Церковный календарь
Новости


2017-09-26 / russportal
Прот. Георгій Спасскій. Крестъ Христовъ и страданія Россіи (1917)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ отвѣтъ на рѣчь еп. Графтона (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе (6-е) духовенству Алеутской епархіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложенія (4-5) Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ Ситхинскомъ соборѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю по Воздвиженіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ недѣлю 14-ю по Пятидесятницѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю о слѣпомъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Антипасхи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Сыропустную (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на новый [1901] годъ и новый вѣкъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-25 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Василія Великаго къ Григорію пресвитеру (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

ЧАСТЬ 2-Я: РАЗСКАЗЫ И РАЗМЫШЛЕНІЯ НА ЕВАНГЕЛЬСКІЯ ЧТЕНІЯ ВО ДНИ ПРАЗДНИЧНЫЯ.

Августъ мѣсяцъ. 30-й день.

ПЕРЕНЕСЕНІЕ МОЩЕЙ БЛАГОВѢРНАГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКАГО.
(Еванг. отъ Іоан., зач. 48, 46, 51, гл. XIV, 27; XIIII, 34-35; XV, 9-11, 13-14, 16 ст.).

2. О доблестяхъ святого благовѣрнаго князя Александра Невскаго.

Благовѣрному князю Александру Невскому принадлежитъ великая слава. Этому порфирородному праведнику удивлялись его современники, предъ нимъ благоговѣютъ потомки, честныя мощи его прославилъ нетлѣніемъ праведный Мздовоздаятель праведниковъ, святая Церковь причислила его къ лику святыхъ. Чѣмъ же стяжалъ себѣ такую славу св. Александръ Невскій? На это отвѣчаетъ мать наша, Православная Церковь, въ одномъ изъ своихъ пѣснопѣній въ честь его. Пріидите вси россійстіи сыны, воспѣваетъ она, восхвалите добраго начальника, власти — мудраго строителя, воини — доблестнаго воина, любители православія — твердаго исповѣдника вѣры, изволеніемъ мученика (Канонъ св. Александр. Невск.). Вотъ цвѣты, изъ коихъ сплетенъ неувядаемый вѣнецъ славы благовѣрнаго князя, святаго Александра Невскаго.

Итакъ, святый благовѣрный князь Александръ Невскій былъ прежде всего добрымъ и милостивымъ начальникомъ. Призванный на дѣло служенія своему отечеству во дни посѣщенія его — во время татарскаго нашествія, благовѣрный князь явился въ это время истиннымъ хранителемъ и утѣшителемъ земли русской. Онъ хотя и болѣлъ душею по братіяхъ своихъ, но не только не пытался итти войною противъ поработителей своихъ, а и удерживалъ народъ отъ этого, заповѣдуя повиноваться имъ, «ибо Господь почтилъ ихъ царствомъ», внушалъ всѣмъ терпѣніе въ перенесеніи ниспосланнаго свыше наказа-нія и покаяніе во грѣхахъ своихъ, показывая собою добрый примѣръ; людей бѣдныхъ и нищихъ, томимыхъ голодомъ, питалъ хлѣбомъ своимъ; утѣшалъ отчаивающихся; самъ собиралъ дань для поработителей своихъ, дабы тѣмъ укротить жестокость и варварство ихъ. Не разъ путешествовалъ благовѣрный князь въ орду для ходатайства за русскій народъ предъ невѣрными, «ихъ же посла Господь на люди Своя ради грѣхъ ихъ», а въ послѣднее свое путешествіе для защиты земли русской и окончилъ свою земную жизнь. Вспоминая о такой царственной доблести святого благовѣрнаго /с. 874/ князя Александра Невскаго, помолимся ему, да почіетъ и на всѣхъ христіанахъ православнаго царства духъ пламенной любви къ своему отечеству съ готовностью положить жизнь свою на службѣ ему, въ защитѣ царя — помазанника Божія, св. церкви и всѣхъ православныхъ христіанъ.

Святый благовѣрный князь Александръ Невскій былъ, далѣе, мудрымъ правителемъ. Много мудрости нужно было имѣть великому князю, дабы, съ одной стороны, не ожесточить могучихъ властелиновъ, а съ другой, защитить беззащитный народъ отъ ихъ насилія. Много требовалось мудрости, дабы управлять страною, въ которой, по прошествіи полчищъ татарскихъ, цвѣтущіе города и села были разоряемы и сжигаемы, народъ разбѣгался отъ страха враговъ, скрывался въ лѣсахъ и другихъ потаенныхъ мѣстахъ, ожидая себѣ поминутно смерти отъ меча варваровъ. Много нужно было мудрости управлять страною, состоящею изъ множества самостоятельныхъ княжествъ, дѣйствовавшихъ порознь противъ общаго врага. Но мудрость св. Александра Невскаго изыскивала средства ослаблять и отклонять эти трудности и безпорядки.

Третья царственная доблесть св. Александра Невскаго, прославляемая святою Церковію, — это непобѣдимое мужество, приводившее въ восторгъ и удивленіе всѣхъ современниковъ. Невидимая помощь свыше, которой благовѣрный князь ввѣрялъ себя съ молитвою, видимо осѣняла его во многихъ войнахъ съ врагами земли русской, такъ что слава бранныхъ подвиговъ его проникла во всѣ страны міра. Но и по окончаніи своего земного поприща св. Александръ Невскій не оставилъ безъ попеченія своего земли русской и на небѣ: явилъ помощь и по смерти своей князю Димитрію Донскому въ борьбѣ его съ татарами и исходатайствовалъ царю Іоанну побѣду надъ казанцами. Въ силу этого мы вѣруемъ, что онъ нынѣ ограждаетъ моленіемъ своимъ и всѣхъ насъ, и грады владычествія своего, и вся люди земли россійскія, споборствуя на сопротивныя наслѣдникамъ своимъ, императорамъ всероссійскимъ (Троп. св. Александру Невск.).

Наконецъ, самый лучшій цвѣтъ въ неувядаемомъ вѣнцѣ славы благовѣрнаго князя Александра Невскаго есть благочестіе и святая ревность его по вѣрѣ. Благочестивый князь видѣлъ въ православной вѣрѣ, насажденной въ землѣ русской равноапостольнымъ предкомъ его, княземъ Владиміромъ, единственный залогъ спасенія Руси, раздробленной на удѣлы и тѣснимой со всѣхъ сторонъ врагами, — и ни угрозы, ни ласки, ни льстивыя обѣщанія римскаго посла не могли склонить его къ измѣнѣ православію. «Ни огнь, ни вода, ни мечъ и никакая сила не принудятъ меня отступить отъ ученія православныя восточныя церкви», — эти достопамятныя слова произнесъ онъ нѣкогда противъ обольщеній запада. Съ другой стороны, Александръ Невскій твердо былъ убѣжденъ, что святая вѣра есть единственный залогъ жизни вѣчной, для которой онъ и подвизался на землѣ ко благу ввѣреннаго ему Богомъ народа. Онъ рѣшился лучше умереть въ Ордѣ, по примѣру благовѣрнаго предка своего, св. князя Михаила черниговскаго, чѣмъ уступить требованію зловѣрныхъ и совершить языческій обрядъ: «огню и идоламъ кланяться не буду, — сказалъ благочестивый князь Александръ Невскій страшному завоевателю Батыю. — Я христіанинъ, и лучше приму смерть, чѣмъ отвергнусь вѣры предъ людьми». Самъ свирѣпый повелитель татаръ — Батый, уважая мужество исповѣдника Христова, вопреки своему обычаю, принялъ и отпустилъ его съ честію. (Сост. съ дополн. по проп., прилож. къ «Рук. для с. паст.» за 1891 г.).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 873-874.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.