Церковный календарь
Новости


2018-05-25 / russportal
Н. И. Ульяновъ. Замолчанный Марксъ (1969)
2018-05-25 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ (2-й) К. Н. Николаева (1939)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святыя Евѳимія и Ольга (1994)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Преп. Серафимъ Саровскій (1994)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 15 (37) (1908)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 14 (36) (1908)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 50-я (1922)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 49-я (1922)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 6-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 5-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Разслабленный, самарянка и слѣпорожденный (1994)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святые Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 71-80) (1957)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 61-70) (1957)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 48-я (1922)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 47-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 26 мая 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Архіеп. Евлампій (Пятницкій) († 1862 г.)
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА СЪ ЛАЗАРЕВОЮ СУББОТОЮ И НЕДѢЛЕЮ ВАІЙ.
(Поученія съ субботы Лазаревой до Великой. М., 1853)

СУББОТА ЛАЗАРЕВА.
О воскресеніи Лазаря.

Гласомъ великимъ воззва (Іисусъ): Лазаре, гряди вонъ. И изыде умерый (Іоан. II, 43, 44.).

Воскресеніе Лазаря, благочестивому воспоминанію котораго посвященъ настоящій день, со всею подробностію описанное Евангелистомъ Іоанномъ, есть величайшее чудо всемогущества Спасителя. Хрістосъ, Сынъ Божій, Искупитель и Спаситель міра, заключая, такъ сказать, этимъ чудомъ знаменательнѣйшія чудеса своей земной жизни, во всей полнотѣ показалъ, что Онъ, какъ Владыка живота и смерти, и до живоноснаго своего воскресенія имѣлъ во власти своей ключи ада и смерти (Апок. I, 18.). Почему всемощнымъ гласомъ своимъ и воззвалъ изъ области смерти уже четыре дни тлѣвшаго во гробѣ Лазаря. Отселѣ и св. церковь сіе чудное произшествіе, составляющее залогъ и предобрученіе общаго все/с. 6/мірнаго воскресенія, почтила особеннымъ празднествомъ, каковымъ и есть настоящая суббота, день Лазарева воскресенія.

Вмѣстѣ съ тѣмъ день сей есть и предпразднственный день торжественнаго вшествія Хрістова во Іерусалимъ, и по самому ознаменовавшему оный происшествію служитъ предъуготовленіемъ славнаго вшествія Хрістова во Іерусалимъ. Воскрешеніе Хрістомъ Лазаря возвеличило славу Его предъ народомъ, изъ котораго многіе были очевидными свидѣтелями сего чуда; и сія слава, преисполнивъ народъ благоговѣніемъ къ Іисусу, уготовила Ему торжественное вшествіе во Іерусалимъ.

Въ ознаменованіе предпразнственнаго торжества входа Спасителя во Іерусалимъ, предложимъ краткое повѣствованіе о воскресеніи Лазаря, предъуготовившемъ торжественное вшествіе Хрістово во Іерусалимъ.

Другъ Хрістовъ Лазарь, родомъ Еврей, по образу ученія и жизни Фарисей, былъ изъ числа тѣхъ не многихъ Израильтянъ, которые, непрестанно служа Богу день и ночь, (Дѣян. 26, 7.) въ тишинѣ духа, но въ пламенномъ желаніи сердца ожидали утѣхи Израилевы (Лук. 2, 25.). Виѳанія, мѣсто рожденія и жительства Лазаря, была въ предмѣстіи Іерусалима въ разстояніи пятнадесяти стадій (около трехъ верстъ), отъ чего Хрістосъ часто приходя во Іерусалимъ, не проходилъ и Виѳаніи, гдѣ Онъ имѣлъ истинныхъ друзей. Подробности жизни Лазаря священными повѣст/с. 7/вователями умолчаны. Но нельзя умолчать, нельзя не подивиться, какъ Лазарь удостоился толь великой чести, что содѣлался другомъ Самаго Сына Божія, Искупителя и Спасителя міра. Не трудно по видимому было въ духѣ вѣры и любви сдѣлаться другомъ Друга всѣхъ человѣковъ, другомъ Того, Который самъ искалъ ищущихъ Его и предварялъ приближеніемъ приближающихся къ Нему. Но здѣсь разумѣется не дружество благости, пріемлющее мытарей и грѣшниковъ (Матѳ. 11, 19.). Лазарь былъ въ собственномъ смыслѣ другомъ Хрістовымъ — такъ, что въ Евангеліи исключительно Лазарю усвояется названіе друга Хрістова. Лазарь другъ нашъ успе (II, 11.), такъ называетъ Лазаря Самъ Спаситель, — называетъ своимъ и общимъ всѣхъ учениковъ своихъ другомъ: Лазарь другъ нашъ успе.

Послѣдуя преданію и отчасти Евангельскому сказанію (Матѳ. 26, 6.) нѣтъ ничего противнаго думать, что Лазарь былъ сынъ Симона прокаженнаго, того самаго, который у Евангелиста Луки (7, 36.) называется Симономъ фарисеемъ, и который принималъ въ домъ свой для угощенія Іисуса. Можно полагать, что этотъ Симонъ прокаженный — фарисей былъ исцѣленъ Іисусомъ и отъ проказы тѣлесной (ст. 22.) и отъ проказы душевной, отъ гордости и самомнѣнія (39.) и, сдѣлавшись ученикомъ Іисусовымъ, частовременно принималъ Іисуса въ домъ свой, слушалъ Его ученіе какъ о другихъ предметахъ спасенія, такъ особенно о воскресеніи мертвыхъ. Отчего /с. 8/ все семейство Симоново могло расположиться благоговѣніемъ и любовію ко Іисусу, Божественному учителю; а по смерти Симона Марѳа, старшая дочь изъ дѣтей его, по примѣру отца, могла принимать въ домъ свой Іисуса, (Лук. 10, 38.) какъ Сына Божія; за тѣмъ и Марія, по примѣру кающейся жены, бывшему при отцѣ ея (37.), помазала Іисуса мѵромъ, а Господь въ подтвержденіе ученія своего о воскресеніи мертвыхъ, которое преподавалъ Симону, воскресилъ Лазаря.

Какъ бы ни было, но основаніемъ дружества обыкновенно бываетъ сходство нравовъ. Тоже сходство нравовъ соединило друзей, Богочеловѣка и праведнаго человѣка. Началомъ дружества было то, что Лазарь съ своими сестрами, которыя подобно ему въ вѣрѣ и благочестіи чаяли утѣхи Израилевы и обрѣли оную въ Господѣ Іисусѣ, — благоговѣя къ Нему, какъ къ Сыну Божію и Спасителю міра, часто съ своими сестрами принималъ Іисуса въ домъ свой, какъ Божественнаго Учителя и угощалъ, какъ небеснаго гостя. Сіе явствуетъ изъ повѣствованія Евангелиста Луки, который говоритъ: вниде Іисусъ въ вѣсь нѣкую, жена же нѣкая именемъ Марѳа пріятъ его въ домъ свой. Это Марѳа сестра Лазаря, Изъ самой жалобы, принесенной при семъ посѣщеніи Спасителю Марѳою на Марію въ томъ, что она оставила ее служить въ приготовленіи угощенія для такого вожделѣннаго посѣтителя, видно, что это не первый былъ пріемъ сестрами въ домъ свой Іисуса. Отселѣ-то Марѳа, по любви и преданно/с. 9/сти къ Господу, не усумнилась жаловаться Ему на сестру; а Господь, по той же любви и довѣренности къ Марѳѣ, сдѣлавъ ей самое тонкое и вмѣстѣ исполненное любви вразумленіе, что она заботится и молвитъ о многомъ, одобрилъ Марію, которая также безъ сомнѣнія не въ первый разъ показывала такую ревность и усердіе къ слушанію ученія Хрістова. И такъ благочестивое семейство, съ благоговѣніемъ пріемля въ домъ свой небеснаго Гостя, угощало Его и брашномъ тѣлеснымъ, паче же угощало любовію духа; — а Божественный Посѣтитель, воздая имъ за любовь Божественною любовію, питалъ ихъ въ духѣ и силѣ хлѣбомъ небеснымъ, глаголами живота вѣчнаго. Слушая ученіе Божественнаго Учителя, и слушая со всемъ усердіемъ и расположеніемъ, какъ показываетъ примѣръ Маріи, которая сидя при ногу Іисусову слушала ученіе Его, — они совершенно познали во Хрістѣ утѣху Израилеву, Мессію, Сына Божія, Богочеловѣка. Что самое Марѳа ясно исповѣдала при многочисленномъ собраніи Іудеевъ, присутствовавшихъ при воскресеніи Лазаря: ей Господи! азъ вѣровахъ, яко Ты еси Хрістосъ Сынъ Божій, иже въ міръ грядый (27.) Спаситель, обрѣтши весь домъ вѣрнымъ, возлюбилъ Божественною любовію не только Лазаря, но и сестръ его Марѳу и Марію; какъ о томъ свидѣтельствуетъ возлюбленный ученикъ Хрістовъ, любляше же Іисусъ Марѳу и сестру ея и Лазаря (4.). Не нужно говорить о томъ, что они всѣ достойны были любви Его. Сердцевѣ/с. 10/децъ зналъ, каковы были эти вѣрные человѣки, зналъ внутреннее расположеніе ихъ, видѣлъ ихъ твердую вѣру, горячую любовь и преданность къ Нему, которыя достойны были ихъ, какъ истинныхъ Израильтянъ, и не требовалъ, чтобы кто свидѣтельствовалъ Ему о сихъ вѣрныхъ человѣкахъ.

Оставляя сладостныя подробности Божественнаго дружества, — коснемся кратко того, какъ былъ воскрешенъ Лазарь Божественнымъ Другомъ его — Хрістомъ. Лазарь сдѣлался тяжко болѣнъ; сестры посылаютъ къ Господу съ извѣщеніемъ о болѣзни друга Его. Господи! се, егоже любиши, болитъ. Господь, удаляясь отъ ненависти книжниковъ и фарисеевъ, которые уже составили совѣтъ противъ Него, и обнародовали опредѣленіе на послѣдователей Его, что если кто исповѣсть Его Хрістомъ, т. е. Мессіею, Сыномъ Божіимъ, отлученъ будетъ отъ сонмища (Іоан. 9, 22.), находился въ то время по другую сторону Іордана въ разстояніи отъ Виѳаніи не менѣе двухъ дней пути. Получивъ извѣстіе, Онъ еще два дни промедлилъ въ томъ же мѣстѣ, гдѣ былъ, и въ сіе время другъ Его умеръ. Господь узнаетъ о смерти друга Своего по Божественному всевѣденію; говоритъ ученикамъ: Лазарь, другъ нашъ успе, и не спѣшилъ идти туда, дабы тѣмъ открытѣе въ послѣдній разъ показать Божественную свою силу и могущество ожесточеннымъ въ невѣріи Фарисеямъ чрезъ воскрешеніе четверодневно умершаго, и явить истину небеснаго своего /с. 11/ посланничества. Возвѣщая ученикамъ Своимъ о смерти Лазаря, Онъ смерть друга Своего назвалъ сномъ; а они, принявъ это за естественный сонъ, приняли и за добрый знакъ къ выздоровленію. Господи! аще успе, спасенъ будетъ (12.). Послѣ сего Онъ имъ прямо сказалъ, что Лазарь другъ нашъ умеръ, и радуюся васъ ради, да вѣруете, яко не бѣхъ тамо: но идемъ къ нему (14. 15.) И пошелъ совершить послѣднее на земли славнѣйшее чудо, чудо воскрешенія четверодневнаго мертвеца, за которымъ вскорѣ послѣдовало пребожественное чудо собственнаго Его тридневнаго воскресенія изъ мертвыхъ. Когда подходилъ къ мѣсту жительства, плачущія сестры, одна послѣ другой встрѣчая Его, говорили Ему: Господи! аще бы Ты былъ здѣ, не бы братъ нашъ умеръ (21. 32.) Господи! Мы знаемъ, что во вселенной все послушно, все покорно Тебѣ. Ты могуществомъ своимъ утишаешь вѣтры, укрощаешь волны морскія, возставляешь больныхъ и воскрешаешь мертвыхъ, аще бы Ты былъ здѣ, не бы братъ нашъ умеръ. Но и нынѣ вѣмы, яко елика аще просиши отъ Бога, дастъ Тебѣ Богъ (22.). Спаситель, тронутый слезами и моленіями сестръ о братѣ, Самъ возмутился духомъ, прослезился о немъ, и имѣя Божественное намѣреніе воскресить друга Своего, но сокрывая оное, по видимому токмо въ чувствѣ соболѣзнованія говоритъ къ сестрамъ: гдѣ положисте его (34.). Пришедши на мѣсто погребенія Лазаря, прежде совершенія чуда, возсылаетъ молитву къ Отцу Своему; по молитвѣ об/с. 12/ращается къ бездыханному, и уже воню тлѣнія и разрушенія издававшему тѣлу, и могущественнымъ гласомъ: Лазаре гряди вонъ, воззвавъ душу изъ нѣдръ преисподней, возвращаетъ въ бездыханное тѣло Лазаря. Услышавъ гласъ Сына Божія умершій, четыре уже дни бывшій въ нѣдрахъ земли, исшелъ изъ гроба обязанъ рукама и ногама укроемъ, и лице его убрусомъ обязано (44).

Народъ, пораженный удивленіемъ, воздалъ славу сотворшему дивное чудо, и тогда же многіе изъ присутствовавшихъ Іудеевъ увѣровали во Хріста, яко Сына Божія и Спасителя міра. Напротивъ того Фарисеи, давно искавшіе смерти Божественнаго Праведника, не терпя слышать славы о чудесахъ Хрістовыхъ, бóльшею воспылали яростію на Іисуса, и, какъ нерѣдко, въ ожесточенныхъ великое добро усиливаетъ только дѣйствіе зла, то и сіе чудо рѣшительно подвигнуло ихъ составить Богоубійственный совѣтъ на Іисуса, что самое Святый Евангелистъ замѣчая, какъ дѣйствіе изступленной злобы, говоритъ: отъ тогоже дне совѣщаша, да убіютъ Его (Іоан. 11, 53). Но какъ еще не пришелъ часъ смерти Его: то Онъ удаляется въ городъ Ефремъ. И тамъ, какъ всемірный жертвенный Агнецъ, Самъ вольнымъ хотѣніемъ уготовлялъ себя на заколеніе для спасенія человѣческаго.

Заключимъ повѣствованіе о чудесномъ воскресеніи друга Хрістова Лазаря утѣшительною для всѣхъ друзей Хрістовыхъ истиною. Всѣ вѣрные, всѣ /с. 13/ друзья Хрістовы да удостовѣрятся къ утѣшенію своему, что друзья Хрістовы, подобно Лазарю, не умрутъ, но уснутъ мирнымъ сномъ; или, если подобно Лазарю умрутъ, то какъ сей, такъ и они, по гласу Божественнаго Друга своего, въ послѣдній день во гласѣ Архангеловѣ и въ трубѣ Божіи оживутъ. Аминь.

Источникъ: Страстная седмица съ Лазаревою субботою и недѣлею Ваій, или Поученія на каждый день Страстныя седмицы съ субботы Лазаревой до Великой, Еѵлампія, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. — М.: Въ Типографіи Александра Семена, 1853. — С. 5-13.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.