Церковный календарь
Новости


2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
2018-08-06 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. "Возлюбл. нашей Санъ Францисской паствѣ" (1994)
2018-08-06 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 75-е (1 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 14 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Евлампій (Пятницкій) († 1862 г.)
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА СЪ ЛАЗАРЕВОЮ СУББОТОЮ И НЕДѢЛЕЮ ВАІЙ.
(Поученія съ субботы Лазаревой до Великой. М., 1853)

ВТОРНИКЪ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ.
[Вторая стезя послѣдованія за Христомъ на страданія — духовное бодрствованіе].

Да будутъ чресла ваша препоясана, и свѣтильницы горящіи (Лук. 12, 35.).

Во вторый день великія Седмицы страстей Хрістовыхъ Св. церковь преднаписуетъ къ наставленію нашему особенно примѣръ десяти дѣвъ, заимствованный изъ Евангельской притчи Спасителя (Матѳ. 25.). По сказанію притчи Евангельской, пять дѣвъ были мудрыя, — были разумныя, бодрственныя, дѣятельныя, всякому доброму искуству научены и во всякомъ благомъ и полезномъ дѣланіи искусны. Другія пять дѣвъ были юродивыя, — были неразумныя, недѣятельныя, безпечныя, никакому полезному художеству не навыкшія и ни въ какомъ благопотребномъ дѣланіи не были искусны. Тѣ и другія ожидали великаго достоинствомъ, славою и добротами Жениха, /с. 71/ какъ Домувладыки и Царя, ожидали, чтобы срѣтивъ Его съ подобающею честію и торжествомъ, удостоиться войти съ Нимъ въ брачный чертогъ великолѣпнаго пира и веселія. Дѣвы мудрыя, тщательно готовясь къ срѣтенію Жениха, отъ трудолюбнаго дѣланія благоприлично снарядили себя на пришествіе Жениха въ нощи, благолѣпно украсили и свѣтло возжгли свѣтильники свои, и во всей готовности, какой требовало величіе брачнаго торжества, ожидали пришествія Жениха. Юродивыя такъ же взяли свѣтильники, но не украсили ни себя, ни свои свѣтильники. Не занимаясь никакимъ благимъ дѣланіемъ, онѣ не только не приготовили на себя приличнаго брачному торжеству одѣянія, но по своей разсѣянности и невнимательности не запаслись достаточно и елеемъ для своихъ свѣтильниковъ. Женихъ замедлилъ прибытіемъ. Долго и много бодрствуя и готовясь къ срѣтенію Жениха, и мудрыя, бодрственныя дѣвы въ часъ глубокой нощи задремали и объяты были сномъ. Вдругъ въ полночь раздается торжественный кликъ: Се Женихъ грядетъ, исходите въ срѣтеніе Ему! Мудрыя дѣвы, будучи благолѣпно украшены и имѣя горящіе свѣтильники, встали и были готовы срѣтить и принять шествовавшаго въ великолѣпій и славѣ Жениха. Но дѣвы юродивыя, кромѣ того, что и на себѣ не имѣли приличнаго одѣянія, пробудившись, увидѣли, что свѣтильники ихъ отъ недостатка елея угасаютъ. Въ тревогѣ и безпокойствѣ онѣ просятъ елея у мудрыхъ дѣвъ, говоря, что свѣ/с. 72/тильники наши угасаютъ. Мудрыя дѣвы имъ отказываютъ. Подите, говорятъ имъ, подите не теряя времени на торжище и купите. Мы теперь васъ достаточно не снабдимъ, а самихъ себя легко можемъ лишить потребнаго. Подите лучше къ продающимъ и купите. И время ли имъ было въ столь важныя, не терпящія никакого промедленія минуты снабжать ихъ? Безпечныя преждесъ заботливостію пошли промышлять елея; пошли, но въ тоже время къ брачному чертогу, въ преддверіи котораго ожидали дѣвы, со славою и торжествомъ пришелъ Женихъ. Готовыя благоукрашенныя дѣвы съ горящими свѣтильниками, при торжественномъ гласѣ радованія вошли съ Женихомъ въ брачный чертогъ, и двери затворились. Спустя нѣсколько времени пришли съ тусклыми свѣтильниками и тѣ безпечныя дѣвы, и начали взывать: Господи, Господи, отверзи намъ! Но уже было поздно. Двери были заключены. Въ наказаніе за безпечность имъ сказано: ступайте, камъ здѣсь нѣтъ мѣста; вы благовременно не попеклись приготовиться, и я не могу принять васъ. Ступайте: я не знаю васъ. Вотъ разительной и страшной урокъ втораго дня великой Седмицы страстей!

Не нужно много говорить, чтó значатъ дѣвы-невѣсты, чтó значитъ величественный Женихъ, Царь и Господь, чтó значитъ въ нощи приходъ Его на брачное торжество, и чтó суть свѣтильники, необходимые для срѣтенія Его? Дѣвы-не/с. 73/вѣсты суть наши души; величественный Женихъ есть Хрістосъ, безсмертный Женихъ душъ; нощь, въ которую дѣвы ожидаютъ пришествія Жениха, есть нощь жизни нашей, темной и мрачной въ теченіи ея; приходъ Жениха въ нощи есть неизвѣстность пришествія Хрістова и кончины нашей; свѣтильники, съ которыми дѣвы ожидаютъ Жениха, суть наши естественныя силы и благодатныя дарованія, долженствующія свѣтить въ насъ отъ благаго употребленія; елей — суть правыя и благія дѣла, въ которыхъ должны являть свѣтъ и сіяніе свое дарованныя намъ естественныя и благодатныя силы. Мудрыя дѣвы суть души дѣятельныя на всякое время къ срѣтенію Жениха, къ смертному часу и будущему блаженству правою и благою дѣятельностію себя уготовляющія; дѣвы юродивыя суть души безпечныя, лестію житейскою увлекающіяся, о украшеніи себя благими дѣлами незаботящіяся, и о уготовленіи къ смертному часу небрегущія. И вотъ приходитъ Женихъ въ полунощи, постигаетъ кончина людей, и съ готовностію ожидавшіе смертнаго часа переходятъ въ блаженную жизнь, а умирающіе безпечно, нераскаянно, изключаются отъ чертога славы и блаженства. Поучительнѣйшая притча! Она изображаетъ намъ всѣхъ людей, всю жизнь нашу, наши дѣла, и воздаяніе за дѣла, и особенно требуетъ отъ насъ духовной бодрственности. Бдите, заключаетъ Спаситель сію притчу въ Евангеліи, бдите, яко не вѣсте дне, ни часа, /с. 74/ въ онь же Сынъ человѣческій пріидетъ (Матѳ. 25, 13.)

Съ какимъ же намѣреніемъ во вторый день Седмицы страстей предлагается намъ во вторый урокъ и наставленіе притча о десяти дѣвахъ, притча требующая отъ насъ особенно бодрственности?

И когда нужнѣе трудъ, какъ не при великости дѣла? Когда необходимѣе бодрствованіе, благопотребнѣе трезвеніе, какъ не при трудности подвига и опасности искушеній? Но время страстей Хрістовыхъ, время, когда Господь нашъ Своимъ трудомъ, Своимъ терпѣніемъ, крестною смертію содѣлывалъ спасеніе наше, и для каждаго изъ насъ должно быть временемъ особеннаго дѣланія спасенія, временемъ особеннаго подвига сообразованія съ Подвигоположникомъ нашимъ, тѣмъ болѣе, что и для насъ это важное по отношенію къ спасенію нашему время есть время искушенія, въ которое паче всего свирѣпствуетъ противу насъ духъ тьмы, и, какъ рыкающій левъ, ищетъ восхитить насъ грѣхомъ, отторгнуть отъ Хріста беззаконіемъ и содѣлать добычею своею чрезъ порабощеніе господствующимъ въ насъ похотямъ. Посему въ сіе особенно время надлежитъ намъ трудолюбно дѣлать ввѣренный намъ талантъ нашихъ дѣлъ и обязанностей, надлежитъ трезвиться по повелѣнію Господа, Который Самъ въ сіе время подвизаясь за насъ до кроваваго пота въ молитвѣ, и намъ заповѣдалъ не спать, но бодр/с. 75/ствовать и молиться, дабы не впасть во искушеніе (Лук. 22, 40.). Духъ тьмы въ темную годину его, въ мрачное время тяжкаго духовнаго испытанія, самыхъ учениковъ Хрістовыхъ замышлялъ сѣять какъ пшеницу сотрясаемую въ решетѣ и кознями своими достигъ того, что одинъ ученикъ сдѣлался предателемъ, а другаго и притомъ первѣйшаго доведши до того, что онъ трижды отрекся отъ Хріста, могъ бы довести вовсе и до отпаденія отъ Хріста, если бы Самъ Хрістосъ не молился, дабы не оскудѣла вѣра его (Лук. 22, 31. 32.) Какъ же мы безъ трезвенія, безъ бодрствованія, безъ трудолюбнаго дѣланія можемъ избѣгнуть ловленія его?

И такъ другая стезя, которую преднаписуетъ намъ Церковь въ послѣдованіи за Хрістомъ на подвигъ страданій Его, есть трезвеніе, бодрствованіе, трудолюбное дѣланіе съ подвизающимся до смерти Подвигоположникомъ нашимъ. Потому-то Св. Церковь въ сіе священное время побуждая насъ къ духовному бодрствованію, къ молитвенному трезвенію, къ трудолюбному дѣланію спасенія, пѣснію, особенно въ настоящіе дни поемою, сколько трогательною, столько же и поучительною пѣснію оглашаетъ слухъ нашъ: «Се Женихъ грядетъ въ полунощи и блаженъ рабъ, его же обрящетъ бдяща, недостоинъ же паки, его же обрящетъ унывающа, т. е. обрящетъ праздна, разсѣянна, безчинствующа, спяща; и примѣняя полунощный, неизвѣстный, нечаянный /с. 76/ приходъ Жениха — Господа къ намъ, обращаетъ пѣснь въ собственное наше заботливое чувство, по которому уже каждый возбуждаетъ душу свою къ бодрственности, блюди убо душе моя; возбуждаетъ, чтобы грѣховнымъ сномъ не отяготилась она, да не сномъ отяготишися, чтобы не предана была духовной смерти, да не смерти предана будеши, и чтобы не затворилось для нее царство небесное, и царствія внѣ затворишися. Равно и другою, единственно въ сей день поемою пѣснію возбуждаетъ въ насъ помышленіе о внезапности послѣдняго конца чрезъ представленіе о страшномъ опредѣленіи посѣченія смоковницы Господинъ винограда уже хотѣлъ посѣщи смоковницу за безплодіе, но былъ умоленъ вертоградаремъ — оставить еще на лѣто для испытанія, чтобы, если и послѣ сего не принесетъ плода, невозвратно посѣщи ее. Этою пѣснію о посѣченіи смоковницы равно возбуждаетъ насъ Св. Церковь къ духовному бодрствованію и дѣятельности, дабы не быть внезапно посѣченными во грѣхахъ смертію и не лишиться чертога Хрістова. Часъ, душе, конца помысливши и посѣченія смоковницы убоявшися, данный тебѣ талантъ трудолюбно дѣлай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудемъ внѣ чертога Хрістова.

Будемъ въ сіе священное время съ мудрыми дѣвами бодрствовать, будемъ молиться, трудиться. Да будутъ чресла наши, всѣ силы духа и тѣла препоясаны бодрственностію, и свѣтильники, /с. 77/ свѣтильники добрыхъ мыслей, расположеній, дѣйствій горящи, и мы подобни будемъ человѣкамъ чающимъ Господа своего, когда возвратится отъ брака, да пришедшу и отолкнувшу требованіемъ отчета, отверземъ Ему послушаніемъ души, готовностію сердцá наши (Лук. 12, 35. 36.). Аминь.

Источникъ: Страстная седмица съ Лазаревою субботою и недѣлею Ваій, или Поученія на каждый день Страстныя седмицы съ субботы Лазаревой до Великой, Еѵлампія, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. — М.: Въ Типографіи Александра Семена, 1853. — С. 70-77.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.