Церковный календарь
Новости


2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
2018-08-06 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. "Возлюбл. нашей Санъ Францисской паствѣ" (1994)
2018-08-06 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 75-е (1 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Евлампій (Пятницкій) († 1862 г.)
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА СЪ ЛАЗАРЕВОЮ СУББОТОЮ И НЕДѢЛЕЮ ВАІЙ.
(Поученія съ субботы Лазаревой до Великой. М., 1853)

[СЛОВО ВЪ ВЕЛИКУЮ СУББОТУ].
Сказаніе о сошествіи во адъ Іисуса Христа Искупителя міра.

Днесь адъ стеня вопіетъ: разрушися моя власть; пріяхъ яко единаго отъ умершихъ, сего держати отнюдь не могу, но погубляю съ Нимъ, имиже царствовахъ; азъ имѣхъ мертвецы отъ вѣка, но Сей (се) всѣхъ воздвизаетъ (Стіхира въ вечерню В. Суб.).

Сія есть благословенная Суббота, сей есть упокоенія день, послѣ предшествовавшей печали поетъ нынѣ радостно св. Церковь. Подлинно сія благословенная Суббота есть день покоя, есть день упокоенія Сына Божія, послѣ крестнаго подвига очищенія грѣховъ всего міра, тридневнымъ живоноснымъ сномъ уснувшаго; есть день покоя и для земли, по причинѣ устремленія духа тьмы и всѣхъ непріязненныхъ силъ его въ преисподнюю ада. Духи темные въ этотъ день, по гласу Князя тьмы, ринулись съ земли со всею злобою во адъ, для того, чтобы совокупными силами противустать могущественному Узнику, Который, сломивъ желѣзныя вереи и сокрушивъ мѣдныя врата, могущественно снизшелъ въ узилище вѣч/с. 202/наго мрака; снизшедши радостотворнымъ свѣтомъ осіялъ преисподнее жилище, благотворною теплотою милости согрѣлъ души умершихъ, отъ вѣка содержимыхъ узниковъ, души не только въ невѣріи и нечестіи, но и въ вѣрѣ и покаяніи умершихъ людей. — Когда грѣхъ, какъ заразительная язва, вошелъ въ міръ, и грѣхомъ смерть, а смерть простерла свое владычество на всѣхъ людей, потому что всѣ были заражены и заражались грѣхомъ (Рим. 5, 12): то люди, по общему закону грѣховнаго тлѣнія умирая, всѣ вообще нисходили въ адъ, доколѣ Хрістосъ, какъ Искупитель всѣхъ человѣковъ, не прошелъ безсмертно путь смерти, и не открылъ путь въ райское святилище (Евр. 9, 8.), могущественно и побѣдоносно изъ безднъ адскихъ вошедши въ самое небо, дабы ходатайствовать о насъ предъ лицемъ Божіимъ (24). Итакъ всѣ адскія непріязненныя силы съ своимъ княземъ тьмы устремились темною силою своею на необыкновеннаго Узника. Но обрѣтши въ этомъ чудномъ Узникѣ одну небесную истину, одну чистѣйшую правду, одно сіяніе Божественныхъ добродѣтелей, недоступное темному дѣйствію ихъ, напротивъ, какъ заразительную мглу, ихъ разсѣявавшее, какъ зловредный дымъ, разсыпавшее, съ ужасомъ отступили отъ побѣдоноснаго Плѣнника, или паче, отъ имѣвшаго ключи ада и смерти Побѣдителя, въ преисподнюю тьму побѣгли и въ глубинѣ тартара сокрылись. «Отверзошася Тебѣ, Господи, поетъ церковь о славномъ сошествіи во адъ Побѣдителя /с. 203/ смерти, отверзошася страхомъ врата смертная, вратницы же адовы видѣвше Тя убояшася: врата бо мѣдная сокрушилъ еси, и вереи желѣзныя стерлъ еси» (Стіхира Воскр. 2 глас. на В. вечерни.).

Кто же это толико сильный и могущественный Узникъ, ужасъ для власти темныя, радость для узниковъ смерти, жизнь и веселіе и для всѣхъ живущихъ? Это Сынъ Маріинъ, снисшедшій съ душею ва адъ, яко Богъ. Такъ, и по естественнному закону смерти, и по общему ученію Церкви, и по ясному свидѣтельству Слова Божія, Искупитель нашъ, Богочеловѣкъ Іисусъ, по разрѣшеніи смертію души Его отъ тѣла, во время нетлѣннаго почиванія пречистаго тѣла во гробѣ, Божественною душею по общему закону смертныхъ, нисходилъ въ адъ, въ преисподнее обиталище душъ по смерти; снисходилъ въ адъ, не какъ узникъ грѣха и плѣнникъ тлѣнія, но какъ Побѣдитель смерти и ада. Умершій плотію, но присно живый Духомъ, Онъ въ силѣ Божественнаго, Животворящаго Духа сошелъ въ преисподняя, и тамъ сперва обнажилъ, обезсилилъ, низложилъ Божественною Своею Правдою и Святостію темныя Начала и Власти, открыто обличилъ немощь и злобу ихъ, и восторжествовалъ надъ ними въ себѣ (Кол. 2, 15). Поелику князь тьмы не обрѣлъ въ Немъ ничего для темныя своея власти (Іоан. 14, 30). Разсѣявъ Божественною силою враговъ Своихъ, Хрістосъ и въ адской темницѣ, до сошествія Его въ адъ содержавшей души всѣхъ /с. 204/ умиравшихъ, проповѣдалъ духамъ, какъ говорится въ первомъ посланіи св. Апостола Петра (1 Пет. 3, 18-20), противившимся иногда ожидавшему ихъ Божію долготерпѣнію во дни Ноевы, въ то время, когда строилъ Ной ковчегъ.

Ужели же Хрістосъ, Побѣдитель смерти и ада и Освободитель Праведныхъ душъ изъ узилищъ адовыхъ, проповѣдалъ однимъ допотопнымъ грѣшникамъ, и что Онъ проповѣдалъ? Что проповѣдуетъ Царь, когда въ день всеобщей побѣды надъ врагами и побѣднаго величія славы своей простираетъ милость свою и до узилищь преступниковъ, входитъ въ оныя, обходитъ мрачныя храмины заключенныхъ, что тогда Царь возвѣщаетъ узникамъ? Конечно вообще возвѣщаетъ узникамъ милость свою о облегченіи участи ихъ, если они исправятся, а содержимымъ за легчайшія преступленія возвѣщаетъ даже прощеніе и свободу. Тоже и Царь Неба и Земли — Хрістосъ возвѣщаетъ въ адской темницѣ всѣмъ вообще узникамъ милость безконечнаго Своего искупленія, примиреніе съ Богомъ и прощеніе преступленій ихъ ради Божественныхъ заслугъ Его, если они обратятся къ Нему вѣрою и упованіемъ. Въ тоже время Онъ, исходя со славою изъ узилищь ада и смерти вывелъ съ Собою души отъ вѣка вѣрныхъ, издалеча видѣвшихъ пришествіе Его, цѣловавшихъ обѣтованія о Немъ, и въ сладкомъ чаяніи спасенія чрезъ обѣтованнаго Избавителя скончавшихъ жизнь свою (Евр. 11, 13. 39). Тогда же отверзъ и рай для всѣхъ вѣрныхъ душъ, /с. 205/ въ который введенъ со всероднымъ Праотцемъ Адамомъ и вѣрными Праотцами и благоразумный разбойникъ со креста.

Почему же Хрістосъ — Побѣдитель смерти и ада, общій Искупитель и Избавитель человѣковъ представляется проповѣдующимъ въ адской темницѣ милость Свою однимъ душамъ допотопныхъ людей, противившихся долготерпѣнію Божію, простиравшемуся къ нимъ въ проповѣди Ноевой? Потому что допотопные преступники представляются, какъ особенный примѣръ ожесточенныхъ и упорныхъ грѣшниковъ, которые при очевидномъ, продолжительномъ для нихъ дѣйствіи призывавшей ихъ къ обращенію благости Божіей, оставались нераскаянны и неисправимы; поелику Ной, тогдашній Проповѣдникъ Правды Божіей, и ихъ неправды, угрожаемой страшнымъ потребленіемъ, въ продолженіи ста двадцати лѣтъ своей проповѣди погрязавшимъ въ плотскихъ нечистотахъ своимъ современникамъ и строенія ковчега, открыто и поразительно для взора и чувства приготовлялъ все нужное для спасенія своего семейства, и животныхъ, на сушѣ живущихъ, отъ всемірныхъ потопныхъ водъ. А впрочемъ какъ многіе изъ допотопныхъ людей, при открытіи страшнаго всемірнаго потопа, спасая себя отъ потопныхъ водъ на всѣхъ высотахъ, и всюду будучи достигаемы потребительными водами, безъ сомнѣнія при ужасѣ очевидной смерти вразумлялись въ своихъ беззаконіяхъ и каялись предъ Богомъ: то отселѣ они и представляются особенно /с. 206/ предметомъ спасительной проповѣди милосердія Искупителя. Если же и самымъ ожесточеннымъ преступникамъ проповѣдана Спасителемъ въ адѣ милость и обѣтованіе прощенія подъ условіемъ принятія вѣрою заслугъ Его: то кольми паче прочимъ, менѣе ожесточеннымъ грѣшникамъ благовѣствовано Имъ во адѣ всеобщее искупленіе и чаяніе спасенія.

Что же такое адъ? Что темница адская? Что врата и заклепы адскіе? Адъ, преисподняя есть мѣсто всегдашняго мрака, мѣсто отсутствія свѣта лица Божія, мѣсто лишенія благодатной теплоты мира, любви и благости, мѣсто всегдашней печали, унынія, вздоховъ, воплей, отчаянія. Адскія узилища суть различныя состоянія скорби и печали, по различному грѣховному состоянію душъ, которыя, по роду пороковъ и преступленій, по мѣрѣ тяжести и множеству содѣянныхъ ими злодѣяній, занимаютъ и сообразныя имъ узилища мрака, хлада и ужаса.

Отселѣ врата, твердыни, заклепы и вереи адскія, суть та сила злыхъ духовъ, тѣ смертные и противуестественные грѣхи, посредствомъ которыхъ человѣкъ становится плѣнникомъ Діавола, какъ то ожесточенная и нераскаянная зависть, злоба, мщеніе, злоухищреніе и коварство, гордость и сребролюбіе, необузданное плотоугодіе и сладострастіе, всѣ тѣ ожесточенныя во злѣ расположенія и растлѣнные навыки, не дающіе мѣста умиленію и сокрушенію, покаянію и испо/с. 207/вѣданію грѣховъ, смиренію и кротости, благожеланію и благотворенію.

Хрістосъ разрушилъ заклепы злыхъ темныхъ силъ Своимъ безконечнымъ милосердіемъ, вереи желѣзныя адскаго Владычества сломилъ своими безпредѣльными заслугами, и отъ вѣка сѣдящихъ во тьмѣ и сѣни смертней извелъ во свѣтъ жизни Своею благостію и милостію, правдою и святостію, которыя вполнѣ въ Немъ соединились и, содѣлавшись очистительною жертвою за всѣхъ людей, преизбыточествовали и на самыхъ великихъ, но не нераскаянныхъ и не ожесточенныхъ грѣшникахъ и силою Своего Божества самаго исконнаго врага, дѣлателя всякаго зла, съ его темными силами связалъ узами адскаго мрака, т. е. ограничилъ его въ темной власти и въ злобныхъ злоухищренныхъ дѣйствіяхъ, посредствомъ которыхъ онъ омрачаетъ и ожесточаетъ людей неправдами и беззаконіями (2 Пет. 2, 4.). Посему нынѣ князь тьмы съ духами злобы поднебесными въ благодатномъ царствѣ Хрістовомъ, въ церкви Его и въ вѣрныхъ не дерзаютъ ничего открыто дѣйствовать, какъ токмо тонкими злоухищреніями, и всюду именемъ Хрістовымъ, силою и знаменіемъ креста съ живою вѣрою употребляемыми, прогоняемы бываютъ. Убо сія благословенная суббота есть день благодатнаго новотворенія, въ который Единородный Сынъ Божій, побѣдивъ смерть въ самомъ адѣ, извелъ насъ отъ вратъ смертныхъ Своимъ побѣдоноснымъ исшествіемъ изъ ада, за которымъ послѣдовало и живоносное воскресеніе Его.

/с. 208/ Поелику же начало мысленнаго ада полагается въ нашемъ сердцѣ, въ омраченіи ума, въ потемненіи смысла, въ потерѣ благочестія, въ отступленіи духа преступленіями отъ Бога: то будемъ молить Искупителя нашего, Хріста Господа, чтобы сошелъ дѣйственно Божественными Своими заслугами въ наше сердце, и благовѣстивъ оправданіе, примиреніе и прощеніе нашему духу, извелъ оный изъ сѣни смертной въ свѣтъ жизни и правды. А если къ ужасу въ основаніи нашего сердца уже положены начатки кромѣшней тьмы, тяжкихъ, закоренѣлыхъ пороковъ, похоти плоти, похоти очесъ и гордости житейской: то будемъ вопіять къ Божественному Побѣдителю смерти и ада, чтобы сошелъ Своею благодатною силою и крѣпостію въ основанія растлѣннаго существа нашего и тамъ сокрушилъ мѣдныя врата и желѣзныя вереи нашихъ господствующихъ, преобладающихъ нами страстей, разсѣялъ въ насъ мысленный мракъ свѣтомъ Божественныя истины Своея, согрѣлъ хладное въ истинной любви къ Богу и ближнимъ сердце наше, растерзалъ узы грѣховныхъ пристрастій и преступныхъ навыковъ нашихъ, извелъ насъ изъ внутренней тьмы и сѣни смертной, и силою воскресенія Своего возставилъ насъ на путь правды и истины, да якоже восталъ Онъ самъ славою Отчею, тако и мы въ обновленіи жизни ходити воскресеніемъ Его начнемъ (Римл. 6, 4.). Аминь.

КОНЕЦЪ.

Источникъ: Страстная седмица съ Лазаревою субботою и недѣлею Ваій, или Поученія на каждый день Страстныя седмицы съ субботы Лазаревой до Великой, Еѵлампія, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. — М.: Въ Типографіи Александра Семена, 1853. — С. 201-208.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.