Церковный календарь
Новости


2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
2018-08-06 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. "Возлюбл. нашей Санъ Францисской паствѣ" (1994)
2018-08-06 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 75-е (1 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 14 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Евлампій (Пятницкій) († 1862 г.)
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА СЪ ЛАЗАРЕВОЮ СУББОТОЮ И НЕДѢЛЕЮ ВАІЙ.
(Поученія съ субботы Лазаревой до Великой. М., 1853)

ПОНЕДѢЛЬНИКЪ СТРАСТНЫЯ СЕДМИЦЫ,
[Первая стезя послѣдованія за Христомъ на страданія — цѣломудріе].

Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Хрістѣ Іисусѣ (Филип. 2, 5.).

Для насъ, Хрістіане, которымъ предъ очами выну преднаписуется Хрістосъ, и притомъ распятый, и во всякое время первымъ предметомъ помышленій и главнѣйшею цѣлію дѣйствій должно быть то, чтобы сообразоваться со Хрістомъ и уподобляться Ему участіемъ въ страданіяхъ Его. Но въ то время, когда Подвигоположникъ спасенія нашего совершалъ самый подвигъ спасительныхъ страданій за насъ, когда скорбѣлъ и сердцемъ, и обливался кровавымъ потомъ за насъ, когда обремененный внутреннимъ крестомъ, изнемогалъ и подъ тяжестію внѣшняго, когда поруганный, оплеванный, уязвленный, на крестѣ какъ злодѣй между двумя разбойниками истощалъ самую жизнь Свою ради насъ, въ сіе священное время печали /с. 64/ и сѣтованія по Бозѣ чѣмъ должно быть преисполнено все существо наше, какъ не однимъ чувствомъ страданій Господа нашего?

И таково настоящее время, сіи священные дни великой Седмицы страданій Господа нашего, когда Онъ, уготовляясь къ совершенію спасенія нашего на крестѣ, день отъ дня приближался къ подъятію всемірныхъ страданій и крестной смерти за насъ. Какими же намъ теперь паче всего исполняться мыслями, какими питаться чувствованіями, какъ не тѣми, что Господь нашъ идетъ нынѣ на вольныя страданія за насъ, что Спаситель нашъ, какъ Агнецъ непорочный, уготовляетъ Себя въ жертву заколенія за насъ, что небесный Посѣтитель душъ нашихъ проводитъ послѣдніе дни земной жизни среди насъ? И какъ проводитъ? До дня послѣдней вечери проводитъ дни въ церкви, преподая въ величественнѣйшихъ изображеніяхъ послѣднія наставленія Свои; проводитъ ночи — въ уединеніи на горѣ Элеонстѣй. А народъ, привлекаемый сладостію Божественнаго ученія Его, весь народъ съ утра приходилъ къ Нему въ церковь послушати Его. (Лук. 21, 37, 38.) Какъ же мы отклонимъ взоръ отъ Спасителя нашего, какъ оставимъ Его одного скорбѣть и тужить, и до кроваваго пота молиться за насъ? Какъ мы не поскорбимъ, не поболѣзнуемъ, не постраждемъ вкупѣ съ Нимъ? Нынѣ паче всего да мудрствуется въ насъ, еже и во Хрістѣ Іисусѣ.

Остановимся нашимъ вниманіемъ на томъ, съ какими особенно расположеніями мы должны со/с. 65/провождать Господа на спасительныя страданія Его за насъ, дабы и намъ пріобщиться спасительныхъ страданій Его?

Съ какими расположеніями мы должны сопровождать Господана спасительныя страданія Его, вѣрною наставницею въ семъ есть для насъ Св. Церковь.

Ведя насъ за Подвигоположникомъ Іисусомъ на страданія Его, Св. Церковь въ самомъ преддверіи страданій Хрістовыхъ, — въ первые три дни Седмицы преднаписуетъ намъ три особенные урока, въ каждый день преподая особый урокъ и въ каждомъ изъ нихъ указуя особую степень духовнаго шествія за Іисусомъ. Раздѣлимъ на три дня эти великіе уроки, и потщимся обратить оные въ дѣятельный путь послѣдованія за Іисусомъ.

Въ первый день великія Седмицы страстей Св. Церковь преднаписуетъ намъ особенно примѣръ цѣломудреннаго Іосифа. Изложимъ кратко происшествіе и изъяснимъ знаменованіе его.

Іосифъ, любимый сынъ Патріарха Іакова, столь же прекрасный тѣлеснымъ зракомъ лица, какъ и душевною добротою ума и сердца, былъ предметомъ любви и небеснаго Отца. Напрасно возненавидѣнный братьями за сны, предзнаменовавшіе будущее величіе его, и за двадесять златницъ проданный Измаильскимъ купцамъ въ Египетъ, благодатный Іосифъ, вскорѣ въ дому господина изъ купленнаго раба сдѣлался вѣрнымъ домоправителемъ и любимымъ домочадцемъ Пентефрія. Но вмѣстѣ съ тѣмъ прекрасный Іосифъ, сдѣлавшись предметомъ необузданной страсти жены /с. 66/ Пентефріевой, изъ искушенія горькаго перешелъ къ искушенію обольстительному, всего болѣе для чистоты его опасному. Полновластный правитель дома Пентефріева, но и вмѣстѣ рабъ, всегда зависящій отъ манія Госпожи дома, Іосифъ, безвозвратно отторгнутый отъ благословеннаго дома отеческаго, пришлецъ въ чуждой землѣ языческой, видѣвшій нецѣломудріе Египтянъ и самаго двора Египетскаго, юный, въ цвѣтущемъ возрастѣ и красотѣ, Іосифъ непрестанно преслѣдуемъ былъ тайными ловленіями, и явными ласкательствами и обольщеніями Госпожи. Но доблестный Іосифъ среди всѣхъ обуреваній мужественно защищается правыми мыслями, цѣломудренными расположеніями, а паче всего чувствомъ благочестія, которымъ напитанъ былъ въ дому отеческомъ, и которое соблюдалъ какъ единственную драгоцѣнность достоянія отеческаго. Како сотворю глаголъ злый сей, и согрѣшу предъ Богомъ (Быт. 39, 9.), отвѣтствуетъ онъ на всѣ коварныя предложенія обольстительницы. Како сотворю глаголъ злый сей? Если измѣню я, говорилъ онъ, довѣренности господина моего, который все въ дому своемъ вручилъ охраненію моему, какимъ взоромъ буду смотрѣть на него, какъ снесу степенный взоръ его? И положимъ, что тайна можетъ сокрыться отъ проницательности человѣческой, но утаится ли отъ всевидящаго ока Божія? Нѣтъ! Како сотворю глаголъ злый сей и согрѣшу предъ Богомъ? Такъ побѣдоносно отражая нецѣломудренныя обольщенія силою Бого/с. 67/боязненнаго цѣломудрія, когда навѣтницею сдѣлано открыто неистовое нападеніе на него, онъ оставивъ одежду въ рукахъ ея, какъ птица исторгся отъ тенетъ и спасся бѣгствомъ. Какое торжество Богобоязненности! Какой высокой примѣръ цѣломудрія не только въ сѣновной церкви плотскаго Израиля, но и въ новоблагодатной церкви духовнаго Израиля! Какой достоподражательный примѣръ въ побѣжденіи лести юныхъ похотей не только для юношей, но и для крѣпкихъ мужей и маститыхъ старцевъ!

Подвижника цѣломудрія преслѣдуетъ клевета, воспріемлютъ темница и узы. Но побѣдитель страстей и въ темницѣ есть владыка. Невинный, цѣломудренный узникъ въ темницѣ еще паче просвѣтляется мудростію, укрѣпляется въ терпѣніи и упованіи на Бога. Мудрость его просіяваетъ и въ темницѣ; домоправитель Пентефріевъ послѣ темницы содѣлывается пророкомъ Фараона и властителемъ всего Египта, и тогда какъ, поетъ нынѣ въ похвалу его Св. церковь, тогда какъ Іаковъ въ Хананеѣ рыдалъ еще о лишеніи Іосифа, доблій во Египтѣ возсѣдалъ уже на колесницѣ и на престолѣ яко царь почитаемъ. Не поработавъ бо сластемъ Египтяныни онъ былъ воспрославленъ отъ Сердцевѣдца и увѣнчанъ вѣнцемъ нетлѣннымъ.

Какая же цѣль и намѣреніе Св. церкви въ представленіи намъ примѣра цѣломудрія, страданій и славы Іосифова въ преддверіи подвига страданій Хрістовыхъ? Цѣль многообразная и многознаме/с. 68/нательная. Примѣръ Іосифа живописуетъ намъ и райское состояніе невинности въ любви Отца небеснаго, и лишеніе онаго завистію діавольскою и проданіе въ рабство грѣховное, и лесть зміиную, которую и мы, какъ нѣкогда наши Прародители, каждый обрѣтаемъ въ собственныхъ похотяхъ грѣхолюбивой плоти и которую, подобно Іосифу, должны побѣждать цѣломудренными расположеніями, а паче страхомъ Божіимъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ въ примѣрѣ невинно проданнаго за двадесять златницъ своими братьями Іосифа, и потомъ сдѣлавшагося благодѣтелемъ рода своего, живописуется Божественный, сладчайшій Іисусъ, первородный въ братіяхъ, проданный нашими неправдами въ рабство и побѣдившій за насъ лесть міра и искушенія діавола. Хотя злобою человѣческою онъ заключенъ былъ во гробъ и низведенъ въ узилище смерти, но внутреннею силою Божества изшелъ изъ преисподнихъ, и воцарился надъ мысленнымъ Египтомъ, надъ всѣмъ родомъ человѣческимъ, истаевающимъ отъ глада духовнаго, дабы хлѣбомъ небеснымъ питать всѣхъ приходящихъ къ Нему съ вѣрою. Въ примѣрѣ страданій и славы Іосифа ясно выразился образъ страданій Хрістовыхъ и славы Его: не тако ли подобаше пострадати Хрісту и внити во славу свою? (Лук. 24, 26.)

И такъ первая стезя, которую преднаписуетъ намъ Св. церковь въ послѣдованіи за Спасителемъ на страданія Его, есть чистота, и вмѣстѣ съ тѣмъ крѣпость и мужество въ побѣжденіи плот/с. 69/скихъ страстей, воюющихъ на душу нашу. За Божественнымъ Подвигоположникомъ, ведущимъ насъ путемъ очистительныхъ скорбей въ первобытное состояніе правоты и блаженства, не льзя иначе слѣдовать, какъ препоясавъ чресла наши чистотою, и стягнувъ распинаніемъ плоти со страстьми и похотьми. Теперь-то особенно — въ подвигѣ послѣдованія за Хрістомъ на страданія Его надлежитъ намъ распинать плоть со страстьми и похотьми! Сіе да мудрствуется въ насъ, еже и во Хрістѣ Іисусѣ. Аминь.

Источникъ: Страстная седмица съ Лазаревою субботою и недѣлею Ваій, или Поученія на каждый день Страстныя седмицы съ субботы Лазаревой до Великой, Еѵлампія, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. — М.: Въ Типографіи Александра Семена, 1853. — С. 63-69.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.