Церковный календарь
Новости


2018-05-25 / russportal
Н. И. Ульяновъ. Замолчанный Марксъ (1969)
2018-05-25 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ (2-й) К. Н. Николаева (1939)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святыя Евѳимія и Ольга (1994)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Преп. Серафимъ Саровскій (1994)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 15 (37) (1908)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 14 (36) (1908)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 50-я (1922)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 49-я (1922)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 6-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 5-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Разслабленный, самарянка и слѣпорожденный (1994)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святые Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 71-80) (1957)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 61-70) (1957)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 48-я (1922)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 47-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 26 мая 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

НОВАЯ КНИГА.

Ѳ. М. Достоевскій, какъ проповѣдникъ христіанскаго возрожденія и вселенскаго православія. Изданіе Религіозно-философской Библіотеки. Москва. 1908 г. 59 стр. въ 8 д. Цѣна 40 коп.

Въ № 13 «Церковныхъ Вѣдомостей» за 1908-й годъ мы уже отмѣтили весьма цѣнныя, особенно въ настоящее тяжелое духовное положеніе Россіи, изданія Религіозно-философской Библіотеки, подъ редакціей неустаннаго публициста — защитника вѣры православной М. А. Новоселова.

Въ настоящее время предъ нами новое изданіе этой библіотеки, только что выписанное въ заглавіи.

/с. 1833/ И надо сказать, что выборъ изданія сдѣланъ редакціей весьма умѣло. И, дѣйствительно, въ нашъ вѣкъ религіозно-нравственнаго броженія, разныхъ полититическихъ и общественныхъ нестроеній, трудно найти писателя-художника, знакомство съ идеями котораго было бы такъ своевременно и плодотворно, какъ Ѳ. М. Достоевскій.

Вполнѣ умѣло избравъ предметомъ своего изданія такого писателя, редакція Религіозно-философской Библіотеки не менѣе умѣло сдѣлала выборъ авторовъ, писавшихъ о Ѳ. М. Достоевскомъ, равно какъ и статей, посвященныхъ ему.

Такими авторами являются: профессоръ С. Н. Булгаковъ, архіепископъ Антоній (Храповицкій) и Влад. С. Соловьевъ, — лица, которыя знаютъ и любятъ Достоевскаго больше всѣхъ писателей и которыя весьма близки къ нему по духу и настроенію, и имена которыхъ пользуются извѣстностью и авторитетомъ.

Сначала идетъ «введеніе», озаглавленное: «Жизненный подвигъ. Достоевскаго». Это заимствовано изъ рѣчи проф. С. Н. Булгакова, прочитанной на вечерѣ въ память Ѳ. М. Достоевскаго въ Кіевѣ, 25 февраля 1906 г.

По признанію проф. С. Н. Булгакова, Достоевскаго слѣдуетъ причислить къ величайшимъ писателямъ и величайшимъ мыслителямъ всѣхъ временъ и народовъ. «Вѣдь предъ легендою о Великомъ Инквизиторѣ и вообще философскими главами «Братьевъ Карамазовыхъ» (и другими его страницами) блѣднѣетъ — говорю это съ полнымъ убѣжденіемъ — (заявляетъ проф. С. Н. Булгаковъ) Фаустъ Гете и мистеріи Байрона; вѣдь въ романахъ Достоевскаго, нужно прямо сказать, заключено гораздо больше подлинной философіи, нежели въ десяткахъ томовъ профессоровъ философіи и вообще школьныхъ ея представителей» (стр. 4).

Но покоряющее обаяніе Достоевскаго надо искать въ немъ, не какъ въ литераторѣ, а какъ въ человѣкѣ, т. е. въ его сердцѣ: Достоевскому былъ данъ истинно человѣческій даръ страданія во имя любви къ людямъ, даръ страданія и крестъ страданія. А больное, любящее и страдающее сердце и есть та святыня, предъ которою преклоняются всѣ колѣна, и есть то, что влечетъ къ Достоевскому чрезъ всѣ разногласія съ нимъ, непониманіе и предразсудки.

«Крестнымъ путемъ, чрезъ страданіе каторги, чрезъ грязь и черноту жизни, чрезъ распахнувшіяся для него бездны человѣческаго сердца и муки, — говоритъ проф. С. Н. Булгаковъ, — пришелъ Достоевскій къ Тому, Кто весь есть любовь, и, однажды увидавъ и понявъ тайну подвига распятаго Бога, всю Его единственность и святость, онъ утвердился на Немъ, какъ на основаніи для вѣры и въ людей, и въ Бога, и въ спасеніе человѣчества. Христосъ занялъ всю его душу, да иначе этого быть не можетъ: Его можно отвергнуть, но если принять, то только всей душой». «Величайшее торжество генія Достоевскаго состоитъ именно въ томъ, что онъ, снявъ церковную позолоту и византійскую традиціонность, по-новому, по-своему сумѣлъ въ своихъ произведеніяхъ дать почувствовать живого Христа; онъ ставитъ Его какъ бы среди насъ и, приближая Его, научаетъ любить Его» (6 стр.).

Такова главная мысль талантливой статьи проф. С. Н. Булгакова: «Жизненный подвигъ Достоевскаго». Далѣе идетъ самая большая статья въ этой книжкѣ: «Достоевскій, какъ проповѣдникъ христіанскаго возрожденія» (9-36 стр.).

Статья эта состоитъ изъ трехъ главъ: 1) о чемъ писалъ Достоевскій, 2) служеніе и служители возрожденія и 3) возрождающее вліяніе одной воли на другую.

Третьей и послѣдней статьей разсмаваемой книжки является статья «Достоевскій, какъ проповѣдникъ вселенскаго православія», представляющая воспроизведеніе съ нѣкоторыми сокращеніями, не измѣ/с. 1834/няющими смысла, извѣстныхъ трехъ рѣчей Влад. С. Соловьева въ память Достоевскаго.

Въ этихъ рѣчахъ дана такая глубокомысленная и мѣткая характеристика Достоевскаго, притомъ такъ художественно и логично написанная, что мы не беремся излагать эти рѣчи и отсылаемъ читателей къ самой книжкѣ.

Нельзя не пожелать самаго широкаго распространенія этой прекрасной книжкѣ, равно какъ и слѣдующимъ замѣчательнымъ изданіямъ той же религіозно-философской Библіотеки:

I. О возрожденіи русской Церкви. Статьи А. А. Папкова, Н. А. Заозерскаго, А. М. Иванцова-Платонова, епископа Порфирія Успенскаго, Н. П. Аксакова, А. П. Лебедева, Д. Синицкаго, М. А. Новоселова. Цѣна 50 коп. съ пересылкой 60 коп.

II. Высшее церковное управленіе въ Россіи. Статьи Влад. С. Соловьева, И. С. Аксакова, Л. А. Тихомирова, А. М. Иванцова-Платонова. Ц. 40 к., съ перес. 50 к.

III. О православномъ пастырствѣ. Архіепископа Антонія (Храповицкаго). Цѣна 80 коп., съ пересылкой 90 коп.

Въ этой заслуживающей самаго серьезнаго изученія, особенно со стороны пастырей, книжкѣ говорится: 1) объ основныхъ началахъ православнаго пастырства, 2) объ общихъ условіяхъ пастырскаго вліянія — психологическихъ и богословскихъ, 3) о пастырскомъ призваніи, 4) о приготовленіи къ пастырскому служенію, 5) о принятіи священства, 6) объ искушеніяхъ и испытаніяхъ пастыря, 7) о значеніи молитвы для пастыря Церкви, 8) о дѣятельности пастыря въ обществѣ, 9) о типѣ истиннаго православнаго пастырства и пути къ нему.

Выписывающіе непосредственно отъ М. А. Новоселова (Москва, возлѣ храма Христа Спасителя, домъ Ковригиной) на сумму менѣе одного рубля могутъ высывать марками, а не менѣе трехъ рублей — не платятъ за пересылку. Можно наложеннымъ платежомъ.

Д. Л. В.       

Источникъ: Новая книга. Ѳ. М. Достоевскій, какъ проповѣдникъ христіанскаго возрожденія и вселенскаго православія. Изданіе Религіозно-философской Библіотеки. Москва. 1908 г. 59 стр. // «Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ», издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 37. — 13 Сентября 1908 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1908. — С. 1832-1834.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.