Церковный календарь
Новости


2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 4-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 3-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 3-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 2-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 1-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 10-я (1991)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на праздникъ Почаевской иконы Божіей Матери (1965)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на Рождество Пресвятой Богородицы (1965)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 2-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 1-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Понятіе о ереси и расколѣ (1996)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Жизнь схимонаха Ѳеодора (1996)
2017-09-13 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. Краткій обзоръ причинъ, пород. Литовскую церк. унію (1993)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 10-я (1987)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность

Свт. Игнатій (Брянчаниновъ), еп. Кавказскій († 1867 г.)

Святитель Игнатій (въ мірѣ Димитрій Александровичъ Брянчаниновъ) (1807-1867), знаменитый русскій духовный писатель и проповѣдникъ, еп. Кавказскій и Черноморскій. Родился 5 (18) февраля 1807 г. въ селѣ Покровскомъ, Грязовецкаго уѣзда, Вологодской губерніи въ благочестивой дворянской семьѣ. Еще въ дѣтствѣ почувствовалъ склонность къ молитвеннымъ трудамъ и уединенію. По настоянію отца окончилъ С.-Петербургское Военное инженерное училище (1826). Желая принять монашество, еще до окончательнаго экзамена подавалъ прошеніе объ отставкѣ, но получилъ отказъ. Для прохожденія службы былъ отправленъ въ Динабургскую крѣпость, гдѣ вскорѣ заболѣлъ, и осенью 1827 г. его прошеніе объ отставкѣ по болѣзни получило удовлетвореніе. Сразу же поступилъ послушникомъ въ монастырь. 28 іюня (11 іюля) 1831 г. былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Игнатій въ честь свщмуч. Игнатія Богоносца; 4 (17) іюля рукоположенъ въ іеродіакона, а 25 іюля (7 августа) — въ іеромонаха. Въ 1833 г. возведенъ въ санъ игумена, а въ 1834 г. — въ санъ архимандрита. Въ 1857 г. въ С.-Петербургскомъ Казанскомъ соборѣ былъ хиротонисанъ во епископа Кавказскаго и Черноморскаго. Въ 1861 г. еп. Игнатій по болѣзни ушелъ на покой и поселился въ Николо-Бабаевскомъ монастырѣ Костромской епархіи, гдѣ велъ уединенную молитвенную жизнь до самой своей кончины 30 апрѣля (13 мая) 1867 г. Собраніе сочиненій свт. Игнатія составляетъ восемь томовъ. Большая часть его писаній носитъ нравственно-аскетическій характеръ. Святитель послѣдовательно излагаетъ святоотеческое ученіе о покаяніи, какъ полномъ духовномъ перерожденіи человѣка. Память свт. Игнатія — 30 апрѣля (13 мая).

Сочиненія свт. Игнанія (Брянчанинова)

СОЧИНЕНІЯ ЕПИСКОПА ИГНАТІЯ БРЯНЧАНИНОВА.
Томъ 3-й: Аскетическіе опыты. (Изданіе 2-е. СПб., 1886).

СЛОВО О СМЕРТИ.

[Страсть].

Лишены надежды спасенія и тѣ православные христіане, которые стяжали грѣховныя страсти и посредствомъ ихъ вступили въ общеніе съ сатаною, расторгнувъ общеніе съ Богомъ. Страсти суть грѣховные навыки души, обратившіеся отъ долгаго времени и частаго упражненія въ грѣхѣ какъ бы въ природныя качества. Таковы: чревообъяденіе, пьянство, сладострастіе, разсѣянная жизнь, сопряженная съ забвеніемъ Бога, памятозлобіе, жестокость, сребролюбіе, скупость, уныніе, лѣность, лицемѣріе, лживость, воровство, тщеславіе, гордость и тому подобное. Каждая изъ этихъ страстей, обратившись въ характеръ человѣка и какъ бы въ правило его жизни, содѣлываетъ его неспособнымъ къ духовному наслажденію на землѣ и на небѣ, хотя-бъ человѣкъ и не впадалъ въ смертный грѣхъ. Не льстите себе, говоритъ святый апостолъ Павелъ, ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодѣи, ни сквернители, ни малакіи, ни мужелюжницы, ни лихоимцы, ни татіе, ни пьяницы, ни досадители, ни хищницы, царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. VI, 9, 10). Явлена суть дѣла плотская, яже суть: прелюбодѣяніе, блудъ, нечистота, студодѣяніе, идолослуженіе, чародѣяніе, вражды, рвенія, завиды, ярости, разженія, распри, соблазны, ереси, зависти, убійства, /с. 166/ безчинныя кличи, и подобныя симъ: яже предглаголю вамъ, яко же предрекохъ, яко таковая творящіи Царствія Божія не наслѣдятъ. А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Галат. V, 19-24). Страсть требуетъ тщательнаго врачеванія покаяніемъ и благовременнаго искорененія противоположною ей добродѣтелію. Страсть не всегда выражается дѣломъ; она можетъ тайно жить въ сердцѣ человѣка, обладая его чувствованіями и помышленіями. Страсть познается изъ того, когда человѣкъ не престаетъ воображать грѣхъ и услаждаться мечтаніемъ его, когда плѣненный имъ, онъ уже не въ силахъ противиться увлекающей силѣ грѣховныхъ помышленій и картинъ, которыя своею непотребною сладостію поглощаютъ всю его мудрость и крѣпость. Страстный не престаетъ совершать грѣхъ въ мечтаніи и сердечномъ чувствѣ, чрезъ что поддерживаетъ свое общеніе съ темными духами и свою подчиненность имъ, а потому и свою вѣчную погибель. Возопій крѣпостію, повелѣваетъ Господь Пророку Своему, и возвѣсти людемъ Моимъ грѣхи ихъ, и дому Іаковлю беззаконія ихъ. Мене день отъ дне ищутъ, и разумѣти пути Моя желаютъ, яко людіе правду сотворшіи, и суда Бога своего не оставившіи, просятъ нынѣ у Мене суда праведна: и приближитися ко Господу желаютъ, глаголюще: что яко постихомся, и не увидѣлъ еси? смирихомъ души наша, и не увѣдѣлъ еси? во дни бо пощеній вашихъ обрѣтаете воли ваша (Исаіи 58, 1-3), т. е. лукавыя мысли ваши! Вы приносите имъ всесожженія, какъ идоламъ! Вы признали какъ бы богами вашими лютыя помышленія, и приносите имъ жертву честнѣйшее изъ жертвъ: свободу вашу, которую подобало вамъ посвятить Мнѣ вашимъ благодѣланіемъ и чистою совѣстію» [1]. Тогда только осѣняетъ человѣка надежда спасенія, когда онъ увидитъ себя въ невидимой брани постояннымъ побѣдителемъ. Эту мысль выразилъ святый пророкъ Давидъ, когда молитвенно сказалъ Богу: въ семъ познахъ, яко восхотѣлъ мя еси, яко не возрадуется врагъ мой о мнѣ (Псал. XL, 11). Онъ молился о полученіи этого блаженнаго состоянія, когда говорилъ: отъ тайныхъ моихъ очи/с. 167/сти мя, и отъ чуждихъ пощади раба Твоего [2]. Аще не обладаютъ мною, тогда непороченъ буду, и очищуся отъ грѣха велика. Воздаждь ми радость спасенія Твоего, и Духомъ владычнимъ утверди мя. И будутъ во благоволеніе словеса устъ моихъ, и поученіе сердца моего предъ Тобою выну, Господи помощниче мой, и избавителю мой (Псал. XVIII, 13, 14; L, 14; XVIII, 15). Очевидно, что грѣхомъ тайнымъ и вмѣстѣ грѣхомъ великимъ Пророкъ назвалъ страсть. Онъ назвалъ ее грѣхомъ чуждымъ, потому что она составляется изъ принятыхъ и усвоенныхъ душею бѣсовскихъ помысловъ, чуждыхъ душѣ, отъ которыхъ она томится и болѣзнуетъ, какъ отъ состоянія противоестественнаго. Напорочность, достойная рая, является по истребленіи изъ сердца страстей. Единый Святый Духъ можетъ вполнѣ очистить человѣка отъ страстей и возвратить ему власть надъ самимъ собою, похищенную діаволомъ. Въ состояніи безстрастія человѣкъ достигаетъ чистой любви, и мысль его начинаетъ постоянно пребывать при Богѣ и въ Богѣ. Душа, ощутивъ осѣненіе Духа, увидѣвъ себя побѣдительницею грѣховныхъ помысловъ и мечтаній, начинаетъ ощущать неизъяснимую радость спасенія. Эта радость не имѣетъ никакого сходства съ обыкновенною человѣческою радостію, которая рождается единственно отъ тщеславія, составляется самодовольствомъ, когда человѣкъ льститъ самъ себѣ, или когда льстятъ ему другіе, или же когда льститъ ему земное преуспѣяніе. Духовная радость, извѣщающая спасеніе, полна смиренномудрія, полна благодаренія Богу, сопутствуется обильными и постоянными слезами, непрестанными молитвами, не насыщается осужденіемъ и уничиженіемъ себя, изливается въ исповѣданіи Богу, въ славословіи Бога, ознаменовывается умерщвленіемъ къ міру. Она — предощущеніе вѣчной жизни! Она — живое познаніе Бога, которое вопіетъ таинственно: гласъ радости и спасенія въ селеніяхъ праведныхъ: десница Господня сотвори силу, десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но живъ буду, и повѣмъ дѣла Господня; наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Отверзите мнѣ врата правды: вшедъ въ ня, исповѣмся Господеви. Сія врата Господня, праведніи внидутъ въ ня. Испо/с. 168/вѣмся Тебѣ, яко услышалъ мя еси, и былъ еси мнѣ во спасеніе (Псал. CXVIII, 15-21). Врата Господня — благодатное смиреніе [3]. Когда отверзутся предъ умомъ эти врата Божественной Правды, онъ престаетъ осуждать ближняго, памятозлобствовать на него, обвинять и его и обстоятельства, перестаетъ оправдывать себя, познаетъ во всемъ совершающемся непостижимую правду Божію, и потому отвергаетъ свою правду, какъ мерзость. Этими вратами въ исповѣданіи безчисленныхъ благодѣяній Божіихъ и многочисленныхъ своихъ согрѣшеній, омовенный слезами покаянія и умиленія, входитъ человѣкъ чистою молитвою и духовнымъ видѣніемъ предъ лице Божіе.

Бѣжимъ, бѣжимъ убійцы нашего — грѣха! Бѣжимъ грѣха не только смертнаго, но и простительнаго, чтобъ онъ не обратился отъ небреженія нашего въ страсть, низводящую въ адъ наравнѣ съ смертнымъ грѣхомъ. Есть грѣхи простительные. Такъ, если случится кому увлечься чревообъяденіемъ, блуднымъ воззрѣніемъ и помышленіемъ, произнести гнилое слово, солгать, украсть что-либо маловажное, потщеславиться, погордиться, прогнѣваться, на короткое время огорчиться или воспамятозлобствовать на ближняго: во всѣхъ такихъ увлеченіяхъ, по немощи человѣческой, когда за ними слѣдуетъ сознаніе и раскаяніе, мы удобно получаемъ прощеніе отъ милосердаго Бога. Простительный грѣхъ не разлучаетъ христіанина съ Божественною благодатію, и умерщвляетъ души его, какъ дѣлаетъ то смертный грѣхъ; но и простительные грѣхи пагубны, когда не раскаяваемся въ нихъ, а только умножаемъ бремя ихъ. По сравненію, сдѣланному святыми Отцами, одинаково можетъ потопить человѣка и навязанный на шею тяжелый камень и навязанный мѣшокъ съ пескомъ; такъ одинаково влекутъ въ адскую пропасть и смертный грѣхъ и накопленное множество малыхъ, простительныхъ грѣховъ. Что, напримѣръ, сдѣлалъ особенно худаго евангельскій богачъ, предававшійся ежедневно увеселеніямъ, имѣя на то собственныя средства? Причиною его погибели выставлена въ Евангеліи единственно его разсѣянная жизнь, приведшая къ совершенному забвенію о вѣчной будущности и о до/с. 169/бродѣтели. Разсѣянность сдѣлалась его страстію; внѣ ея онъ не понималъ жизни.

Бѣда получить сердечную язву — страсть! Эту язву наноситъ иногда самое ничтожное обстоятельство: одинъ неосторожный, повидимому, невинный взглядъ, одно необдуманное слово, одно легкомысленное прикосновеніе могутъ заразить неисцѣльно. Въ какой тяжкій грѣхъ могъ впасть вышеупомянутый затворникъ, особенно уважаемый гражданами, никуда невыходившій изъ келліи, несоблазнившій никого, напротивъ, служившій назиданіемъ для многихъ и погибшій за свое невидимое мысленное общеніе съ сатаною, по причинѣ котораго онъ не упокоилъ въ себѣ Святаго Духа ни единаго часа? — Въ нѣкоторомъ женскомъ монастырѣ жила при игуменіи ея племянница, прекрасная собою и, по наружности, неукоризненнаго поведенія. Всѣ сестры любовались и назидались ея ангеловидностію и необыкновенною скромностію. Она скончалась. Ее похоронили торжественно, въ твердой увѣренности, что чистая душа ея воспарила въ райскія обители. Огорченная разлукою съ нею, игуменія предавалась непрестанной молитвѣ, усиливая эту молитву постомъ и бдѣніемъ, и просила Господа, чтобъ онъ открылъ ей, какой небесной славы удостоилась ея племянница въ ликѣ блаженствующихъ дѣвственницъ? Однажды, когда игуменья, въ келейной тишинѣ преполовляющейся ночи, стояла на молитвѣ, — внезапно разступилась земля подъ ея ногами, и клокочущая огненная лава потекла предъ взорами молившейся. Внѣ себя отъ испуга, она взглянула въ открывшуюся предъ нею пропасть — и видитъ среди адскаго пламени свою племянницу. «Боже мой!» отчаянно воскликнула она, «тебя ли вижу я?» — «Да», съ страшнымъ стономъ произнесла погибшая. — «За что-жъ это?» съ горестію и участіемъ спросила старица: я надѣялась видѣть тебя въ райской славѣ, въ ликахъ ангельскихъ, среди Непорочныхъ агницъ Христовыхъ, а ты... За что это?» — «Горе мнѣ окаянной!» простонала мучившаяся. «Я сама виною вѣчной моей смерти въ этомъ пламени, непрестанно пожирающемъ, но не уничтожающемъ меня, и Богъ открылъ тебѣ тайну моего положенія». — «За что-жъ это?» снова сквозь слезы спросила игуменія. — «За то», отвѣчала мучившаяся, «что я въ виду вашемъ казалась дѣвственницею, непорочнымъ ангеломъ, а на самомъ дѣлѣ была не то, Я не ос/с. 170/квернила себя плотскимъ грѣхомъ, но мои мысли, мои тайныя желанія и преступныя мечты свели меня въ геенну. При непорочности моего дѣвическаго тѣла, я не умѣла сохранить въ непорочности мою душу, мои мысли и движенія сердечныя, и за это я предана мукѣ. По неосторожности моей, я питала въ себѣ чувство сердечной привязанности къ одному юношѣ, услаждалась въ моихъ мысляхъ и мечтахъ представленіемъ его прекраснаго вида и соединеніемъ съ нимъ, и, понимая, что это грѣхъ, совѣстилась открыться въ немъ духовнику при исповѣди. Слѣдствіемъ порочнаго улажденія нечистыми мыслями и мечтаніями было то, что, по кончинѣ моей, святые Ангелы возгнушались мною, и оставили меня въ рукахъ демоновъ. И вотъ, теперь я горю въ геенскомъ пламени, вѣчно буду горѣть и никогда, никогда не сгорю, нѣтъ конца мученію для отверженныхъ небомъ!» Сказавъ это: несчастная застонала — застонала, заскрежетала зубами и, подхваченная пылающею лавою, скрылась со всѣмъ видѣніемъ отъ взоровъ игуменіи [4].

«Должно хранить душу и всячески ее блюсти, — говоритъ святый Макарій — чтобъ она не пріобщалась сквернымъ и злымъ помысламъ. Какъ тѣло, совокупляясь съ другимъ тѣломъ, заражается нечистотою: такъ и душа растлѣвается, сочетаваясь съ скверными и злыми помыслами и согласуясь за-одно съ ними. Это надо разумѣть не объ одномъ или двухъ родахъ помысловъ, приводящихъ ко грѣху, но о всѣхъ вообще злыхъ помыслахъ, какъ-то: о помыслахъ невѣрія, лести, тщеславія, гнѣва, зависти и рвенія. Въ отверженіи всѣхъ этихъ помысловъ и заключается очищеніе себя отъ всякія скверны плоти и духа (2 Кор. VII, 1). Знай, что и въ тайнѣ души содѣвается дѣйствіемъ непотребныхъ помысловъ растлѣніе и блуженіе, по слову великаго Апостола: аще кто растлилъ храмъ Божій, растлитъ того Богъ (1 Кор. III, 17). Подъ именемъ храма Божія разумѣй это видимое наше тѣло. Такъ и тотъ, кто растлитъ душу и умъ, соединяясь и совокупляясь съ злобою, повиненъ казни. Какъ должно хранить тѣло отъ видимаго грѣха, такъ должно хранить и душу, эту невѣсту Христову, отъ непотребныхъ помысловъ. Обручихъ вы, говоритъ Апостолъ, еди/с. 171/ному мужу невѣсту представити Христу (2 Кор. XI, 2). И другое Писаніе говоритъ: всяцѣмъ храненіемъ блюди твое сердце, отъ сихъ бо исходища живота (Притч. IV, 23). И опять: научись изъ Божественнаго Писанія, что строптивая помышленія отлучаютъ отъ Бога (Прем. Сол. I, 3). Преподобный Нилъ Сорскій такъ разсуждаетъ о страсти: страсть подлежитъ или соразмѣрному покаянію или будущей мукѣ. Должно раскаяваться въ страсти и молиться о избавленіи отъ нея: она подлежитъ будущей мукѣ за нераскаяніе въ ней, а не за производимую ею внутреннюю борьбу. Еслибъ вѣчною мукою каралась самая борьба, то безъ совершеннаго безстрастія не было бы отпущенія грѣховъ, которое, однакожъ, получено многими, какъ говоритъ святый Петръ Дамаскинъ. Боримый какою бы то ни было страстію долженъ тщательно противиться ей, сказали Отцы. Приведемъ въ примѣръ блудную страсть. Боримый блудною страстію къ какому-либо лицу, долженъ всячески удаляться собесѣдованія съ нимъ и сопребыванія, прикосновенія даже къ одеждѣ его и обонянія его. Нехранящійся во всемъ этомъ совершаетъ страсть, и любодѣйствуетъ помыслами въ сердцѣ своемъ, сказали Отцы. Таковый самъ возжигаетъ въ себѣ пещь страстей, и вводитъ въ себя, какъ звѣрей, лукавые помыслы» [5].

Примѣчанія:
[1] Исаакъ Сирскій, Слово 53, по переводу старца Паисія.
[2] По толкованію Макарія Великаго, Слово 2, гл. 3.
[3] Въ алфавитномъ Патерикѣ читается слѣдующее изреченіе преподобнаго Іоанна Колова: «Врата Божіи — смиреніе. Отцы наши изошли, радуясь, въ храмъ Божій путемъ многихъ уничиженій».
[4] Святогорца письмо 16-е.
[5] Преподобный Нилъ Сорскій. Слово 1.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ третій: Аскетическіе опыты. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 165-171.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.