Церковный календарь
Новости


2018-10-23 / russportal
Акаѳистъ всѣмъ святымъ, въ землѣ Россійской просіявшимъ (1995)
2018-10-23 / russportal
Н. П. Саблина, О. В. Губарева. "Отъ всѣхъ предѣлъ земли нашея" (1995)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ о работѣ Переселенческаго Комитета (1992)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О возник. въ современной церк. практикѣ вопросахъ (1992)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Церковь и государство въ будущей Россіи (1992)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Нѣтъ ничего дороже истины (1992)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 24 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Евлампій (Пятницкій) († 1862 г.)
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА СЪ ЛАЗАРЕВОЮ СУББОТОЮ И НЕДѢЛЕЮ ВАІЙ.
(Поученія съ субботы Лазаревой до Великой. М., 1853)

СЛОВО ВЪ ВЕЛИКУЮ СУББОТУ.
О стояніи и плачѣ Богоматери при Крестѣ, и оплакиваніи нами грѣховъ своихъ при Крестѣ.

Стояху при крестѣ Іисусовѣ Мати Его, и сестра Матере Его, Марія Клеопова и Марія Магдалина (Іоан. 19, 25.).

Стояли и мы при крестѣ Іисусовомъ и въ вечеръ Пятка минувшаго дня, мысленно соприсутствуя при снятіи со креста Іосифомъ и Никодимомъ тѣла Іисусова; стояли и въ утро сего великаго дня Субботы при плащаницѣ тѣла Іисусова, совершая съ тѣми же Хрістолюбивыми мужами боголѣпно погребеніе Живота, за насъ умершаго. Но такъ ли мы стояли и стоимъ при мысленномъ взираніи на гробъ и гробныя пелены умерщвленнаго за насъ Іисуса, какъ стояла при крестѣ Матерь Іисусова, пронзенная оружіемъ скорби во всемъ существѣ Ея?

/с. 185/ Дабы возвысить наше дольнее стояніе при крестѣ Спасителя превышеземнымъ стояніемъ Богоматери, озарить наше безчувственное взираніе на распятаго Іисуса богосвѣтлымъ въ самой печали зрѣніемъ Преблагословенной на бездыханнаго Іисуса, оживить наше хладное помышленіе о погребенномъ за насъ Іисусѣ живоноснымъ помышленіемъ Матери о нетлѣнномъ погребеніи Сына Ея и Бога: то, въ ознаменованіе духовнаго величія дня благословенной Субботы, размыслимъ о томъ: какъ стояла при крестѣ Матерь Іисуса? И въ какомъ расположеніи мы должны поставлять себя при крестѣ страждущаго за насъ Іисуса?

Какъ же стояла, и каково было стоять при крестѣ Матери Іисусовой?

Часть I.
О СТОЯНІИ И ПЛАЧѢ БОГОМАТЕРИ ПРИ КРЕСТѢ.

Каково было стоять при крестѣ Іисусовомъ Матери Іисусовой, въ большей или меньшей мѣрѣ понятно и всякому изъ насъ. Но еще понятнѣе, ощущительнѣе матерямъ, матерямъ нѣжнымъ, благочестивымъ, которыя имѣли сыновей, составлявшихъ для нихъ предметъ утѣшенія и радости, славу имени отеческаго, честь рода своего, сыновей разумныхъ, благочестивыхъ, имѣли таковыхъ сыновей, и лишились ихъ самымъ несчастнымъ, горестнымъ, плачевнымъ образомъ.

/с. 186/ Но что самые разумные, самые благочестивые, всѣми добрыми качествами ума и сердца украшенные сыны обыкновенныхъ матерей противу Сына Маріина, Іисуса, Божественными совершенствами сіявшаго и небесными доблестями знаменовавшагося, что, какъ не капли противу источника, какъ не искры противу свѣта, какъ не лучи противу солнца? Какъ Сама Мать Іисусова была Мать необыкновенная, такъ и Сынъ Ея былъ единственный. Какъ никто не перенесъ, и не могъ перенести такихъ безпредѣльныхъ страданій, какими обремененъ былъ Іисусъ: такъ и никто не испыталъ такой зельной скорби и туги, какія испытала Матерь Іисусова при крестѣ и погребеніи Сына Ея.

Марія, съ трехъ лѣтъ посвященная Богу, въ благоговѣніи и страхѣ Божіемъ воспитавшаяся въ храмѣ, питаемая отъ руку Ангела, чистая и непорочная Дѣва, — Марія зачала Сына Своего по благовѣстію Архангелову. Архангелъ благовѣствовалъ Ей, что Она, какъ единственная изъ всего рода человѣческаго Богомъ избранная Дѣва для великаго назначенія, родитъ по благоволенію Отца наитіемъ Св. Духа Сына, Спасителя міра; что Онъ будетъ Сынъ Вышняго, что на Немъ исполнятся всѣ обѣтованія, данныя Праотцамъ о искупленіи рода человѣческаго, что Онъ будетъ царствовать въ Израили на престолѣ Давидовомъ безконечно, вѣчно. Итакъ Она будетъ Матерію Сына Божія, Искупителя и Спасителя міра.

Кроткая, смиренная Марія приняла эту великую, /с. 187/ неизглаголанную вѣсть въ основаніи сердца съ глубочайшимъ смиреніемъ. И кромѣ того случая, когда въ благодарственной пѣсни выразила великость къ Ней милости Божіей предъ Боговдохновенною Елизаветою, Она хранила эту тайну въ недоступномъ молчаніи; только со всевозможнымъ вниманіемъ замѣчала все знаменательное, по рожденіи преестественно зачатаго Ею Сына. Слышала, какъ Виѳлеемскіе Пастыри, по благовѣстію Ангельскому, возвѣстили о рожденномъ Ею, что это родился Спаситель міра, и что множество Ангеловъ воспѣли хвалебную пѣснь при рожденіи Его; Сама видѣла, какъ вслѣдъ за тѣмъ восточные мудрецы, приходившіе въ Іерусалимъ съ дарами поклониться новорожденному Царю Іудейскому, воздали младенцу Ея — Іисусу превыше человѣческую честь; была очевидною свидѣтельницею, съ какимъ благоговѣніемъ въ храмѣ Іерусалимскомъ взялъ четыредесятидневнаго младенца — Іисуса на руки святолѣпный Старецъ Сѵмеонъ, и свыше вдохновенный какія предрекалъ чудеса и о Немъ и о Ней, предрекалъ, что одни обрѣтутъ въ Немъ жизнь, а другіе смерть, что и Ее Самую ожидаетъ тяжкая скорбь ради Его; впечатлѣла въ сердцѣ Своемъ и то, чтó двѣнадцатилѣтній Отрокъ — Іисусъ сказалъ Ей въ храмѣ Іерусалимскомъ, гдѣ Она съ Іосифомъ послѣ трехъ дней нашла Его посреди Іудейскихъ учителей, что Ему надлежитъ заниматься дѣлами Отца Своего.

Не говоря о томъ, — что послѣ того Мать Іисусусова видѣла удивительнаго, чуднаго, непости/с. 188/жимаго въ кроткой, мирной, мудрой, послушной домашней жизни, въ занятіяхъ и поведеніи Іисусовомъ, — вотъ послѣ тридесяти лѣтъ Сынъ Ея едва вступилъ въ великое служеніе Свое, тотчасъ ознаменовалъ Себя, какъ великій Учитель и Пророкъ Израилевъ, какъ необыкновенный Чудотворецъ и благодѣтель всѣхъ скорбящихъ и болѣзнующихъ. Когда ублажаемъ и славимъ былъ Сынъ, могла ли быть не ублажаема Мать не только отъ матерей, но и отъ всѣхъ видѣвшихъ великое явленіе силы Божіей во Іисусѣ.

Среди радостей о Сынѣ утѣшенія касались по временамъ сердца Ея и тяжкія вѣсти, что Сынъ Ея, до благоговѣнія чтимый и любимый простымъ народомъ, ненавидимъ, гонимъ, преслѣдуемъ жестокою злобою отъ Начальниковъ Іудейскихъ. У нихъ только и помышленій, чтобы уловить Его въ какомъ либо дѣлѣ и словѣ, обвинить, схватить и предать суду и смерти. Услышала наконецъ Она и о томъ, что Сынъ Ея идетъ въ Іерусалимъ, идетъ, какъ думали ученики, для воспріятія царства Израилева. Торжественная, всенародная встрѣча Іисуса, какъ Царя — побѣдителя съ ваіями, вѣтвьми и радостными кликами могла поддерживать это чаяніе. Но вышло совсѣмъ противное. Преданный вѣроломнымъ ученикомъ, Іисусъ внезапно врагами съ вооруженными воинами взятъ, повлеченъ на судъ Архіереевъ и Начальниковъ Іудейскихъ, какъ Богохульникъ осужденъ ими на смерть, какъ противникъ Кесаревой власти преданъ Пилату, Правителю Римско/с. 189/му для распятія на крестѣ, и избитый, оплеванный, поруганный, обремененный тяжкимъ крестомъ, какъ злодѣй, поведенъ въ сопровожденіи многочисленной толпы ругающихся на Голгоѳу для преданія поноснѣйшей — крестной смерти, смерти злодѣевъ и губителей. Къ ужасу узнала о всемъ этомъ и Мать Іисусова, и когда обремененный крестомъ Іисусъ веденъ былъ на Голгоѳу, подоспѣла и Она къ горестному сопровожденію; порываемая скорбію хотѣла бы подойти къ ведомому злодѣями, но отъ многочисленной, неистовой толпы не могла приближиться, и пораженная невыносимымъ зрѣлищемъ, потерявши свѣтъ въ очахъ, пошла вмѣстѣ съ другими знаемыми, плакавшими и рыдавшими о Немъ женами.

Вотъ Крестоносецъ и все множество сопровождавшаго Его народа пришли на Голгоѳу, на мѣсто казни. Въ трепетѣ увидѣла Мать Іисусова, какъ, по утвержденіи крестнаго древа, повлекли обнаженнаго Сына Ея на крестъ, какъ стали пригвождать острыми гвоздями руки и ноги Его; каждый ударъ, каждый раздававшійся звукъ молота ударялъ, сокрушалъ, пригвождалъ Ее Самую во всѣхъ силахъ души, во всѣхъ членахъ тѣла ко кресту.

Когда враги Іисусовы, насытивъ злобу свою позорищемъ и язвительныхъ ругательствъ и смертельныхъ болѣзней Пригвожденнаго ко кресту, отступили отъ распятаго между двумя разбойниками Іисуса: тогда убитой горестію Матери, из/с. 190/далека съ соучастницами горести смотрѣвшей на терзавшее Ее зрѣлище, уже не было препятствія подойти къ Распятому, и Она, послѣдуя стремленію Своей горести, подошла къ самому кресту Распятаго съ сестрою Своею Маріею Клеоповою и Маріею Магдалиною, и подошедши стала при крестѣ Іисусовомъ.

Теперь представимъ, если только въ состояніи будемъ представить, каково было стоять Матери Іисусовой при крестѣ Іисусовомъ? Теперь-то вполнѣ совершилось надъ Маріею пророчество Сѵмеоново, теперь во всей силѣ оружіе скорби пронзило, растерзало, проникло всю душу и сердце Ея. Стоя при крестѣ, Она Сама пригвождена была страданіями ко кресту, Сама висѣла горестію на крестѣ, Сама распиналась съ Распятымъ между разбойниками на крестѣ. Колико ужасенъ былъ позоръ, сколь безпредѣльно уничиженіе, какъ безконечно поносны были страданія Іисусовы, такъ крѣпки, жестоки были страданія Матери при крестѣ распятаго Сына. «О чадо Божественнаго утѣшенія и радости, о Сынъ небесной славы и величія, о рожденіе неисповѣдимыхъ таинъ и чудесъ», взывала, вопіяла Она въ растерзанной душѣ, какъ всепоядающимъ огнемъ горѣвшей горестію во всемъ существѣ, «тѣмъ ли кончилось Твое неисповѣдимое зачатіе, Твое неизглаголанное рожденіе, Твое исполненное Божественной таинственности возрастаніе, Твоя свѣтоносная жизнь, Твое чудодѣйственное служеніе, тѣмъ ли, что Ты преданъ позору всего /с. 191/ міра, что обремененъ всесвѣтными поношеніями, что какъ злодѣй вознесенъ среди злодѣевъ на крестѣ? Ты ли это Сынъ Вышняго, провозвѣщенный Архангеломъ, свидѣтельствованный свыше гласомъ Отца, свидѣтельствовавшій Самъ о Себѣ Твоими дѣлами, Ты ли обремененный всѣми Богохульствами и поруганіями? Это ли домъ Іаковлевъ, это ли престолъ Давида Отца Твоего, это ли вѣчное царство Твое, что Ты безобразный и безславный, не имѣя вида, ниже доброты, вознесенъ на лобномъ мѣстѣ, вознесенъ на крестъ на Голгоѳѣ, что среди мученій истаевая въ жизни, умираешь между разбойниками? Что это за таинство, что за непостижимое чудо! Утробою уязвляюся и лютое оружіе сердце мое проходитъ».

Подлинно несказанны были страданія Матери Еммануилевой; отвнѣ окружали Ее ужасъ и пустота, внутри наполняли терзавшія чувства и помышленія, которыя среди сильныхъ недоумѣній никакой отрадной мысли, никакого утѣшительнаго чувства не оставляли въ душѣ Ея. Темная, непроницаемая ночь печали окружала Ее. Какъ Самъ страждущій Сынъ Ея оставленъ былъ на крестѣ по человѣческому естеству поглощавшимъ Его безпредѣльнымъ болѣзнямъ: въ такомъ же состояніи тяжкаго оставленія была при крестѣ и Матерь Іисусова. Стояху при крестѣ Іисусовѣ Мати Его, и сестра Матери Его, Марія Клеопова, и Марія Магдалина.

За что же Преблагословенная Дѣва, стоя при /с. 192/ крестѣ распятаго Сына Своего, и Сама къ толико болѣзненному кресту пригвождена была? За что такъ тяжко страдала Она Дѣва чистая и пренепорочная? За то, что была чиста и непорочна, что великое имѣла назначеніе и достоинство, что великими обладала духовными силами и дарованіями. Кому много дано, отъ того много и требуется. Отъ Пренепорочныя Дѣвы, Матери Бога Слова, требовались великіе, такіе подвиги, которые дѣйствительно являли въ ней Матерь Сына Божія, Искупителя и Спасителя міра. Пречистая погружена была въ неизглаголанную скорбь при крестѣ, дабы просіять паче солнца, была преогорчена болѣзнями, дабы содѣлаться подательницею радости, была поражена смертельнымъ страданіемъ, дабы быть достойною Матерію живота.

Часть II.
ОБЪ ОПЛАКИВАНІИ НАМИ ГРѢХОВЪ НАШИХЪ ПРИ КРЕСТѢ.

Если Пречистая Дѣва-Матерь, стоя при крестѣ Іисусовомъ вмѣстѣ съ Іисусомъ скорбѣла, болѣзновала, страдала и сраспиналась, чтобы подобно солнцу просіять, и содѣлаться свѣтлѣе Херувимовъ, огнеобразнѣе Серафимовъ, чтобы содѣлаться Ходатайницею утѣшенія и радостію скорбящихъ: то какъ намъ не стоять при крестѣ, какъ не стоять при гробѣ Іисусовомъ, за которыхъ Хрістосъ страждетъ, дабы Своимъ уни/с. 193/чиженіемъ подъять насъ изъ паденія, Своими язвами насъ исцѣлить, Своимъ распятіемъ и погребеніемъ искупить насъ отъ грѣховъ, и возставить отъ духовной смерти и тлѣнія?

О! приблизимся къ кресту распятаго Спасителя нашего, приблизимся къ живоносному гробу Его, грѣшники, — приблизимся, какъ омраченные къ свѣту, какъ влающіеся къ пристанищу, какъ больные и умирающіе къ источнику исцѣленія и оживленія; приблизимся, грѣшники, не для того, чтобы праздно стоять, но для того, чтобы страдать, слезить и плакать, чтобы обратить грѣховный смѣхъ нашъ въ плачь и преступную радость въ сѣтованіе, чтобы очистить руки наши грѣшныя, чтобы исправить сердца наши двоедушныя.

Приблизившись и ставши при крестѣ Іисусовомъ есть намъ о чемъ скорбѣть, слезить, плакать. Если мы воззримъ въ сокрушеніи на Распятаго, отъ ногъ до главы изъязвленнаго, и потомъ обратимся къ себѣ съ живымъ, глубокимъ чувствомъ нашей нечистоты, несправедливости, грѣховности: то найдемъ, что отъ ногъ до главы нѣтъ въ насъ цѣлости, но одни струпы, язвы и раны палящіяся; что и прошедшая и настоящая жизнь наша вся во грѣхахъ и беззаконіяхъ, и если не остановимъ стремленіе наше на грѣховномъ пути крестомъ Хрістовымъ, то и послѣдующая жизнь пойдетъ, какъ нечистый потокъ, текущій изъ тлѣтворныхъ исходищъ прежней и настоящей грѣховной жизни.

/с. 194/ Поставимъ же себя при крестѣ страждущаго за насъ Іисуса и посмотримъ, что мы увидимъ въ себѣ? Къ ужасу увидимъ, что мы со всѣхъ сторонъ окружены, какъ зловредною стихіею, собственными нашими грѣхами, неправдами, преступленіями; увидимъ грѣхи позади себя, грѣхи вокругъ себя, грѣхи впереди себя; увидимъ, что мы безъ числа согрѣшили въ жизни прошедшей, непрестанно согрѣшаемъ въ жизни настоящей, неудержанно хотимъ грѣшить еще и далѣе въ жизни послѣдующей.

При обозрѣніи строгимъ испытаніемъ грѣховной исторіи жизни нашей, нечего намъ перечислять невольные случаи погрѣшностей нашего дѣтства, извѣстныя дѣйствія легкомыслія нашей юности, обыкновенные пороки мужества, общія слабости старости. — Нѣтъ! живымъ, судительнымъ чувствомъ разкроемъ самую внутренность совѣсти нашей, и явственно прочтемъ тайными письменами изображенныя, но писаломъ желѣзнымъ на скрижали сердца нашего начертанныя и крѣпко углубленныя преступныя дѣйствія наши. Посмотримъ на тотъ сокровенный путь неправды, гдѣ мы собственно шли и претыкались, гдѣ падали и не воставали, гдѣ исполнялись беззаконныхъ стезь и погибели, и оттолѣ непрестанно шли далѣе злыми навыками отъ пути истины въ пустыни непроходимыя. Изслѣдуемъ каждый себя по своей главной страсти. Если духъ любочестія господствуетъ въ духѣ нашемъ: то вспомнимъ, сколько для суетнаго возвышенія употреблено на/с. 195/ми постыдныхъ униженій, лести, лицемѣрія, а по возвышеніи сколько оказано презрѣнія, обидъ, жестокостей, мщенія противу подобныхъ намъ; сколько даже въ самыхъ дѣлахъ благочестія показано ложнаго благочестія, поддѣльныхъ подвиговъ, притворной ревности о славѣ Божіей, коими вмѣсто угожденія Богу воскуряемъ былъ ѳиміамъ угожденія собственному самолюбію. Если любостяжаніе преобладаетъ сердцемъ нашимъ, то помыслимъ, сколько для удовлетворенія сему идолу учинено и таиныхъ и явныхъ, и сокровенныхъ и открытыхъ — насильственныхъ хищеній чуждаго, сколько обнаружено самыхъ жестокихъ подозрѣній, недовѣрчивости, укоризнъ противу самыхъ искреннихъ-ближнихъ нашихъ, и при ненасытимой жаждѣ богатѣть въ себя, а не въ Бога, не осквернены ли руки и святотатственными пріобрѣтеніями? Если же нечистый духъ любострастія владычествуетъ въ плоти нашей, то, не касаясь тайныхъ тьмы, о чемъ, по Апостолу, нелѣть есть и глаголати, мы не найдемъ въ себѣ ни мысли, ни желанія, ни чувства, ни расположенія, ни начинанія, ни дѣйствія, не найдемъ ни времени, ни мѣста, ничего ни въ себѣ, ни вокругъ себя, чтобы не заражено было въ насъ тлѣтворнымъ дыханіемъ нечистыхъ разженій.

Присовокупимъ къ этому многоразличныя разтлѣнныя склонности, изъ главныхъ страстей, какъ вѣтьви изъ своихъ корней произрасшія и не только нами въ самихъ себѣ, но вредоноснымъ вліяніемъ и въ другихъ разпространенныя, усилен/с. 196/ныя: о! тогда подлинно найдемъ ли въ цѣлом составѣ духовнаго существа нашего хотя одно мѣсто, одинъ малѣйшій членъ цѣлымъ и не поврежденнымъ? Вотъ горестный образъ протекшей грѣховной жизни и дѣлъ нашихъ.

Посмотримъ, какъ течетъ и настоящая — всегдашняя жизнь наша? Течетъ также въ грѣхахъ, духовномъ нестроеніи, плотской безпечности, какъ текла прошедшая. Ибо течетъ по направленію прежнихъ закоренѣлыхъ навыковъ. Не будемъ уже повторять, какъ дѣйствуютъ въ насъ прежніе, усиленные грѣховные навыки и расположенія; посмотримъ, какъ течетъ обыкновенная жизнь наша, которую едва ли мы не считаемъ невинною? Течетъ подобно суетѣ. Мы обыкновенно живемъ и дѣйствуемъ по правиламъ міра; обращаемся другъ съ другомъ безъ назиданія; говоримъ много празднаго; дѣлаемъ необдуманно; поступаемъ опрометчиво; судимъ и неправедно осуждаемъ; гнѣваемся и немилосердо губимъ и убиваемъ; обличаемъ и жестоко уязвляемъ, веселимся и неправдуемъ, и при нашей разсѣянности, при невнимательности къ себѣ непрестанно и всюду въ самыхъ невинныхъ по видимому дѣйствіяхъ претыкаемся и падаемъ.

При такомъ образѣ прошедшей и настоящей нашей жизни, каковы должны быть наши расположенія и по отношенію къ будущей-дальнѣйшей жизни? Какова причина, таковы и дѣйствія. Еда древо зло можетъ плоды добры творити (Матѳ. 7, 18.)? Кто многократно тяжко падалъ въ жизни /с. 197/ прошедшей, не престаетъ безпечно продолжать паденія въ жизни настоящей, тотъ безопасенъ ли отъ паденій и впередъ — въ жизни послѣдующей? О будущемъ каждый мечтаетъ по своимъ страстямъ. Честолюбецъ въ будущемъ видитъ свое величіе, корыстолюбецъ свои корысти, сластолюбецъ наслажденія. А какъ кто думаетъ, желаетъ, предполагаетъ, такъ и исполнится, если Богъ не разрушитъ злыхъ начинаній. Доселѣ мы жили суетно, невоздержно, въ рабствѣ страстей; будемъ жить далѣе, будемъ также жить суетно, легкомысленно, будемъ также рабами страстей, если Господь, умилосердившись надъ нами, могущественною силою Своею не извлечетъ насъ изъ непрестаннаго круженія въ вихрѣ житейскихъ суетностей. О! да не возглаголютъ уста наша всѣхъ злыхъ дѣлъ и начинаній нашихъ!

Итакъ за грѣхи безъ числа содѣянные, за грѣхи непрестанно содѣваемые, за грѣхи въ нечистыхъ расположеніяхъ преднамѣреваемые мы должны страдать, непрестанно страдать, тяжко страдать — и внѣшно и внутренно, и духомъ и тѣломъ, волею и неволею, въ очистительныхъ скорбяхъ, посылаемыхъ на насъ правосудіемъ Божіимъ и въ ежедневныхъ добровольныхъ распинаніяхъ плоти и умерщвленіяхъ страстей; и страданіями очищать грѣхи прошедшіе, исправлять настоящіе, предотвращать будущіе. Вотъ собственный нашъ крестный подвигъ, гдѣ необходимо намъ страдать со Хрістомъ, распинаться со Хріс/с. 198/томъ, умирать тлѣнію и воскресать въ нетлѣніи со Хрістомъ!

Подобно больнымъ, требующимъ горькихъ врачевствъ для своего исцѣленія, въ скорби и печали по Богѣ будемъ страданіями очищать грѣхи наши. Непрестанно каясь внутренно, и сколько возможно чаще исповѣдуясь предъ служителями Хрістовыми во грѣхахъ нашихъ, будемъ очищать грѣхи прошедшей жизни тѣмъ, чтобы единожды оставивши зло, вспять не озираться и на прежнее не возвращаться, — исправлять грѣхи настоящей жизни тѣмъ, чтобы укрѣпляя разслабленныя руки и разслабленныя колѣна, чрезъ распинаніе плоти со страстьми и похотьми, отымать лукавства отъ душъ нашихъ; исторгая изъ сердца привычки и пристрастія прежнія, и бодренно обуздывая грѣховныя стремленія настоящаго состоянія, мы въ силѣ Хрістовой постояннымъ вниманіемъ, воздержаніемъ и трезвеніемъ будемъ предъотвращать грѣхи и дальнѣйшей нашей жизни. Но безъ трудовъ, безъ усилій, безъ напряженія и слѣд. безъ скорбей и болѣзней самоотверженія этого сдѣлать не можно. Напечатлѣемъ, углубимъ въ умахъ и сердцахъ нашихъ, что если праведникъ многими скорбями едва спасается: то мы грѣшные и неправедные безъ очистительныхъ скорбей и страданій гдѣ явимся?

Не рыдай Мене, Мати, таинственно вѣщалъ страждущій Іисусъ и съ креста и изъ гроба къ утѣшенію скорбящей и болѣзнующей Матери Своей, не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробѣ; воста/с. 199/ну бо и прославлюся и вознесу славою и тѣхъ, которые подобно Тебѣ съ вѣрою и любовію страждутъ со Мною и ради Меня.

Что намъ вѣщаетъ Спаситель нашъ и съ креста и изъ гроба, намъ грѣшнымъ, и при нашей грѣховности безпечно, неисправимо живущимъ не только въ прежнихъ грѣхахъ, но еще, какъ ужемъ долгимъ, привлачающимъ новые грѣхи, что нынѣ вѣщаетъ намъ съ креста и изъ гроба Спаситель нашъ? Я рано заутра востану и прославлюся. Но какъ Мнѣ вознести васъ славою, когда вы нимало не сострадали, не сраспинались, не спогребались Мнѣ?

Чающіе, по благодати Господа, радости воскресенія Его! Въ крестѣ Іисусовомъ наша слава, во гробѣ Его наша жизнь и радость. Но если мы доселѣ не стояли и не умѣли стоять при крестѣ Іисусовомъ, если доселѣ не приходили плакать на гробъ Его: то отселѣ будемъ учиться стоять съ Пречистою Матерію Іисусовою при крестѣ Его, учиться съ Маріею Магдалиною плакать при гробѣ Его, дабы съ Іисусомъ не медля возстать отъ мертвыхъ дѣлъ къ благодатной жизни правды и святости.

Есть еще способъ скоро приготовить плащаницу для обвитія пречистаго тѣла Іисусова, — это покаяніе, есть средство — скоро уготовать мѵры для помазанія живоноснаго тѣла Іисусова, — это слезы умиленія и сокрушенія о грѣхахъ нашихъ; есть средство скоро срѣтить Исходящаго изъ гроба съ радостію воскресенія, — это твердая рѣ/с. 200/шимость исправленія, — дабы, какъ Хрістосъ восталъ отъ мертвыхъ славою Отчею, такъ и намъ ходить во обновленіи жизни!

Возстани въ насъ, Господи Іисусе, силою живоноснаго воскресенія Твоего, яко да въ исправленіи жизни нашей воспоемъ и поемъ силу Твою! Аминь.

1854 г. Марта 25 д. въ В. Субботу.

Источникъ: Страстная седмица съ Лазаревою субботою и недѣлею Ваій, или Поученія на каждый день Страстныя седмицы съ субботы Лазаревой до Великой, Еѵлампія, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. — М.: Въ Типографіи Александра Семена, 1853. — С. 184-200.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.