Церковный календарь
Новости


2019-03-23 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Нравственная идея догмата Церкви (1986)
2019-03-23 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Нравств. идея догмата Пресв. Троицы (1986)
2019-03-22 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 142-й (1899)
2019-03-22 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 141-й (1899)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 10-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 9-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 8-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 7-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Зависть - изобрѣтеніе діавола" (1975)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій. Слово на актѣ Семинаріи въ 1969 году (1975)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Современное бѣснованіе (1975)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій. "Вси святіи земли Русскія, молите Бога о насъ!" (1975)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Дѣйство льсти" - въ полномъ разгарѣ (1975)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Пасхальное обращеніе 1969 года (1975)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Два письма прот. Виктору Потапову (1995)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Письмо архіеп. Женевскому Антонію (1995)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 23 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

СОЧИНЕНІЯ ИННОКЕНТІЯ, АРХІЕПИСКОПА ХЕРСОНСКАГО И ТАВРИЧЕСКАГО.
Томъ 2-й. (Изданіе 2-е. СПб., 1908).

СЛОВА, БЕСѢДЫ И РѢЧИ ПРИ ОСВЯЩЕНІИ ХРАМОВЪ И ЗАЛОЖЕНІЯ СВ. И ОБЩЕСТВЕННЫХЪ ЗДАНІЙ.

Слово на день освященія храма св. великомученика Георгія [1].

Помыслихъ дни первыя, и лѣта вѣчная помянухъ, и поучахся, — такъ свидѣтельствуетъ о себѣ богодухновенный пѣвецъ псалмовъ. Если для того, кто избранъ былъ Самимъ Богомъ во всегдашніе наставники царей и народовъ, воспоминаніе о лѣтахъ древнихъ служило поученіемъ, то тѣмъ паче оно можетъ быть вмѣсто наставленія для всѣхъ насъ. И, если когда и гдѣ прилично всѣмъ намъ поучиться отъ воспоминанія лѣтъ древнихъ, то въ сей день и въ этомъ храмѣ. Ибо, обратимъ ли вниманіе на судьбу нынѣшняго празднества и сего храма, или устремимъ взоръ на знаки отличія, украшающіе грудь вашу: — и то и другое воззываетъ мысль нашу /с. 228/ ко временамъ прежде-бывшимъ. Итакъ, послѣдуя примѣру святаго Давида, займемъ нынѣ наставленіе у прошедшаго, дабы лучше устроить свое будущее.

Достойный сынъ и преемникъ равноапостольнаго Владиміра, Ярославъ Великій приближается къ концу дней своихъ. Многоплодная для Отечества жизнь его уже полна великими дѣяніями: миръ и благоденствіе отечества извнѣ ограждены громкими побѣдами, извнутрь — мудрыми законами; для умовъ, ищущихъ свѣта наукъ, воздвигнуты обители просвѣщенія; для душъ, жаждущихъ озаренія горняго, устроены обители благочестія христіанскаго. Уже и храмъ премудрости Божіей вознесъ къ небу верхи свои, какъ бы въ знакъ того, что на землѣ русской вѣра и просвѣщеніе будутъ дружно вести почитателей своихъ къ единому и тому же небу. Но на душѣ маститаго героя-законодателя лежитъ еще одна святая мысль: воздвигнуть благодарственный памятникъ небесному покровителю своему, великомученику и побѣдоносцу Георгію. — Святымъ что посвящать, кромѣ святаго? и вотъ, по манію Самодержца, начинаетъ воздвигаться храмъ во имя великомученика близъ того мѣста, которое было свидѣтелемъ бѣгства печенѣговъ отъ меча Ярославова изъ-подъ стѣнъ Кіева. Щедро расточаемыя сокровища царскія поощряютъ, охладѣвшее-было, усердіе дѣлателей; храмъ созданъ, украшенъ всѣмъ, чѣмъ тогда богата была Россія и страны чужеземныя; митрополитъ Иларіонъ, — первый изъ сыновъ Отечества, сдѣлавшійся верховнымъ пастыремъ его, — совершаетъ освященіе храма, и въ то же время предназначаетъ его быть мѣстомъ освященія всѣхъ верховныхъ пастырей Церкви Россійской. Небо и земля сорадуются святому торжеству державнаго храмостроителя; и цѣлая Россія пріемлетъ завѣтъ освящать ежегодно воспоминаніе сего дня торжествомъ священнымъ. Таково происхожденіе настоящаго празднества!

Завѣтъ цѣлъ и въ силѣ; но гдѣ предметъ завѣта? гдѣ храмъ, коего великолѣпію дивились и соотечественники и чужестранцы? Ахъ, онъ и двухъ вѣковъ не пережилъ своего державнаго строителя! Тяжелая рука времени, гроза и бури общественныхъ переворотовъ даже развалины его сравняли съ землею, такъ что теперь просвѣщенной любви къ древности предлежитъ отыскать самые слѣды его въ сердцѣ земли.

Таковъ удѣлъ памятниковъ земныхъ! — Что чище и свя/с. 229/тѣе, какъ ознаменовать свою благодарность къ Богу и святымъ Его сооруженіемъ въ честь ихъ храма! — Но и сіи дары признательности и любви пріемлются Господомъ отъ рукъ насъ смертныхъ только на время, а потомъ предоставляются власти того же времени. Для чего? — Да вѣдаемъ, яко Вышній не въ рукотворенныхъ храмахъ живетъ (3 Цар. 8, 27), и что единый, вѣчный и неразрушимый храмъ для Него тотъ, который воздвигается Ему въ сердцахъ и душахъ нашихъ.

Чтобы сія поучительная мысль не показалась вамъ, братіе, только случайнымъ примѣненіемъ къ настоящимъ обстоятельствамъ, не отрекитесь взойти со мною вашею мыслію къ самымъ первымъ временамъ человѣчества. Что тамъ? Былъ ли какой-либо храмъ въ раю? — Не было. Почему? Ужели человѣкъ менѣе молился до своего паденія, нежели сколько молится по паденіи. Нѣтъ, тогда вся жизнь его была богослуженіемъ; но, весь чистый, невинный, святый, онъ самъ тогда былъ и жертвою, и священникомъ, и храмомъ; въ трехчастной скиніи существа его, въ тѣлѣ, душѣ и духѣ, было и преддверіе, и святое, и святое святыхъ; здѣсь была и манна, и ковчегъ завѣта, и херувимы. Послѣ сего къ чему бы служилъ тогда храмъ? — Внѣшніе храмы сдѣлались необходимы тогда, когда человѣкъ самъ престалъ быть храмомъ Божества, и существуютъ не для чего другаго, какъ для того, чтобы человѣкъ, входя въ храмы и видя, что и какъ въ нихъ совершается, научился обновлять свой собственный, внутренній, трехчастный храмъ, для совершенія въ немъ вѣчнаго, непрестающаго богослуженія во славу тріѵпостаснаго Господа всяческихъ. Посему-то всѣ внѣшніе храмы, со всѣмъ ихъ разнообразіемъ и великолѣпіемъ, существуютъ только на время, доколѣ продолжается возсозданіе падшей скиніи существа человѣческаго, а по совершеніи сего великаго дѣла они должны уступить мѣсто навсегда одному храму внутреннему — въ душахъ и сердцахъ человѣческихъ. И видѣхъ, свидѣтельствуетъ тайновидецъ сего величественнаго будущаго, и видѣхъ небо ново и землю нову, и видѣхъ градъ святый Іерусалимъ новъ, сходящъ съ небеси: но храма не видѣхъ въ немъ (Апок. 21, 1. 10. 22). Гдѣ же онъ? — Въ Богѣ. Яко Господь Вседержитель храмъ ему есть и Агнецъ.

Послѣ сего должно ли удивляться, если всепремудрый въ созиданіи спасенія нашего Промыслъ Божій, между прочими /с. 230/ напоминаніями намъ о сей важной истинѣ, заставляетъ свидѣтельствовать о ней предъ нами самые храмы наши — ихъ развалинами! Чѣмъ великолѣпнѣе разрушенное, чѣмъ менѣе остатковъ его; тѣмъ сильнѣе напоминаніе о состояніи нашего внутренняго храма, тѣмъ громче зовъ къ его возстановленію. Посему, встрѣчая развалины храмовъ древнихъ, поспѣшайте, братіе, переноситься мыслями не къ одному началу и исторіи ихъ, а и къ судьбѣ собственнаго внутренняго храма; обращайте вниманіе на вашу душу и сердце, и смотрите, есть ли тамъ хотя столько остатковъ храма, сколько видите ихъ предъ собою; не въ такомъ ли состояніи нашъ храмъ внутренній, что надобно призвать опытныхъ знатоковъ духовной древности и духовнаго зодчества, чтобы открыть самые слѣды, гдѣ стоялъ онъ? Если какой градъ представляетъ часто случаи на упражненіе сей святой любви къ драгоцѣнной древности, то нашъ, столь богатый святыми развалинами.

Се первая часть поученія Давидова — первый урокъ отъ воспоминанія лѣтъ древнихъ храма сего!

Спросимъ теперь: что разрушило храмъ, освященіе коего составляетъ предметъ настоящаго празднества, и не дало намъ насладиться созерцаніемъ его древняго великолѣпія? — Свирѣпость монголовъ, отвѣчаетъ исторія. Свирѣпость монголовъ!.. такъ, но не сія ли свирѣпость многократно сокрушалась потомъ, и, наконецъ, сокрушилась совершенно и навсегда о грудь мужественныхъ сыновъ Церкви и Отечества? — Что же воспрепятствовало ей сокрушиться тогда? Почему россіянинъ, который могъ такъ побѣдоносно возстать изъ-подъ развалинъ Отечества, не могъ устоять и отстоять самой святыни, стоя и защищаясь на твердыняхъ Церкви, еще крѣпкой, высокой, благоукрашенной? — Былъ, былъ еще до нашествія враговъ внѣшнихъ, жестокій врагъ внутренній, который занялъ всѣ входы и исходы земли русской, отнялъ всю силу и свободу у сыновъ ея, оковалъ цѣпями умы и сердца, превратилъ въ нихъ храмы и алтари, и такимъ образомъ сдѣлавъ насъ неспособными защищать Церковь и Отечество, открылъ всюду путь врагамъ внѣшнимъ, отдалъ имъ насъ въ поносное, двухвѣковое рабство. Разгните лѣтописи временъ, предшествовавшихъ нашествію монголовъ: что тамъ? всюду развалины прежней вѣры и любви къ Богу, развалины прежняго единодушія и мира гражданскаго, развалины /с. 231/ прежнихъ благихъ нравовъ и обычаевъ. Итакъ, вотъ что предало насъ въ руки монголовъ!.. Съ нами произошло то, что было съ древними израильтянами: мы забыли Бога отцевъ, наши храмы подверглись участи храма Соломонова!..

Что же должны мы извлечь изъ сего втораго, горькаго воспоминанія лѣтъ древнихъ? — Право осужденія предковъ нашихъ за ихъ недостатки? Всего менѣе! Смиреннымъ перенесеніемъ тяжкой участи своей, горькими слезами раскаянія, добрыми подвигами среди узъ и плѣна, самоотверженіемъ, съ коимъ они спасали потомъ среди потока бѣдствій ковчегъ завѣта — вѣру православную и любовь къ Царямъ своимъ, — всѣмъ симъ они давно искупили предъ судомъ потомства слабости свои; и отходя на небо нерѣдко путемъ мученій, можетъ быть, не разъ низводили потомъ молитвами своими благословеніе Божіе на ряды послѣдующихъ защитниковъ Отечества. Не на предкахъ должны мы останавливаться въ подобныхъ случаяхъ, а на самихъ себѣ. Съ чѣмъ останавливаться? Съ тѣмъ великимъ и важнымъ урокомъ, что внѣшнее благоденствіе Отечества и Церкви зиждется на внутреннемъ христіанскомъ благоустройствѣ сыновъ его; что посему, заботясь объ устроеніи памятниковъ величія и славы Отечества, о созиданіи и украшеніи самыхъ церквей Божіихъ, должно въ то же время еще болѣе прилагать попеченіе о томъ, чтобы внутрь насъ укрѣплялись и возрастали вѣра и добродѣтель, чистота нравовъ и отношеній, праводушіе и безкорыстіе, смиреніе и трудолюбіе. Безъ сего не порука за благоденствіе Отечества — ни многочисленные ряды мужей брани, ни умноженіе обителей наукъ и образованія, ни самое великолѣпіе храмовъ Божіихъ. Ибо Царь неба и земли, какъ не имѣетъ нужды въ жилищѣ, то благоволитъ обитать благодатію Своею въ созданныхъ для Него храмахъ дотолѣ, доколѣ они служатъ въ духовное назиданіе и освященіе для входящихъ и исходящихъ. Въ противномъ случаѣ, и сіи домы молитвы оставляются пусты — и, оставленные такимъ образомъ, предаются запустѣнію. Благо, по крайней мѣрѣ, если оставляются пусты не навсегда; если раскаяніе, исправленіе нравовъ человѣческихъ низводятъ паки на землю и во храмы благодать съ небесъ: тогда, — ибо Господь нашъ многомилостивъ и щедръ, — тогда разрушенное возставляется, и про/с. 232/исходитъ новое, сугубое обновленіе храмовъ, какъ внутреннихъ, такъ и внѣшнихъ.

Свидѣтель сей утѣшительнѣйшей истины настоящій храмъ нашъ. — Испытавъ всю свирѣпость разрушенія, всю силу гнѣва Божія, онъ испыталъ, наконецъ, и милость Божію, возсталъ изъ небытія, и содѣлался паки мѣстомъ освященія если не святящихъ, то освящаемыхъ. Правда; въ немъ нѣтъ древняго царственнаго великолѣпія Ярославова: но храмы Божіи великолѣпны не златомъ и сребромъ, а вѣрою и чистымъ усердіемъ. Что же можетъ быть благословеннѣе усердія, воздвигнувшаго храмъ сей? — Небольшое христіанское братство воиновъ, для коихъ самъ проповѣдникъ пустыни Іорданской поставилъ въ добродѣтель — быть довольными оброки своими (Лук. 3, 14), умѣло не только оставаться довольнымъ, но отдѣлить часть оброковъ своихъ на сооруженіе сего храма. Не это ли лепты Евангельской вдовицы, драгоцѣнныя предъ Богомъ паче даянія многа (Лук. 21, 4)? — Прости, мудрый и христолюбивый строитель храма древняго, если я — не въ униженіе имени твоего, а въ похвалу христіанскихъ добродѣтелей, — скажу: во истину болѣе Ярослава здѣ!

Если бы и послѣ сего нужно было внѣшнее украшеніе настоящему празднеству, то мы займемъ его отъ васъ, добліи сыны Отечества, вѣрные подражатели прославляемому нами великомученику! — Благодаря мудрой Монархинѣ, которая подобно Ярославу, умѣя освѣщать величіе земное небеснымъ, соединила воспоминаніе вашихъ подвиговъ съ воспоминаніемъ настоящаго дня, мы, лишенные удовольствія видѣть памятникъ Ярославовъ, имѣемъ утѣшеніе на васъ смотрѣть, какъ на живые памятники славы отечественной. Дерзнемъ ли вопросить: что теперь на сердцѣ у васъ? гдѣ ваша мысль?.. Тамъ, гдѣ вы лицомъ къ лицу встрѣчались со смертію... тамъ, гдѣ вы, въ силѣ вѣры и любви, полагали души за Церковь и Отечество!.. О, не опасайтесь предаваться симъ воспоминаніямъ и здѣсь, предъ престоломъ Царя царствующихъ: ваши подвиги святы, ими купленъ миръ Церкви и Отечества. Если вы не были мучениками Христовыми, подобно празднуемому нами, то подобно ему были побѣдоносцами Христовыми. Но зачѣмъ я лишаю васъ подобающаго вамъ? нѣтъ, вы были и мучениками, — вашимъ твердымъ изволеніемъ, ибо вы, подобно Исааку, рѣшились быть закланными изъ любви /с. 233/ къ Церкви и Отечеству, и устремлялись на явную смерть. Если мечъ не поразилъ, и огнь не попалилъ жертвы вашей, то виною сего не вы, а мановеніе свыше. Памятуйте же сіе и не берите своей жертвы назадъ, съ престола вѣры и Отечества. Господь извелъ васъ изъ среды, гдѣ вокругъ васъ пали тысячи; Онъ обратилъ для васъ съ своей стороны въ даръ жизнь вашу, Ему принесенную: умѣйте воспользоваться симъ даромъ! Мы не сомнѣваемся, что вы еще сто разъ готовы нести жизнь противъ враговъ внѣшнихъ. Но не забудьте, что есть враги внутренніе, — не тѣ несчастныя жертвы самообольщенія, коихъ ничего не стóитъ побѣждать силою, а трудно только спасать отъ собственнаго ихъ насилія себѣ самимъ, — а тѣ, кои съ нами раждаются, возрастаютъ, живутъ и только съ нами умираютъ — наши страсти! Укрѣпляйтесь на брань и противу сихъ враговъ, не жалѣя для пораженія ихъ самой своей жизни. Молитвы великомученика и крестъ, украшающій грудь вашу, да будутъ для васъ и побужденіемъ къ мужеству, и оружіемъ на брани, и залогомъ побѣды. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесенное 1838 г. ноября 27 дня, въ присутствіи георгіевскихъ кавалеровъ, по случаю кавалерскаго праздника, въ кіевской Георгіевской церкви, созданной на мѣстѣ древней Ярославской, освященіе коей воспоминается въ сей день Церковію.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ II. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 227-233.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.