Церковный календарь
Новости


2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 23-я (1904)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 22-я (1904)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 21-я (1904)
2017-12-15 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ. Протоколъ №2 (2/15 августа 1938 г.)
2017-12-15 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ. Протоколъ №1 (1/14 августа 1938 г.)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ДНИ СВЯТЫХЪ.

Слово на память священномученика Макарія, митрополита Кіевскаго, коего мощи, почивающія въ Кіево-Софійскомъ соборѣ, обносятся по литургіи вокругъ храма.

Между чудесными знаменіями, окружавшими смерть и воскресеніе Господа, было, по свидѣтельству исторіи евангель/с. 195/ской, и то знаменіе, что гроби отверзошася и многа тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа, и, по воскресеніи, внидоша во святый градъ, и явишася мнозѣмъ (Матѳ. 27, 52). Такимъ образомъ для Іерусалима въ то время совершилось въ маломъ видѣ, можно сказать, будущее воскресеніе мертвыхъ.

Какъ ни разительно знаменіе сіе, но богоспасаемому граду нашему дано видѣть нѣчто подобное въ продолженіе цѣлыхъ столѣтій. Ибо сколько вѣковъ, какъ благодатію Божіею отверзлись у насъ гробы многихъ святыхъ, и не закрываются доселѣ! Сколько тѣлесъ, въ нихъ почивающихъ, видимо воспрянули изъ персти земной своимъ нетлѣніемъ! — Наконецъ, какъ бы въ довершеніе сходства съ древнимъ событіемъ, се единъ изъ сонма святыхъ Божіихъ, яко пастырь града сего, каждый годъ, въ продолженіе богосвѣтлаго круга празднествъ въ честь воскресенія Христова, подъемлется съ своего мѣста, исходитъ изъ храма, и является предъ лицемъ всего града нетлѣнными мощами своими!..

Для чего сіе явленіе? — Для того же, для чего являлись въ Іерусалимѣ воскресшіе святые по воскресеніи Господа: — во свидѣтельство, что умершій за насъ и воскресшій для насъ Господь Іисусъ есть истинный Владыка жизни и смерти; что держава смерти и тлѣнія дѣйствительно попрана и разрушена Его смертію; что грядетъ часъ, когда вси, сущіи во гробѣхъ услышатъ гласъ Сына Божія и, услышавши оживутъ (Іоан. 5, 28), что потому христіанамъ нѣтъ причинъ бояться убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити, а должно бояться токмо Того единаго, Кто можетъ душу и тѣло повергнуть въ геенну огненную (Матѳ. 10, 28). О семъ свидѣтельствуетъ предъ нами священно-мученикъ торжественнымъ явленіемъ нетлѣнныхъ мощей своихъ среди града нашего!

Что же производитъ въ насъ сіе свидѣтельство? Какой плодъ его каждодневнаго явленія среди насъ? Укрѣпляемся ли мы имъ въ надеждѣ на жизнь будущую? Утѣшаемся ли сею надеждою среди горестей и превратностей жизни настоящей? Ограждаемся ли молитвами святителя отъ соблазновъ и грѣха? Растемъ ли въ вѣрѣ и благодати, въ любви, смиреніи и чистотѣ? Не продолжимъ вопросовъ, а замѣтимъ вмѣсто сего, что какъ всякая милость Божія, такъ и та, коею мы пользуемся, не бывъ употреблена во благо, послужитъ къ вящшему осужденію нашему. Аще не быхъ пришелъ и глаголалъ /с. 196/ имъ, говорилъ Самъ Спаситель о іудеяхъ, грѣха не быша имѣли; нынѣ же вины не имутъ о грѣсѣ своемъ (Іоан. 15, 22). Такъ могутъ сказать о насъ и святые Божіи, особенно блаженный священномученикъ, каждый годъ творящій шествіе съ нами. Теперь онъ возстаетъ съ своего ложа для того, чтобы ходатайствовать за насъ и благословлять насъ, а нѣкогда возстанетъ для того, чтобы свидѣтельствовать противу нашего ожесточенія и судить насъ.

Будемъ же внимательны къ знаменію благодати Божіей и, шествуя за нетлѣнными мощами святителя и чудотворца, вникнемъ въ нашу жизнь, куда лежитъ путь ея: точно ли мы идемъ туда, куда ведутъ насъ святіи Божіи человѣцы и своими молитвами и своимъ примѣромъ? Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ II. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 194-196.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.