Церковный календарь
Новости


2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 22-я (1939)
2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 21-я (1939)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Что намъ необходимо знать и помнить? (1975)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). День Святой Троицы (1975)
2017-10-23 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Обрѣтеніе мощей прав. Іуліаніи, кн. Ольшанской (1967)
2017-10-23 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Поликарпа, архим. Печерскаго (1967)
2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Свт. Игнатій (Брянчаниновъ), еп. Кавказскій († 1867 г.)

Святитель Игнатій (въ мірѣ Димитрій Александровичъ Брянчаниновъ) (1807-1867), знаменитый русскій духовный писатель и проповѣдникъ, еп. Кавказскій и Черноморскій. Родился 5 (18) февраля 1807 г. въ селѣ Покровскомъ, Грязовецкаго уѣзда, Вологодской губерніи въ благочестивой дворянской семьѣ. Еще въ дѣтствѣ почувствовалъ склонность къ молитвеннымъ трудамъ и уединенію. По настоянію отца окончилъ С.-Петербургское Военное инженерное училище (1826). Желая принять монашество, еще до окончательнаго экзамена подавалъ прошеніе объ отставкѣ, но получилъ отказъ. Для прохожденія службы былъ отправленъ въ Динабургскую крѣпость, гдѣ вскорѣ заболѣлъ, и осенью 1827 г. его прошеніе объ отставкѣ по болѣзни получило удовлетвореніе. Сразу же поступилъ послушникомъ въ монастырь. 28 іюня (11 іюля) 1831 г. былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Игнатій въ честь свщмуч. Игнатія Богоносца; 4 (17) іюля рукоположенъ въ іеродіакона, а 25 іюля (7 августа) — въ іеромонаха. Въ 1833 г. возведенъ въ санъ игумена, а въ 1834 г. — въ санъ архимандрита. Въ 1857 г. въ С.-Петербургскомъ Казанскомъ соборѣ былъ хиротонисанъ во епископа Кавказскаго и Черноморскаго. Въ 1861 г. еп. Игнатій по болѣзни ушелъ на покой и поселился въ Николо-Бабаевскомъ монастырѣ Костромской епархіи, гдѣ велъ уединенную молитвенную жизнь до самой своей кончины 30 апрѣля (13 мая) 1867 г. Собраніе сочиненій свт. Игнатія составляетъ восемь томовъ. Большая часть его писаній носитъ нравственно-аскетическій характеръ. Святитель послѣдовательно излагаетъ святоотеческое ученіе о покаяніи, какъ полномъ духовномъ перерожденіи человѣка. Память свт. Игнатія — 30 апрѣля (13 мая).

Сочиненія свт. Игнанія (Брянчанинова)

СОЧИНЕНІЯ ЕПИСКОПА ИГНАТІЯ БРЯНЧАНИНОВА.
Томъ 3-й: Аскетическіе опыты. (Изданіе 2-е. СПб., 1886).

СЛОВО О СМЕРТИ.

[Вѣчная смерть].

«Хотя въ будущемъ накибытіи» — говоритъ святый Григорій Палама — «когда воскреснутъ тѣла праведниковъ, воскреснутъ вмѣстѣ съ ними тѣла беззаконниковъ и грѣшниковъ, но воскреснутъ лишь для того, чтобъ подвергнуться второй смерти: вѣчной мукѣ, неусыпающему червю, скрежету зубовъ, кромѣшной и непроницаемой тьмѣ, мрачной и неугасимой гееннѣ огненной. Говоритъ Пророкъ: сокрушатся беззаконніи и грѣшніи вкупѣ, и оставившіе Господа скончаются (Исаіи I, 28). Въ этомъ заключается вторая смерть, какъ научаетъ насъ Іоаннъ въ своемъ Откровеніи. Услышь и великаго Павла: аще по плоти живете, говоритъ онъ, имате умрети: аще ли Духомъ дѣянія плотская умерщвляете, живи будете (Рим. VIII, 13). Онъ говоритъ здѣсь о жизни и смерти, принадлежащихъ будущему вѣку. Эта жизнь — наслажденіе въ присносущемъ царствѣ; смерть — преданіе вѣчной мукѣ. Преступленіе заповѣди Божіей — причина всякой смерти, душевной и тѣлесной, и той, которой подвергнемся въ будущемъ вѣкѣ, вѣчной мукѣ. Смерть собственно состоитъ въ разлученіи души отъ Божественной благодати и въ совокупленіи съ грѣхомъ. Это для имѣющихъ разумъ — смерть, которой должно убѣгать; это — смерть истинная /с. 120/ и страшная. Она для благомыслящихъ ужаснѣе геенны огненной. Будемъ избѣгать ее со всевозможнымъ усиліемъ! Все повергнемъ, все оставимъ, отречемся отъ усвоеній, дѣяній, хотѣній, отъ всего, что низвлачаетъ и разлучаетъ насъ отъ Бога, и производитъ такую смерть. Убоявшійся этой смерти и сохранившійся отъ нея, не убоится приближенія плотской смерти, имѣя въ себѣ жительствующую истинную жизнь, которую плотская смерть содѣлываетъ лишь неотъемлемою».

«Какъ смерть души есть собственно смерть, такъ и жизнь души есть собственно жизнь. Жизнь души — соединеніе ея съ Богомъ, какъ жизнь тѣла — соединеніе его съ душею. Душа, разлучившись съ Богомъ преступленіемъ заповѣди, умерла; но послушаніемъ заповѣди опять соединяется съ Богомъ и оживотворяется этимъ соединеніемъ. Посему-то и говоритъ Господь въ Евангеліи: глаголы, яже Азъ глаголахъ вамъ, Духъ суть и животъ суть (Іоан. VI, 63). Это же выразилъ и Петръ, уразумѣвшій отъ опыта, словами, сказанными имъ Спасителю: глаголы живота вѣчнаго имаши (Іоан. VI, 68). Но глаголы живота вѣчнаго суть глаголы живота для послушныхъ: для преступниковъ же заповѣдь жизни содѣлывается причиною смерти. Такъ и Апостолы, это Христово благоуханіе, были для однихъ вонею жизни въ жизнь, а для другихъ вонею смерти въ смерть (ср. 2 Кор. II, 16). Опять, эта жизнь принадлежитъ не только душѣ, но и тѣлу, доставляя ему безсмертіе воскресеніемъ. Она не только избавляетъ его мертвенности, но съ нею и никогда непрестающей смерти — будущей муки. Она даруетъ тѣлу присносущную жизнь о Христѣ, безболѣзненную, безнадежную, безпечальную, воистину безсмертную. Какъ душевной смерти, т. е. преступленію и грѣху, въ свое время послѣдовала тѣлесная смерть — соединеніе тѣла съ землею и обращеніе его въ прахъ, а за тѣлесною смертію послѣдовало помѣщеніе отверженной души во адъ, такъ и за воскресеніемъ души, состоящемъ въ возвращеніи души къ Богу, посредствомъ послушанія Божественнымъ заповѣдямъ, въ свое время должно совершиться воскресеніе тѣла соединеніемъ его съ душею, а за этимъ воскресеніемъ должно послѣдовать нетлѣніе и во вѣки /с. 121/ пребываніе съ Богомъ достойныхъ этого пребыванія, содѣлавшихся изъ плотскихъ духовными, способныхъ, подобно Ангеламъ Божіимъ, жительствовать на небѣ. И мы будемъ восхищени въ срѣтеніе Господне на воздусѣ, и тако всегда съ Господемъ будемъ» (1 Солун. IV, 17).

«Сынъ Божій, содѣлавшись человѣкомъ, умеръ плотію: душа Его разлучилась съ тѣломъ, но не разлучилась съ Божествомъ; потомъ Онъ, воскресивъ тѣло Свое, вознесъ его на небо во славѣ. Такъ бываетъ и съ жившими здѣсь по Богу. Разлучаясь съ тѣломъ, они не разлучаются съ Богомъ; по воскресеніи же и тѣломъ вознесутся къ Богу, входя съ неизглаголанною радостію туда, куда предтечею нашимъ взошелъ Іисусъ, для наслажденія съ Нимъ Его славою, которая тогда явится (Евр. VI, 20 и Рим. VIII, 18). Они содѣлаются общниками не одного воскресенія Господня, но и вознесенія Его и всякой Боговидной жизни. Не удостоятся этого жившіе здѣсь по плоти и невступившіе ни въ какое общеніе съ Богомъ въ часъ исхода своего. Хотя и всѣ воскреснутъ, но каждый, говоритъ Писаніе, въ своемъ чину (1 Кор. XV, 22, 23). Умертвившій здѣсь духомъ дѣянія плотскія будетъ тамъ жить Божественною и истинно-присносущною жизнію со Христомъ; а умертвившій здѣсь духъ похотями и страстями — увы! — будетъ осужденъ съ содѣтелемъ и виновникомъ злобы, и преданъ нестерпимой и непрестанной мукѣ — смерти второй и безконечной».

«Гдѣ пріяла начало истинная смерть — причина и содѣтель временной и вѣчной смерти для души и тѣла? Не въ мѣстѣ ли жизни? По этой причинѣ — увы! — человѣкъ немедленно былъ осужденъ и изгнанъ изъ Рая Божія, какъ стяжавшій жизнь, сопряженную смерти, неприличную для Божественнаго Рая. Такъ и наоборотъ, истинная жизнь, причина безсмертной истинной жизни для души и тѣла, должна имѣть свое начало здѣсь, въ мѣстѣ смерти. Нестарающійся здѣсь стяжать въ душѣ этой жизни, да не обольщаетъ себя тщетною надеждою, что получитъ ее тамъ; да не уповаетъ тамъ на человѣколюбіе Божіе. Тамъ — время воздаянія и отмщенія, а не милосердія и человѣколюбія, время откровенія ярости, гнѣва и правосудія Божія, время по/с. 122/казанія крѣпкой и высокой руки, движимой для мученія непокорныхъ. Горе впадшему въ руцѣ Бога живаго! (Евр. X, 31). Горе узнающему тамъ ярость Господню, ненаученному здѣсь страхомъ Божіимъ познанію державы гнѣва Его, непредобручившему дѣлами человѣколюбія Его, на что дано настоящее время. Даруя мѣсто покаянію, Богъ попустилъ намъ земную жизнь» [1].

Примѣчаніе:
[1] Св. Григорія Паламы къ монахинѣ Ксеніи.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ третій: Аскетическіе опыты. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 119-122.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.