Церковный календарь
Новости


2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 22-я (1939)
2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 21-я (1939)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Что намъ необходимо знать и помнить? (1975)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). День Святой Троицы (1975)
2017-10-23 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Обрѣтеніе мощей прав. Іуліаніи, кн. Ольшанской (1967)
2017-10-23 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Поликарпа, архим. Печерскаго (1967)
2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Свт. Игнатій (Брянчаниновъ), еп. Кавказскій († 1867 г.)

Святитель Игнатій (въ мірѣ Димитрій Александровичъ Брянчаниновъ) (1807-1867), знаменитый русскій духовный писатель и проповѣдникъ, еп. Кавказскій и Черноморскій. Родился 5 (18) февраля 1807 г. въ селѣ Покровскомъ, Грязовецкаго уѣзда, Вологодской губерніи въ благочестивой дворянской семьѣ. Еще въ дѣтствѣ почувствовалъ склонность къ молитвеннымъ трудамъ и уединенію. По настоянію отца окончилъ С.-Петербургское Военное инженерное училище (1826). Желая принять монашество, еще до окончательнаго экзамена подавалъ прошеніе объ отставкѣ, но получилъ отказъ. Для прохожденія службы былъ отправленъ въ Динабургскую крѣпость, гдѣ вскорѣ заболѣлъ, и осенью 1827 г. его прошеніе объ отставкѣ по болѣзни получило удовлетвореніе. Сразу же поступилъ послушникомъ въ монастырь. 28 іюня (11 іюля) 1831 г. былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Игнатій въ честь свщмуч. Игнатія Богоносца; 4 (17) іюля рукоположенъ въ іеродіакона, а 25 іюля (7 августа) — въ іеромонаха. Въ 1833 г. возведенъ въ санъ игумена, а въ 1834 г. — въ санъ архимандрита. Въ 1857 г. въ С.-Петербургскомъ Казанскомъ соборѣ былъ хиротонисанъ во епископа Кавказскаго и Черноморскаго. Въ 1861 г. еп. Игнатій по болѣзни ушелъ на покой и поселился въ Николо-Бабаевскомъ монастырѣ Костромской епархіи, гдѣ велъ уединенную молитвенную жизнь до самой своей кончины 30 апрѣля (13 мая) 1867 г. Собраніе сочиненій свт. Игнатія составляетъ восемь томовъ. Большая часть его писаній носитъ нравственно-аскетическій характеръ. Святитель послѣдовательно излагаетъ святоотеческое ученіе о покаяніи, какъ полномъ духовномъ перерожденіи человѣка. Память свт. Игнатія — 30 апрѣля (13 мая).

Сочиненія свт. Игнанія (Брянчанинова)

СОЧИНЕНІЯ ЕПИСКОПА ИГНАТІЯ БРЯНЧАНИНОВА.
Томъ 3-й: Аскетическіе опыты. (Изданіе 2-е. СПб., 1886).

СЛОВО О СМЕРТИ.

[Духовное прохожденіе мытарствъ во время земной жизни].

Какъ воскресеніе христіанской души изъ грѣховной смерти совершается во время земнаго ея странствованія: точно такъ таинственно совершается здѣсь, на земли, ея истязаніе воздушными властями, ея плѣненіе ими или освобожденіе отъ нихъ; пришествіи чрезъ воздухъ эти свобода и плѣнъ только обнаруживаются.

Заповѣдь, данная человѣку въ раю, воспрещающая вкушеніе отъ древа познанія добра и зла, не отмѣнена [1]. Она и нынѣ воспрещаетъ видѣть зло въ ближнемъ и осуждать его, воспрещаетъ мстить ему, повелѣвая воздать благимъ за зло; воспрещаетъ воззрѣніе съ вожделѣніемъ на красоту жены, на красоту, которая до паденія не возбуждала вожделѣнія; воспрещаетъ не только произнесеніе слова богохульнаго, раздавшагося въ раю изъ устъ діавола, но и произнесеніе Имени Божія всуе, и каждое праздное слово, каждое грѣховное помышленіе. «И блаженный Моѵсей — говоритъ святый Макарій Великій — изображая подобіемъ, что душа не должна послѣдовать двумъ несогласнымъ между собою началамъ, т. е. добру и злу, но должна прилѣпляться только къ одному добру, также, что она не должна творить двоякаго плода, полезнаго и вреднаго, но одинъ полезный, говоритъ такъ: не спряжеши на гумнѣ твоемѣ инородная животна вкупѣ, сирѣчь, вола и осла: но тождеродная сопрягъ, смлатиши жатву твою (Второзак. XXII, 10). Это значитъ: да не являютъ на гумнѣ сердца твоего своихъ дѣйствій добродѣтель и злоба, но да дѣйствуетъ одна добродѣтель. Опять тотъ же говоритъ. Не изотчеши волняную ризу вкупѣ съ льняною, ниже съ льняною волняную. Не посѣеши на селѣ земли твоея два плода вкупѣ (Второзак. XXII, 11). Не впустиши инородное животно въ плодъ иному; но тождеродное съ тождероднымъ спряжеши (Левит. XIX, 19). Всѣмъ этимъ таинственно знаменуется, что не должны быть посѣяны въ насъ и злоба, и добродѣтель, но чтобъ родились одного рода плоды, плоды добродѣтели, также чтобъ душа не имѣла общенія съ двумя духами, т. е. Духомъ Божіимъ и духомъ міра» [2].

/с. 160/ Какъ стоялъ въ раю, такъ и нынѣ стоитъ противъ человѣка убійца его, падшій херувимъ, съ своимъ вращающимся пламеннымъ оружіемъ, непримиримо борется съ человѣкомъ, старается вовлечь его въ нарушеніе заповѣди Божіей и въ болѣе тяжкую погибель, нежели какою погибли наши прародители. Къ несчастію, успѣхъ болѣе и болѣе ободряетъ врага. Вращающееся пламенное оружіе въ рукахъ воздушнаго князя, по объясненію величайшихъ святыхъ Отцовъ [3], есть власть демоновъ вращать умомъ и сердцемъ человѣка, колебля и разжигая ихъ различными страстями. Апостолъ называетъ оружіе врага огненными стрѣлами (Ефес. VI, 10), а Пророкъ уподобляетъ дѣйствіе этого оружія въ душѣ дѣйствію огня въ хворостѣ (Псал. CXVIII, 12). «Съ того времени — говоритъ святый Симеонъ, Новый Богословъ — какъ діаволъ устроилъ для человѣка, посредствомъ преслушанія, изгнаніе изъ рая и отлученіе отъ Бога, онъ съ бѣсами своими получилъ свободу мысленно колебать словесность каждаго человѣка, одного больше, другаго меньше. Уму невозможно иначе оградиться, какъ непрестанною памятію Божіею. Когда силою Креста напечатлѣется въ сердцѣ память Божія, тогда чрезъ сіе словесность дѣлается непоколебимою. Къ этому ведетъ мысленный подвигъ, которымъ подвизаться принялъ обязательство каждый христіанинъ на поприщѣ вѣры. Безъ этого плода суетенъ подвигъ» [4].

Заповѣдь дана не только для дѣлъ и словъ, но преимущественно для ихъ началъ, для помышленій, и брань врага направлена преимущественно противъ ума. Если этотъ вождь человѣка не согласится тайно на грѣхъ, то не можетъ родиться ни слово, ни дѣло грѣховныя. Оружіе врага — помыслъ и мечтаніе грѣха [5]. Человѣкъ долженъ сражаться противъ воздушныхъ властей въ странѣ мысленной. Здѣсь назначено ему или одержать побѣду, или претерпѣть побѣжденіе; здѣсь онъ пріобрѣтаетъ свободу отъ мытарей, или подчиняется имъ; здѣсь рѣшается его вѣчная участь; онъ произвольно избираетъ или вѣчную жизнь, дарованную ему Создателемъ, воз/с. 161/вращенную Искупителемъ, или вѣчную смерть, возвѣщенную еще въ раю правосудіемъ Божіимъ для твари, попирающей благодѣянія Творца. Къ этой великой и важнѣйшей брани призываетъ святый апостолъ Павелъ, когда говоритъ: облецытеся во вся оружія Божія, яко возмощи вамъ стати противу кознемъ діавольскимъ: яко нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ и ко властемъ и къ міродержителямъ тьмы вѣка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ (Ефес. VI, 11, 12). Апостолъ показываетъ и страну этой страшной брани и родъ оружія, который должно употреблять въ ней. Оружіе воинства нашего, говоритъ онъ, не плотская, но сильна Богомъ на раззореніе твердемъ: помышленія низлагающе и всяко возношеніе, взимающееся на разумъ Божій и плѣняюще всякъ разумъ въ послушаніе Христово (2 Кор. X, 4, 5). Апостолъ завѣщеваетъ плѣнять въ послушаніе Христово не только грѣховныя помышленія, явно противныя Ему, но и всякъ разумъ, — потому что лукавый супостатъ нашъ, опытный въ погубленіи человѣковъ, не внушаетъ намъ, при первоначальномъ столкновеніи съ нимъ, помышленій явно грѣховныхъ [6], но старается противупоставлять духовному разуму, т. е. евангельскому ученію, человѣческій естественный, падшій, плотскій и душевный, лжеименный разумъ, и, назвавъ его здравымъ, основательнымъ, праведнымъ, великимъ, устранить, при посредствѣ его, послушаніе Христу. Въ примѣръ ласкательства и лукавства, съ какими діаволъ привлекаетъ волю человѣка къ сверженію благаго ига Христова, святый Макарій Великій приводитъ слѣдующую мысленную брань: «кто-нибудь, ссорясь съ братомъ своимъ, смущается самъ въ себѣ, помышляя такъ: сказать ли ему то или другое?... Нѣтъ! /с. 162/ не скажу... Онъ такъ поноситъ меня!... Наговорить ли ему вопреки?... Лучше промолчу... Правда, имѣемъ заповѣди Божіи, но должно беречь и честь свою... Такимъ образомъ трудно вполнѣ отречься самого себя» [7]. Посему Апостолъ заповѣдуетъ рѣшительное и полное самоотверженіе, заповѣдуетъ облеченіе во всеоружіе Божіе, а не препоясаніе какимъ-либо однимъ оружіемъ. Недостаточенъ одинъ постъ, недостаточна одна молитва, недостаточна одна милостыня, недостаточно одно цѣломудріе! Всеоружіе Божіе — всѣ евангельскія заповѣди. Поправшій одну изъ нихъ, — попралъ все собраніе ихъ, весь законъ; поправшій одну изъ нихъ, мній наречется въ царствіи небеснѣмъ (Матѳ. V, 19), пошлется въ геенну огненную [8]. Ко всѣмъ заповѣдемъ Твоимъ направляхся, всякъ путь неправды возненавидѣхъ (Пс. CXVIII, 126). Пріимите вся оружія Божіе, да возможете противитися въ день лютъ и вся содѣявше стати (Еф. VI, 13) Только принявшему всѣ оружія Божія возможно противитися въ день лютъ; только содѣвающему всѣ безъ исключенія заповѣди возможно устоять противъ врага. День лютый — година жестокаго діавольскаго искушенія и нападенія, которымъ подвергаются мужественные воины Христовы во время земнаго странствованія и при которыхъ побѣдители переходятъ отъ вѣчной смерти къ воскресенію души [9]; для прочихъ христіанъ день люта — день разлученія души отъ тѣла, день шествія по воздушнымъ мытарствамъ. Во всеоружіе Божіе облекались Святые Божіи. Правиломъ жизни ихъ было Евангеліе, а словомъ ихъ, словомъ устъ, ума и сердца, былъ глаголъ Божій (Ефес. VI, 13), имя Господа Іисуса Христа. Этимъ мечемъ духовнымъ они поражали и сокрушали вращающееся огненное оружіе врага: слова, произносимыя діаволомъ, и мечты, изображаемыя имъ, не могли проникать въ душу, отражались отъ нея праздными. Въ строжайшемъ бодрствованіи и трезвѣніи угодники Божіи внимали уму и сердцу. Озаряемые Божественною благодатію, уже издали они ощущали приближавшихся къ нимъ мысленныхъ татей и убійцъ, и видѣли во вниманіи своемъ, /с. 163/ какъ въ зеркалѣ, черныя лица мысленныхъ эѳіоповъ [10]. Отвергшись общенія ихъ здѣсь, они лишили ихъ всякаго права надъ собою, и, по смерти, уже безпрепятственно прошли мимо воздушныхъ властей, благовременно попранныхъ ими. «Только воистинну отрекшійся отъ міра — говоритъ святый Макарій — подвизающійся, свергшій съ себя земное бремя, освободившій себя и искренно удалявшійся отъ суетныхъ желаній, плотскихъ страстей, начальства и человѣческихъ почестей, получившій тайно въ тайномъ подвигѣ помощь отъ Господа, твердо пребывающій въ служеніи Ему, весь предавшійся окончательно душею и тѣломъ Господу — только таковый, говорю, находитъ сопротивленіе, тайныя страсти, невидимыя сѣти, сокровенную войну, внутреннюю брань. Находясь посреди этой брани и непрестанно молясь Богу, онъ пріемлетъ съ неба духовныя оружія, которыя описалъ блаженный Апостолъ: броню правды, шлемъ спасенія, щитъ вѣры и мечъ духовный: препоясавшись ими, онъ можетъ противустать тайнымъ кознямъ вражескимъ, на него устремленнымъ. Пріобрѣтши эти оружія посредствомъ молитвы, терпѣнія, прошенія, пощенія, вѣры, онъ можетъ производить мужественно брань противъ началъ, властей и міродержителей и, побѣдивъ сопротивныя власти помощію Духа и собственными добродѣтелями, содѣлаться достойнымъ вѣчной жизни» [11].

Примѣчанія:
[1] Пр. Марка Подвижн. Слово о раѣ изаконѣ духовномъ.
[2] Св.Макарій Великій. Слово 2, гл. 4.
[3] Святаго Макарія Великаго бесѣда 37, гл. V и пр. Марка Подвижника Слово 6.
[4] Въ Словѣ Никифора монашествующаго, Доброт., ч. 2. Также въ 1 Словѣ устава пр. Нила Сорскаго и въ 7 Словѣ, гл. 2. Мак. Великаго.
[5] Преподобнаго Исихія Іерусалимскаго слово о трезвѣніи, гл. 23.
[6] «Когда діаволъ видитъ кого нежелающаго согрѣшить, то онъ не такъ несмысленъ, чтобъ предлагать ему явное зло. Онъ не говоритъ ему: иди, соблуди, или поди, украдь. Онъ знаетъ что мы не хотимъ этого, и не трудится говорить намъ то, чего не хотимъ, но старается отыскать въ насъ какое-либо пожеланіе, какое-либо оправданіе, и ими наноситъ намъ вредъ. Потому и говоритъ Писаніе: лукавый злодѣйствуетъ, егда сочетавается съ праведнымъ (Притч. XI, 15). Лукавый — діаволъ. Тогда онъ злодѣйствуетъ, когда сочетаетъ правдѣ нашей свою правду; — тогда укрѣпляется, тогда болѣе вредитъ, тогда дѣйствуетъ. Когда водимся своими пожеланіями и послѣдуемъ правдѣ нашей, тогда, какъ бы дѣлая добро, сами себѣ навѣтуемъ, и даже не примѣчаемъ, какъ погибаемъ». Поученіе аввы Дороѳея: о еже не составляти свой разумъ.
[7] Слово 4, 23.
[8] По толкованію блаженнаго Ѳеофилакта Болгарскаго.
[9] Это очевидно изъ житій пр. Антонія Великаго, пр. Іоанна Многострадальнаго Печерскаго и другихъ.
[10] Пр. Исихія, гл. 23. Доброт. ч. 2.
[11] Бес., 21, гл. 5.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ третій: Аскетическіе опыты. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 159-163.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.