Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ДНИ СВЯТЫХЪ.

Слово на память священно-мученика Макарія, митрополита Кіевскаго.

Святый Давидъ, желая изобразить блаженство праведныхъ по смерти, говоритъ, что они восхвалятся во славѣ и возрадуются на ложахъ своихъ (Псал. 149, 5). — Какимъ образомъ праведные прославляются въ свѣтлыхъ обителяхъ Отца небеснаго — сего не дано видѣть бренному оку человѣческому. А какъ они въ радости и мирѣ почиваютъ на ложахъ своихъ — это въ самомъ ощутительномъ видѣ открыто /с. 191/ для взора многихъ и многихъ. И особенно не сокрыто сіе отъ васъ, обитатели богоспасаемаго града сего! Ибо, не предъ вашими ли очами, отъ лѣтъ древнихъ, почиваетъ на ложахъ своихъ цѣлый сонмъ святыхъ Божіихъ человѣковъ? О! блаженны очи ваши, кои всегда могутъ видѣть, что многіе изъ сыновъ православной Церкви сподобляются узрѣть едва единожды въ цѣлую жизнь!

Се, и нынѣ кто собралъ насъ? Единъ изъ тѣхъ, кои восхваляются присно, во славѣ, и въ обителяхъ Отца небеснаго. Куда собралъ? — Къ тому ложу, на коемъ онъ возлегъ опочить послѣ многихъ неусыпныхъ трудовъ въ вертоградѣ Христовомъ. Собралъ нынѣ; ибо нынѣ онъ самъ, пожатый мечемъ свирѣпыхъ монголовъ, собранъ былъ, яко зрѣлый классъ, въ житницу Отца небеснаго. Зрите, какъ мирно почиваетъ праведникъ на ложѣ своемъ! Болѣе трехъ вѣковъ протекло надъ симъ ложемъ, а ложе — то же! Три разнаго рода владычества прешли надъ сею страною, а область тлѣнія ни разу не коснулась того, кто почиваетъ на семъ ложѣ! Самый видъ горъ и юдолей нашихъ измѣнился, а образъ почивающаго священно-мученика единъ и тотъ же! — Пройдутъ и еще вѣка и, можетъ быть, тысящелѣтія надъ симъ святымъ ложемъ; совершатся и еще новыя и новыя перемѣны въ судьбѣ сего града и страны, — все измѣнится вокругъ! а праведникъ пребудетъ, яко гора Сіонъ, неподвижимъ среди устремленій потока времени, и возстанетъ съ ложа своего съ большею легкостію, нежели какъ мы возстаемъ отъ сна утренняго. Такъ вѣрно исполняется надъ страдальцами за имя Христово слово Премудраго, что они непщевани быша только во очію безумныхъ умрети, и вмѣнися озлобленіе исходъ ихъ, и еже отъ насъ шествіе сокрушеніе; сами же они были и суть въ мирѣ: ибо предъ лицемъ человѣческимъ аще и муку пріимутъ, упованіе ихъ безсмертія исполнено есть (Премуд. 3, 2-5). Мечъ монголовъ, пресѣкши нить жизни священно-мученика, только ускорилъ торжество его во славѣ, и, не давъ ему узрѣть здѣшняго града, на вѣки соединилъ его съ нимъ открывъ ближайшій случай опочить здѣсь навсегда святымъ и нетлѣннымъ мощамъ его.

Но не на почиваніе пришелъ сюда священно-мученикъ! Можно ли было опочивать здѣсь мирно, когда все вокругъ /с. 192/ дышало бранію, раздоромъ и запустѣніемъ? — когда отечество наше было подобно тѣлу, лишенному большей части своихъ членовъ, у коего только въ сердцѣ хранилось нѣсколько капель жизни и движенія? — когда Церковь и паства кіевская были, яко вертоградъ не огражденный, не напоенный, отметнувшій листвіе, преданный на позобаніе всѣмъ звѣремъ дубравнымъ? — когда самый храмъ сей, избранный въ мѣсто покоища священно-мученикомъ, останавливалъ взоры одними великолѣпными развалинами и служилъ виталищемъ не служителей алтаря, а птицъ небесныхъ? — Когда не могъ почивать мирно на ложѣ своемъ ни одинъ изъ жителей сего града, могъ ли опочивать тогда на своемъ ложѣ верховный пастырь бѣдствующей Церкви? — И не почивалъ! — Свидѣтель тому чудесный огнь, видѣнный въ тѣ бѣдственныя времена неоднократно среди нощи между непокровенными стѣнами сего храма и исходившій отъ гроба священно-мученика. Что другое былъ огнь, какъ не видимое выраженіе пламенныхъ молитвъ его къ Богу о паствѣ и Церкви своей? — Какъ сильно было сіе предстательство у Господа — показали потомъ событія: ибо съ тѣхъ поръ, какъ священно-мученикъ, возлегшій среди храма сего на ложѣ, началъ возставать съ него на молитву, видимо начали улегаться всѣ волны, обуревавшія корабль Церкви кіевской. Политики дивятся нынѣ, какимъ образомъ страна здѣшняя такъ мирно могла войти паки въ составъ православнаго отечества. Какъ ей было не войти мирно, когда она ведома и пореваема была къ тому неусыпными молитвами — столь великихъ предстателей у Господа?

Теперь, когда отъ прежнихъ неустройствъ страны и Церкви кіевской, большею частію, не осталось ничего, кромѣ печальныхъ воспоминаній; когда стѣны храма сего, соединивъ въ себѣ древнее и новое благолѣпіе, начали свидѣтельствовать предъ каждымъ, что нощь сѣтованія нашего прейде, а день радости приближися, — теперь настало время священно-мученику, не только возлечь, но и опочить на ложѣ своемъ. А мы ежегодно дерзаемъ приступать къ сему ложу и творимъ его каждый разъ снова идти вмѣстѣ съ нами съ мѣста покоища его!.. Откуда и для чего сіе дерзновеніе? — Отъ вѣры, любви и благодарности, для вѣры, любви и назиданія — износя нетлѣнныя мощи священно-мученика изъ-подъ крова сего храма подъ кровъ небесный, мы хотимъ показать наше /с. 193/ сокровище всему міру, всей обновленной весной природѣ; а обнося ихъ вокругъ храма, симъ самымъ свидѣтельствуемъ благодарственно, что святитель былъ и есть, яко стѣна и огражденіе паствы своей, и, безъ сомнѣнія, самъ священномученикъ, движимый отъ насъ въ святыхъ останкахъ своихъ, не остается неподвиженъ, но вмѣстѣ съ симъ подвизается духомъ къ теплѣйшему ходатайству о насъ, ибо хотя отцы любятъ дѣтей своихъ и молятся о нихъ, и безъ ихъ просьбъ о томъ, но любятъ также, чтобы дѣти, съ своей стороны, возбуждали, чѣмъ могутъ, ихъ любовь къ себѣ. — Наконецъ, мы сами, сколь ни косны на благое, но видя, какъ угодникъ Божій оставляетъ мѣсто покоища своего, и видимо шествуетъ среди насъ, невольно ощущаемъ въ сердцѣ своемъ движеніе многихъ святыхъ мыслей и чувствованій, и непримѣтно располагаемся сами идти во слѣдъ праведника путемъ его добродѣтелей къ мѣсту вѣчнаго покоя для всѣхъ.

Посему не дерзновеніе наше (оно благочестиво и свято) должно занимать теперь мысль нашу, а другое, совершенно другое: возрадуется ли нынѣ о насъ священно-мученикъ на ложѣ своемъ и что узритъ онъ между нами, исшедъ изъ сего храма? — Повидимому, нельзя найти времени для показанія себя предъ нимъ лучше, какъ время настоящее; ибо мы окружены священными днями: не такъ давно совершали св. четыредесятницу и покланялись страстемъ Христовымъ; потомъ праздновали возстаніе Господа изъ гроба; за нѣсколько дней предъ симъ исходили на воды для принятія благодати Божіей; — съ другой стороны готовимся торжествовать вознесеніе Спасителя нашего на небо; ожидаемъ сошествія Духа Утѣшителя. Какъ среди такихъ дней и торжествъ не освятиться самимъ, не обогатиться святыми мыслями и чувствами, не удержаться отъ многихъ грѣховъ, не совершить въ такое время, хотя изъ подражанія, хотя по необходимости, нѣкоторыхъ добродѣтелей? Все это не малая порука за то, что священно-мученикъ можетъ обрѣсти между нами что-либо и достойное своего взора, который, просвѣтленный лицезрѣніемъ Отца небеснаго, не можетъ сносить грѣха и безчувствія душевнаго.

Но, братіе, надѣясь въ настоящемъ случаѣ на нѣчто въ насъ благое, можемъ ли не опасаться за многое и многое злое? Куда сокрыть намъ отъ свѣтлаго взора священно-му/с. 194/ченика такое множество бѣдныхъ, кои напрасно предстаютъ ежедневно предъ очи богачей и часто не получаютъ даже ласковаго взгляда? Куда сокрыть такое множество дѣтей, кои оставляются родителями возрастать безъ страха Божія, безъ познанія путей спасенія, оставляются ходить куда влечетъ ихъ наклонное къ злу сердце человѣческое? Куда сокрыть множество распрей и ссоръ, раздѣляющихъ не только людей чуждыхъ между собою (хотя христіане всѣ должны быть братьями), но и связанныхъ узами ближайшаго родства? Куда сокрыть корыстолюбіе и лукавство, коимъ нѣкоторые едва не превосходятъ послѣдователей синагоги, — чувственность и нечистоту жизни, коими иные спорятъ съ поклонниками Магомета? Куда дѣвать на сей случай нашу холодность къ вѣрѣ и храмамъ Божіимъ, непочтеніе къ родителямъ, ропотъ противу высшихъ, недовольство своимъ жребіемъ, душетлѣнную склонность къ разсѣянію? — Все это, братіе, узритъ священно-мученикъ — и что изречетъ на градъ нашъ? Не отвратитъ ли лица своего? Не возвратится ли съ горестію на мѣсто покоища своего?

Что же остается дѣлать, чтобы усладить для праведника настоящее торжество въ честь его? — Остается одно: вмѣсто недостающихъ благихъ дѣлъ окружить пока священное ложе его святыми обѣтами. Пусть каждый изъ насъ произнесетъ въ душѣ твердый обѣтъ или отстать, въ честь святаго покровителя нашего града, отъ какого-либо грѣха, или совершить во имя его какое-либо благое дѣло. Окруженный сими обѣтами, видя искренность и твердость ихъ, священно-мученикъ безъ огорченія возвратится на мѣсто покоища своего, и представъ престолу Отца небеснаго, скажетъ: «Господи, я узрѣлъ паству свою; она немощна, весьма немощна; но въ ней есть желаніе быть здравою: пріумножь для нея въ грядущемъ лѣтѣ благодать Свою, да совершится въ ней все благое, къ коему возбудило ее мое посѣщеніе!» Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ II. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 190-194.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.