Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

СЛОВО ВЪ ДЕНЬ СВѢТЛАГО ВОСКРЕСЕНІЯ ХРИСТОВА,
говоренное Георгіемъ Конисскимъ, Архіепископомъ Бѣлорусскимъ 20 Апрѣля 1785 года
[1].

Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ!

Сія торжественная пѣснь нынѣ во устахъ всѣхъ насъ. И въ церквахъ и въ домахъ, и въ собраніяхъ и во уединеніи, со сладостію поемъ ее, повторяемъ, и не можемъ народоваться воспѣвая: такъ въ уста и течетъ, какъ вода въ жаждѣ. —

Но размышляющій о состояніи своемъ человѣкъ можетъ тутъ сказать: если смерть наша Христовою смертію /с. 69/ попрана; то для чего мы боимся смерти, и умираемъ? — Когда во гробъ ляжемъ; то не мы смерть, но она насъ попираетъ. —

Къ разрѣшенію сего сомнѣнія, чтобы оно не помѣшало настоящей радости нашей, довольно для насъ будетъ узнать: какую смерть опредѣлилъ Богъ согрѣшившему праотцу нашему? сколько умалилъ силу ея умершій за насъ и воскресшій Христосъ Спаситель нашъ? и чего стоитъ остатокъ власти ея надъ нами? —

Преступленіе заповѣди Божіей Адамомъ такъ было тяжко, что не довольно было одной смерти тѣлесной для наказанія онаго преступленія: но въ слѣдъ за нею, по праведному и неумытному суду Божію, слѣдовала и смерть души. Тѣлесная смерть состояла въ растлѣніи тѣла, душевная въ растлѣніи души. —

/с. 70/ Тяжка была и первая для человѣка. Царю и владыкѣ вселенной, умаленному малымъ чимъ отъ Ангелъ (Псал. 8, 6), добывать хлѣбъ, въ потѣ лица своего, и часто вмѣсто хлѣба терніе и волчцы отъ земли пожинать; съ болѣзнями, съ напастями, со всякимъ несчастіемъ бороться чрезъ все житіе свое, а наконецъ обратиться въ прахъ и тлѣніе, по оному непреложному опредѣленію: земля еси и въ землю отъидеши (Быт. 3, 9), подлинно тяжкій жребій и печальный! —

Но растлѣніе душевное — несравненно казнь большая. Душа, удалившаяся отъ Бога, подвергается гораздо жесточайшему страданію. Грѣхопаденія ослабляютъ ее болѣе, нежели болѣзни тѣло наше. Гордостію напыщаемая, она опаснѣе страждетъ, нежели тѣло отъ водяной болѣзни. Блудомъ неистовымъ распаляемая, отчаяннѣе болитъ, нежели тѣло огневицею. Завистію, ненавистію и враждою кипя, питаетъ къ себѣ заразительнѣйшій ядъ, нежели чума смертоносная. Словомъ, по грѣхамъ своимъ, она содѣлалась мерзостною предъ очами Божіими, /с. 71/ смрадомъ оныхъ поражая обоняніе Творца своего; а потому и отвергнута стала во огнь вѣчно-неугасающій. И въ семъ-то состоялъ ужаснѣйшій оный для грѣшниковъ страхъ смерти. Тутъ и владычество ея надъ нами сильнѣе свирѣпѣло. Если бы мы тѣлесной только смерти и тлѣнію плоти нашея подвержены были за грѣхи наши; то удобнѣе понесли бы таковое наказаніе. —

Что же Сынъ Божій для насъ сотворилъ? какъ попралъ Онъ смерть нашу, столь жестокую тиранку нашу? — Сынъ Божій, отвѣчаю, принявъ на Себя тлѣнное тѣло наше, страданьми Своими заплатилъ праведному суду Божію за преступленія наши, какъ о семъ Пророкъ предвозвѣстилъ, глаголя: Той язвенъ бысть за грѣхи наша, и мученъ за беззаконія наша (Иса. 53, 5). — Заплативъ такимъ образомъ за грѣхи наши, Онъ освободилъ насъ отъ казни вѣчной и огня безконечнаго, и притомъ по безмѣрному благоутробію Своему, содѣлалъ насъ и сынами Божіими и наслѣдниками Царствія небеснаго (Рим. 8, 17). И такъ мало ли /с. 72/ убыло тутъ власти надъ грѣшниками жадной и ненасытной смерти? Воистину должны мы воскликнуть съ Апостоломъ: гдѣ ти, смерте, жало? Гдѣ ти, аде, побѣда (1 Кор. 15, 55)? Гдѣ ваши узники и жертвы? —

Правда, намъ остались еще въ удѣлъ болѣзни и злостраданія тѣлесныя; остались въ удѣлъ покушенія ко грѣху, кои суть недуги душевные; остались въ удѣлъ и самая тѣлесная смерть и страхъ ея. — Но что же? — Сіи болѣзни и злостраданія тѣлесныя для насъ, вѣрующихъ во Христа, умершаго за насъ и воскресшаго, суть не что иное, какъ только искорененіе гнѣзда грѣховнаго, въ насъ оставшагося и для того точно оставленнаго, чтобы мы, подвизаясь противу грѣха, уподобились Христу Спасителю нашему въ страданіяхъ Его, и хотя мало укололись бы терніями вѣнца Его, чтобы удостоиться побѣднаго вѣнца, почестей и наградъ, уготованныхъ подвигомъ добрымъ подвизавшимся (2 Тим. 4, 7. 8). — Природный сынъ у отца не инако наслѣдуетъ имѣніе, какъ токмо по/с. 73/виновеніемъ волѣ его, и показаніемъ подобія отчаго въ себѣ: тѣмъ паче намъ, туне содѣлавшимся сынами Божіими и наслѣдниками Царствія Его, непремѣнно должно Сыну Божію, туне усыновившему насъ Богу, уподобиться въ страданіяхъ и подвигахъ противу грѣховъ. — Хотя же поползновенія ко грѣху, то есть, недуги душевные и остались удѣломъ нашимъ: но если мы только по немощи и невѣжеству согрѣшаемъ, а не умышленно и дерзновенно; то и сіе жало смерти, во всѣхъ вѣрующихъ во Христа и истинно о грѣсѣхъ кающихся, уже притуплено Побѣдителемъ, по оному Апостольскому положенію: ни едино нынѣ осужденіе сущимъ о Христѣ Іисусѣ, не по плоти ходящимъ, но по духу: законъ бо духа жизни о Христѣ Іисусѣ, свободилъ насъ отъ закона грѣховнаго и смерти (Рим. 8, 1. 2.). —

А что касается до смерти тѣлесной, которой боимся, посмотримъ только пристальнѣе ей въ очи, то и въ ней найдемъ для себя много добра. Она кончаетъ болѣзни и страданія наши, въ /с. 74/ жизни сей приключающіяся; она переноситъ насъ отъ земнаго временнаго виталища въ животъ вѣчный, и намъ — вѣрующимъ во Христа, есть дверь въ Царствіе небесное. Только гной тѣла нашего, до нѣкоего времени, составляетъ ея достаяніе. Но и самая персть наша, лежащая во гробѣ, полна того утѣшительнаго чаянія, что и она воскреснетъ въ блаженство воскресеніемъ подобнымъ Христову: ибо Онъ, воскресши изъ мертвыхъ, не только смертію Своею смерть попра, но и сущимъ во гробѣхъ животъ дарова. —

И такъ остается ли намъ какое либо сомнѣніе или препятствіе, торжественную сію воспѣвать пѣснь: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ, и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ? — Грѣхъ разрѣшися, адъ плѣнися, смерти жало притупися, гнѣвъ Божій на милость преложися; рабы діявола и наслѣдники геэнны, сынами Божіими и наслѣдниками Царствія Его сотворихомся; смерть тѣлесная въ сонъ и дверь райскую преложися; прахъ тѣлесъ на/с. 75/шихъ, и въ гробѣ лежа, кажется, движется и дышетъ упованіемъ блаженнаго воскресенія. — Воспоемъ убо радостную пѣснь сію, и поемъ Богу нашему. Поперемъ тиранку смерть силою Христа Господа нашего, Побѣдителя смерти и ада. Пусть самый прахъ бреннаго тѣла нашего ослѣпитъ жадныя очи ея! Аминь. —

Примѣчаніе:
[1] Взято изъ собственноручной Преосвященнаго рукописи, доставленной издателямъ отъ за/с. 69/нимающагося Собраніемъ его сочиненій. — Въ проповѣди егоже Конисскаго, помѣщенной въ XLIII. Части Христіанскаго Чтенія, на страницахъ 269 и 278 ошибкою напечатано: въ 1786 году; должно же читать въ обоихъ мѣстахъ: въ 1686 году. —

Источникъ: Слово въ день свѣтлаго Воскресенія Христова, говоренное Георгіемъ Конисскимъ, Архіепископомъ Бѣлорусскимъ 20 Апрѣля 1785 года. // «Христіанское Чтеніе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи. Часть XLVI. — СПб.: Въ Типографіи Медицинскаго Департамента Министерства Внутреннихъ Дѣлъ, 1832. — С. 68-75.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.