Церковный календарь
Новости


2017-09-26 / russportal
Прот. Георгій Спасскій. Крестъ Христовъ и страданія Россіи (1917)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ отвѣтъ на рѣчь еп. Графтона (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе (6-е) духовенству Алеутской епархіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложенія (4-5) Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ Ситхинскомъ соборѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю по Воздвиженіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ недѣлю 14-ю по Пятидесятницѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю о слѣпомъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Антипасхи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Сыропустную (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на новый [1901] годъ и новый вѣкъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-25 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Василія Великаго къ Григорію пресвитеру (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность

Свт. Игнатій (Брянчаниновъ), еп. Кавказскій († 1867 г.)

Святитель Игнатій (въ мірѣ Димитрій Александровичъ Брянчаниновъ) (1807-1867), знаменитый русскій духовный писатель и проповѣдникъ, еп. Кавказскій и Черноморскій. Родился 5 (18) февраля 1807 г. въ селѣ Покровскомъ, Грязовецкаго уѣзда, Вологодской губерніи въ благочестивой дворянской семьѣ. Еще въ дѣтствѣ почувствовалъ склонность къ молитвеннымъ трудамъ и уединенію. По настоянію отца окончилъ С.-Петербургское Военное инженерное училище (1826). Желая принять монашество, еще до окончательнаго экзамена подавалъ прошеніе объ отставкѣ, но получилъ отказъ. Для прохожденія службы былъ отправленъ въ Динабургскую крѣпость, гдѣ вскорѣ заболѣлъ, и осенью 1827 г. его прошеніе объ отставкѣ по болѣзни получило удовлетвореніе. Сразу же поступилъ послушникомъ въ монастырь. 28 іюня (11 іюля) 1831 г. былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Игнатій въ честь свщмуч. Игнатія Богоносца; 4 (17) іюля рукоположенъ въ іеродіакона, а 25 іюля (7 августа) — въ іеромонаха. Въ 1833 г. возведенъ въ санъ игумена, а въ 1834 г. — въ санъ архимандрита. Въ 1857 г. въ С.-Петербургскомъ Казанскомъ соборѣ былъ хиротонисанъ во епископа Кавказскаго и Черноморскаго. Въ 1861 г. еп. Игнатій по болѣзни ушелъ на покой и поселился въ Николо-Бабаевскомъ монастырѣ Костромской епархіи, гдѣ велъ уединенную молитвенную жизнь до самой своей кончины 30 апрѣля (13 мая) 1867 г. Собраніе сочиненій свт. Игнатія составляетъ восемь томовъ. Большая часть его писаній носитъ нравственно-аскетическій характеръ. Святитель послѣдовательно излагаетъ святоотеческое ученіе о покаяніи, какъ полномъ духовномъ перерожденіи человѣка. Память свт. Игнатія — 30 апрѣля (13 мая).

Сочиненія свт. Игнанія (Брянчанинова)

СОЧИНЕНІЯ ЕПИСКОПА ИГНАТІЯ БРЯНЧАНИНОВА.
Томъ 3-й: Аскетическіе опыты. (Изданіе 2-е. СПб., 1886).

СЛОВО О СМЕРТИ.

[Смертный грѣхъ].

Выше было сказано, что смертный грѣхъ православнаго христіанина, неуврачеванный должнымъ покаяніемъ, подвергаетъ согрѣшившаго вѣчной мукѣ; также было сказано, что язычники, магометане и прочія лица, принадлежащія ложнымъ религіямъ, составляютъ отселѣ достояніе ада и лишены всякой надежды спасенія, будучи лишены Христа, единаго средства ко спасенію. Смертные грѣхи для христіанина суть слѣдующіе: ересь, расколъ, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяніе, самоубійство, любодѣяніе, прелюбодѣяніе, противоестественные блудные грѣхи, кровосмѣшеніе, пьянство, святотатство, человѣкоубійство, грабежъ, воровство и всякая жестокая, безчеловѣчная обида. Только одинъ изъ этихъ грѣховъ — самоубійство — не подлежитъ врачеванію покаяніемъ, но каждый изъ нихъ умерщвляетъ душу, и дѣлаетъ ее неспособною для вѣчнаго блаженства, доколѣ она не очиститъ себя /с. 164/ удовлетворительнымъ покаяніемъ. Если человѣкъ впадетъ хотя однажды въ одинъ изъ этихъ грѣховъ, онъ умираетъ душею: иже бо весь законъ соблюдетъ, сказалъ Богобратъ, согрѣшитъ же во единомъ, бысть всѣмъ повиненъ. Рекій бо: не прелюбы сотвориши, реклъ есть: и не убіеши: аще же не прелюбы сотвориши, убіеши же, былъ еси преступникъ закона (Іак. II, 10, 11).

Впадшій въ смертный грѣхъ да не впадаетъ въ отчаяніе! да прибѣгаетъ къ врачевству покаянія, къ которому призывается до послѣдней минуты его жизни Спасителемъ, возвѣстившимъ во святомъ Евангеліи: вѣруяй въ Мя, аще и умретъ, оживетъ (Іоан. XI, 25). Но бѣдственно пребывать въ смертномъ грѣхѣ, бѣдственно — когда смертный грѣхъ обратится въ навыкъ! Никакія добрыя дѣла не могутъ искупить изъ ада душу, неочистившуюся до разлученія своего съ тѣломъ отъ смертнаго грѣха. Въ царствованіе греческаго императора Льва жилъ въ Константинополѣ человѣкъ очень славный и богатый, подававшій обильную милостыню нищимъ. Къ несчастію, онъ предавался грѣху прелюбодѣянія, и пребылъ въ немъ до старости, потому что отъ времени укрѣпился въ немъ обычай злой. Непрестанно подавая милостыню, онъ не отступалъ отъ прелюбодѣянія — и внезапно умеръ. Много разсуждалъ о его вѣчной участи патріархъ Геннадій съ другими епископами. Одни говорили, что онъ спасенъ, по сказанному въ Писаніи: избавленіе мужа души свое ему богатство (Притч. XIII, 8). Другіе утверждали противъ этого, что рабу Божію должно быть непорочну и нескверну, потому что также сказано въ Писаніи: аще и весь законъ исполнитъ человѣкъ, согрѣшитъ же во единомъ, бысть всѣмъ повиненъ (Іак. II, 10, 11), не помянется вся правда его (Іезек. XXXIII, 13); и Богъ сказалъ: въ чемъ тебя застану, въ томъ и буду судить (Іез. XXXIII, 20). Патріархъ повелѣлъ всѣмъ монастырямъ и всѣмъ затворникамъ просить у Бога, чтобъ открылъ о судьбѣ почившаго, и Богъ открылъ о ней нѣкоторому затворнику. Онъ пригласилъ патріарха къ себѣ и повѣдалъ ему предъ всѣми: «въ прошедшую ночь я былъ на молитвѣ, и увидѣлъ нѣкоторое мѣсто, имѣющее по правую руку рай, исполненный неизреченныхъ благъ, по лѣвую же — огненное озеро, котораго пламень восходилъ до облаковъ. Между блажен/с. 165/нымъ раемъ и страшнымъ пламенемъ стоялъ умершій связаннымъ и стоналъ ужасно; онъ часто обращалъ взоры къ раю, и предавался горькимъ рыданіямъ. И видѣлъ я свѣтоноснаго Ангела, приступившаго къ нему, и сказавшаго "человѣкъ! что ты стонешь напрасно? Вотъ, ради милостыни твоей, ты избавленъ муки; а за то, что не оставилъ сквернаго любодѣянія, ты лишенъ блаженнаго рая"». Патріархъ и бывшіе съ нимъ, услышавъ это, объяты были страхомъ, и сказали: истину провѣщалъ апостолъ Павелъ: бѣгайте блудодѣянія: всякъ бо грѣхъ, егоже сотворитъ человѣкъ, кромѣ тѣла есть; а блудяй, въ свое тѣло согрѣшаетъ (1 Кор. VI, 18). Гдѣ тѣ, которые говорятъ: если и впадемъ въ любодѣяніе, то спасемся милостынею? Милостивый, если онъ милостивъ истинно, то долженъ прежде помиловать самого себя, и пріобрѣсти чистоту тѣла безъ которой никто не узритъ Бога. Не приноситъ никакой пользы сребро, раздаваемое рукою нечистою и душею нераскаянною [1].

Примѣчаніе:
[1] Прологъ 12 августа.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ третій: Аскетическіе опыты. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 163-165.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.