Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 47.
Церковная письменность

Архіеп. Евлампій (Пятницкій) († 1862 г.)
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА СЪ ЛАЗАРЕВОЮ СУББОТОЮ И НЕДѢЛЕЮ ВАІЙ.
(Поученія съ субботы Лазаревой до Великой. М., 1853)

СЛОВО III. [ВЪ НЕДѢЛЮ ВАІЙ],
О свойствѣ и дѣйствіи кротости.

Кротость ваша разумна да будетъ всѣмъ человѣкомъ. Господь близъ (Фил. 4, 5. 6.).

Какъ это Апостольское, слышанное нами наставленіе о кротости, удивительно согласуетъ съ Пророческимъ, въ чтенномъ нынѣ Евангеліи слышаннымъ возвѣщеніемъ дщери Сіоновой о шествіи къ ней кроткаго Царя-Спасителя: радуйся зѣло дщи Сіоня: се Царь твой грядетъ тебѣ кротокъ!

Апостолъ даетъ намъ наставленіе быть кроткими такъ, чтобы кротость наша была извѣстна всѣмъ человѣкамъ, и присовокупляетъ: Господь близъ, Господь близко, Господь готовъ придти къ намъ, пріосѣнить насъ Своею благодатію, посему намъ надлежитъ быть въ тихомъ, благоговѣйномъ расположеніи, чтобы достойно принять Господа и быть въ благодатномъ общеніи съ Нимъ.

/с. 51/ А Пророкъ Захарія въ Евангеліи восторгаетъ нынѣ радостію дщерь Сіонову, народъ Іудейскій, что грядетъ къ нему Спаситель, — Царь кроткій: радуйся зѣло дщи Сіоня: се Царь твой грядетъ тебѣ кротокъ: Іудеи, давно ожидая обѣщаннаго Избавителя Сіона (Рим. 11, 26.), Который прекратитъ всѣ бѣдствія народа Божія и возставитъ царство Давидово (Дѣян. 15, 16.), не сомнѣвались, что сильный крѣпостію Избавитель содѣлаетъ народъ Іудейскій господствующимъ народомъ въ мірѣ. Но при помышленіи о величіи Мессіи, давали мѣсто и той мысли, что едва ли будетъ Онъ въ величіи Своемъ ко всѣмъ равно близокъ, для всѣхъ любосообщителенъ, доступенъ? Пророкъ и на это тайное помышленіе отвѣтствуетъ, воззывая народъ Іудейскій, въ особенности жителей Іерусалима, къ радости, что ожидаемый ими Избавитель идетъ уже близко: се Царь твой грядетъ, идетъ для спасенія ихъ со славою и силою, но вмѣстѣ и въ благодатной кротости, по которой будетъ близокъ ко всѣмъ, и къ самымъ бѣднымъ, простымъ и уничиженнымъ, и всѣхъ приближающихся къ Нему будетъ благоволитель но приближать къ Себѣ, а будучи ко всѣмъ близокъ, будетъ общимъ утѣшителемъ, помощникомъ, защитникомъ, другомъ: радуйся зѣло дщи Сіоня: се Царь твой грядетъ тебѣ кротокъ.

Таковъ и былъ возлюбленный Сынъ Небеснаго Отца, Іисусъ, пришедшій утѣшить всѣхъ плачущихъ, исцѣлить сокрушенныхъ сердцемъ, проповѣдать плѣннымъ отпущеніе, связанныхъ разрѣ/с. 52/шить на свободу (Исаі. 61, 1. 2.). Онъ принималъ приходящихъ къ Нему, Самъ благосердо призывалъ къ Себѣ всѣхъ скорбящихъ, призывалъ обремененныхъ грѣхами къ покаянію, сокрушенныхъ сердцемъ къ исцѣленію. Пріидите ко мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и азъ упокою вы: возмите иго мое на себе, и научитеся отъ мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 28. 29.).

Послѣдователи кроткаго Іисуса! Господь Іисусъ спасшій и спасающій насъ безпредѣльною кротостію и любовію, примѣромъ Своимъ и насъ научаетъ кротости, чтобы мы, кротостію созидая себя и другихъ, достигали въ блаженный покой мира и радости о Дусѣ Святѣ.

Дабы по примѣру Спасителя нашего быть намъ кроткими и смиренными сердцемъ всегда и ко всѣмъ, а особенно въ сіи священные дни, когда Спаситель нашъ снисшелъ Божественною кротостію Своею до креста, и смирилъ Себя до смерти ради насъ: поучимся истинной кротости, и для сего познаемъ свойство и дѣйствіе кротости.

Кротость есть тихое, спокойное, въ высшей степени незлобивое, миролюбивое расположеніе духа. Обладающій таковымъ свойствомъ, для возможнаго соблюденія и въ самомъ себѣ и внѣ себя ненарушимаго мира, тихо и спокойно располагаетъ всѣ свои поступки и дѣйствія. Отсѣкая въ себѣ всякое самолюбіе, въ обыкновенномъ порядкѣ отношеній воздаетъ всѣмъ свое должное, /с. 53/ высшимъ оказываетъ не лестное почтеніе, равнымъ отдаетъ даже предпочтеніе, съ нисшими поступаетъ, какъ равный имъ. А дабы блюсти миръ и съ немирными и содержать себя въ мирномъ расположеніи и въ разсужденіи различныхъ прекословій и противностей: то часто для сего въ самыхъ существенныхъ правахъ бываетъ уступчивъ, въ самыхъ справедливыхъ требованіяхъ невзыскателенъ, и, при постоянномъ обладаніи самимъ собою, и тяжкія оскорбленія принимаетъ безъ огорченія, и явное противленіе безъ раздраженія, и презрѣніе безъ смущенія и личныя непріятности безъ малодушія, но съ незлобіемъ и простотою всепрощающаго сердца; принимаетъ оскорбленіе отъ высшихъ, какъ вразумленіе, отъ равныхъ, какъ предостереженіе, отъ нисшихъ, какъ дѣйствіе обыкновенной слабости человѣческой, по которой люди всегда склоннѣе къ пересудамъ и осужденію, нежели къ безпристрастному саморазсужденію. Когда же причиняемое поношеніе, упадая на лице его, разпространяетъ уничиженіе на доброе имя и достоинство званія его, и обращается въ соблазнъ и предосужденіе: тогда онъ и частно и открыто защищаетъ честь имени и званія своего, но защищаетъ такъ, что даетъ говорить за себя одной чистой истинѣ, говорить голосомъ сильнымъ безтрепетнымъ, но спокойнымъ и чуждымъ всякаго рвенія и пристрастія.

Такъ дѣйствуетъ кроткій въ частномъ отношеніи, такъ и въ общественномъ, съ тою только раз/с. 54/ностію, что поелику въ общественномъ отношеніи дѣйствія его должны простираться во благо многихъ: то при обязанности направлять силы и свои и другихъ къ разпространенію добра и къ обузданію зла, человѣкъ кроткій уже съ дальновиднымъ благоразуміемъ и съ предъусмотрительными намѣреніями учреждаетъ всѣ дѣйствія свои. Уступаетъ сопротивленію, дабы послѣ успѣшнѣе воздѣйствовать ко благу и самыхъ противниковъ; терпитъ великое зло, дабы внезапнымъ переломомъ не подавить вмѣстѣ и добра, сноситъ непорядки и преступленія, дабы постепеннымъ исправленіемъ, и своевременнымъ — выжданнымъ воздѣйствіемъ смягчить самое ожесточеніе, привести въ чувство усиленную разсѣянность и расположить самихъ испорченныхъ къ добровольному заглажденію своихъ порочныхъ склонностей. Такъ кроткій все предпріемлетъ и производитъ осмотрительно, спокойно, разсудительно, дабы все совершать въ тишинѣ и къ общему благу.

Прежде нежели увидимъ силу кроткаго дѣйствованія въ человѣкахъ и надъ человѣками, замѣтимъ, что образъ онаго находится въ цѣлой природѣ. Немного видимъ и слышимъ тамъ грозныхъ, потрясающихъ явленій. Онѣ есть; но бываютъ по особеннымъ, необычайнымъ причинамъ. Всегдашнее теченіе въ природѣ совершается безмолвно, тихо, спокойно. Безмолвно протекаютъ надъ нами необъятныя небесныя свѣтила. Тихо происходятъ въ общемъ и повсемственномъ дѣлателищѣ естества разнообразныя стихійныя работы. Спо/с. 55/койно въ сокровенной храминѣ своей творитъ и созидаетъ неутомимая художница природа. Любообильно износитъ произведенія изъ плодотворныхъ нѣдръ своихъ, но уже въ полномъ или предначатомъ образованіи.

Скажемъ болѣе: таково дѣйствованіе Самаго Бога. Всесильный и Всемогущій дѣйствуетъ пресмиренно и прекротко. Всегдашній — обыкновенный образъ дѣйствованія Его на непокорныя твари, есть долготерпѣніе и кротость. Сими болѣе способами правитъ и приводитъ Онъ подъ Свое владычество разумную, но непокорную нашу природу. Посему-то Образъ Ѵпостаси (Евр. 1, 3.) небеснаго Отца, Единородный Сынъ Божій, Божія сила и премудрость (1 Кор. 1, 24.) въ знаменіе колико всемірной искупительной жертвы, толико и безконечной Божественной кротости преимущественно носитъ именованіе Агнца. И почудимся, какъ сей Божественный Агнецъ, прежде чуждый и невѣдомый строптивому міру, сдѣлался Господомъ и Хрістомъ. Сдѣлался Господомъ неизбоденіемъ и сотреніемъ противныхъ, но кротостію и долготерпѣніемъ. Агнчею кротостію, какъ представляетъ намъ въ своемъ тайнозрѣніи Богословъ, побѣждаетъ Онъ свирѣпыхъ звѣрей, страшныхъ драконовъ (Ап. 17, 14.) и такимъ образомъ въ знаменіе всепобѣждающей силы является уже въ величественномъ изображеніи льва (Ап. 5, 5.). И кто не видитъ въ агнцѣ семъ дѣйствій львиной силы и крѣпости?

Теперь посмотримъ на дѣйствіе кротости въ /с. 56/ кругѣ болѣе простомъ и къ намъ близкомъ, — въ обыкновенныхъ отношеніяхъ Начальниковъ къ подчиненнымъ, домувладыкъ къ домочадцамъ, и еще въ простѣйшихъ, — общежительныхъ нашихъ отношеніяхъ другъ къ другу.

Кротость, говоритъ одинъ [1] изъ извѣдавшихъ внутренную силу кротости, есть облаченіе Божества, смирившагося до воспріятія уничиженнаго человѣчества, дабы безпрепятственнѣе приблизиться къ человѣку и приблизить въ общеніе съ собою человѣка. И такъ если кротость есть облаченіе Божества, то въ кротости есть свойство и сила Божества. Въ самомъ дѣлѣ никакое свойство въ человѣкѣ не плѣняетъ и не привлекаетъ насъ столько, какъ кротость. Другія, даже и достоуважаемыя нами качества дѣйствуютъ на насъ нѣкоторою силою принужденія; но кротость тихимъ вліяніемъ своимъ непринужденно располагаетъ къ себѣ сердца наши. Мы уважаемъ проницательность, но отъ зоркихъ взоровъ также искусно стараемся и закрыть себя. Почитаемъ строгость жизни ревнующую о исполненіи долга и уступаемъ неотступному на насъ дѣйствію ея во благо наше, но не безъ внутренняго принужденія. Не можемъ не любить благодѣтельность, но не безъ примѣси тонкаго своекорыстія. До благоговѣнія уважаемъ великія дарованія ума и сердца, а часто остаемся при одномъ холодномъ уваженіи. Но кротость почитаемъ /с. 57/ непринужденно, любимъ искренно, слушаемъ охотно, разверзаемъ предъ нею сердца наши съ довѣренностію. Сердце наше, не смотря на пріобрѣтенную скрытность и лесть, нося въ себѣ неизгладимое чувство простоты и свободы, любитъ простоту и откровенность, любитъ безъ закрытія, вполнѣ предаваться изліянію внутреннихъ чувствъ. Посему когда обрѣтаетъ пріятное, дружественное на него дѣйствіе не стѣсняющее его свободы, не выводящее его изъ состоянія покоя, не доводящее до горькаго чувствованія униженія и рабства, оно повинуется со всею преданностію, тогда какъ напряженное, усиленное, принужденное на него дѣйствіе, возбуждая въ немъ чувство неволи, естественно не можетъ не быть для него тягостно. Важный и суровый видъ, строгое и грозное повелѣніе, открытое обнаруженіе власти, если и пріемлются, то съ уваженіемъ недовѣрчивымъ, съ расположеніемъ боязни, съ чувствованіемъ стѣсненія. Отселѣ у слишкомъ строгихъ Начальниковъ и домувладыкъ больше, по видимому, внѣшняго порядка, но также принужденія и рабства, равно внутренняго непослушанія, а не рѣдко нестроенія и безпорядковъ. Истинный миръ и спокойствіе, — это доброе и красное, по Псалмопѣвцу, достояніе совокупной жизни, не безъ труда тамъ обитаютъ, между тѣмъ какъ Ангелъ мира пріосѣняетъ надъ достояніемъ кроткихъ Начальниковъ. Сердца ихъ подчиненныхъ оживлены радостію, уста исполнены благословеній, свобода чувствованій и глубокое благопокореніе сливаются въ /с. 58/ восхитительное согласіе и внутреннихъ и внѣшнихъ ихъ дѣйствій. Встрѣчая съ радостію послушную ревность, съ искреннимъ соболѣзнованіемъ слабость, чистымъ взоромъ любви укрощая дерзость, молчаніемъ и тихимъ успокоеніемъ быстрое возбужденіе страсти, смиреніемъ постыждая гордость, уваженіемъ вознося смиренную, безъотвѣтную тихость, со всѣми соединясь безпритворнымъ примѣненіемъ себя къ свойствамъ каждаго, кроткіе силою непобѣдимаго въ терпѣніи, всегда мирнаго, ничѣмъ невозмущаемаго духа все объемлютъ, всемъ овладѣваютъ, на все распростираютъ могущественное вліяніе, производя въ однихъ новую ревность, въ другихъ благопокорность, во всѣхъ искренность и преданность сердца. Нѣтъ! не бойтесь, кроткіе и мирные Начальники! не бойтесь своеволія отъ вашей кротости, или утраты важности отъ благоснисхожденія. Сближаясь съ подчиненными смиренномудріемъ, но далеко отстоя отъ ихъ слабостей, вы никогда съ ними не смѣшаетесь. Порокъ ничего столько не уважаетъ и не страшится, какъ тихой, непорочной, но и неусыпно бдящей надъ нимъ власти. Часто ожесточаясь отъ тяжкихъ наказаній, онъ разтаеваетъ отъ искренняго о немъ сердоболія. Кто изъ насъ не испыталъ сего или во вліяніи на другихъ, или во вліяніи отъ другихъ?

Если столь могущественно вліяніе кротости въ порядкѣ власти и подчиненія: то въ простыхъ, обыкновенныхъ нашихъ отношеніяхъ кротость /с. 59/ еще могущественнѣе дѣйствуетъ на сердца наши. Въ каждомъ свободномъ кругѣ и отдѣльномъ обществѣ умный дѣйствуетъ на мнѣнія знаніями, знатный уваженіемъ, богатый великолѣпіемъ, сильный могуществомъ, а кроткій и смиренный общею довѣренностію на сердца. Съ кроткимъ у насъ мирная, назидательная бесѣда, искренній совѣтъ, прямая откровенность, свободное обращеніе, внутренное утѣшеніе и отрада духа.

Но кого, противовѣщаетъ намъ опытъ, кого также болѣе и ненаказаннѣе притѣсняютъ дерзкіе, угнѣтаютъ сильные, поносятъ несмысленные, какъ не смиренныхъ и кроткихъ? Не рѣдко однѣ обиды достаются имъ въ наслѣдіе, и уничиженіе становится землею ихъ достоянія.

Не смущаемся. Есть у кроткихъ благословенная земля наслѣдія, дарованная имъ Отцемъ Небеснымъ, куда они безопасно удаляются отъ всѣхъ нападеній, и гдѣ недосягаютъ ихъ возмутительныя прираженія. Эта земля есть умиренное, благоустроенное и въ Богѣ утвержденное ихъ сердце.

Хрістіанская кротость, какъ сказали, есть мирное состояніе духа. Она пріобрѣтается долговременнымъ усмиреніемъ гнѣвныхъ, раздражительныхъ движеній духа, обыкновенно воскипающаго отъ мнимаго оскорбленія нашего самолюбія, не терпящаго себѣ противнаго, и есть плодъ трудныхъ надъ сердцемъ побѣдъ до совершеннаго его покоренія разуму Хрістову; отчего умиренное сердце по какому бы направленію скорбей ни /с. 60/ было ведено, идетъ въ духѣ смиренія и терпѣнія Хрістова. Привыкши уступать сопротивленію и, подобно воску, умягчившись отъ злостраданій, искушенное въ горнилѣ скорбей сердце становится наконецъ способнымъ удерживать въ себѣ однѣ токмо впечатлѣнія добра, а всякое прираженіе зла пропускаетъ мимо забвеніемъ. Таково сердце кроткое. Это подлинный отпечатокъ кроткаго и смиреннаго сердца Іисусова; также не преречетъ упорнымъ противорѣчіемъ, не возопіетъ гнѣвнымъ обличеніемъ, не услышится на распутіяхъ ни въ ропотномъ гласѣ негодованія, ни въ шумномъ противоугроженія, сокрушенныя трости противленія не преломитъ, курящагося льна поношенія не погаситъ (Матѳ. 12, 19, 20.); но побѣждаетъ все терпѣніемъ, правотою, миромъ, благодѣтельностію и благоразуміемъ. Кто же опустошитъ эту мирнымъ пріосѣненіемъ Св. Духа огражденную землю? Господь даруетъ смиреннымъ внутренную, утѣшительную благодать, по которой они, не только съ терпѣніемъ переносятъ огорченія, съ радостію піютъ горесть скорбей, какъ сладость, но отъ избытка любви болѣзнуютъ паче о своихъ оскорбителяхъ. Возмути противу ихъ оболганіемъ, злорѣчіемъ однихъ, они возобладаютъ довѣріемъ надъ другими. Пожени смиреннаго изъ одного мѣста въ другое. Господь дастъ ему благодать и тамъ. Сердце исполненное внутренняго мира, всюду принесетъ миръ, и вездѣ найдетъ миръ и въ палатахъ и въ хижинѣ и въ градѣ и въ пустыняхъ. Или лучше: мирное /с. 61/ съ собою, мирное съ ненавидящими мира, — силою любви оно плѣнитъ во взаимную любовь самыхъ враговъ своихъ. Отселѣ собственное благословенное наслѣдіе кроткихъ есть земля безмятежія. Кротцыи, говоритъ Псалмопѣвецъ, наслѣдятъ землю и насладятся множествомъ мира (Псал. 36, 11.). И Самъ Господь, противящійся гордымъ, и благоволительно презирающій на смиренныхъ, не оставляетъ жезла гордыхъ на жребій смиренныхъ. Часто возноситъ ихъ изъ уничиженія и посаждаетъ съ Царями, какъ Іосифа, низлагаетъ предъ ними враговъ ихъ, какъ Амана предъ Мардохеемъ, даетъ имъ силу Своего могущества торжествовать надъ вознесенной гордыней, какъ Давиду надъ Голіаѳомъ, и, по мѣрѣ смиренія, даетъ кроткимъ въ обиліи Свою благодать. За кротость Моѵсей содѣлался вождемъ и законодателемъ народа Божія, Давидъ отъ стадъ овецъ царемъ надъ всѣмъ Израилемъ, благословенная въ женахъ Марія за кротость и смиреніе содѣлалась Матерію Бога Слова.

Послѣдователи кроткаго Іисуса! По примѣру Божественнаго Учителя нашего, всѣмъ намъ заповѣдано — со всякимъ смиренномудріемъ и кротостію терпѣть другъ друга любовію, и тщиться блюсти единеніе духа въ союзѣ мира (Еф. 4, 23.): заповѣдано облещися, яко избраннымъ Божіимъ, въ смиреніе, кротость, долготерпѣніе и прогдать друга друга, ежели кто имѣетъ на кого пореченіе (Кол. 3, 12. 13.); повелѣно никого не злословить, не быть сварливыми, но тихими и оказывать кро/с. 62/тость всѣмъ человѣкамъ (Тит. 3, 2.), духомъ же кротости исправлять и впадающихъ въ преступленія (Гал. 6, 1.).

Въ духѣ благодатной кротости послѣдуемъ за Подвигоположникомъ нашимъ на крестные Его подвиги за насъ. Въ эти особенно дни не проречемъ, не возопіемъ, и да не услышится отъ насъ гласъ малодушія, жалобы, а кольми паче гнѣва, осужденія, вражды, противодѣйствія, такъ какъ и Спаситель нашъ въ подвигѣ страданія за насъ, будучи укоряемъ, взаимно не укорялъ, страдая не угрожалъ, но все предавалъ праведному Судіи (1 Пет. 2, 23.) Богу Отцу. Если по слабости и небреженію нашему въ теченіе поприща Св. Четыредесятницы мы не пріобщались страданій Господа нашего подвигами поста, молитвы, и распинанія страстей нашихъ: то хотя въ эти святые дни пріобщимся страданій Хрістовыхъ кротостію и смиреніемъ; да съ кроткими и смиренными внидемъ въ радость воскресенія Господа нашего. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Исаакъ Сиринъ.

Источникъ: Страстная седмица съ Лазаревою субботою и недѣлею Ваій, или Поученія на каждый день Страстныя седмицы съ субботы Лазаревой до Великой, Еѵлампія, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. — М.: Въ Типографіи Александра Семена, 1853. — С. 50-62.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.