. Съ ранней зари, еще до открытія торговли, онъ отправлялся обыкновенно въ свою лавочку и здѣсь заготовлялъ мясные продукты: рѣзалъ телятъ и приготовлялъ парную телятину. Былъ воскресный день. Не дожидаясь поздняго разсвѣта, среди темноты, мясникъ, по обычаю, отправился въ свою лавочку и здѣсь началъ готовить мясо. У него былъ купленъ теленокъ, котораго онъ и зарѣзалъ, чтобы приготовить парную телятину. Еще не кончилъ своей обычной работы мясникъ, какъ вдругъ онъ заслышалъ, что на большомъ дворѣ, куда заднимъ ходомъ выходили лавки, раздается чей-то слабый стонъ... Пораженный этими стонами неизвѣстнаго, безпомощнаго человѣка, мясникъ вышелъ изъ лавки. И что же? Его глазамъ представилась страшная картина: посреди двора лежалъ неизвѣстный ему человѣкъ съ надрѣзаннымъ горломъ, изъ котораго обильною струею текла кровь. Пострадавшій истекалъ кровью... Изумленный неожиданностью мясникъ, выбѣжавшій изъ своей лавки съ ножемъ въ рукахъ, растерялся при видѣ зарѣзаннаго человѣка. Казалось, въ головѣ его блеснула какая-то тревожная мысль, отъ которой онъ поблѣднѣлъ: ему вспомнилось одно событіе изъ его прошлой жизни, и это событіе заставило его безпомощно опустить руки въ виду зарѣзаннаго кѣмъ-то человѣка. Между тѣмъ, стонъ умирающаго былъ услышанъ однимъ изъ случайныхъ прохожихъ по двору, который тоже подошелъ къ зарѣзанному. Не разспрашивая стоявшаго съ ножомъ мясника, прохожій быстро вышелъ со двора и скоро вернулся, въ сопровожденіи нѣсколькихъ человѣкъ, къ зарѣзанному. Увидя растеряннаго мясника съ окровавленнымъ ножомъ и лежащаго у ногъ его зарѣзаннаго человѣка, сбѣжавшіеся люди тотчасъ же рѣшили, что виновникъ злодѣянія былъ мясникъ. Его блѣдное лицо, по-видимому, подтверждало справедливость ихъ догадки... Мясникъ началъ было оправдываться, но слова его не клеились, онъ говорилъ сбивчиво: въ душѣ его, очевидно, было какое-то волненіе, которое мѣшало ему взглянуть окружающимъ прямо въ лицо и голосомъ убѣжденнаго человѣка увѣрить собравшихся въ своей невинности... Прибывшія полицейскія власти отправили мясника въ часть и для завершенія слѣдствія примѣрили окровавленный ножикъ мясника къ ранѣ уже бездыханнаго трупа. Оказалось, что размѣръ ножа именно соотвѣтствовалъ ранѣ зарѣзаннаго человѣка. Придя въ себя, мясникъ началъ было оправдываться. Но всѣ улики были налицо, и случайно выбѣжавшій на стонъ зарѣзаннаго человѣка мясникъ былъ признанъ виновнымъ въ злодѣйствѣ.

Не одинъ разъ вызывали мясника на судъ, но въ его показаніяхъ всегда звучала какая-то фальшь; видно было — таково впечатлѣніе судей — что всѣ оправданія мясника придуманы, и что дѣйствительно онъ убилъ человѣка... И то «нѣтъ», которое онъ говорилъ въ отвѣтъ на вопросъ судьи: «признаете ли вы себя виновнымъ въ совершенномъ преступленіи?» — мясникъ произносилъ блѣднѣя... По-видимому, ему хотѣлось сознаться въ чемъ-то, но онъ пересиливалъ себя и отрицалъ свою виновность въ убійствѣ человѣка...

По окончаніи слѣдствія, мясникъ, несмотря на всѣ его оправданія, былъ приговоренъ къ тяжелому наказанію: онъ долженъ былъ пройти сквозь строй.

Насталъ, наконецъ, и день наказанія. Съ барабаннымъ боемъ повели несчастнаго между рядами солдатъ. Когда наказаніе было кончено, заподозрѣнный въ преступленіи, казалось, просіялъ и легко вздохнулъ и потомъ попросилъ позволенія сообщить кому-либо изъ начальствующихъ объ одномъ поступкѣ, который давно уже, по словамъ мясника, не давалъ ему покоя. И когда ему это было дозволено, онъ началъ свою исповѣдь. «Въ этомъ преступленіи я не виновенъ, но наказаніе мною заслужено. Нѣсколько лѣтъ тому назадъ я, дѣйствительно, убилъ и ограбилъ одного человѣка, на средства котораго я и построилъ лавку. Видно, Самъ Богъ судилъ, — закончилъ осужденный твердымъ голосомъ убѣжденнаго человѣка, чтобы я поплатился за свой поступокъ и повѣдалъ всѣмъ о своемъ преступленіи, которое я хотѣлъ скрыть... Я навелъ подозрѣніе на другихъ, и вотъ теперь самъ осужденъ за другихъ... Тяжело отвѣчать за чужіе грѣхи, это теперь только я созналъ... Меня наказали, мнѣ легче теперь, теперь совѣсть моя спокойна... Богъ, поставившій меня лицомъ къ лицу съ злодѣяніемъ, подобнымъ моему, очевидно, не хочетъ моей гибели... Да будетъ Его св. воля!» («Кормчій» 1900 г. № 2).

Примѣчаніе:
[1] Этотъ разсказъ помѣщается по поводу той истины, что грѣхи, вопіющіе на небо, подобные Иродову, не остаются безъ наказанія.

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 867-868.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.