Церковный календарь
Новости


2018-05-25 / russportal
Н. И. Ульяновъ. Замолчанный Марксъ (1969)
2018-05-25 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ (2-й) К. Н. Николаева (1939)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святыя Евѳимія и Ольга (1994)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Преп. Серафимъ Саровскій (1994)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 15 (37) (1908)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 14 (36) (1908)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 50-я (1922)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 49-я (1922)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 6-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 5-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Разслабленный, самарянка и слѣпорожденный (1994)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святые Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 71-80) (1957)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 61-70) (1957)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 48-я (1922)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 47-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 26 мая 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Евлампій (Пятницкій) († 1862 г.)
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА СЪ ЛАЗАРЕВОЮ СУББОТОЮ И НЕДѢЛЕЮ ВАІЙ.
(Поученія съ субботы Лазаревой до Великой. М., 1853)

СЛОВО III. [ВЪ СВЯТЫЙ ВЕЛИКІЙ ПЯТОКЪ].
О виновности нашей (и нынѣ) въ страданіяхъ Христовыхъ.

Сей грѣхи наши носитъ, и о насъ болѣзнуетъ (Исаіи 53, 4.).

Когда ни представляется святою Церковію это, сколько величественное, столькоже печальное зрѣлище страданій Богочеловѣка, всегда представляется предъ взоры наши съ такою поразительною силою, что потрясаетъ всю внутренность нашу неизъяснимымъ чувствомъ священной скорби и болѣзнованія.

Отъ чегоже священная скорбь объемлетъ сердца наши при взорѣ и на одинъ образъ страданій Богочеловѣка? Конечно и отъ скорбнаго помышленія о буйствѣ и жестокосердіи человѣческомъ, что Свидѣтель Небесной истины, Который на то родился, и на то пришелъ въ міръ, чтобы свидѣтельствовать о истинѣ, (Іоан. 18, 38) обвиненъ /с. 152/ въ мірѣ, какъ обольститель и лжецъ (7. 12.); что Божественный Праведникъ, Который грѣха не сотворилъ, и во устахъ Котораго не было льсти (1 Пет. 2, 22.), какъ беззаконникъ, неправедно осужденъ; что Благодѣтель человѣчества, Который ходилъ благодѣтельствуя и исцѣляя насилованныхъ отъ діавола (Дѣян. 10, 38.), умерщвленъ какъ злодѣй, (Іоан. 18, 30); что Святый Божій, агнецъ кроткій, Который и тогда, когда веденъ былъ на закланіе, былъ какъ овча противу стригущаго его безгласенъ, безчеловѣчно распятъ и ко кресту пригвожденъ. Подлинно при помышленіи о невинныхъ страданіяхъ Богочеловѣка, и о великой злобѣ человѣческой не можно не исполниться слезъ и сѣтованія. Но сіи помышленія не объемлютъ всей глубины печали, которая пригвождаетъ насъ скорбію къ зрѣлищу страданій Богочеловѣка.

Чтоже такъ крѣпко, такъ могущественно связуетъ насъ священною печалію съ страданіями Богочеловѣка? Связуетъ внутренній — сокровенный союзъ безпредѣльной Его къ намъ любви, тотъ Божественный союзъ, что Онъ, истощивъ Себе ради насъ, грѣхи наши носитъ и о насъ болѣзнуетъ, что мы вмѣнихомъ Его быти въ трудѣ, и въ язвѣ отъ Бога и озлобленіи, что Онъ язвенъ бысть за грѣхи наши и мученъ бысть за беззаконія наша, наказаніе мира нашего на немъ (Исаі. 53, 45.). Вотъ истинная причина сердечной скорби нашей при взорѣ на страданія Богочеловѣка! Онъ страждетъ за насъ, страждетъ за /с. 153/ наши неправды, за наши грѣхи. Можно ли намъ не страдать, не скорбѣть съ страждущимъ за насъ Богочеловѣкомъ? Сей грѣхи наши носитъ и о насъ болѣзнуетъ.

Но ужели Божественный страдалецъ и доселѣ грѣхи наши носитъ и о насъ болѣзнуетъ? Ужели и послѣ побѣды надъ грѣхомъ и смертію распинается, и по воспріятіи власти надъ небомъ и землею страждетъ, и по возшествіи на небо въ мертвецѣхъ вмѣняется, и послѣ торжественнаго воцаренія надъ горою Сіономъ безчествуется? Но прикоснется ли какое неистовое устремленіе до неприкосновеннаго и существомъ и славою и могуществомъ?

Чтоже значитъ сіе величественное и вкупѣ печальное зрѣлище страданій Богочеловѣка? Ужели Святая Церковь для одного токмо воспоминанія представляетъ намъ сіи погребальныя знаменія зримаго въ мертвецѣхъ и повитаго плащаницею Іисуса? Нѣтъ! Она истинно сѣтуетъ и скорбитъ о Іисусѣ, истинно состраждетъ, сраспинается со Іисусомъ, и это для того, дабы и мы сѣтовали и скорбѣли, и мы сострадали и сраспинались Іисусу.

Убо и нынѣ носитъ грѣхи наши, и нынѣ несетъ за насъ крестъ, подъемлетъ о насъ подвиги, труды, болѣзни, сладчайшій Спаситель нашъ!

Подумаемъ о семъ предъ страждущимъ и вкупѣ преславно владычествующимъ Іисусомъ, и поскорбимъ, посѣтуемъ, горько посѣтуемъ о томъ, что мы и нынѣ виною болѣзненнаго несенія грѣховъ нашихъ Спасителемъ нашимъ.

/с. 154/ Дѣло спасенія нашего Сыномъ Божіимъ внѣ насъ совершено. Но оно въ силѣ и дѣйствіи должно открыться въ насъ силою Духа Хрістова. Спаситель нашъ хотя съ Божественною силою возшелъ на небо, возшелъ, какъ Господь неба и земли, какъ Побѣдитель грѣха и смерти, какъ Искупитель всѣхъ человѣковъ, но вкупѣ возшелъ къ Отцу Своему и какъ Ходатай нашъ, какъ Очиститель грѣховъ нашихъ, какъ Глава наша. У этой Божественной Главы мы искупленные Имъ человѣки, какъ худые и болѣзненные, разсѣянные и расточенные члены, воспріятые Имъ въ благодатное наслѣдіе, остаемся на земли, которыхъ Онъ поручился Отцу Своему съ высоты небесъ силою Духа Святаго Своего отвсюду благовѣствованіемъ въ Церковь Свою собирать, словомъ истины просвѣщать, изъ чадъ грѣха и осужденія въ чадъ вѣры и послушанія обращать, очистительнымъ путемъ креста по слѣдамъ Своимъ отъ земли на небо возводить, и на престолѣ славы Своея съ Собою посаждать.

Помыслимъ же, сколько у Спасителя нашего съ нами труда, съ нами призванными въ вѣру, и невѣрными, приводимыми въ послушаніе, и не послушными, исполняемыми благодатію, и безблагодатными, и отъ безблагодатности и къ самому Божественному Благодѣтелю душъ нашихъ неблагодарными? Божественный Посѣтитель душъ нашихъ непрестанно зоветъ насъ къ Себѣ гласомъ истины, и мы не слушаемъ; влечетъ насъ благодатію Своею, и мы противимся; преслѣдуетъ /с. 155/ насъ любовію Своею, и мы отвергаемъ любовь Его для любви міра. Посреди сего непрестаннаго призыванія и непослушанія; влеченія и противленія; преслѣдованія любовію и отверженія Божественной любви любовію міра не носитъ ли Спаситель грѣховъ нашихъ? Не болѣзнуетъ ли о насъ, когда мы непрестанно даемъ Ему труды, язвы, озлобленія?

По истинѣ Спаситель и нынѣ носитъ грѣхи наши, носитъ какъ Ходатай нашъ, какъ Очиститель грѣховъ нашихъ, какъ Глава наша. Носитъ Спаситель грѣхи наши, какъ Ходатай нашъ. Ходатая имамы къ Отцу Іисуса Хріста Праведника (1 Іоан. 2, 1.).

Въ чемъ состоитъ дѣло Ходатая? Ходатай есть посредникъ между двумя разъединенными сторонами, между Высшею, которая, бывъ раздражена отъ нисшей, служебной, кромѣ отъятія отъ виновныхъ благъ, требуетъ себѣ въ удовлетвореніе суда и казни ихъ; и между нисшею, виновною, отъ виновности своей бѣдствующею, и по самому бѣдственному состоянію требующею милости и прощенія. Ходатай, будучи доступенъ и къ величію стороны оскорбленной, но также близокъ состраданіемъ и соучастіемъ и къ бѣдственной участи стороны виновной, пріемлетъ на себя сердобольный трудъ, умолять разгнѣванную правду о раствореніи суда милостію къ достойнымъ казни, но въ чувствѣ виновности единственно отъ милосердія чающимъ помилованія себѣ.

/с. 156/ Какъ же Ходатай виновныхъ предстаетъ предъ Лице ими оскорбленное? Предстая въ лицѣ виновныхъ, поставляетъ себя во всѣхъ отношеніяхъ въ состояніе ихъ. Тѣ виновны, онъ усвояетъ себѣ вину ихъ; тѣ преступны, онъ вземлетъ на себя преступленіе ихъ; съ благодерзновеніемъ умоляетъ за виновныхъ, когда обрѣтаетъ что къ защитѣ ихъ; повергается вкупѣ съ ними въ милосердіе оскорбленной правды, когда ничего не находитъ къ оправданію ихъ. Такъ обыкновенно ходатайствуютъ человѣки предъ человѣками за человѣковъ.

Также и Богочеловѣкъ ходатайствуетъ о насъ предъ Богомъ Отцемъ! И Онъ также является за насъ лицу Божію въ лицѣ нашемъ, также поставляетъ Себя въ состояніе наше. Или паче: кто могъ быть такимъ Искупителемъ нашимъ на земли, какъ Іисусъ? Кто можетъ быть такимъ и Ходатаемъ о насъ на небеси, какъ Ходатай Бога и человѣковъ Іисусъ? Искушенный по всяческимъ по подобію развѣ грѣха, и вѣдущій всю немощь человѣческаго естества, Онъ Единъ вѣдаетъ, какъ и искушаемымъ помощи. Предстая о насъ Богу Отцу съ безконечными Своими заслугами, и Своимъ всемогуществомъ врачуя наше немощное, полнотою благодати Своея восполняя оскудѣвающее, Онъ вѣдаетъ нашу немощь преображать въ крѣпость заслугъ Своихъ, нашу скудость препоясывать силою добродѣтелей Своихъ. Ходатая имамы къ Отцу Іисуса Хріста праведника.

/с. 157/ Нося грѣхи наши, какъ Ходатай нашъ, Спаситель носитъ оные, какъ Очиститель грѣховъ нашихъ и всего міра. И той есть очищеніе о грѣсѣхъ нашихъ, не нашихъ же точію, но и всего міра (1 Іоан. 2, 12).

Силенъ, доступенъ къ престолу благодати Ходатай нашъ. Ибо и Самъ на престолѣ славы возсѣдитъ одесную Бога Отца, и ходатайствуетъ о насъ. Но не легко и ходатайствовать за человѣковъ предъ правосудіемъ Божіимъ даже Богу. Богъ есть свѣтъ и тьмы въ немъ нѣтъ ниединыя (1 Іоан. 1, 5.). Очи Его тьмами темъ свѣтлѣйшіи солнца суть. Онъ ненавидитъ беззаконія, неприселится къ Нему лукавнуяй, ниже пребудутъ беззаконницы предъ очами Его (Псал. 5, 4. 5.). Таковъ же и Самъ Ходатай нашъ. Хотя Онъ до безпредѣльности любитъ грѣшниковъ, которыхъ снисшелъ съ высоты престола Отца Своего взыскать и спасти, и за которыхъ, какъ за друговъ и душу Свою положилъ: но любитъ грѣшниковъ кающихся и исправляющихся. Каковы же тѣ, за которыхъ Онъ ходатайствуетъ, и которыхъ оправдываетъ Своимъ ходатайствомъ? Не нужно говорить, что это всѣ безъ исключенія грѣшники. Но какіе грѣшники? Такіе грѣшники, которые ни помыслить, ни пожелать сами по себѣ неспособны что либо доброе кромѣ злаго, которые такъ удобопоползновенны и преклонны на зло, такъ способны раздражать и раздражаться, что Божественнымъ Ходатаемъ, вѣдущимъ немощь нашего естества велѣно намъ другъ другу /с. 158/ прощать во взаимныхъ огорченіяхъ до семьдесятъ кратъ седмерицею.

Если же Ходатай нашъ намъ — нетерпѣливымъ, гнѣвливымъ, раздражительнымъ повелѣлъ терпѣть, сносить, прощать ближнимъ нашимъ до семдесятъ кратъ седмерицею: то мы не можемъ и представить себѣ мѣры долготы, глубины, высоты и широты долготерпѣнія Его къ намъ. Одна для сего безпредѣльная мѣра, — неизмѣримое богатство благости и милосердія Его къ намъ грѣшнымъ.

И такъ хотя Іисусъ на небесномъ жертвенникѣ предъ Отцемъ Своимъ очищаетъ грѣхи наши не такимъ уже жертвоприношеніемъ, какое совершилъ за насъ на земли, — неліяніемъ вновь потоковъ пречистыя крове Своея, какъ лилъ ее на крестѣ изъ пронзенныхъ рукъ и ногъ и прободеннаго ребра; прославленное Божественною славою человѣчество уже непричастно болѣе никакого страданія. Но дѣйственно, непреложно, очищаетъ грѣхи наши тѣмъ-же Божественнымъ жертвоприношеніемъ, поелику, единожды принесши Себя въ жертву, всегда подъемлетъ на Себѣ грѣхи наши (Еф. 9, 28), единожды съ кровію Своею вшедши во святая, выну является о насъ лицу Божію (ст. 24.); единожды пріобрѣтши намъ вѣчное искупленіе (— 12), выну Духомъ Святымъ очищаетъ совѣсть нашу отъ мертвыхъ дѣлъ, дабы мы непорочно служили Богу живому и истинному (ст. 14.).

/с. 159/ Почему туже всегда принося жертву для уничтоженія грѣховъ нашихъ, не болѣзнуетъ ли и Божественный Споручникъ Іисусъ (7, 22.) какъ Ходатай нашъ, о насъ, изпадающихъ изъ благодати Его неправдами? Не болѣзнуетъ ли въ Божественной ревности, какъ Очиститель грѣховъ нашихъ, о возвращеніи нашемъ къ прежнимъ нечистотамъ? Не болѣзнуетъ ли въ преисполненномъ Божественною любовію сердцѣ, какъ Глава наша, въ Членахъ Своихъ и рождающійся и умирающій, и растущій и малящійся, и возмогающій въ силѣ и оскудѣвающій, и славимый и безчествуемый, и царствующій въ неисповѣдимомъ блаженствѣ и бѣдствующій во всеродныхъ озлобленіяхъ; не болѣзнуетъ ли о членахъ Своихъ, многоразличными заблужденіями и паденіями отъ состава тѣла Его отторгающихся? Онъ также болѣзнуетъ въ пронзенномъ любовію сердцѣ о нашихъ беззаконіяхъ и грѣхахъ, какъ и радуется съ Отцемъ и Духомъ Своимъ и со святыми Ангелами Своими и о единомъ обращающемся грѣшникѣ (Лук. 15, 10.).

И какъ болѣзнуетъ, какъ терпитъ отъ насъ и о насъ Божественный Іисусъ, какъ Глава наша и въ славѣ Своей на небеси: то вотъ какія поразительнѣйшія изображенія сего находимъ въ Писаніи. Іоаннъ Богословъ въ откровеніи своемъ видитъ Іисуса и на небеси среди самаго Престола Божества агнцемъ, и агнцемъ заколеннымъ. И видѣхъ, говоритъ, и се посреди престола и четырехъ животныхъ и посредѣ старецъ агнецъ стоящь, /с. 160/ яко заколенъ (Апок. 5, 6.). Въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ Господь Іисусъ съ высоты небесъ дышущему прещеніемъ и убійствомъ на учениковъ Его Саѵлу произноситъ жалобу на его самаго въ томъ, что онъ гонитъ Его: Саѵле, Саѵле! что мя гониши. Пораженный небеснымъ гласомъ Саѵлъ въ трепетѣ вопрошаетъ: кто еси Господи? Господь отвѣтствуетъ: Азъ есмь Іисусъ, Его же ты гониши (Дѣян. 26, 14, 15.). Опять Самъ же Господь, какъ повѣствуетъ бытописаніе Хрістіанской Церкви, жалуется, что Арій раздралъ ризу Его. Если присовокупимъ къ сему, что не только въ мірѣ, но и среди вѣрующихъ во Христа есть много противниковъ Христу, такъ какъ много было антихристовъ и во времена Апостоловъ (Іоан. 2, 18); что между самыми просвѣщенными и вкусившими дара небеснаго и причастниками Духа Святаго есть отпадшіе, второе, какъ говоритъ Апостолъ, распинающіе Сына Божія себѣ, и обличающіе (Евр. 6, 6.), что и самое теперь сѣденіе Богочеловѣка одесную Бога Отца есть нечто иное, какъ ходатайственное строеніе спасенія вѣрныхъ и покоренія враговъ своихъ (1 Кор. 15, 25.), и слѣдовательно непрестанное дѣло (Іоан. 5, 17.), непрестанный подвигъ для Подвигоположника (Евр. 10, 13.): то что скажемъ? Не въ трудѣ ли, не въ озлобленіи ли, не въ болѣзни ли Господь нашъ за насъ на самомъ престолѣ всемірнаго ходатайства Своего?

И такъ, Спасителю нашъ, кроткій Божественный Агнче, вземлющій грѣхи всего міра, Ты и /с. 161/ на небеси одесную величествія Отца, долготерпя о нашихъ согрѣшеніяхъ, страждешь за насъ, пріемлешь труды, озлобленія и гоненія! Безмолвно нынѣ глаголющій намъ, Онъ речетъ нѣкогда о семъ во услышаніе всей вселенной, когда пріидетъ во всей славѣ Своей и Отца Своего. А развѣ теперь Онъ не во всей, не въ полной славѣ? Въ полной по отношенію къ міру горнему, но дѣйствительно не въ полной славѣ по отношенію къ міру дольнему.

Почему же Іисусъ не въ полной славѣ по отношенію къ міру дольнему? Потому, что терпитъ, защищаетъ, ограждаетъ лежащій во злѣ міръ, потому, что ищетъ, зоветъ, обращаетъ отъ тьмы въ свѣтъ невѣрныхъ людей; потому что хранитъ, милуетъ, спасаетъ отъ непріязненности міродержца искупленныхъ и усвоенныхъ Имъ благодатныхъ чадъ. Еслибы Онъ облекся во все сіяніе славы: тогда бы низпровергся отъ лица Его исполненный беззаконія міръ, тогда бы изчезли ходящіе во тьмѣ ума, помраченные смысломъ, отчужденные отъ жизни Божіей языки; тогда бы погибли во грѣхахъ и беззаконіяхъ безпечно и нераскаянно живущіе Хрістіане. Міръ, люди, хрістіане! Чувствуемъ ли мы, что Хрістосъ, Сынъ Божій, Сіяніе славы Отчія, для того не облекается во все величіе сіянія Своего, для того сокращаетъ права Божественной власти Своей, для того и въ самой славѣ отрекается отъ славы, дабы не убить насъ явленіемъ величія Своего? /с. 162/ Понимаемъ ли же, какъ терпитъ, какъ болѣзнуетъ о насъ и отъ насъ Іисусъ? Терпитъ отъ нашихъ неправдъ и противленія, болѣзнуетъ о нашей нераскаянности и неключимости. Не говоря о томъ, сколько Онъ терпитъ и вообще въ тѣлѣ Своемъ, — въ Церкви Своей, гдѣ всякіе расколы, раздоры, раздѣленія суть раздиранія пречистой ризы — плоти Его, есть, по ясному слову Апостола, и нынѣ изъ просвѣтившихся и причастниковъ Духа Святаго, есть снова распинающіе Сына Божія (Евр. 6, 6.). Посему не говоря о невѣдущихъ истиннаго Бога и Хріста Его, Спасителя міра, какъ нѣкогда отъ возлюбленнаго Израиля, такъ и нынѣ отъ возлюбленныхъ Хрістіанъ — Іисусъ терпитъ тѣже страданія, только въ другомъ видѣ. Гдѣ нѣтъ, кому неизвѣстно, что и нынѣ корыстолюбіе продаетъ невинность, зависть и злоба преслѣдуютъ добродѣтель, человѣкоугодливость измѣняетъ истинѣ, буйство и суемудріе ругаются надъ Божественнымъ и Священнымъ? Убо и между Хрістіанами есть своего рода ученики предатели, есть Іудеи ругатели, есть Пилаты распинатели. Тайное хищеніе и явное грабительство и нынѣ совлекаютъ одѣяніе со Іисуса: лесть и лицемѣріе, коварство и ласкательство и нынѣ, преклоняясь на колѣну, ругаются Іисусу. Суемудріе и лжемудрованіе, изощряя языкъ противу вѣры и Церкви, и нынѣ біютъ по главѣ тростію Іисуса; гордость и надменіе и нынѣ возлагаютъ вѣнецъ отъ тернія на главу Іисуса; сладострастіе и плотоугодіе, нечистота и /с. 163/ сластолюбіе и нынѣ плюютъ въ лице и пакости дѣютъ Іисусу; суетныя забавы и увеселенія, нетрезвость и невоздержаніе и нынѣ напаяютъ желчію и оцтомъ Іисуса; нераскаянность и закосненіе и нынѣ ведутъ на пропятіе Іисуса; нарушеніе клятвъ и присяги, пренебреженіе вѣрности и священныхъ обѣтовъ и нынѣ предаютъ на мученіе и пропятіе и пригвождаютъ ко кресту Іисуса. И что о явныхъ преступленіяхъ? Часто самое цѣлованіе Іисуса есть предательство Іисуса, и дружеское лобзаніе есть пронзеніе пречистаго ребра Его и уязвленіе сердца Его. О! Да не возглаголютъ уста наша собственныхъ неправдъ нашихъ, коими мы многоразлично терзаемъ исполненное нѣжности сердце Іисусово. Сами исповѣдаемъ на себя беззаконія наша, дабы онѣ не явились предъ всѣмъ міромъ и мы не осудились нѣкогда съ міромъ.

И такъ, Божественный Искупителю, Ты возносяся на небо во славѣ къ Отцу Твоему, вѣрно взялъ съ Собою и крестъ Твой. Такъ, — Ты взялъ крестъ хотя не страданія, но долготерпѣнія, взялъ какъ знаменіе побѣды любви, дабы являть въ вѣцѣхъ грядущихъ презѣльное богатство благодати Твоея (Еф. 1, 7.) и Божественною Твоею благостію торжествовать надъ злобою человѣческою. Но вкупѣ Ты взялъ крестъ Твой и для того, чтобы нѣкогда сею мѣрою безконечной любви Твоей къ намъ измѣрять всю нашу неблагодарность и взвѣсить тяжесть противу Тебя /с. 164/ содѣянныхъ, но покаяніемъ неизглаженныхъ, беззаконій нашихъ.

Доколѣ же, Божественный Страдалецъ, Ты будешь терпѣть? Дотолѣ, доколѣ не пріиду во славѣ Моей сотворить судъ и правду посредѣ земли, вѣщаетъ Онъ въ словѣ Своемъ. Чтоже тогда будетъ? Ахъ! Хрістіане, тогда Онъ покажетъ все безконечное величіе Свое, величіе Бога, Царя, Судіи и сотворитъ месть врагамъ Своимъ. Тогда, умоляющая теперь о насъ кровь Его, воспламенится противу оскорбителей нестерпимымъ гнѣвомъ и прещеніемъ. Тогда сей кроткій и смиренный Іисусъ — теперь на земли безчествуемый, а на небеси ходатайствующій, здѣсь оскорбляемый, тамъ прощающій, здѣсь ненавидимый, тамъ любящій, тогда возстанетъ яко шуменъ и силенъ отъ вина, возстанетъ и разсыплются враги Его, побѣгнутъ въ бездну отъ лица Его ненавидящіи Его, какъ дымъ изчезнутъ, какъ воскъ растаютъ.

Но для чего намъ испытывать страшныя судьбы и какъ бы желать конца времени, кротости и долготерпѣнія Божія, тогда какъ мы всего болѣе имѣемъ нужду въ долготерпѣніи Божіемъ? Продолжи, Премилосердый, продолжи то, что всего необходимѣе для насъ, продолжи для грѣшниковъ время кротости и долготерпѣнія Твоего, спасительное время долготерпѣнія, въ которое Ты повелѣлъ намъ прощать другъ-другу до седмидесятъ кратъ седмерицею, Самъ все готовый простить покаянію. Укосни еще приходить состязатися о словеси съ рабы Твоими, доколѣ бла/с. 165/гость и милосердіе Твое не умягчатъ, не сокрушатъ сердецъ нашихъ, и доколѣ слезами покаянія мы не обмоемъ нашей противу Тебя неблагодарности. И слава долготерпѣнію Божественнаго Ходатая нашего! Не смотря на собственное Его грозное возвѣщеніе — пріити скоро воздать комуждо по дѣломъ Его (— 22, 12.), человѣколюбивый Господь все еще медлитъ. Да не мнятъ однакожъ неправедные, безпечно продолжающіе неправдовать, да не мнятъ нечистые, неудержимо продолжающіе сквернить себя (ст. 11.), да не мнятъ, яко коснитъ Господь исполненіемъ обѣтованія. Онъ не коснитъ, но долготерпитъ на насъ, не хотя да кто погибнетъ, но да вси въ покаяніе пріидутъ (2 Петр. 3, 9.). Не вознерадимъ же о богатствѣ благости, кротости и долготерпѣнія Ходатая нашего, зовущаго насъ къ покаянію. Ожесточеніемъ и нераскаяннымъ сердцемъ мы собираемъ себѣ гнѣвъ въ день гнѣва и откровенія праведнаго Суда Божія (Рим. 2, 45.). Можетъ быть правосудіе, взирая на наше безплодіе, давно вопіетъ къ ходатайствующей о насъ благости: посѣку ихъ, вскую упражняютъ и землю; отнелѣже прихожду ища плода отъ нихъ, и не обрѣтаю, и благость умоляетъ: потерти, дондеже окопаю окрестъ ихъ (Лук. 13, 7. 8.); потерпи, доколѣ еще употреблю всѣ возможныя средства и пути къ обращенію ихъ. Когда и послѣ всего того останутся безплодны: тогда, какъ изсохшія вѣтви, сами себя приготовятъ къ посѣченію.

Умилимся толикимъ милосердіемъ и долготер/с. 166/пѣніемъ Господа; предадимся со всею покорностію Божественной благопопечительности Его, въ дѣлѣ спасенія нашего. Но да боимся, да трепещемъ и внезапнаго посѣченія. Для сего будемъ жить, какъ чада, какъ вѣрные, чтобы не оскорблять, а утѣшать Спасителя нашего. Онъ воспріялъ и долготерпѣніемъ носитъ грѣхи наши, мы съ радостію воспріимемъ Его правду и освященіе и въ терпѣніи будемъ носить крестъ Его. Онъ страдалъ за насъ. Теперь наша чреда страдать съ Нимъ за Него и для Него. Только страданіе можетъ ввести въ истинную жизнь и славу воскресенія.

Долготерпѣливе и многомилостиве Господи, носяй тяжкое бремя грѣховъ всего міра! Научи и укрѣпи насъ нести иго благое и легкое Твое. Болѣзновавшій за насъ и болѣзнующій о насъ! Даруй намъ познать сладость страданій Твоихъ и съ любовію страдать за Тебя, да страдая съ Тобою, будемъ и радоваться живоносною радостію воскресенія Твоего. Аминь.

1850 г. Апр. 21. въ Вол. К. С.

Источникъ: Страстная седмица съ Лазаревою субботою и недѣлею Ваій, или Поученія на каждый день Страстныя седмицы съ субботы Лазаревой до Великой, Еѵлампія, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. — М.: Въ Типографіи Александра Семена, 1853. — С. 151-166.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.