Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Церковная письменность

Свт. Игнатій (Брянчаниновъ), еп. Кавказскій († 1867 г.)

Святитель Игнатій (въ мірѣ Димитрій Александровичъ Брянчаниновъ) (1807-1867), знаменитый русскій духовный писатель и проповѣдникъ, еп. Кавказскій и Черноморскій. Родился 5 (18) февраля 1807 г. въ селѣ Покровскомъ, Грязовецкаго уѣзда, Вологодской губерніи въ благочестивой дворянской семьѣ. Еще въ дѣтствѣ почувствовалъ склонность къ молитвеннымъ трудамъ и уединенію. По настоянію отца окончилъ С.-Петербургское Военное инженерное училище (1826). Желая принять монашество, еще до окончательнаго экзамена подавалъ прошеніе объ отставкѣ, но получилъ отказъ. Для прохожденія службы былъ отправленъ въ Динабургскую крѣпость, гдѣ вскорѣ заболѣлъ, и осенью 1827 г. его прошеніе объ отставкѣ по болѣзни получило удовлетвореніе. Сразу же поступилъ послушникомъ въ монастырь. 28 іюня (11 іюля) 1831 г. былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Игнатій въ честь свщмуч. Игнатія Богоносца; 4 (17) іюля рукоположенъ въ іеродіакона, а 25 іюля (7 августа) — въ іеромонаха. Въ 1833 г. возведенъ въ санъ игумена, а въ 1834 г. — въ санъ архимандрита. Въ 1857 г. въ С.-Петербургскомъ Казанскомъ соборѣ былъ хиротонисанъ во епископа Кавказскаго и Черноморскаго. Въ 1861 г. еп. Игнатій по болѣзни ушелъ на покой и поселился въ Николо-Бабаевскомъ монастырѣ Костромской епархіи, гдѣ велъ уединенную молитвенную жизнь до самой своей кончины 30 апрѣля (13 мая) 1867 г. Собраніе сочиненій свт. Игнатія составляетъ восемь томовъ. Большая часть его писаній носитъ нравственно-аскетическій характеръ. Святитель послѣдовательно излагаетъ святоотеческое ученіе о покаяніи, какъ полномъ духовномъ перерожденіи человѣка. Память свт. Игнатія — 30 апрѣля (13 мая).

Сочиненія свт. Игнанія (Брянчанинова)

СОЧИНЕНІЯ ЕПИСКОПА ИГНАТІЯ БРЯНЧАНИНОВА.
Томъ 3-й: Аскетическіе опыты. (Изданіе 2-е. СПб., 1886).

СЛОВО О СМЕРТИ.

[Приготовленіе къ смерти].

Приготовимся къ вѣчности и къ переходу въ вѣчность, именуемому смертію, во время земной жизни, въ этомъ преддверіи къ вѣчности. Земная жизнь есть не собственно жизнь, но непрестанная борьба между жизнію и смертію: поперемѣнно мы уклоняемся то къ той, то къ другой, колеблемся между ими, оспориваемся ими. Если оцѣнимъ справедливо то краткое мгновеніе, на которое мы поставлены здѣсь, на земли, сравнивъ его съ неизмѣримою и величественною вѣчностію: то найдемъ только одно правильное употребленіе земной жизни. Употребляется она правильно, когда проводится въ приготовленіи къ вѣчности. Такъ судитъ о земной жизни и Слово Божіе: не бойся малое стадо, завѣщаетъ Господь ученикамъ Своимъ на время ихъ земнаго странствованія, яко благоволи Отецъ вашъ дати вамъ царство. Продадите имѣнія ваша, и дадите милостыню: сотворите себѣ влагалища неветщающа, сокровище неоскудѣемо на небесѣхѣ, идѣже тать /с. 172/ не приближается, ни моль растлѣваетъ: идѣже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будетъ. Да будутъ чресла ваша препоясана и свѣтильницы горящіи; и вы подобни человѣкомъ, чающимъ Господа своего, когда возвратится отъ брака, да пришедшу и толкнувшу, абіе отверзутъ ему. Блажени раби тіи, ихже пришедъ Господь обрящетъ бдящихъ. Аминь глаголю вамъ, яко препояшется и посадитъ ихъ, и минувъ послужитъ имъ. И аще пріидетъ во вторую стражу, и въ третію стражу пріидетъ и обрящетъ ихъ тако, блажени суть раби тіи. Се же вѣдите, яко аще бы вѣдалъ господинъ храмины, въ кій часъ тать придетъ, бдѣлъ убо бы, и не бы далъ подкопати дому своего. И вы убо будите готови: яко въ оньже часъ не мните, Сынъ человѣческій пріидетъ. Кто убо есть вѣрный строитель и мудрый, егоже поставитъ Господь надъ челядію своею, даяти во время житомѣріе? Блаженъ рабъ той, егоже пришедъ Господь его обрящетъ творяща тако. Воистину глаголю вамъ, яко надъ всѣмъ имѣніемъ своимъ поставитъ его. Аще же речетъ рабъ той въ сердцы своемъ: коснитъ господинъ мой пріити, и начнетъ бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися: пріидетъ господинъ раба того въ день, въ оньже не чаетъ и въ часъ, въ оньже не вѣсть: и растешетъ его, и часть его съ невѣрными положитъ (Лук. XII, 32-40, 42-46). Мало и уничиженно словесное стадо истинныхъ христіанъ; оно въ презрѣніи и гоненіи у гордыхъ сыновъ міра; но Господь заповѣдуетъ ему не изнемогать въ скорбяхъ и не страшиться ихъ, заповѣдуетъ не обращать вниманія на эти скорби, устремлять все вниманіе къ небесному царству, обѣтованному благоволеніемъ Отца — Бога. Онъ заповѣдуетъ превратить земное имѣніе милостынею въ небесное имѣніе, чтобъ самое сокровище человѣка, находясь на небѣ, влекло его къ небу. Онъ повелѣваетъ такъ устроивать свои обстоятельства и проводить такое жительство, чтобъ непрестанно быть готовымъ къ смерти. Называя земную жизнь ночью, Онъ возвѣщаетъ, что неизвѣстно, въ которую стражу этой ночи придетъ смерть: въ дѣтскомъ ли возрастѣ, или въ юношескомъ, въ зрѣломъ ли мужествѣ, или въ глубокой старости. Господь угрожаетъ неожиданною смертію /с. 173/ тому, кто, считая ее далекою отъ себя, позволяетъ себѣ злоупотреблять земною жизнію и дарами Божіими.

Истинные ученики Христовы съ точностію исполнили завѣщаніе Господа. Апостолъ Павелъ говоритъ о себѣ, что онъ умиралъ ежедневно (1 Кор. XV, 31). Точно: кто ежедневно приготовленъ къ смерти, тотъ умираетъ ежедневно; кто попралъ всѣ грѣхи и всѣ грѣховныя пожеланія, чья мысль отселѣ переселилась на небо и тамъ пребываетъ, тотъ умираетъ ежедневно. Кто умираетъ ежедневно, тотъ уже живетъ вѣчною, истинною жизнію [1].

Такой жизни мыслію и сердцемъ на небѣ, при жизни тѣломъ на землѣ, такого ежедневнаго преселенія въ вѣчность достигаютъ весьма немногіе изъ христіанъ, даже проводящихъ жизнь въ святыхъ обителяхъ; тѣмъ менѣе доступно это духовное состояніе христіанамъ, живущимъ посреди міра. Земныя попеченія непрестанно гнетутъ мысль къ земному, привязываютъ къ временному и тлѣнному, похищая у нея памятованіе о вѣчности. Это, однакожъ, не должно приводить христіанина въ уныніе. Если онъ не можетъ постоянно пребывать въ области вѣчнаго и духовнаго: то можетъ обращаться къ ней часто, и благовременно приготовляться къ смерти. Приготовляться къ ней должно храненіемъ себя отъ всякаго дѣла, слова и помышленія, воспрещенныхъ Христовыми заповѣдями. Приготовляться къ ней должно ежедневнымъ или, по возможности, частымъ исповѣданіемъ своихъ согрѣшеній, какъ предъ отцемъ духовнымъ, такъ и въ душевной клѣти предъ единымъ Сердцевѣдцемъ — Богомъ. Должно приготовляться къ смерти воздержаніемъ отъ брашенъ и напитковъ, воздержаніемъ отъ празднословія, шутокъ, смѣха, разсѣянности, увеселеній и игръ, воздержаніемъ отъ роскоши, требуемой тщеславіемъ міра, и отъ всѣхъ излишествъ, содѣлывающихъ помышленіе о смерти чуждымъ уму, льстиво представляющихъ земную жизнь какъ бы безконечною. Должно приготовляться молитвами отъ сердца сокрушеннаго и смиреннаго, слезами, воздыханіями, рыданіями; должно приготовляться обильнымъ подаяніемъ милостыни, прощеніемъ обидъ, любовію и благодѣяніемъ врагамъ, терпѣніемъ всѣхъ земныхъ скорбей и искушеній, которыми искупаются вѣчныя скорби ада. Если смерть застанетъ /с. 174/ христіанина въ этомъ подвигѣ, то, конечно, она застанетъ его препоясаннымъ, т. е. приготовленнымъ къ совершенію далекаго пути отъ земли къ небу, и со свѣтильникомъ горящимъ, т. е. съ разумомъ и поведеніемъ, озаренными Божественною Истиною.

Примѣчаніе:
[1] Пр. Макарія Великаго Бесѣда XLIX, гл. 2.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ третій: Аскетическіе опыты. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 171-174.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.