Церковный календарь
Новости


2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
2018-09-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). А. С. Хомяковъ и Митрополитъ Антоній (1970)
2018-09-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 59-е (4 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА НА ВЫСОКОТОРЖЕСТВЕННЫЕ ДНИ.

Слово въ день рожденія Благочестивѣйшаго Государя, Николая Павловича, Императора и Самодержца Всероссійскаго, произнесенное въ Кіево-Печерской лаврѣ іюня 25 дня, 1834 года.

Въ руцѣ Господни власть земли, и потребнаго воздвигнетъ во время на ней (Сирах. 10, 4).

Происхожденіе на свѣтъ человѣка есть, повидимому, одно изъ самыхъ случайныхъ явленій. Родиться въ такое или другое время, въ той или иной странѣ, отъ славныхъ или бѣдныхъ родителей, съ великими или малыми способностями, — все это и множество другихъ обстоятельствъ явленія человѣка на свѣтъ не подлежитъ нимало соображенію человѣческому, составляетъ тайну бытія нашего на землѣ.

Между тѣмъ, есть око, которое все ясно видитъ и въ этой тьмѣ! Есть десница, которая блюдетъ всѣ жребіи земнородныхъ и раздаетъ ихъ съ совершенною правильностью! Господи, — восклицалъ нѣкогда святый Давидъ, проникнутый чувствомъ вседѣтельнаго Промысла Божія о жизни человѣческой, — Господи, Тебѣ извѣстны всѣ стези мои: Ты сотворилъ внутренность мою, во чревѣ матери моей Ты образовалъ меня: ни одна кость моя не скрылась отъ Тебя: зародышъ мой видѣли очи Твои; въ Твоей книгѣ начертаны были всѣ дни мои, когда еще не было ни одного изъ нихъ (Псал. 138, 3; 13, 15)!

Столь великая бдительность Промысла Божія надъ рожденіемъ каждаго человѣка обнаруживается еще съ большею силою при явленіи на свѣтъ такихъ людей, отъ коихъ зависитъ судьба многихъ, кои предназначены быть творцами благоденствія для цѣлыхъ народовъ. Сообразно великому предназначенію своему, люди сіи не иначе изводятся на поприще всемірнаго дѣйствованія, какъ по особеннымъ законамъ міроправленія, во времена самыя важныя. Приходитъ ли такое время? И ничто не можетъ замедлить исполненія судебъ: у грубыхъ народовъ внезапно являются мудрецы и законодатели; среди малыхъ племенъ возстаютъ основатели великихъ царствъ; къ удаленнымъ отъ престола сама собою приходитъ власть. Никакія опасности, преграды и труды не могутъ остановить успѣха таковыхъ избран/с. 17/ныхъ Божіихъ: предъ ними, по выраженію Пророка, горы преклоняются, дебри наполняются, твердыни и забрала падаютъ (Исаіи 45, 1-2); ибо предъ ними невидимо предходитъ — Самъ Богъ! Оканчивается ли время божественнаго предназначенія? И великіе дѣйствователи, именемъ своимъ наполнявшіе всю землю, какъ бы связанные невидимыми узами, престаютъ дѣйствовать, или внезапно восхищаются съ поприща дѣйствованія. Среди таковыхъ измѣнъ десницы Вышняго (Псал. 76, 11), чудесно являющей себя по временамъ въ судьбѣ великихъ и сильныхъ земли, а чрезъ то самое и въ судьбѣ цѣлыхъ народовъ, и оставляющей слѣды явленія своего нерѣдко на цѣлые вѣки, — всѣ сами собою невольно узнаютъ и всенародно признаютъ ту великую вѣчную истину, что въ руцѣ Господни власть земли, и Онъ Самъ потребнаго воздвигнетъ во время на ней.

Но, если въ руцѣ Господни власть земли, то что же остается въ руцѣ народовъ? — Ужели одно безмолвное благоговѣніе къ дѣйствіямъ Промысла, дающаго и преставляющаго владыкъ земныхъ? — Если потребнаго воздвигаетъ Онъ Самъ, и въ извѣстное только время на ней, то не должно ли по тому самому во всѣ прочія времена отложить всякое ожиданіе видѣть на престолѣ царей, благопотребныхъ къ созиданію народнаго благоденствія? — Нѣтъ, слово Божіе не для того открываетъ намъ чрезвычайную зависимость владыкъ земныхъ въ ихъ происхожденіи и судьбѣ отъ воли Самодержца небеснаго, чтобы содѣлать насъ праздными зрителями ихъ явленія и дѣйствій на землѣ, какъ дѣла намъ вовсе недоступнаго и потому чуждаго. Напротивъ, оно указуетъ народамъ на чрезвычайную зависимость царей земныхъ отъ Царя небеснаго, какъ на вѣрнѣйшее средство оказывать благотворное дѣйствіе на судьбу своихъ земныхъ владыкъ, — какъ на основаніе возможности заслуживать у неба благихъ и мудрыхъ вѣнценосцевъ. Царь мудрый и благій, по ученію святой вѣры нашея, есть даръ Божій; но такой даръ, который долженъ быть заслуживаемъ и хранимъ, ибо можетъ быть теряемъ.

Остановимъ вниманіе наше на сей важной истинѣ и, сообразно потребности настоящаго времени, раскроемъ ее къ общему нашему назиданію.

Народы любятъ помнить, что благоденствіе ихъ зави/с. 18/ситъ отъ царей, что благочестіе и правда владыкъ низводятъ благословеніе Божіе на царство, а неправда — гнѣвъ и разрушеніе. И должно сказать, что это — истина, ясно выраженная въ словѣ Божіемъ, оправданная многими, очевидными опытами, особенно въ исторіи израильскаго народа. Но, памятуя сіе, не должно забывать и того, что и правители въ свою чреду не менѣе подлежатъ невидимому вліянію народовъ, что подданные своею правдою и неправдами постоянно дѣйствуютъ на судьбу своихъ вѣнценосцевъ. Дѣйствіе сіе, по указанію слова Божія, такъ сильно и обширно, что простирается на все бытіе царя, начинается еще до его рожденія, продолжается во всю его жизнь, и переходитъ даже за ея предѣлы.

Начинается до рожденія. Съ чѣмъ сообразуется вседѣтельная премудрость Божія, изводя на свѣтъ такого или другаго народоправителя? Съ потребностію времени, то-есть съ совершенствами и недостатками, съ нуждами и пріемлемостію людей, живущихъ въ извѣстное время: потребнаго воздвигнетъ во время на ней. Но отъ кого зависятъ сіи совершенства и недостатки, сіи нужды и желанія? Бываютъ между ними, конечно, и такія, кои не подлежатъ произволу человѣческому; но большая часть ихъ всегда есть плодъ свободы, — добраго или худаго употребленія нашихъ силъ и способностей. Посему, если Провидѣніе, воздвигая народоправителей, всегда сообразуется въ семъ дѣлѣ съ потребностію времени, а потребность сія слагается изъ нуждъ и качествъ, кои зависятъ отъ самыхъ людей, живущихъ въ извѣстное время, то не явно ли, что не только судьба, самое происхожденіе на свѣтъ лицъ царственныхъ, еще до рожденія ихъ, опредѣляется состояніемъ народа, — его совершенствами и недостатками? Въ семъ смыслѣ можно сказать, что каждый народъ самъ — своими добродѣтелями или пороками — взимаетъ изъ нѣдръ творческаго могущества царя по сердцу своему. Каково состояніе и каковы заслуги предъ Богомъ народа, таковъ и царь! ибо дары Божіи бываютъ соразмѣрны съ качествами и заслугою пріемлющихъ.

Дѣйствуя такимъ образомъ на происхожденіе своихъ правителей еще до явленія ихъ на свѣтъ, народы тѣмъ паче непрестанно дѣйствуютъ на судьбу ихъ во все продолженіе ихъ жизни. Благочестіе и добродѣтели народа со/с. 19/ставляютъ и лучшее изъ украшеній вѣнца царскаго, и главный источникъ силы и крѣпости для царства и надежнѣйшій щитъ противу всѣхъ опасностей. Чего не въ силахъ предпринять и совершить царь, управляющій людьми, вѣрными Богу отцевъ, преданными престолу и отечеству, за вѣру и правду дерзающими на всякую опасность? Какое зло осмѣлится приблизиться, и приблизившись не исчезнетъ у подножія того престола, который огражденъ молитвами и добродѣтелями народными? — Напротивъ, управленіе народомъ буіимъ и ненаказаннымъ само по себѣ есть уже тяжелый жребій для правителя. Что можетъ успѣть все искусство и усердіе самаго лучшаго кормчаго, если ему достанется управлять совершенно разстроеннымъ кораблемъ, среди непрестанныхъ бурь и треволненій? Беззаконія народа, удаляя отъ земли благословенія неба, чрезъ то самое отъемлютъ успѣхъ у самыхъ мудрыхъ начинаній предержащей власти, дѣлаютъ безсильными самыя надежныя средства, ею употребляемыя, подрываютъ самое основаніе всеобщаго благоденствія. За грѣхи народа умаляются самые дни наилучшихъ изъ царей. Разительный примѣръ сего представляетъ благочестивый Іосія, царь израильскій. Подобенъ ему въ благочестіи, по свидѣтельству самаго слова Божія, не бысть предъ нимъ царь, и по немъ не воста подобенъ ему (2 Пар. 35, 20); но поелику народъ израильскій сдѣлался недостойнымъ милости и долготерпѣнія небеснаго; то царь, любимый небомъ и землею, — во цвѣтѣ лѣтъ, внезапно преложенъ къ отцамъ своимъ, чтобы, по выраженію писанія, не видѣть очами своими всѣхъ злыхъ (4 Цар. 22, 20), которыя имѣли быть наведены на его царство.

Наконецъ, народы продолжаютъ дѣйствовать на судьбу своихъ владыкъ и по окончаніи ихъ жизни. Бесѣдуя въ собраніи христіанскомъ, нѣтъ нужды доказывать, что кромѣ земныхъ судовъ есть судилище небесное, и что за предѣлами сей жизни ожидаетъ каждаго изъ насъ строгій отчетъ въ томъ, что содѣлано имъ на землѣ. Царямъ, какъ вождямъ и свыше поставленнымъ приставникамъ народовъ, надлежитъ по сему самому дать предъ царемъ царствующихъ отвѣтъ не о себѣ токмо самихъ, но и о всемъ великомъ приставленіи (Лук. 16, 2) царственномъ. Можно ли же думать, чтобы при семъ отвѣтѣ не воспоминались добродѣ/с. 20/тели и неправды народа, который былъ ввѣренъ ихъ управленію?

Соображая все сіе, чье сердце не исполнится благоговѣйнаго умиленія при мысли о великомъ и вмѣстѣ страшномъ предназначеніи владыкъ земныхъ? — Еще до рожденія своего имѣть отношеніе къ нравственному состоянію цѣлаго народа, исходить на свѣтъ, для совершенія судебъ Божіихъ надъ цѣлыми племенами и на цѣлые вѣки дѣйствовать на временную и вѣчную судьбу каждаго изъ подданныхъ, и подлежать въ семъ отношеніи его дѣйствію, сосредоточивать въ себѣ силу или безсиліе, благоденствіе или бѣдствія всего царства, быть среди милліоновъ подобныхъ себѣ человѣковъ первымъ пріемникомъ благословеній и гнѣва небеснаго, — Боже мой, какая страшно — величественная участь! — Что послѣ сего значитъ блескъ всѣхъ вѣнцовъ въ мірѣ въ сравненіи съ великою отвѣтственностію, лежащею на раменахъ каждаго самодержца? — И поелику народамъ, какъ и частнымъ людямъ, прилежитъ, особенно въ наши скудныя правдою времена, болѣе помышленія на злая (Быт. 6, 5), нежели на благая, то что остается нынѣ престоламъ въ ихъ уединенной, недосягаемой высотѣ, какъ быть постоянными отводами гнѣва небеснаго, непрестанно привлекаемаго на землю неправдами народовъ? — Таковыми точно и были всегда престолы царей благочестивѣйшихъ; смиреніемъ, упованіемъ на Промыслъ Божій, дѣлами вѣры, любви и милосердія они всегда покрывали беззаконія своего народа, и такимъ образомъ умѣряли гнѣвъ небесный.

Но, признавая благодѣяніе сіе, мы тѣмъ не менѣе должны памятовать свою обязанность — благочестіемъ и правдою облегчать для самодержцевъ тяжесть ихъ великаго служенія, а усердными молитвами низводить на главу ихъ милость и благословеніе неба. И когда священная обязанность сія должна пробуждаться въ сердцѣ съ большею силою, какъ не въ настоящій день, когда Промыслъ Божій, выну благодѣющій къ отечеству нашему, благоволилъ воздвигнуть для блага его Вѣнценосца столь твердаго и мудраго, какимъ не только мы, цѣлый свѣтъ признаетъ Монарха нашего? — Благодаря за сію великую милость Божію къ намъ, мы всегда должны памятовать, что продолженіе ея надъ нами зависитъ отъ насъ, — отъ того, сколько и какъ мы будемъ ея достойны.

/с. 21/ Посему, желая ознаменовать торжествомъ настоящій день царственный, ознаменуемъ оный не столько шумными гласами радости и восклицаній, которыя, поражая слухъ всѣхъ, могутъ не касаться сердца многихъ, сколько безмолвнымъ, но усерднымъ возношеніемъ мыслей и желаній нашихъ къ престолу Царя царствующихъ, съ теплою молитвою о возлюбленномъ Помазанникѣ Божіемъ; покажемъ радость и усердіе наше не столько возженіемъ огней вещественныхъ, кои, прогоняя мракъ ночный, не могутъ разсѣять мглы, облежащей умы строптивые, сколько возгрѣяніемъ въ сердцѣ невещественнаго огня истинной вѣрности и любви къ престолу, которая вовсе не знаетъ никакого мрака, всегда ходитъ во свѣтѣ. Если доблестные сыны Россіи будутъ достойны благословеннаго царствованія мудраго и праволюбиваго Николая, то Господь, оправдавый царствовать его надъ нами, не замедлитъ увѣнчать его и долготою дней. Тогда по слову писанія, никакой, ни явный, ни тайный, врагъ ничтоже успѣетъ на него, и никакой сынъ беззаконія не приложитъ озлобити его (Псал. 88, 25). Не пріидетъ къ нему никакое зло и рана не приблизится тѣлеси его (Псал. 90, 10). Онъ не убоится ни отъ страха нощнаго, ни отъ стрѣлы летящія во дни, ни отъ вещи, во тьмѣ преходящія (тамъ же, 5). Ибо, — при недостаткѣ естественныхъ средствъ, — Господь заповѣсть Ангеламъ Своимъ сохранити его во всѣхъ путехъ его (тамъ же, 2).

Итакъ, еще повторимъ, желая мира и долгоденствія благочестивѣйшему Помазаннику, приложимъ всѣ усилія къ сохраненію собственнаго нашего мира съ Богомъ. Грѣхи народа суть первые враги царя, равно какъ молитвы и добродѣтели подданныхъ суть вѣрнѣйшее храненіе для самодержцевъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 16-21.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.