Церковный календарь
Новости


2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Посланіе къ Памфѵлійскому Собору (1974)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила третіяго Собора, Ефесскаго (1974)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 20-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 19-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 18-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 17-я (1921)
2017-03-24 / russportal
Свщмч. Ѳеодоръ (Поздѣевскій). «Смыслъ христіан. подвига». Часть 4-я (1911)
2017-03-24 / russportal
Свщмч. Ѳеодоръ (Поздѣевскій). «Смыслъ христіан. подвига». Часть 3-я (1911)
2017-03-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ пятокъ 4-й недѣли (1894)
2017-03-24 / russportal
Каноны или Книга Правилъ (начало) (1974)
2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 16-я (1898)
2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 15-я (1898)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 18-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 17-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 2-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 1-е о скончавшихся отцахъ (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 25 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность

СЛОВО ВЪ НЕДѢЛЮ ПО БОГОЯВЛЕНІИ,
произнесенное Синодальнымъ Членомъ, Высокопреосвященнѣйшимъ Григоріемъ, Архіепископомъ Казанскимъ и Свіяжскимъ.

Людіе сѣдящіи во тьмѣ, сѣдящіи въ странѣ и сѣни смертнѣй (Матѳ. 4, 16).

Этими выраженіями въ сегоднишнемъ чтеніи изъ Евангелія показывается нравственное состояніе, въ какомъ находились предъ пришествіемъ Христовымъ на землю жители той части Галилеи, въ которой между Іудеями было много язычниковъ, Галилеи языкъ (Мат. 4, 15). Состояніе весьма несчастное! Свѣдѣніе объ этомъ состояніи для насъ очень нужно для того, чтобы вполнѣ возчувствовать величайшее благодѣяніе, доставленное намъ ученіемъ Іисуса Христа или, что тоже, проповѣдью Его Евангелія. Сего дня св. Церковь напоминаетъ намъ о началѣ Христовой проповѣди; особенно сегодня и прилично размыслить объ этомъ благодѣяніи.

Чистымъ и безпорочнымъ созданъ былъ отъ Господа Бога человѣкъ, чувственно-духовное существо. Въ немъ было живое расположеніе къ добру, живая чувствительность ко всему прекрасному, благородному и доброму, но въ немъ также была и возможность уклониться къ злу. По своему усмотрѣнію и по своей свободной рѣшимости онъ могъ предаться и добру и злу, а такимъ образомъ пріобрѣсть себѣ жизнь или /с. 10/ смерть, счастіе или несчастіе, любовь къ своему Создателю Богу или отвращеніе отъ Него.

Для удобнѣйшаго обузданія чувственности въ созданномъ человѣкѣ, Господь Богъ написалъ на его сердцѣ Свой законъ. До грѣха прародителей этотъ законъ имѣлъ надъ ними полную силу, ихъ чувственность не выходила изъ подчиненности этому закону; и они, при своей невинности, жили весьма счастливо. Но послѣ ихъ паденія тотчасъ оказались весьма гибельныя послѣдствія. Ихъ дѣти, зачавшись и родившись въ грѣхѣ, чувствовали въ своей волѣ гораздо больше склонности уже къ злу, чѣмъ къ добру. Хотя они чувствовали силу закона, рѣзкими чертами написаннаго у нихъ на сердцѣ, но другой законъ, законъ чувственности, дѣйствовавшій въ ихъ плоти, оказывалъ надъ ними несравненно больше силы. Отъ усиленія чувственнести голосъ внутренняго закона, голосъ совѣсти, скоро такъ ослабѣлъ, что уже не могъ удерживать людей отъ грѣха. Страхъ Божій потерялъ въ нихъ силу, а безстрашіе скоро распространило между людьми тяжкіе пороки всякаго рода до такой степени, что, какъ говоритъ слово Божіе, растли всяка плоть путь свой на земли (Быт. 6, 12). Въ благочестіи твердо стояло только семейство Ноево. Къ исправленію всѣхъ другихъ людей не находилось средства. Посему Господь Богъ, сохранивъ Ноево семейство, всѣхъ другихъ людей, безъ исключенія, смылъ съ земли всеобщимъ потопомъ.

Казалось, что такой ужасный судъ охранитъ потомковъ Ноевыхъ отъ грѣха. Но вышло противное. Только самая малая часть изъ Ноева потомства осталась вѣрною Господу Богу, другая предалась поро/с. 11/камъ, и вмѣстѣ съ своимъ размноженіемъ умножила и свою порочность, такъ что скоро сдѣлалась ничѣмъ не лучше поколѣнія погибшаго. Еще въ Авраамово время были цѣлые города, гдѣ среди множества гражданъ не жило десяти человѣкъ, для которыхъ Господь Богъ могъ бы пощадить тѣ города отъ справедливой казни (Быт. 18, 32). Посему Господь Богъ благоволилъ отдѣлить Авраама отъ другихъ людей, дабы сдѣлать, какъ и сдѣлалъ, его родоначальникомъ избраннаго, лучшаго народа, въ послѣдствіи названнаго Израилемъ. Богъ весьма размножилъ этотъ народъ и, чтобы сохранить его въ благочестіи, совершилъ для него безчисленное множество благодѣяній и чудесъ. Но и этотъ избранный и крайне облагодѣтельствованный народъ нерѣдко предавался идолопоклонству. Для его вразумленія и обращенія къ своему долгу Господь Богъ употреблялъ разныя наказанія, но почти всегда тщетно! Наибольшая часть избраннаго народа оставалась упорною въ своемъ нечестіи. Господь Богъ нерѣдко посылалъ къ нему Пророковъ, которыхъ обличительный, остерегающій и вразумляющій голосъ гремѣлъ, какъ труба. Пророки всѣми мѣрами старались истребить въ этомъ народѣ развращеніе нравовъ: грозили, вразумляли, увѣщевали и всячески располагали его покаяться и обратиться къ Господу Богу; но на всѣ ихъ усилія наибольшая часть этого народа не обращала вниманія. Ихъ угрозы и ихъ предсказанія о разныхъ несчастіяхъ многими нерѣдко были обращаемы даже въ смѣхъ (Плач. Іерем. 3, 14), а ихъ обличенія и убѣжденія къ покаянію, наконецъ, стоили имъ жизни. Почти никто изъ Пророковъ не умеръ естественною смертію, такъ что Спаситель не нашелъ /с. 12/ для Іерусалима другаго отзыва, какъ: избивый пророки и каменіемъ побиваяй посланныя къ нему (Мат. 23, 37).

Во время пришествія на землю Іисуса Христа Фарисеи, вожди и учители избраннаго народа, всю свою святость поставляли въ соблюденіи только обрядовъ и внѣшнихъ очищеній; а при внѣшнихъ, тѣлесныхъ очищеніяхъ, очищеніе сердца почитали совершенно не нужнымъ. При такомъ важномъ предразсудкѣ естественно должна была усилиться, и усилилась, жизнь весьма развратная. Іисусъ Христосъ о Фарисеяхъ своего времени сказалъ: внѣуду являются красны, внутрьуду полни суть всякія нечистоты (Мат. 23, 27). Внѣуду являются человѣкомъ праведни, внутрьуду же полни лицемѣрія и беззаконія (— — 28). Такъ худы были вожди народа! Какъ же худъ былъ народъ простой, который обыкновенно беретъ себѣ въ образецъ жизнь своихъ вождей и учителей!

Впрочемъ это говоримъ объ избранномъ народѣ, о лучшей части человѣческаго рода на землѣ; а этотъ народъ въ сравненіи со всѣмъ тогдашнимъ народонаселеніемъ составлялъ только самую малую часть: онъ населялъ только весьма небольшой клочекъ земли — Палестину. Всѣ остальные народы, населявшіе другія страны міра, были язычники. Глубоко насажденное въ человѣческомъ сердцѣ чувство единаго Божества, конечно, не вездѣ было исторгнуто въ язычникахъ. Это чувство довольно ясно и сильно обнаружилось въ нѣкоторыхъ языческихъ мудрецахъ. Но таковыхъ мудрецовъ было весьма мало, да и они, для совершенной увѣренности въ истинѣ нѣкоторыхъ своихъ правильныхъ мыслей, имѣли нужду въ откровеніи Божіемъ. Вся остальная часть язычниковъ была предана гру/с. 13/бому идолопоклонству, а идолопоклонство уже само собою есть источникъ всѣхъ пороковъ; потому что оно есть порожденіе безумства, грубой чувственности, суевѣрія и безнравственности. Ибо какія иныя причины могли расположить людей признавать за Бога разныя, явно низшія человѣка существа въ созданной природѣ, каковы: дерево, камень и т. п? Идоловъ служеніе, какъ говоритъ премудрый, начало всякаго зла, и вина, и конецъ есть (Прем, 14, 27); у идолопоклонниковъ вся смѣшана суть, т. е. все дѣлается одно за другимъ или вмѣстѣ: кровь и убійство, татьба и лесть, растлѣніе, невѣрство, смятеніе, заклинаніе (измѣна клятвѣ), молва (обезпокоиваніе) благихъ, богозабвеніе, душамъ оскверненіе, рожденію премѣненіе (превратное смѣшеніе половъ), браковъ безчиніе, прелюбодѣяніе и студодѣяніе (— — 25. 26). Вотъ какіе пороки премудрый видѣлъ въ идолопоклонникахъ! А св. Апостолъ, кромѣ сего, вездѣ видѣлъ у нихъ еще: чародѣяніе (волшебство), вражды, рвенія, завиды, злобы, ярости, разженія, распри, соблазны, ереси, зависти, убійства, лихоиманія, татьбы, досажденія, хищенія, піянства, срамословіе, безчинны кличи, козлоглосованіе, лести, клеветы, величавость, гордость, всякія неправды (Гал. 5, 20. 21. Рим. 1, 29. 30). Этотъ отзывъ нимало не преувеличенъ. По сказаніямъ самыхъ языческихъ писателей, у Грековъ и Римлянъ, просвѣщеннѣйшихъ народовъ языческаго міра, были въ общемъ беззазорномъ употребленіи даже такіе пороки, для которыхъ у Христіанъ не должно быть и имени. У нихъ вездѣ были: всякая низость, пренебреженіе всѣхъ правъ человѣчества, потворство разврату, даже облагороженіе его, — безнравственность во всѣхъ видахъ. И не удивитель/с. 14/но. Они ходили, какъ утверждаетъ св. Апостолъ, по вѣку міра сего, то князю власти воздушныя (Еф. 2, 2), жили въ похотѣхъ плоти своея, творяще волю не Божію, а плоти, и были отчуждены житія Израилева упованія не имуще, и безбожни (— 12).

Вотъ слабый очеркъ нравственнаго состоянія людей до пришествія въ міръ Спасителя Іисуса Христа. Всѣ они были весьма развратны, за исключеніемъ самаго малаго, въ общемъ счетѣ почти ничтожнаго, числа.

Обратимся къ себѣ! Въ наше время многіе даже Христіане, не смотря на то, что крещены, и что ихъ Вѣра непрестанно побуждаетъ ихъ къ жизни по духу Христову, живутъ почти также, какъ прежде жили язычники. Что были бы мы теперь, еслибы Христосъ не просвѣтилъ насъ Своимъ свѣтомъ, не открылъ цѣли нашего существованія, не указалъ средствъ къ достиженію этой цѣли, не подкрѣплялъ насъ Своею благодатію и не установилъ св. Церкви, и проповѣди своего Евангелія? Безъ Іисуса Христа что сдѣлало бы изъ насъ невѣжество и развращеніе нравовъ, когда они у насъ не перестаютъ распространяться и такъ упорно держатся даже при вѣрѣ во Іисуса Христа и почти при непрестанной проповѣди Его Евангелія? На этотъ вопросъ св. Пророкъ еще за долго до Рождества Христа Спасителя далъ ясный отвѣтъ: яко Содома были бѣхомъ (Ис. 1, 9). Итакъ, братія, еслибы Іисусъ Христосъ не доставилъ намъ даже ничего болѣе кромѣ того, что Онъ доставилъ намъ свѣтомъ Своего ученія, то уже и за одно это намъ должно всею душею вѣчно благодарить Его день и ночь. Почему да будетъ Ему, нашему Господу и Богу, благословеніе, и честь, и слава, и держава во вѣки вѣковъ (Апок. 5, 13). Аминь.

Источникъ: Слово въ недѣлю по Богоявленіи, произнесенное Синодальнымъ Членомъ, Высокопреосвященнѣйшимъ Григоріемъ, Архіепископомъ Казанскимъ и Свіяжскимъ. // «Христіанское Чтеніе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи. 1853. Часть первая. — СПб.: Въ Типографіи Григорія Трусова, 1853. — С. 9-14.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.