Церковный календарь
Новости


2017-09-26 / russportal
Прот. Георгій Спасскій. Крестъ Христовъ и страданія Россіи (1917)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ отвѣтъ на рѣчь еп. Графтона (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе (6-е) духовенству Алеутской епархіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложенія (4-5) Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ Ситхинскомъ соборѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю по Воздвиженіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ недѣлю 14-ю по Пятидесятницѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю о слѣпомъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Антипасхи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Сыропустную (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на новый [1901] годъ и новый вѣкъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-25 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Василія Великаго къ Григорію пресвитеру (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

ЧАСТЬ 2-Я: РАЗСКАЗЫ И РАЗМЫШЛЕНІЯ НА ЕВАНГЕЛЬСКІЯ ЧТЕНІЯ ВО ДНИ ПРАЗДНИЧНЫЯ.

Августъ мѣсяцъ. 30-й день.

ПЕРЕНЕСЕНІЕ МОЩЕЙ БЛАГОВѢРНАГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКАГО.
(Еванг. отъ Іоан., зач. 48, 46, 51, гл. XIV, 27; XIIII, 34-35; XV, 9-11, 13-14, 16 ст.).

1. Житіе святого благовѣрнаго князя Александра Невскаго.

Въ тринадцатомъ вѣкѣ Россія еще не занимала такого большого пространства, какое она занимаетъ теперь. Часть Финляндіи принадлежала шведамъ, а часть Ливоніи — нѣмцамъ; на юго-западѣ въ дремучихъ лѣсахъ жили литовцы. Всѣ эти сосѣди враждовали съ Россіей; шведы безпрестанно ссорились съ новгородцами; ливонскіе нѣмцы нападали на ближайшія области и особенно на Псковъ, съ намѣреніемъ ввести въ этихъ областяхъ латинскую вѣру; литовцы грабили сосѣдніе русскіе города. Кромѣ того, и внутри Россіи не было спокойствія, ибо князья спорили между собою изъ-за удѣловъ.

Въ это время Богъ испыталъ Россію тяжкимъ бѣдствіемъ. Татары, подъ предводительствомъ Батыя, прошли всю русскую землю, жгли и грабили города и села, брали въ плѣнъ тысячи жителей, ихъ женъ и дѣтей, и опустошили всю землю до самаго Новгорода. Этимъ несчастіемъ Россіи воспользовались сосѣдніе враждебные народы и со всѣхъ сторонъ возобновили свои нападенія. Русскіе князья должны были защищать свою родину. Въ числѣ этихъ князей былъ Александръ, второй сынъ великаго князя Ярослава II. Александръ, родившійся въ 1220 году, съ ранней молодости отличался разумомъ, кротостію, мудростію и благочестіемъ; умѣлъ свято исполнить свой долгъ и заслужить любовь народа. Богъ помогалъ ему.

Опустошивъ наше отечество, татары заняли степи по рѣкамъ Днѣпру, Волгѣ и Уралу до морей Чернаго и Каспійскаго. Тамъ Батый основалъ свое царство, или Золотую Орду, и построилъ городъ Сарай, недалеко отъ устьевъ Волги. Князья наши должны были ѣздить въ Орду, чтобы получить отъ хана право на княженіе; народъ былъ обложенъ данью. Батый утвердилъ великимъ княземъ владимірскимъ Ярослава II Всеволодовича; Александръ же правилъ областью новгородскою, которая еще оставалась свободною отъ татаръ.

Но, хотя Новгородъ и уцѣлѣлъ отъ грабежа татаръ, онъ подвергался, однакоже, несчастіямъ другого рода. Сильные пожары истребляли и опустошали цѣлыя улицы въ городѣ; отъ засухъ и неурожаевъ жители часто терпѣли страшный голодъ, вслѣдствіе котораго распространялись повальныя болѣзни; нѣмцы и литовцы каждый день готовы были къ нападенію на область. Сдѣлавшись княземъ новгородскимъ, Александръ старался по возможности облегчить несчастія народа и защитить его отъ враговъ. Онъ заботился о томъ, чтобы судьи давали судъ справедливый, увѣщевалъ жителей жить въ мирѣ и помогать бѣднымъ; строилъ пограничныя крѣпости для защиты противъ литовцевъ и нѣмцевъ. Между тѣмъ, король шведскій собралъ сильное войско и, подъ предводительствомъ зятя своего Биргера, послалъ рать свою на ладьяхъ въ Неву. Смѣлый Биргеръ, надѣясь завоевать самый Новгородъ, велѣлъ сказать князю: «ратоборствуй со мною, если смѣешь». Ужасъ объялъ новгородцевъ; они никакъ не надѣялись съ малымъ войскомъ отбить сильнаго врага; но Александръ положилъ упованіе свое на Бога и на справедливость своего дѣла. Онъ помолился въ храмѣ св. Софіи, взялъ благословеніе отъ епископа и бодро сказалъ дружинѣ своей: «насъ не много, а врагъ силенъ; но не въ силѣ Богъ, а въ правдѣ!» Съ этими словами вышелъ онъ въ походъ.

Ночью приблизился онъ къ берегамъ Невы, къ тѣмъ мѣстамъ, гдѣ нынѣ стоитъ Петербургъ, и расположился ночевать. По утру, 15 іюля 1240 года, одинъ воинъ разсказалъ Александру видѣніе, которое онъ имѣлъ. Всю ночь стоялъ онъ на стражѣ въ виду моря. При разсвѣтѣ, вдругъ, слышитъ онъ шумъ на морѣ. Обернувшись въ ту сторону, онъ видитъ, что плыветъ по морю ладья, а на ладьѣ стоятъ, обнявшись, святые мученики Борисъ и Глѣбъ и ведутъ тихія рѣчи. Святый Борисъ говоритъ святому Глѣбу: «братъ мой, Глѣбъ, поспѣшимъ на помощь сроднику нашему Александру, ему грозитъ большая опасность». Послѣ этихъ словъ, святые угодники и корабль стали невидимы.

Это видѣніе ободрило князя. Около полудня Александръ сошелся со шведами на берегахъ Невы. Бой продолжался долго. Александръ самъ ранилъ копьемъ /с. 872/ Биргера и къ вечеру совершенно одолѣлъ враговъ; они сѣли на корабли и отправились за море, потерявъ множество войска; а Александръ за славную побѣду прозванъ Невскимъ.

Съ торжествомъ возвратился Александръ въ Новгородъ; но здѣсь ожидало его большое горе. Новгородцы возмутились противъ своего князя. Огорченный недовѣріемъ ихъ, Александръ не хотѣлъ болѣе оставаться у нихъ; взявъ семейство и имущество, онъ уѣхалъ въ Суздаль. Какъ скоро литовцы и нѣмцы узнали объ отъѣздѣ Александра, то напали на новгородскія и псковскія земли. Тогда новгородцы опомнились, раскаялись и послали епископа просить Александра, чтобъ онъ простилъ имъ вину ихъ и защитилъ отъ враговъ. Александръ не помнилъ зла; онъ собралъ дружину, явился въ областяхъ новгородскихъ, и враги должны были удалиться.

Но нѣмцы не усмирились. Черезъ нѣсколько времени они снова поднялись войною на Новгородъ. На этотъ разъ собрали они большое войско и призвали изъ нѣмецкой земли своихъ земляковъ на помощь. Полки ихъ были гораздо многочисленнѣе дружины Александровой; но смѣлый князь безъ страха выступилъ въ походъ, встрѣтилъ нѣмцевъ на льду Чудскаго озера и разбилъ ихъ. Много враговъ было побито, много взято въ плѣнъ. Этотъ бой извѣстенъ подъ именемъ Ледового побоища. Много разъ еще приходили нѣмцы и литовцы на русскую землю, и всякій разъ Александръ побѣждалъ и прогонялъ ихъ. Богъ видимо помогалъ благочестивому князю.

Между тѣмъ, отецъ Александра, Ярославъ, великій князь владимірскій, скончался на пути изъ Орды. Ханъ татарскій утвердилъ на великокняжескомъ престолѣ брата его, дядю Александра, Святослава. Но скоро между новымъ великимъ княземъ и младшими братьями Александра начались ссоры за великое княженіе. Александръ совѣтовалъ имъ порѣшить дѣло судомъ ханскимъ. Князья согласились, и самъ Александръ съ младшимъ братомъ Андреемъ поѣхалъ къ хану. Сначала прибыли они въ Золотую Орду; но отсюда должны были отправиться далѣе, въ степи монгольскія, гдѣ царствовалъ Менгу, которому повиновался самъ Батый. Послѣ долгаго путешествія, оба князя благополучно возвратились назадъ. Андрей утвержденъ былъ великимъ княземъ владимірскимъ, а Александръ — кіевскимъ. Старый дядя Святославъ долженъ былъ поневолѣ уступить Андрею Владиміръ; но на самомъ дѣлѣ онъ не помирился съ нимъ и донесъ хану, что Андрей не хочетъ слушать ханскихъ повелѣній и противится его волѣ. Ханъ послалъ большое войско; Андрей встрѣтилъ его съ своей дружиной, но былъ разбитъ и убѣжалъ къ нѣмцамъ. Область владимірская была разорена. Александръ зналъ, что ханъ не оставитъ безъ наказанія поступокъ Андрея, что вся Россія должна ожидать кары. Чтобъ спасти отечество отъ разоренія, онъ поѣхалъ въ Орду ходатайствовать за Андрея и за всю землю русскую. Ханъ милостиво принялъ Александра, утвердилъ его великимъ княземъ владимірскимъ, кіевскимъ и новгородскимъ и отпустилъ въ Россію.

Съ восшествіемъ Александра на великокняжескій престолъ владимірскій, умножились заботы и труды его. Теперь онъ сдѣлался единственнымъ защитникомъ православной вѣры и народа противъ татаръ. Александръ долженъ былъ дѣйствовать терпѣніемъ и покорностью, а не мечомъ. Онъ зналъ, что у него не достанетъ силъ противиться многочисленнымъ толпамъ татаръ, и что всякое сопротивленіе поведетъ только къ большему разоренію народа. Одиннадцать лѣтъ былъ Александръ великимъ княземъ и въ это время успѣлъ сдѣлать много добраго для вѣры, церкви и народа. Своимъ ходатайствомъ онъ освободилъ духовенство, т.-е. епископовъ и священниковъ, какъ служителей Божіихъ, отъ дани татарской; получилъ отъ хана позволеніе поставить православнаго епископа въ самой столицѣ татарскаго царства и заставилъ татаръ уважать христіанскую вѣру.

Одной изъ главныхъ заботъ его было облегчить народу платежъ татарской дани и спасти его отъ нищеты. Покоривъ Россію, татары оставили владѣть ею русскихъ князей и требовали дани. Каждый годъ ханъ присылалъ чиновниковъ своихъ, баскаковъ, за сборомъ дани, и они угнетали народъ, иногда отнимали даже необходимое. Чтобъ избавить народъ отъ бѣдности и конечнаго разоренія, Александръ уговорился съ ханомъ сдѣлать поголовную народную перепись или ревизію, и потомъ брать съ каждаго столько, сколько придется по расчету.

Въ нѣкоторыхъ областяхъ дань собиралась хивинскими купцами, которые /с. 873/ откупали ее. Новые сборщики были еще корыстолюбивѣе прежнихъ, не щадили никого и ругались надъ самой святыней. Народъ, наконецъ, потерялъ терпѣніе. Многіе города: Владиміръ, Суздаль, Ростовъ возстали и перебили своихъ притѣснителей. Въ Ярославлѣ и Устюгѣ были страшные мятежи. Уже огромное ополченіе готовилось въ Ордѣ, чтобы наказать ослушныхъ. Великій князь самъ поѣхалъ въ Орду, рѣшившись или умереть за отечество, или спасти его. Богъ благословилъ успѣхомъ послѣднее дѣло святого Александра, и земля наша спасена была отъ новаго нашествія татаръ.

На дорогѣ изъ Орды, въ городцѣ Волжскомъ, селѣ нижегородской губерніи, Александръ занемогъ; почувствовавъ близкую смерть, онъ пожелалъ постричься въ монахи и принять схиму. По совершеніи священнаго обряда, Александръ, принявшій въ постриженіи имя Алексія, созвалъ князей, бывшихъ съ нимъ бояръ и простыхъ людей, сдѣлалъ послѣднія распоряженія, благословилъ всѣхъ присутствующихъ, простилъ ихъ во всемъ и просилъ прощенія самому себѣ. Потомъ онъ исповѣдывался, пріобщился святыхъ таинъ и отдалъ Богу душу, 14 ноября 1263 года, имѣя около 44 лѣтъ отъ роду. Всѣ оплакивали святого князя въ городѣ Волжскомъ; но еще не знали о смерти Александра во Владимірѣ и ждали его. Вдругъ, митрополитъ Кириллъ, во время церковной службы, обратясь къ народу, сказалъ: «зашло солнце земли русской». Никто не понялъ словъ его. Тогда онъ со слезами повторилъ: «нынче преставился благовѣрный великій князь Александръ».

Погребальное шествіе двинулось изъ Городца во Владиміръ. За десять верстъ до Владнміра, митрополитъ и народъ встрѣтили со слезами гробъ святого князя. Въ соборной церкви Владимірской совершилось отпѣваніе, а потомъ тѣло покойнаго было перенесено въ обитель Рождества Богоматери и тамъ погребено въ соборной церкви. Отсюда разнеслась по всей Россіи слава о чудесахъ святого князя Александра. Многіе больные и увѣчные, приходя ко гробу его, получали исцѣленіе. При императорѣ Петрѣ Великомъ мощи св. Александра перенесены были въ Петербургъ и положены въ построенной въ память его Александро-Невской лаврѣ, гдѣ они и почиваютъ донынѣ. Память св. Александра Невскаго Православная Церковь празднуетъ 23 ноября, а перенесеніе святыхъ его мощей изъ Владиміра въ С.-Петербургъ въ 30 день августа. (См. книг.: «Избранныя житія святыхъ» Бахметевой, ноябрь, Москва, 1891 г., стр. 109-117).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 871-873.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.