Церковный календарь
Новости


2017-06-29 / russportal
"Страшный Судъ". Бесѣда святителя Іоанна (Максимовича), архіеп. Шанхайскаго (1996)
2017-06-29 / russportal
Слово въ день прославленія свт. Іоанна Шанхайскаго, произн. въ Вильмуассонѣ (1994)
2017-06-29 / russportal
Слово въ день прославленія свт. Іоанна Шанхайскаго, произн. въ Парижѣ (1994)
2017-06-29 / russportal
Торжество прославленія и краткое житіе святителя Іоанна Шанхайскаго (1994)
2017-06-28 / russportal
Манифестъ о милостяхъ по случаю бракосоч. Имп. Николая Александровича (1894)
2017-06-28 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Имп. Николая II съ Вел. Кн. Александрой Ѳеодоровной (1894)
2017-06-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 22-е (1908)
2017-06-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 21-е (1908)
2017-06-27 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 12-я (1943)
2017-06-27 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 11-я (1943)
2017-06-27 / russportal
"Книга Русской Скорби". Выпускъ 1-й: Вел. Кн. Сергій Александровичъ (1908)
2017-06-27 / russportal
"Книга Русской Скорби". Выпускъ 1-й: Государь Имп. Александръ II (1908)
2017-06-27 / russportal
Высочайшій Манифестъ о введеніи всеобщей воинской повинности (1874)
2017-06-27 / russportal
Высочайшій Манифестъ о прекращеніи Восточной (Крымской) войны (1856)
2017-06-27 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. На слова: "вонми себѣ", 12 главъ (1895)
2017-06-27 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О добродѣтели, 10 главъ (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность

Архіеп. Евсевій (Ильинскій) († 1879 г.)
СЛОВО ВЪ НЕДѢЛЮ СЫРОПУСТНУЮ.

Вкусите и видите, яко благъ Господь (Псал. 33, 9).

Мы стои́мъ нынѣ у вратъ св. четыредесятницы, вступаемъ въ св. и великій постъ. Это — такое время, въ которое православные христіане обыкновенно, или большею частію, приготовляются къ причащенію св. таинъ Христовыхъ и, разрѣшаемые духовными отцами, дѣйствительно пріемлютъ сіи тайны.

И вотъ въ виду сихъ-то важныхъ и рѣшительныхъ для нашего спасенія обстоятельствъ, прилично и полезно остановиться намъ мыслію на утѣшительномъ и спасительномъ приглашеніи царственнаго Пророка: вкусите и видите, яко благъ Господь.

Съ перваго взгляда представляется вопросъ: неужели непремѣнно нужно вкусить, чтобы видѣть, яко благъ Господь? Неужели недовольно другихъ чувствъ и дѣйствій, мало зрѣнія и слуха, осязанія и обонянія, мало размышленія и соображенія, чтобы убѣдиться въ благости божественной? Неужели однимъ вкушеніемъ можемъ мы удостовѣриться въ этомъ высокомъ и утѣшительномъ для насъ совершенствѣ божественномъ?

Правда, человѣку стóитъ только углубиться въ самого себя, вникнуть въ свою природу, разсмотрѣть высокіе дары и отличныя совершенства, коими надѣлилъ его Господь Богъ, осмотрѣться вокругъ себя, приникнуть слухомъ къ вѣщаніямъ и глаголамъ земли и неба, дня и ночи, вникнуть въ связь счастливыхъ и несчастныхъ обстоятельствъ съ нравственною своею жизнію, и — онъ непремѣнно увидитъ и убѣдится, /с. 82/ яко благъ Господь, что благъ Господь всяческимъ, и щедроты Его на всѣхъ дѣлѣхъ Его (Псал. 144, 8. 9), что Онъ по высотѣ небеснѣй отъ земли, утвердилъ есть милость Свою на насъ (Псал. 102, 11), что Онъ есть Отецъ щедротъ и Богъ всякія утѣхи (2 Кор. 1, 3), исполняющій пищею и веселіемъ сердца наши, что Онъ, по благости Своей, даетъ намъ вся обильно въ наслажденіе (1 Тим. 6, 17), и недалече есть отъ единаго коегождо насъ (Дѣян. 14, 17$ 17, 27).

Что же такое нужно вкусить, чтобы увидѣть или осязать и ощутить, яко благъ Господь? Св. царь-пророкъ прямо не объясняетъ и не опредѣляетъ предмета вкушенія, могущаго особенно убѣдить насъ и открыть намъ глаза для того, чтобы видѣть, яко благъ Господь. Конечно, и всякая пища и питіе, по увѣренію того же вѣнчаннаго Пророка, укрѣпляющія и веселящія сердце человѣка (Псал. 103, 15), могутъ достаточно свидѣтельствовать о благости Божіей. Но св. Церковь, вѣрная истолковательница писаній пророческихъ, яснѣе и опредѣлительнѣе указывала намъ родъ и свойство пищи и питія, предлагаемаго пророкомъ, когда постановила тотъ псаломъ, изъ котораго заимствованы слова сіи, читать на литургіи, во время раздаянія такъ называемаго антидора, а самыя слова сіи: вкусите и видите, яко благъ Господь, пѣть въ то время, когда священнослужащіе въ алтарѣ причащаются св. таинъ, а прочіе вѣрующіе готовятся приступить къ тому же причащенію послѣ словъ: со страхомъ Божіимъ и вѣрою приступите.

Итакъ, бр., преимущественно нужно вкушать вѣрующимъ пречистое тѣло и животворящую кровь Христа Спасителя, нужно причащаться сей небесной трапезы, чтобы вполнѣ и совершенно, рѣшительно и какбы осязательно убѣдиться, яко благъ Господь.

Въ самомъ дѣлѣ, божественная трапеза, на которой предлагается намъ Самъ непорочный Агнецъ, закланный для спасенія людей прежде сложенія міра, на которой преподается святѣйшее Его тѣло и чистѣйшая Его кровь, служитъ самымъ /с. 83/ сильнымъ и разительнымъ доказательствомъ неизреченной благости къ намъ Бога Отца и единороднаго Сына Его, Господа нашего Іисуса Христа.

Благимъ мы обыкновенно называемъ того, кто, обладая самъ благами и совершенствами, желаетъ и старается сообщать оныя другимъ, въ такой мѣрѣ и степени, въ какой каждый изъ нихъ имѣетъ нужду и возможность принять, кто прощаетъ всѣ наносимыя ему обиды и оскорбленія, милосердуетъ о впадшихъ въ бѣды и несчастія и всѣми мѣрами содѣйствуетъ къ улучшенію ихъ благосостоянія.

Какъ же благъ, посему, Господь Богъ нашъ! Когда человѣкъ, въ высшей степени Имъ облагодѣтельствованный и одаренный всѣми совершенствами, нарушилъ Его заповѣдь, внявъ искушенію льстиваго врага, Господь не только не оставилъ его въ семъ жалкомъ и бѣдственномъ состояніи, но тотчасъ же по паденіи изрекъ ему обѣтованіе спасенія, указалъ вѣрнѣйшее и надежнѣйшее средство къ возстановленію его въ первобытное блаженство, объявилъ ему прощеніе тяжкаго его грѣха — подъ условіемъ только живой и дѣятельной вѣры въ обѣтованнаго Искупителя.

Сей Искупитель, съ своей стороны, являетъ ему новое доказательство любви и благости божественной. Съ готовностію внемлетъ Онъ откровенію всеблагой воли Отца небеснаго, и съ глубочайшею покорностію вѣщаетъ: иду сотворити волю Твою, Боже! И эту готовность и покорность простираетъ до высочайшей степени любви и самоотверженія.

Сей же Спаситель міра, преподавая людямъ Свое небесное ученіе, и, между прочимъ, желая объяснить и приблизить къ понятію ихъ ученіе о благости божественной, представляетъ имъ небеснаго Отца Своего подъ образомъ Домовладыки, устрояющаго брачную вечерю для сына своего и приглашающаго на оную всѣхъ, безъ различія званія и состоянія, достоинства и недостоинства — всѣхъ, изъ домовъ и со стогновъ, съ путей и распутій.

/с. 84/ Наконецъ, сей же небесный Учитель и Спаситель высшею мѣрою любви и благости, милосердія и состраданія къ другимъ поставляетъ принесеніе своей жизни въ жертву за другихъ. Больши сея любве, говоритъ Онъ, никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя (Іоан. 15, 13).

И какъ первое дѣйствительно осуществилось въ тѣхъ всесильныхъ и всеобъемлющихъ средствахъ, которыя Онъ употребилъ для спасенія рода человѣческаго: такъ и послѣднее оправдалось въ жизни и смерти нашего дражайшаго Спасителя, который положилъ за насъ душу Свою, испустилъ духъ Свой на алтарѣ крестномъ, и тѣмъ примирилъ насъ съ Богомъ Отцемъ, освободивъ насъ отъ грѣха, проклятія и смерти.

Этого мало. Умерши за насъ однажды на крестѣ, Господь Іисусъ Христосъ, можно сказать, ежедневно и ежечасно продолжаетъ умирать или распинаться за насъ въ святѣйшемъ таинствѣ евхаристіи, въ которой мы имѣемъ драгоцѣнную, или лучше, неоцѣненную возможность дѣлаться причастниками божественнаго естества, чрезъ вкушеніе пречистаго Его тѣла и животворящей крови, не смотря на всю нашу грѣховность и все наше недостоинство и окаянство. О, любовь безконечная! О, благость и милосердіе неизреченное!

На обыкновенномъ языкѣ человѣческомъ благимъ или добрымъ называютъ даже и того, кто отъ избытка жертвуетъ для другихъ частію своихъ внѣшнихъ благъ, своимъ имуществомъ, своимъ умомъ, своими трудами, защитою или покровительствомъ, кто благодѣтельствуетъ своимъ роднымъ или знакомымъ, друзьямъ и близкимъ къ нему, по какимъ бы то ни было отношеніямъ, кто устрояетъ трапезы и пиршества для своихъ пріятелей и благодѣтелей, созываетъ друзей и сосѣдей, отъ которыхъ надѣется, можетъ быть, или подобныхъ же приглашеній, или, по крайней мѣрѣ, похвалы и благодарности за свою щедрость и гостепріимство. А какъ выше, даже по понятіямъ человѣческимъ, какъ выше такого /с. 85/ благотворителя стои́тъ тотъ, кто жертвуетъ послѣднимъ своимъ достояніемъ, жертвуетъ близкими своему сердцу, не щадитъ своихъ дѣтей для спасенія и счастія своихъ ближнихъ, для защиты вѣры, царя и отечества, часто даже своихъ враговъ и недоброжелателей! Какъ высоко, наконецъ, стои́тъ въ понятіи человѣческомъ тотъ благодѣтель человѣчества, который, для спасенія всѣхъ и каждаго, жертвуетъ самимъ собою, проливаетъ собственную кровь даже за своихъ враговъ, отдаетъ свое тѣло за своихъ недоброжелателей!

Судите же, посему, бр., какъ велика и высока, или паче, безпредѣльна благость Бога Отца, когда Онъ изъ любви къ падшему роду человѣческому не пощадилъ для него Своего Сына возлюбленнаго единороднаго, отдалъ за человѣка все, что только было у Него драгоцѣннѣйшаго, пожертвовалъ для людей тѣмъ, выше и важнѣе чего не было и нѣтъ у Самого Бога; однимъ словомъ: тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16). Судите также, бр., о любви и единороднаго Сына Его, Который, будучи Богъ, не возгнушался принять на Себя бренную человѣческую плоть, явиться въ зракѣ раба, терпѣть всѣ возможныя скорби и лишенія, обиды и гоненія, и, наконецъ, свою любовь къ человѣку запечатлѣть смертію, положить свою душу, отдать свое тѣло, пролить свою кровь. И за кого же? за грѣшниковъ, нечестивцевъ, беззаконниковъ, достойныхъ не любви и милости, а гнѣва и мщенія. Поистинѣ, нельзя не сказать здѣсь съ Апостоломъ объ Іисусѣ Христѣ — нашемъ Искупителѣ, что Онъ составляетъ Свою любовь къ намъ, яко еще грѣшникомъ намъ сущимъ за ны умре (Рим. 5, 8). Составляетъ, или лучше, продолжаетъ Онъ ту же свою любовь къ намъ и теперь, когда, не смотря на то, что Его послѣдователи такъ часто и такъ ужасно злоупотребляютъ Его дарами, небрегутъ о своей душѣ, нерадятъ объ употребленіи богодарованныхъ средствъ къ своему спасенію, и оскорбляютъ Его, всеблагаго и премилосердаго, и /с. 86/ оскверняютъ самихъ себя безчисленными и тяжкими грѣхами, не смотря на все это, какъ только грѣшники въ чувствѣ раскаянія и умиленія обращаются къ Нему, Онъ пріемлетъ ихъ съ отверстыми объятіями, прощаетъ и отпускаетъ имъ всѣ грѣхи, содѣлываетъ ихъ причастниками божественной трапезы, соединяется съ ними и ихъ соединяетъ съ Собою, — такъ что имъ стóитъ только съ вѣрою вкусить Агнца, закланнаго за спасеніе ихъ, чтобы видѣть, ощутить и почувствовать, яко благъ Господь.

Что же, бр., воздадимъ мы Господу за всѣ сіи милости и благодѣянія Его къ намъ?

Вопрошалъ себя нѣкогда подобнымъ образомъ и порфироносный Пророкъ: что воздамъ Господеви о всѣхъ, яже воздаде ми? И, въ духѣ пророчества, отъ лица вѣрующей души отвѣтствовалъ: чашу спасенія пріиму, и имя Господне призову (Псал. 115, 4).

Такъ, самое первое, чѣмъ должны мы выражать благодареніе Господу за великую къ намъ Его благость, есть благоговѣйное принятіе спасительнаго таинства евхаристіи, какъ величайшаго и важнѣйшаго средства къ нашему освященію, и прославленіе святаго имени Господня, изъ глубины искренняго сердца, — чтобы на самомъ дѣлѣ оправдывались сіи слова псалмопѣвца: чашу спасенія пріиму, и имя Господне призову.

Колико наемникомъ отца моего избываютъ хлѣбы, азъ же гладомъ гиблю: воставъ иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согрѣшихъ на небо и предъ тобою (Лук. 15, 17. 18). Такъ говорилъ нѣкогда упоминаемый въ евангеліи блудный сынъ, доведшій себя до крайности распутною своею жизнію, и — эта увѣренность въ добротѣ и щедрости отца спасла его отъ конечной погибели. Съ раскаяніемъ пошелъ онъ къ доброму своему отцу, и былъ принятъ, прощенъ и помилованъ, одѣтъ и накормленъ нѣжнымъ и сердобольнымъ родителемъ. Такъ же точно долженъ мыслить, чувствовать, говорить и поступать и всякій грѣшникъ. Мысль о благости и милосердіи /с. 87/ божественномъ никогда не должна оставлять его ума и сердца. Увѣренность въ милости и человѣколюбіи Отца небеснаго должна всегда и всюду сопровождать его, утѣшать, успокоивать и ободрять. Послѣ преступленій самыхъ тяжкихъ и ужасныхъ, еслибы кому таковыя приключились, никогда не должно отчаяваться въ благости и милосердіи божественномъ; ибо нѣтъ грѣха побѣждающаго человѣколюбіе Божіе (Мол. ко причащ. 4); и потому сомнѣваться или отчаяваться въ благости Божіей есть грѣхъ тяжкій и смертный. Самъ Господь, въ святомъ Своемъ словѣ, обѣщаетъ убѣлить и очистить всѣ наши грѣхи, каковы бы они ни были. Пріидите, и истяжимся, глаголетъ Господь: и аще будутъ грѣси ваши яко багряное, яко снѣгъ убѣлю, аще же будутъ яко червленое, яко волну убѣлю (Ис. 1, 18). Намъ стóитъ только съ сокрушеннымъ сердцемъ покаяться въ своихъ грѣхахъ, попросить у милосердаго Господа прощенія ихъ, обѣщать впредь удерживаться, сколько возможно, отъ тѣхъ же и подобныхъ грѣховъ, и стараться самымъ дѣломъ оправдывать сіе обѣщаніе, — и Господь Богъ все проститъ и отпуститъ намъ, какъ добрый отецъ все простилъ и отпустилъ блудному сыну, какъ помиловалъ Господь мытаря, блудницу и разбойника, особенно, если и мы съ своей стороны будемъ охотно и искренно прощать нашимъ врагамъ и оскорбителямъ, какъ внушаетъ намъ то — чтенное нынѣ евангеліе.

Но, помня о благости Божіей и успокоивая себя надеждою на оную, не забудемъ, бр., съ другой стороны, что Господь, сколько благъ и милостивъ, долготерпѣливъ и любвеобиленъ, столько же строгъ и правосуденъ. Грѣшить свободно и безпечно, безстрашно и нераскаянно, умышленно и непрестанно, безъ всякой борьбы съ обольщеніями и искушеніями; идти прямо и открыто широкимъ путемъ порока, въ надеждѣ единственно на милосердіе и снисхожденіе Божіе, вовсе забывая о Его правосудіи, есть также грѣхъ тяжкій и смертный, какъ и отчаяніе въ Его благости. Нѣтъ, будемъ всегда и твердо помнить, что съ какою любовію и благостью Господь /с. 88/ прощаетъ и милуетъ кающихся и исправляющихся грѣшниковъ, съ такою же строгостью и справедливостью караетъ упорныхъ и нераскаянныхъ нечестивцевъ и беззаконниковъ. О семъ такъ говоритъ Апостолъ: или о богатствѣ благости Его и кротости и долготерпѣніи нерадиши, невѣдый, яко благость Божія на покаяніе тя ведетъ? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себѣ гнѣвъ въ день гнѣва и откровенія праведнаго суда Божія, иже воздастъ коемуждо по дѣломъ его (Рим. 2, 4. 5. 6). По сей-то причинѣ, и самое святѣйшее таинство евхаристіи, самое пречистое тѣло и животворящая кровь Христа Спасителя, сколько для истинно раскаевающихся грѣшниковъ служитъ въ животъ и спасеніе, столько же для безпечныхъ и нераскаянныхъ, недостойно приступающихъ къ сему великому таинству, небрежно и неблагоговѣйно принимающихъ небесное брашно и питіе, оно служитъ въ судъ и осужденіе. Ядый бо и піяй недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ (1 Кор. 11, 29). Наконецъ, по сей-то причинѣ, и сама св. Церковь, вѣрная истолковательница судовъ и опредѣленій божественныхъ, сколько прославляетъ и ублажаетъ возглашеніемъ вѣчной памяти тѣхъ, кои подвизались и подвизаются въ вѣрѣ и благочестіи, хотя по слабости человѣческой иногда и падали: столько же, напротивъ, угрожаетъ судомъ и наказаніемъ, изрекаетъ даже отлученіе отъ святаго общества истинно вѣрующихъ тѣмъ, кои, по испорченности и развращенію сердца, отвергаютъ важнѣйшіе и существенные догматы и преданія св. Христовой Церкви, и потому не признаютъ ни Бога своимъ Отцемъ, ни Церкви своею матерью.

О, да не будетъ, бр., съ кѣмъ-либо изъ насъ сего послѣдняго; дай Богъ, чтобы наступающая святая и душеспасительная четыредесятница послужила намъ поприщемъ истиннаго и несомнѣннаго спасенія душъ нашихъ! Аминь.

Евсевій архіепископъ, экзархъ Грузіи.       

Источникъ: Евсевій архіепископъ, экзархъ Грузіи. Слово въ недѣлю сыропустную. // «Странникъ». Духовный учено-литературный журналъ, издаваемый протоіереемъ м. б. Василіемъ Гречулевичемъ. 1863. Часть I. — СПб.: Въ Типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1863. — С. 81-88.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.