Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Евлампій (Пятницкій) († 1862 г.)
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА СЪ ЛАЗАРЕВОЮ СУББОТОЮ И НЕДѢЛЕЮ ВАІЙ.
(Поученія съ субботы Лазаревой до Великой. М., 1853)

СРЕДА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ.
[Третья стезя послѣдованія за Христомъ на страданія — глубокое чувство грѣховности].

Паче блудницы, Блаже, беззаконновавъ, слезъ тучи никакоже Тебѣ принесохъ. Но молчаніемъ моляся припадаю Ти, любовію облобызая пречистѣи Твои нозѣ: яко да оставленіе мнѣ, яко Владыка, подаси долговъ, зовущу Ти, Спасе, отъ скверныхъ дѣлѣ моихъ избави мя (Конд. въ Среду стр. Седмицы).

Въ третій урокъ при сопровожденіи Господа нашего на искупительныя страданія Его преднаписуется намъ церковію примѣръ жены блудницы, омывшей слезами своими нозѣ Господа, и отершей власами главы своей.

Ни время, ни цѣль нашего краткаго, болѣе смиренномудраго, нежели любомудраго собесѣдованія не позволяютъ намъ входить въ изслѣдованіе, кто эта жена блудница?

Жена, возлившая драгоцѣнное мѵро на главу Іисусову, помазавшая онымъ ноги Его и отершая власами своими, одинаковыми чертами и съ одинаковыми обстоятельствами мѣста, времени и /с. 79/ послѣдовавшаго негодованія Іуды на напрасную трату многоцѣннаго мѵра описывается у Евангелистовъ, Матѳея 26, 6-13, Марка 14, 3-9, и Іоанна 12, 1-8. По описанію двухъ первыхъ эта жена не представляется грѣшницею, а по сказанію Евангелиста Іоанна, это была сестра Лазарева, Марія, засвидѣтельствовавшая свое безпредѣльное благоговѣніе и любовь къ Іисусу, Божественному Благодѣтелю, недавно предъ тѣмъ воскресившему изъ мертвыхъ брата ея Лазаря.

Но Святая церковь въ трогательныхъ умиленныхъ пѣсняхъ своихъ представляетъ жену грѣшницею, и одинаковыми чертами изображаетъ ее съ женою, о которой повѣствуетъ Евангелистъ Лука въ 7-й главѣ Евангелія своего ст. 37-50. И та описывается, какъ и эта представляется великою грѣшницею; и здѣсь, какъ тамъ, дѣйствіе происходитъ въ дому Сімона; и эта, какъ и та, ставши созади при ногахъ Іисусовыхъ и утопая въ слезахъ омывала слезами ноги Іисусовы, отирала оныя власами своими, цѣловала и помазывала драгоцѣннымъ мѵромъ; и эта, какъ та милосердо Господомъ принята, благосердо одобрена и благоволительно сподоблена отпущенія грѣховъ, и тогда какъ Фарисей тайно соблазнялся и негодовалъ на допущеніе Іисусомъ къ Себѣ великой грѣшницы, Господь въ дѣйствіи орошенія ея слезами своими ногъ Его, въ отертіи ихъ власами и помазаніи мѵромъ открыто показалъ глубину раскаянія ея и полноту любви, содѣлав/с. 80/шія ея достойною благосердаго принятія и прощенія.

Чтоже эту жену, великую грѣшницу, привело ко Іисусу, и повергло къ ногамъ Его съ потоками слезъ, съ горькимъ терзаніемъ сердца, и вмѣстѣ съ крѣпкою вѣрою, съ несомнѣнною надеждою, съ пламенною любовію, засвидѣтельствованными изліяніемъ съ слезами многоцѣннаго мѵра на ноги Іисусовы? Церковь въ пѣсняхъ своихъ объясняетъ, что блудница въ Сынѣ Дѣвы познала Бога — Спасителя міра, Который облекся въ человѣчество, и вмѣстѣ въ безконечное милосердіе, дабы взыскать заблудшихъ, обрѣсти грѣшныхъ, спасти погибающихъ.

Откуда же великая грѣшница познала въ Сынѣ Дѣвы Богочеловѣка, пришедшаго взыскать и спасти погибшаго? Кто ищетъ, тотъ находитъ. Больной находитъ врача, бѣдной — благотворителя, не вѣдущій обрѣтаетъ наставника, и истинно кающійся грѣшникъ находитъ душевнаго врача. Такъ и грѣшная, чувствовавшая всю тяжесть множества грѣховъ своихъ, нашла врача, нашла Спасителя. Какимъ же путемъ нашла Его? Тѣмъ именно путемъ, какимъ больные находятъ врача, бѣдные благодѣтеля, невѣдущіе наставника. Свѣтъ даетъ видѣть и находитъ себя тьмѣ, благодѣтельность нуждѣ, цѣлебность болѣзненности, источникъ жаждѣ. И свѣтъ Іисусъ, Цѣлитель Хрістосъ давалъ Себя видѣть и осязать во спасеніе. Женѣ грѣшницѣ не могли быть неизвѣстны многіе, получившіе отъ Хріста отпущеніе грѣховъ и /с. 81/ исправившіеся, также какъ многіе больные исцѣленные. Знала она, что многіе изъ долговременно и неисцѣльно больныхъ единымъ словомъ Хрістовымъ сдѣлались здравыми; равно знала, что многіе изъ тяжкихъ, обремененныхъ всѣми беззаконіями грѣшниковъ, получивъ прощеніе отъ Хріста, обратились къ покаянію и путемъ правды уже текли къ царствію небесному. На этой стезѣ путеуказателями ей были подобныя блудницы, мытари, грѣшники, съ которыми Іисусъ ялъ и пилъ, которымъ явилъ въ Себѣ благость милосердія Божія, не отвергающаго самыхъ тяжкихъ грѣшниковъ, явилъ въ Себѣ кроткимъ гласомъ небеснаго друга, утѣшителя, явилъ вѣденіемъ таинъ сердечныхъ вѣдущаго человѣческаго естества немощь сердцевѣдца, откровеніемъ страшной участи нераскаяннымъ грѣшникамъ, явилъ въ Себѣ всевѣдца. Такъ — множество мытарей и грѣшниковъ, призванныхъ и обращенныхъ Іисусомъ на путь спасенія, были для имѣвшихъ очи видѣть и уши слышать тайными и явными проповѣдниками, кто былъ Іисусъ: были проповѣдниками, что Іисусъ есть Учитель благости Божіей, Пророкъ милосердія небеснаго, что это Посланникъ отъ Бога, пришедшій призвать грѣшниковъ на покаяніе, что это Врачь душъ и тѣлесъ. Эта-то проповѣдь исцѣленныхъ, исправленныхъ, обращенныхъ на путь покаянія и спасенія достигла и до жены грѣшницы; а льзя ли отрицать, что она и сама не встрѣчала прежде гдѣ-либо взора Іисусова, не слышала когда-либо изъ устъ /с. 82/ слова Его, прикасавшагося къ ея сердцу и потрясавшаго всю нечистую внутренность ея? Какъ бы то ни было, только жена грѣшная, жена, по пѣсненному выраженію Церкви, злосмрадная и оскверненная обрѣла Господа, взыскала Спасителя, пришла къ Нему съ болѣзненнымъ покаяніемъ, приступила съ горьчайшими потоками слезъ и съ крѣпкою вѣрою, съ пламенною любовію изъ глубины всего существа вопіяла къ Нему: «Ты, воздвигнувый изъ гроба четверодневнаго Лазаря, воскреси меня умершую изъ глубины грѣховной, пріими мя окаянную, не презри ради дѣяній отчаянную, спаси, душеспасче, погибающую».

Нѣтъ нужды говорить, что эта блаженная жена, омывшая слезами своими нозѣ Іисусовы, отершая оныя власами своими, съ упованіемъ лобызавшая, съ любовію помазавшая многоцѣннымъ мѵромъ, отпущена отъ Врача душъ съ миромъ, отпущена омытою покаяніемъ, оправданною вѣрою, утѣшенною разрѣшеніемъ, укрѣпленною благодатію, во еже не ктому человѣческимъ похотемъ, но воли Божіей прочее жить время.

Что же за причина, что св. Церковь въ самомъ преддверіи страстей Хрістовыхъ въ третій напутственный урокъ представляетъ намъ блудницу, оскверненную всякими грѣховными нечистотами, пришедшую къ Спасителю съ горькими слезами, съ болѣзненнымъ сокрушеніемъ, съ горячимъ, пламеннымъ покаяніемъ? Причина очевидна: Церковь Божія хощетъ, чтобы и мы сопровождали Спасителя нашего на крестный подвигъ Его также /с. 83/ съ горькими слезами, съ болѣзненнымъ сокрушеніемъ, съ пламеннымъ покаяніемъ во грѣхахъ нашихъ, сопровождали какъ великіе грѣшники, тяжкіе преступники, безъотвѣтные беззаконники, сопровождали Спасителя нашего, Который идетъ страдать за наши неправды, идетъ на мученія, біенія, поруганія за наши беззаконія, идетъ быть распятымъ, пригвожденнымъ ко кресту, желчію и оцтомъ напоеннымъ, копіемъ въ ребра прободеннымъ за наши нечистоты, за наше плотоугодіе и сладострастіе, за нашу жестокость и памятозлобіе, за наше объяденіе, піянство, плотскія утѣхи и увеселенія. Потому-то св. Церковь, представляя предъ очи наши лежащую у ногъ Іисусовыхъ грѣшницу и въ горькихъ слезахъ, въ болѣзни сердца просящую себѣ помилованія, преднаписуетъ въ примѣрѣ ея каждому изъ насъ глубокое чувство тяжкой своей грѣховности, сердечное болѣзнованіе, съ каковымъ мы теперь всѣ должны повергнуться и лежать у ногъ Іисусовыхъ.

Кто изъ насъ похвалится чисто имѣти не только сердце, но и тѣло? Всѣ мы предъ Богомъ, Создателемъ и Спасителемъ нашимъ преступники закона Его, презрители св. воли Его, достойные всего гнѣва Его; всѣ мы и предъ ближними нашими несправедливы обидами, притѣсненіями, жестокостями, а паче соблазнами и примѣромъ законопреступныхъ дѣлъ, которыми многіе изъ насъ ближнихъ своихъ соблазняли, развращали, привлекали ко грѣху; тѣмъ болѣе всѣ нечисты, гнусны, порочны въ самихъ себѣ, такъ порочны, /с. 84/ что истинно нѣтъ грѣха и беззаконія, нѣтъ непотребства и мерзости, которыхъ бы каждый изъ насъ не совершилъ, если не самымъ дѣломъ, то нечистымъ намѣреніемъ, непотребнымъ вожделѣніемъ, безмѣстною похотію, законопреступнымъ покушеніемъ и самохотнымъ, неистовымъ стремленіемъ. И такъ, будучи всѣ мы великіе грѣшники, непотребные предъ Богомъ, неправедные предъ ближними, нечистые въ собственныхъ глазахъ своихъ, съ какими расположеніями должны провождать Спасителя нашего на страданія за насъ? О! не съ иными расположеніями, какъ съ расположеніями грѣшниковъ, горько плачущихъ, болѣзненно припадающихъ и въ сердечномъ сокрушеніи отпущенія себѣ просящихъ? Каждый и изъ насъ, по примѣру жены грѣшницы, долженъ теперь припасть къ стопамъ Спасителя, шествующаго на страданія за грѣхи наши, припасть съ сокрушенными помышленіями ума, съ болѣзненными чувствованіями сердца, съ пламенными расположеніями любви, и всею силою, всею крѣпостію молить страждущаго Спасителя, чтобы Онъ каждаго изъ насъ недостойныхъ объявъ искупительными страданіями Своими, пріосѣнивъ разтлѣнныхъ спасительными язвами Своими, воскропивъ на безжизненныхъ съ животворящаго креста Своего капли безцѣнной крови и воды во измовеніе грѣховъ и прегрѣшеній нашихъ, чтобы каждаго изъ насъ помянулъ Своимъ милосердіемъ и на крестѣ въ безпредѣльныхъ страданіяхъ Своихъ, помянулъ и въ живопріемномъ гробѣ Своемъ /с. 85/ насъ мертвыхъ прегрѣшеными и погребшихъ страстями Божественный Образъ въ себѣ, помянулъ и въ преисподнихъ ада, какъ побѣдитель смерти, дабы изведши насъ низвергшихся во дно адово противуестественными нашими преступленіями, помянулъ насъ и тогда, когда какъ Божественный Женихъ душъ изыдетъ изъ гроба, яко изъ чертога, живоносною радостію воскресенія блистаяся, осіялъ бы насъ потемненныхъ страстями, какъ солнце присносущнымъ свѣтомъ правды Своея, согрѣлъ насъ хладныхъ теплотою Божественной жизни Своей, рекъ и намъ, влающимся суетами и мятущимся лестію житейскою, и намъ пригвожденнымъ къ землѣ и похотѣніямъ плоти, рекъ бы и намъ въ духѣ и силѣ слово жизни, радости, спасенія, рекъ, и вселилъ бы въ насъ живое и дѣйственное расположеніе и помышлять, и желать и дѣйствовать то единственно, чтобы шествовать за Нимъ путемъ Креста Его, путемъ правды и спасенія въ рай.

Возопіемъ же къ Нему изъ глубины всего существа нашего покаяннымъ гласомъ блудницы, воззовемъ крѣпкимъ, молитвеннымъ гласомъ разбойника: помяни насъ грѣшныхъ, Господи, и на крестѣ Твоемъ, и во царствіи Твоемъ. Аминь.

Источникъ: Страстная седмица съ Лазаревою субботою и недѣлею Ваій, или Поученія на каждый день Страстныя седмицы съ субботы Лазаревой до Великой, Еѵлампія, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. — М.: Въ Типографіи Александра Семена, 1853. — С. 78-85.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.